14

Всем доброго времени суток. Я тут уже начал обыгрывать этакую абстрактную «крейсерскую» альтернативу, в которой были и своеобычные «баяны», и «супербаяны», и «богини», и «новики» с «боярами». Ознакомиться с их «портретами» и ТТХ можно здесь:

https://alternathistory.ru/ubiitsa-bronepalubnikov-dlya-rossiiskogo-imperatorskogo-flota

https://alternathistory.ru/bronenosnye-kreisera-tipa-ryurik-1905-god

https://alternathistory.ru/lovtsy-kuptsov-i-eskadrennye-razvedchiki

А теперь нарисовался еще один привет из этого мира, хотя и из несколько более ранних времен. Итак, встречайте – броненосные корабли «Император Александр II» и «Император Николай I», представляющие собой своего рода микст из реальных «Императора Александра II» и «Адмирала Нахимова».

Броненосные корабли "Император Александр II" и "Император Николай I"

По авторской легенде, управляющий Морским министерством России Иван Алексеевич Шестаков где-то этак в конце 1882 года внезапно переболел любовью к кораблям «таранного» типа для Балтики и озадачил конструкторов проектом быстроходного даже не броненосца, а «броненосного корабля», как поименовал свою идею адмирал. Причем высокую скорость – и приличную дальность плавания – предполагалось обеспечить за счет некоторого сокращения требований по бронированию (пояс длиной около двух третей ватерлинии и толщиной не свыше 12 дюймов) и вооружению (главный калибр ограничили шестью 9-дюймовыми орудиями – но уже с требованием все их поместить в прикрытые сверху барбеты).

После утверждения спецификации по корпусу первый из этих кораблей был заложен в октябре 1883 г. в большом деревянном эллинге Нового адмиралтейства. А второй – двумя месяцами позже в большом деревянном эллинге Балтийского завода. Причем, невзирая на чуть более поздний срок закладки, «Император Николай I» вошел в строй уже в апреле 1889 г., тогда как полной готовности «Императора Александра II» пришлось ждать до декабря 1890 г.

В отличие от довольно спорных по конструкции черноморских броненосцев типа «Екатерина II» с их «треугольным» расположением установок главной артиллерии, первые на Балтике капитальные корабли программы 1883-1902 годов считались в целом весьма удачными. Да, проектных 16 узлов они не достигли, показав на мерной миле лишь 15,6-15,9 узла – во многом благодаря весьма значительной, 700-800-тонной перегрузке. Дальность плавания тоже оказалась на четверть ниже той, на которую закладывались при их создании. Но эти недостатки с лихвой искупала достаточно надежная в рамках отведенного лимита водоизмещения защита и возможность вести огонь в значительном диапазоне курсовых углов из всех шести наличных орудий главного калибра разом.

На закате своей карьеры в 1903-1904 годах «Император Александр II» и «Император Николай I» были переклассифицированы в учебно-артиллерийские корабли. И в деле подготовки комендоров башенной артиллерии для русского флота их хоть уже и устаревшие, но многочисленные установки главного калибра сыграли свою немалую роль.

Интересно и то, что именно эти корабли многие потом считали прародителями уже другого поколения столь привычных для Балтики «гибридов» броненосца и крейсера – «Пересвета», «Осляби» и «Сисоя Великого», которые в военно-морских кругах за все их достижения в ходе русско-японской войны 1904-1905 годов удостоились особой классификации как «русские уничтожители».

Впрочем, это уже совсем другая история…

Броненосные корабли "Император Александр II" и "Император Николай I"

Характеристики броненосных кораблей «Император Александр II» и «Император Николай I»:

водоизмещение (нормальное/полное) (среднее для кораблей серии) – 8750/8875 т (по проекту – 8000/8125 т);

размеры – 101,55 (длина по ВЛ)/104,44 (длина наибольшая)/19,51 (ширина на миделе)/8,13 (осадка при полном водоизмещении) м;

мощность машин на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 8250 л.с. (по проекту – 8500 л.с.);

скорость на испытаниях (средняя для кораблей серии) – 15,75 узла (по проекту – 16,0 узлов);

запас угля – 1000 (нормальный)/1125 (полный) т;

дальность плавания фактическая при полном запасе угля – 3750 миль на 10 узлах (по проекту – 5000 миль на 10 узлах);

бронирование (броня стальная (палуба, крыша боевой рубки, казематы СК и верхнее прикрытие барбетов ГК) и компаунд):

пояс по ватерлинии (71,09 м (70 %) длины, 2,51 м ширины, с 1,14 м от верхней кромки начинает утоньшаться к нижней кромке) – 305-152 мм (50,78 м (50 %), центральная часть) и 254-127 мм (20,31 м (20 %), оконечности), траверзы пояса по ватерлинии – 254-127 мм (толстая и сужающаяся части соответствуют по ширине соответствующим частям пояса), палуба – 57 мм (плоская по верхней кромке пояса по ватерлинии в его пределах – с учетом палубного настила) и 76 мм (карапасная в носу и корме вне пояса по ватерлинии – с учетом палубного настила), барбеты 229-мм орудий (состоят из двух колец – верхнее высотой 3,3 м и внешним диаметром 7,62 м и нижнее высотой 2,29 м и внешним диаметром 1,52 м) – 229 мм, верхнее прикрытие барбетов 229-мм орудий (полусферической формы) – 57 мм, казематы 152-мм орудий – 51 мм (бок) и 12,7 мм (разделительные переборки на батарейной палубе, крыша и пол (крыша и пол – палубный настил)), боевая рубка – 203 мм (бок)/51 мм (крыша);

вооружение – 3х2-229х35, 8-152х35 (на батарейной палубе), 10-47 (пятиств.) (на батарейной палубе), 8-37 (пятиств.) (на боевых марсах), 2-63,5-мм десантных, 4-381-мм т.а. (надводные, 12 торпед), 30 мин.

Подписаться
Уведомить о
guest

45 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account