Бронеавтомобиль Рысь. Россия

0

На военном параде 9 мая 2012 была впервые показана новая российская бронемашина «Рысь». Поэтому, мне кажется многие захотят о ней узнать поподробней.

Представляю вам, пожалуй, самую подробную и развёрнутую статью посвящённую «Рыси». Она появилась в журнале «Авто Ревю» №8 за 2012 год.

Бронеавтомобиль Рысь. Россия

Все началось с того, что в середине 2009 года КАМАЗ закупил для испытаний два «многофункциональных автомобиля малой грузоподъемности» —бронированные Iveco LMV. Стоимость каждого —аж 300 тысяч евро без растаможки и НДС. О самих броневиках и причинах их покупки мы рассказывали в АР №10, 2010: машина, которая уже служит в десятке стран, понравилась руководству Минобороны России прежде всего своей взрывозащищенностью. Аналогичных конструкций в России не было…

Военачальники заявили, что будут закупать LMV вместо отечественных Тигров, и немедля приняли броневик на снабжение (что равносильно принятию на вооружение) —Приказом №650 от 16 июня 2010 года. А теперь сравните:скажем, российский БТР — 90 Росток был создан в середине девяностых, однако на снабжение его приняли только в 2008 году. (И все равно МО РФ отказалось закупать эту модель, назвав ее бесперспективной). А тут незнакомую, да еще и полностью импортную машину, купленную в двух экземплярах, принимают на вооружение не просто без конкурса, но и без полного цикла испытаний. Не находите это странным?

Общественность взорвалась негодованием: нашу армию собираются пересадить на итальянские броневики! Масла в огонь подлила видеозапись сравнительных испытаний на снежной целине, где LMV вчистую проиграл Тигру. Перед публикацией этой статьи мы еще раз просмотрели видео (оно есть на интернет — сайте Youtube): все честно! После старта на целине глубиной 65 см Тигр быстро уехал вперед, а итальянская машина с трудом ползла, нагребая гору снега перед бампером. Впрочем, камазовцы уверяли, что дело в слишком широком бампере и отсутствии защиты поддона —и у последующих образцов это исправили.

Бронеавтомобиль Рысь. Россия

Итак, главным аргументом Минобороны стало то, что Iveco защищен гораздо лучше армейского Тигра не только от пуль (класс 6а —высший по ГОСТУ против третьего класса), но и от мин и фугасов (более шести килограммов тротила против 200 граммов). Это правда. Но —лукавая. Ведь когда сами же военные составляли техническое задание на Тигр, от него никто не требовал такой противопульной и противоминной стойкости! Другое дело, что Военно-промышленная компания (ВПК), которой Тигр достался в наследство от ГАЗа, сама не предлагала взрывозащищенную модель…

Так что армейский Тигр — 233014 выдерживает подрыв гранаты «лимонки>» под днищем и обстрел из автомата Калашникова пулями со стальным сердечником, хотя наша армия давно перешла на более мощные пули с термоупрочненным сердечником (ТУС). Между прочим, Тигр СПМ — 2, созданный по заказу МВД, бронирован куда мощнее, по пятому классу, и «держит» пули с ТУС. При этом и армейские, и эмвэдэшные Тигры служат в горячих точках, где стреляют по-настоящему!

Когда Рысь уже вовсю проходила испытания (в 2010 году были куплены еще два образца), компания ВПК по собственной инициативе создала модель Тигр — ба, защищенную от пуль так же, как Iveco. Но и эта машина не заинтересовала армейское руководство: на прошлогодней выставке в Бронницах она стояла в открытой экспозиции, а вот камазовские Iveco с русскоязычными надписями «Рысь» на передках —в закрытой, доступной только министру обороны и его свите.

Бронеавтомобиль Рысь. Россия

На все вопросы об lveco — Рьюи генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин улыбался: «Машина отличная». В конце прошлого лета камазовцы купили десять машин, а затем собрали их в придачу к четырем готовым броневикам, купленным ранее.

Но сразу после этого КАМАЗ вышел из проекта! Почему? Средства массовой информации уверяли, что итальянцы не смогли предоставить лицензию, поскольку компоненты Рыси производят в разных странах…

В итоге Минобороны взяло дело в свои руки, и на осенней выставке в Нижнем Тагиле броневики Iveco стояли уже на стенде «минобороновской» коммерческой фирмы Оборонсервис. Вот только на демонстрационном показе Рысь вновь опозорилась по причине проходимости —на этот раз перед трибунами, на глазах у Путина, прибывшего на показ. Дело в том, что за день до показа экипаж Рыси (говорят, он специально прибыл из Италии) решил потренироваться на полосе препятствий и застрял.

Поэтому во время демонстрации Рысь под ехидные комментарии зрителей попросту объезжала крупные препятствия (это видео тоже можно найти на Youtube).

А вот Тигр преодолел их все! Неудивительно: его клиренс —400 мм против 290 мм у Рыси и днище гладкое, без торчащих рычагов подвески.

Но вернемся к КАМАЗу. Вот фрагмент моего диалога с его генеральным директором Сергеем Когогиным.

—Сергей Анатольевич, что с проектом?

—Сейчас мы выступаем только консультантами.

—Но Минобороны все же будет собирать LMV?

—Теперь этой работой занимается Оборонсервис. Но с точки зрения локализации он вряд ли сможет выполнить те функции, что выполнял КАМАЗ…

—Почему проект не пошел? Из-за проблем с лицензиями?

—Не совсем так. Да, была проблема с генератором из США: он сделан герметичным для преодоления бродов. Но мы с IVECO нашли подходящий вариант замены.

—Тогда в чем причина выхода из проекта?

Бронеавтомобиль Рысь. Россия

—Мы в течение года испытали автомобиль, обеспечили принятие его на снабжение, сделали закупку, подготовили персонал, собрали десять машин… Но есть закон о военно-техническом сотрудничестве, который накладывает очень серьезные ограничения и на компанию, и на людей, которые ее возглавляют. Есть один очень важный момент. КАМАЗ сотрудничает с Министерством обороны, но наша зона интересов —в гражданском сегменте, а военная тематика вторична.

 

—Это обременительно?

—Не в том дело: требует больших инвестиционных затрат, трудозатрат и четкой стратегии. И сознание военных еще не изменилось. Я разговаривал с бойцом ГРУ (Главного разведывательного управления): «Хочу, чтобы ты получил шанс выжить». А он: «Это как? Мне надо с командиром посоветоваться…»

КАМАЗ не может быть до бесконечности самым большим патриотом страны!

Я увидел, что проект имеет право на жизнь, когда мы провели ходовые и ресурсные испытания машин. Потом отдали их Министерству обороны и испытали вместе с ними. Да, потребовались мелкие доработки. Потом с делегацией военных я поехал в Германию и смотрел, как там итальянцы расстреляли и взорвали LMV. Еще шутил над главным конструктором Iveco: «Сядь в машину, когда стрелять будут!» Кстати, стреляли бронебойными пулями Б — 32.

—Заряд какой мощности подрывали?

—Шесть килограммов 140 граммов. При мне взвесили тротиловую шашку, заложили в имитацию скального грунта —стальную трубу, которая была загнана в землю. Взорвали машину, и манекен не получил ни одного повреждения, несовместимого c жизнью. А бэтээры, которые сегодня делает наша страна, —это техника для истребления собственных солдат, а не солдат противника!

На этом интервью с Когогиным завершилось: он спешил.

Что касается испытаний подрывом (видео есть на Youtube), когда я показал их кадры специалистам, те вынесли свой вердикт: «Да, кузов цел. Но экипаж получил сильнейшие травмы или погиб! Не от осколков, а от затекания ударной волны, когда давление внутри бронекапсулы мгновенно нарастает и так же мгновенно падает. На снимке прекрасно видно, что взрывом распахнуло люк, а если кузов разгерметизируется, люди получают баротравму».

Да и сами испытания вызывают большие сомнения. Как бы они не были хорошо поставленным спектаклем! Похожие спектакли приходилось видеть и мне —как в Германии, так и в России, когда на глазах журналистов бронеавтомобиль или его стекло расстреливали пулями не со стальным сердечником, а с мягким, свинцовым…

В данном случае хорошо видно, что заряд находится перед левым передним колесом. Но по европейскому стандарту STANAG 4569 он должен лежать прямо под колесом, да еще и с 50 — процентным смещением вглубь машины. Кроме того, специалистов настораживают цвет и яркость пламени от взрыва. «Похоже на отечественный ШИ — РАС, шашку —имитатор разрыва артснаряда, в состав которой входит 75 г тротила и примерно килограмм хвойных опилок. Взрывается несильно, но невероятно эффектно».

Бронеавтомобиль Рысь. Россия

Как бы то ни было, у нас есть подозрение, что заряд, заложенный в трубу действовал направленно, по заданному сценарию —оторвал колеса и разворотил моторный отсек, но оставил кузов невредимым. А теперь взгляните на снимки LMV, которые подорвались в Афганистане на настоящих фугасах: их экипажам повезло гораздо меньше! Неудивительно: маленький и относительно легкий броневик невозможно превратить в неуязвимый танк.

И с противопульной защитой есть проблемы. Российские бронировщики нашли ряд мест, где она не просто ослаблена —ее нет вовсе. Скажем, бронепанели кузова разделены толстым уплотнителем из резины, а отверстия в передних дверях, через которые проходят рычажки регулировки зеркал, никак не защищены.

В связи со всем этим —один из главных вопросов: почему LMV не подрывали и не расстреливали в России? Ведь зарубежные покупатели нашей бронетехники зачастую требуют провести испытания в своих странах! Скажем, бразильская полиция, прежде чем начать испытания Тигров, изрешетила одну из машин из разных видов местного оружия —чтобы убедиться, что класс защиты соответствует заявленному.

А вот другой вопрос. Почему Минобороны выбрало именно Iveco, хотя в Европе есть ряд не менее достойных конструкций —скажем, немецкий Dingo 2 или швейцарский Eagle IV? Ведь, повторим,никакого конкурса или сравнительного отбора не проводилось!

Как бы то ни было, в цеху воронежского авторемонтного завода Минобороны (ОАО 172 ЦАРЗ) уже идет стапельная сборка Рысей. Пока объем работы невелик: рабочие крепят к готовым машинам грузовые отсеки, привинчивают капот, лебедку, запаску… Машинокомплекты идут в Воронеж фурами —по два броневика в трейлере.

В нынешнем году будет сделано 57 экземпляров, затем,по нашей информации, завод станет выпускать по 114 броневиков ежегодно. Всего же до 2020 года Минобороны собирается закупить 1775 экземпляров. И если это произойдет, Россия может стать обладателем самого крупного парка LMV в мире!

И самого дорогого, поскольку, по нашим данным, общая сумма контракта —более 30 млрд рублей, а конечная цена одной машины —аж 17,1 млн рублей. Для сравнения: здоровенный БТР — 82А в полной комплектации с комплексом вооружения, его стабилизатором и навигацией, стоит 20,1 млн рублей, а Тигр —всего 5,7 млн рублей.

Проблема в том, что Рысь сама по себе невероятно дорога. Считайте сами: цена машинокомплекта на таможне —275 тысяч евро, или в переводе на наши деньги —10 млн 725 тысяч рублей. КАМАЗ растаможивал Рыси как обычные легковушки, с 30 — процентной пошлиной. Оборонсервис —видимо, уже как «танки и прочие боевые самоходные бронированные транспортные средства», под 20% пошлины. В итоге машина стоит с НДС от 15 до 16,5 млн рублей. «Туда — сюда — маржа — потери» —вот и искомые 17 миллионов.

Знаете, сколько стоят подножки Рыси, измененные по просьбе КАМАЗа? Одна штука —почти тысячу долларов! А «ограждение подогревателя кузова» —870 долларов за штуку.

Кстати, Оборонсервис отправил письмо в Федеральную таможенную службу с просьбой вообще освободить Рысь от таможенных пошлин: мол, стратегический проект под контролем президента… Интересно: если это произойдет, уменьшится ли конечная цена Рыси? Кроме того, в течение четырех лет Оборонсервис планирует сделать половину компонентов отечественными —за счет создания совместных предприятий «пятьдесят на пятьдесят» с итальянцами и немцами. Цитируем служебную записку: «Так как значительная часть комплектующих —керамическая броня, коробка передач, компоненты для двигателя, боевой модуль и др. —производится в ФРГ».

Тем временем сборка Iveco LMV началась и в Австрии. Местный производитель армейской и пожарной техники EMPL соберет для своей страны 147 экземпляров на общую сумму 104 млн евро, а израильская компания Elbit поставит для них системы дистанционного управления огнем еще на 25 млн евро. Итого каждый LMV обойдется австрийцам почти в 880 тысяч евро! На этом фоне российские Рыси весьма недороги…

Когда статья была готова, Минобороны США начало сравнительные испытания шести легких бронеавтомобилей, защищенных от мин и фугасов, —с целью выявить лучшие. Мы не сомневаемся: так и будет, тем более что американская армия с 2007 года получила тысячи более крупных моделей, уже проверенных в Иране и Афганистане.

Бронеавтомобиль Рысь. Россия

А наши военные и оборонка проспали: когда срочно понадобилась взрывозащищенная модель, оказалось, что выбирать не из чего! Отсюда и результат.

Только сейчас компания ВПК завершает государственные испытания «противофугасного» Медведя для Внутренних войск МВД (он крупнее и тяжелее Тигра и Рыси), а Урал и КАМАЗ испытывают еще более тяжелые модели Тайфун.

Впрочем, известно и о других разработках. Год назад НПО «Спецтехника и связь» МВД объявило конкурс на создание взрывозащищенного бронеавтомобиля малого класса Антиградиент: он должен выдержать подрыв семи килограммов взрывчатки, иметь колесную формулу 4×4, шины с регулируемым давлением и разгоняться до 110 км/ч.

А в конце нынешнего марта российский интернет обошла шпионская фотография невиданного броневика на Дмитровском автополигоне (но сделанная не нами: мы не имеем права снимать там технику, которую сами не испытываем). Машину, похожую на фантастический «бэт — мобиль», испытывал не кто иной, как Владимир Чагин.

Вскоре на одном из автомобильных сайтов появилось разъяснение с компьютерными эскизами и фотографией прототипа —опять же шпионскими: мол, это проект ЗИЛ Каратель (помнится, один броневик с этим чудесным названием уже был, только делал его ГАЗ), автор концепции —дизайнер Саакян. Но почему у прототипа, созданного ЗИЛом, зиловские же колеса, а у машины на Дмитровском полигоне —такие же, как у «дакаровского» КАМАЗа, и видны спаренные стойки гоночной подвески?

По нашей информации, Саакян сделал два одинаковых с виду проекта для ЗИЛа и КАМАЗа, причем речь идет не о самом заводе, а о спортивной команде КАМАЗ — Мастер. И если зиловский прототип существует уже пару лет и судьба его туманна, то на снимке, который вы видите вверху страницы, —новейшая «гоночно — камазовская» версия!

А сами камазовцы не оставляют надежды разработать аналог убежавшей от них Рыси: насколько нам известно, они уже обращались по поводу создания «легкого бронированного транспортера переднего края» к сторонним конструкторам.

 Ну что же, на этом наша история заканчивается. Удачи и чаще заходите на car-doc.ru !!!

Бронеавтомобиль Рысь. Россия

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

20 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account