Братья-разбойники – крейсера типа «Федор Лютый».
Проводка конвоев, следующих из Муравии на Филиппины, и обратно была обычно рутинным делом. Конвои шли курсом зюйд-вест, огибали Филиппинские острова и подходили к Маниле с юга, держась, как казалось, вне зоны в которой могли встретиться японские крейсера. Поэтому, когда 15 мая 1916 года, охранявшие караван из четырех судов (среди которых был крупнейший муравийский пароход «Заря»), крейсера обнаружили крупный японский двухтрубный корабль, то буквально не поверили своим глазам. Однако японец, оказавшийся броненосным крейсером «Асама», тут же доказал свою реальность, открыв огонь с предельной дистанции, он полным ходом пошел на сближение с конвоем.
Три старых муравийских крейсера: «Трофим Одинец», «Федор Лютый» и «Яков Чермный», выстроившись пеленгом, двинулись навстречу, дав залп из двенадцати шестидюймовых орудий, тут же легший накрытием. Бой был коротким, но жестоким – несмотря на нанесенные муравийским крейсерам тяжелые повреждения, «Асама», с выведенной из строя носовой башней, был вынужден выйти из боя и отправиться восвояси.
Конвой благополучно достиг Филиппин, хотя флагманскому «Трофиму Одинцу» так и не пришлось больше выйти в море, и он до конца войны простоял, ремонтируясь, в Маниле. После войны, так и не закончивший ремонта крейсер был сдан на слом.
***
В 1889 году Муравийское Адмиралтейство, искавшее прототип относительно дешевого бронепалубного крейсера для серийной постройки на отечественных верфях, предложило Сан-Францисской фирме «Юнион Айрон Уоркс» разработать проект такого корабля, водоизмещением в 3500 т, и с вооружением муравийского производства, состоящим их 8- и 5-дюймовых орудий, с постройкой в США головного корабля. Американцы, по мнению Адмиралтейства, блестяще справились с задачей, хотя несколько превысили заданное водоизмещение. Вооружение крейсера состояло из четырех расположенных в небронированных спонсонах 203-мм орудий и шести 127-мм, два из которых размещались в оконечностях, а четыре в средней части корабля, побортно. Шесть огнетрубных котлов обеспечивали паром две вертикальные трехцилиндровые паровые машины, развивавшие мощность 10000 л.с.
Нормальное водоизмещение: 3610 т.
Скорость: 19 узлов, при мощности машин 10000 л.с.
Вооружение: 4 203-мм/33, 6 127-мм/33, 4 47-мм и 6 37-мм орудий, 5 надводных 356-мм торпедных аппаратов.
Бронирование: палуба 25-76 мм.
Размерения (квл): 96,8х12,9х 5,5 м.
Первый крейсер, получивший название «Федор Лютый», был заложен в Сан-Франциско весной 1890, спущен в 1891 и, закончив испытания, летом 1893 года, пришел в Сурпакан.
Дела же на муравийских верфях обстояли далеко не блестяще. К моменту прихода «Федора Лютого» успели заложить лишь три из пяти заказанных крейсеров: «Яков Чермный» и «Трофим Одинец» в Китежградском адмиралтействе и «Амир Злой» на верфи «Покетского пароходостроительного общества». Как оказалось, пароходостроители, решили заложить второй заказанный им крейсер после спуска первого, чтобы не прерывать постройку коммерческих судов. Только когда стало ясно, что «Амир Злой» будет спущен на воду не раньше весны 1894 года, Адмиралтейству удалось заставить частную верфь использовать свой второй стапель, пригрозив отобрать заказ. В результате «Тихон Топитель» был заложен только осенью 1893 года. Ненамного его опередил и заказанный Главному адмиралтейству «Матвей Скородум» — до предела загруженная постройкой линейных кораблей «Победитель» и «Степан Великий» верфь затянула постройку авизо «Бегун», который по плану должен был быть спущен на воду в 1891 году, но и после этого не смогла использовать освободившийся стапель, начав постройку нового крейсера только в июле 1893 года.
В итоге серийные крейсера муравийской постройки вступили в строй только в 1896-1897 годах, будучи уже порядком устаревшими кораблями. Предложение еще в ходе постройки перевооружить их новыми скорострельными шестидюймовыми орудиями, было отвергнуто, из опасения еще более затянуть сроки постройки крейсеров.
К перевооружению «братьев-разбойников» приступили только после Русско-Японской войны. В 1905-1906 годах все они получили по шесть 152-мм и четыре 76-мм орудий, что по мнению Адмиралтейства было достаточно для конвойной службы.
Во время войны был потерян только крейсер «Матвей Скородум», разбившийся в шторм, при попытке войти в Манильскую бухту, о берег острова Эль-Фрайле.
1. Федор Лютый 90-91-93 Юнион Айрон Уоркс, Сан-Франциско
2. Яков Чермный 91-93-96 Китежградское адмиралтейство
3. Амир Злой 91-94-96 Покет
4. Трофим Одинец 92-94-96 Китежградское адмиралтейство
5. Матвей Скородум 93-95-96 Главное адмиралтейство
6. Тихон Топитель 93-96-97 Покет