Бразильские долгожители. Речные мониторы U-17 «Паранаиба»

10

Десять лет назад многие мировые СМИ отмечали, что 6 ноября 2012 года исполнилось 75 лет с момента спуска на воду одного из старейших боевых кораблей мира специальной постройки, находящегося в боевом строю – бразильского речного монитора U-17 «Parnaíba», а 6 ноября 2022 года он отметит уже свое 85-летие. Помимо завидного долголетия, весьма интересна история его создания, которая изобиловала парадоксами и рекордами.

Один из старейших боевых кораблей мира монитор U-17 «Паранаиба»

Один из старейших боевых кораблей мира монитор U-17 «Паранаиба»

С тех пор, как Бразилия и ее соседи получили независимость, между правительствами продолжалась борьба за гегемонию в бассейне Ла-Платы. Это соперничество в значительной мере определяло внешнюю и внутреннюю политику стран региона. Понятно, что в этом речном районе, был нужен флот, который являлся своеобразным, притом весьма весомым, «аргументом» в споре о внутренних водных границах между Аргентиной, Уругваем и Бразилией. Притом развития флота на южноамериканском континенте проходило со своими «местными» особенностями. Стоило одной из стран объявить о строительстве крупного корабля, как одновременно с этим и другие латиноамериканские страны начинали интенсивное строительство в целях установления паритета.

В начале XX века для Бразилии сложилась очень неспокойная политическая ситуация с ближайшими южными соседями Аргентиной, Парагваем, Уругваем. Слухи о скором появлении у Аргентины мощных речных кораблей заставили Бразилию «сделать ответный ход», – возобновить строительство одного из двух безнадежно застрявших на стапеле речных мониторов, «Пернамбуко» («Pernambuco») и «Мараньяо» («Maranhao»). Это были одни из первых полностью железных кораблей, заложенных в Бразилии, но из-за отсутствия у корабелов опыта работы с железом их строительство сильно затянулось.

«Pernambuco», бразильский речной монитор, заложен на верфи «Arsenal de Marinha da Côrte» в июне 1890 года, спущен на воду в 1909 году, введен в строй в 1910 году. Водоизмещение 470 т, основные размерения 44,5 x 7,4 x 1,6 м, паровая машина тройного расширения, 2 котла, 2 винта, мощность 800 л.с., скорость 11 узлов по спокойной воде. Вооружение: две 120-мм/45 EOC пушки в башне, два 57-мм/43 орудия «Nordenfelt» в палубных установках, два 37-мм/27 пулемета «Maxim», экипаж 60 человек. Бронирование: пояс – 168–102 мм, башня – 152 мм, палуба – 102 мм, рубка – 89 мм. Строился в Рио-де-Жанейро по проекту, разработанному совместно с английскими специалистами. В отличие от аргентинских канонерок имел широкий низкобортный корпус и гораздо более надежную защиту.

Тип сильного и прекрасно защищенного артиллерийского речного корабля; введен в строй одновременно с аргентинскими канонерками типа «Rosario» и предназначен для той же цели. Хотя окончательная достройка заняла почти 20 лет, но спокойная без эксцессов и происшествий служба во флотилии Мату-Гроссу, со штаб-квартирой в Ладариу, в течение которой он ни разу не модернизировался, была для речного корабля относительно недолгой – исключен в 1948 году.

Второй монитор того же типа, «Maranhao», по первоначальному проекту достроен не был, зато установил мировой рекорд «долгостроя»: строительство этого корабля продолжалось 50 лет!

«Paraguassu», заложен в 1890 году под именем «Maranhao» как, второй монитор класса «Pernambuco». В 1900-х строительство было приостановлено и вновь началось только в конце двадцатых годов. 11.6.1931 года корабль был перезаложен под именем «Витория» («Vitoria»), но строительство опять встало, а потом решено было завершить его по полностью измененному проекту. Корпус был разрезан вдоль осевой линии, и его ширину увеличили на 3,3 м; кардинально изменили защиту и вооружение. От башни было решено отказаться, толстый броневой пояс сняли, полностью изменили и состав артиллерии, только машины остались прежними. Монитор снова был перезаложен 28.12.1938 уже под новым названием «Парагуассу» («Paraguassu»). Закончен строительством в мае 1940 года. Корабль по степени бронирования, по большому счету, уже нельзя было считать монитором, ибо его корпус имел только противопульную защиту: пояс – 19 мм, палуба – 13 мм. Однако менять «классовую принадлежность» бразильцы не стали. Водоизмещение 430 т (стандартное), основные размерения 44,7 х 10,6 х 1,5 м, паровая машина, 2 котла, 2 винта, мощность 1100 л.с., скорость 13 узлов, запас топлива 40 т, дальность плавания 2000 миль (8 уз), вооружение одна 120-мм/50 EOC CC и две 47-мм/40 «Hotchkiss» пушки, экипаж 71 человек.

Модернизации касались только изменения состава его вооружения. Первая прошла в 1942–1945 годы: добавлены две 87-мм/13 гаубицы и четыре 20-мм/70 зенитных автомата «Oerlikon». Вторая модернизация, 1960 год: старая артиллерия ГК снята и заменена на одну 76-мм/50 Mk-22 пушку, две из четырех 20-мм/70 зениток «Oerlikon» заменены на два 40-мм/60 автомата «Бофорс». Списан в 1972 году.

В начале 1930-х годов Парагвай решил усилить свой флот весьма необычными бронированными речными канонерскими лодками, проект которых разработал талантливый парагвайский военно-морской инженер Боззано (José Alfredo Bozzano Baglietto; 1895–1969). Корабли сыграли ключевую роль как быстроходные вооруженные транспорты во время войны с Боливией (1932–1935).

Появление этих кораблей вызвало беспокойство у бразильцев. В 1938 году на государственной верфи в Рио-де-Жанейро спустили на воду монитор «Паранаиба» («Parnaíba»), построенный при технической поддержке британской фирмы «Торникрофт» («Thornycroft»), а также с использованием поставляемого из Англии материалов и оборудования. По всем канонам это была канонерская лодка, но строители «Паранаиба» («Parnaíba») мудрить не стали, а внесли его в класс мониторов, благо все три корабля были весьма похожи. Впрочем, строящийся «Паранаиба» имел вполне приличную 3″ (76 мм) броню котельного и машинного отделений, 1,5″ (38 мм) палубу и 152-мм пушку на баке. В целом получился очень удачный речной корабль, с сильным вооружением и хорошей защитой. Предназначен для действий на реках около границы с Боливией, и из-за незначительной осадки показал себя вполне пригодным для этой цели даже в их верховьях.

«Parnaíba», бразильский монитор, построен на военно-морской верфи в Рио-де-Жанейро («Arsenal de Marinha da Ilha das Cobras»), был заложен 11 июня 1936 года, спущен на воду 6 ноября 1937 года и вошел в строй бразильского флота 4 марта 1938 года. На этот год он имел следующие ТТХ: водоизмещение 720 т, основные размерения 55 x 10,1 x 1,6 м, две паровые машины тройного расширения «Thornycroft», работающие на два гребных вала, два цилиндрических котла, мощность 1300 л.с., скорость 13 узлов, запас хода 1350 миль при 10 узлах, экипаж 90 человек. Вооружение: одно 152-м/50 EOC DD орудие в палубной щитовой установке, две 47-мм/40 пушки «Hotchkiss». Бронирование: пояс – 76 мм, палуба – 38 мм, они образуют своеобразную цитадель в средней части корпуса в районе силовой установки и артиллерийских погребов. В 1942 году вооружение усилено двумя 87-мм/13 гаубицами и четырьмя 20-мм/70 Мk-4 зенитками.

В 1938 г корабль по рекам прибыл на место службы во Flotilha de Mato Grosso – г. Ладариу, почти на стыке границ Бразилии, Парагвая и Боливии, где благополучно и несет службу уже 80 лет. В 1943 году «Parnaíba» принял участие в сопровождении 6 конвоев, в том числе охранял американский линкор «Айова» (Бразилия – единственная страна Южной Америки, реально принявшая участие в военных действиях Второй мировой войны, а не формально объявившая войну Германии).

В 1960 году корабль был существенно модернизирован, полностью изменено очертание надстроек и вооружение – одна 76-мм/50 Mk-22 пушка, по две 40-мм/60 Мk-1 и 20-мм/70 Мk-4 зенитки. В мае 1977 года принял участие в торжествах по случаю годовщины независимости Парагвая. При этом 19 мая, вместе с кораблями, пришвартованными в Асунсьон, участвовал в спасении экипажа потерпевшего крушение парохода «Chalana», затонувшего неподалеку.

Монитор прошел кардинальную модернизацию в 1998–1999 годы. Получил новые системы управления огнем, новые типы орудий и вертолетную площадку. Постоянное базирование вертолета не предусмотрено. Проведена и замена его энергетической установки – паровая машина уступила место дизельному двигателю, что повысило его дальность плавания и надежность*. При этом изменились и ТТХ: водоизмещение 620 т (стандартное), основные размерения 55 x 10,1 x 1,6 м, два дизеля, мощность 1300 л.с., скорость 13 узлов, запас хода 2000 миль при 10 узлах, экипаж 74 человека. Вооружение: одно орудие 76 мм, две артиллерийские установки «Bofors» L/70 40-мм/70, шесть 20-мм установок «Oerlikon» одинарных, два 81-мм миномета, добавили вертолетную площадку (без постоянного базирования вертолета). Орудия «Bofors» в одинарных установках Mk.3 были сняты с фрегата «Niterói» при его модернизации. Двигательная установка: 2 дизеля «Cummins-Wärstila» CW-6-170 по 925 л.с. каждый с электрогидравлической передачей. Автономность выросла до 16 суток.

*Его оригинальная паровая машина была сдана в Мемориальный зал музея «Maximiano».

Претерпев ряд кардинальных модернизаций, «Parnaíba» и сейчас находится в строю, базируется на порт Ладариу на реке Парагвай, являясь флагманским кораблем флотилии Мату-Гроссу 6-го военно-морского округа Бразилии. Многие мировые СМИ отметили, что 6 ноября 2012 года исполнилось 75 лет с момента спуска на воду одного из старейших боевых кораблей мира специальной постройки, находящегося в боевом строю – бразильского речного монитора U-17 «Parnaíba», увы, его 85-летие прошло незаметно. Поскольку вместо армейских задач и войны с иностранной армией задачи ему теперь ставятся исключительно полицейские, в смысле борьбы с наркомафией и всякими террористическими группировками.

Американский историк Джонатан Грант (Jonathan A. Grant) изучил обстоятельства многих оружейных сделок, заключенных в XIX и начале XX века. Половина одной из глав его книги (Rulers, Guns and Money– The Global Arms Trade in the Age of Imperialism. – 2007, by Harvard University Press. – 283 р.) посвящена южноамериканской дредноутной гонке, другая половина — греко-оттоманской. По мнению автора, обе дредноутные гонки показали, что демократизация общества не обязательно ведет к мирному сосуществованию: южноамериканская гонка была развязана с подачи демократически выбранных органов власти. Последнее обстоятельство показало, что единоличные лидеры государств — не единственные, кто печется о региональном доминировании. Грант считал южноамериканскую гонку одним из следствий националистических и имперский амбиций, заставлявших государства добиваться престижа, равно как и следствием агрессивной торговой политики оружейных компаний.

Международные оружейные компании внесли весьма сомнительный вклад в дело налаживания более тесного сотрудничества и взаимопонимания между полушариями. Продажа военных материалов небольшим, но гордым народам была чревата слишком многими неприятными и непредсказуемыми последствиями. Если кто по-настоящему выигрывал от гонки вооружений, то это были судостроительные концерны, для которых большие амбиции малых стран обернулись «золотым дождем». Для самих же латиноамериканцев это привело только к практически бесполезным расходам – одна из бразильских газет подсчитала, что на средства, потраченные на военно-морские амбиции, могло быть построено 3000 миль железнодорожного полотна или обустроено 30 000 крестьянских усадеб.

Автор: Юрий Каторин

Источник — https://dzen.ru/a/Y06zyOH1e34lLD5x?&

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account