Пентагон объявил, что в течение года примет на вооружение самонаводящиеся беспилотные патрульные катера, призванные защитить крупные боевые корабли от атак террористов. Это решение стало следствием выводов, сделанных в ВМС США после нападения на эсминец «Коул» в порту Аден в 2000 году.
В тот день катер смертников-исламистов, начиненный 300 килограммами взрывчатки, внезапно врезался в борт «Коула». Организатором террористического акта был назван гражданин Йемена Мухаммед Омар Аль-Харрази.
В левом борту эсминца образовалась пробоина размером 9 на 12 метров. Корабль удалось удержать на плаву, а впоследствии восстановить и вернуть в строй. Но 17 американских моряков погибли, 39 были ранены.
Как теперь собираются предотвращать подобные угрозы? Это недавно было продемонстрировано на реке Джеймс вблизи Форта Эустив в Вирджинии. На учениях моделировалась ситуация, которая может возникнуть при проводке американского конвоя через Ормузский пролив в Персидском заливе. 13 малых беспилотных патрульных катеров следовали в составе ордера. При появлении подозрительного маневрирующего корабля восемь «беспилотников» по команде рванули ему наперерез и, окружив со всех сторон, преградили путь. При необходимости любой из них мог еще и по решению оператора открыть огонь из установленного на борту крупнокалиберного пулемета.
«Я никогда не хочу больше видеть повторения трагедии с эсминцем «Коул», – заявил после учений контр-адмирал Мэтью Кландер, начальник управления военно-морских исследований. – Могу заявить, что если бы такие системы были тогда на воде, то этой трагедии не было бы».
Любопытно, что американцы вовсе не первооткрыватели в деле создания морских боевых роботов. Работы над созданием радио- и телеуправляемых катеров все ведущие флоты мира ведут уже более века. И не раз с разной степенью успешности применяли свои достижения в боях. Вот краткий обзор истории флотского оружия подобного рода.
Германия
Немцы, безусловно, стали пионерами на этом поприще. Уже в начале Первой мировой войны кайзеровский флот получил на вооружение 17 телеуправляемых взрывающихся катеров, спроектированных доктором Сименсом. Катера были под завязку набиты тротилом и предназначались для атак крупных кораблей типа «линкор» или «крейсер».
Часть этих чудес техники на цель наводилась с берега по проводам, длина которых в этом случае составляла по 20 миль на каждом. Оставшиеся – радиоуправляемые. Их на врага полагалось направлять с гидросамолета.
Наиболее внушительным боевым достижением германских взрывающихся катеров стало нападение в 40 милях от бельгийского порта Остенде на британский монитор «Эребус» (водоизмещение 8586 тонн, вооружение – два 381-мм и два 152-мм орудия). Случилось это 28 октября 1917 года.
«Эребус» с большой дистанции вел обстрел германских позиций. Кайзеровское командование решило атаковать очень досаждавший ему монитор катером FL-12, начиненным 230 килограммами взрывчатки.
Операция началась в 13 часов 20 минут. Первые мили катер прошел под управлением с берега по проводам, затем его принял оператор, находившийся на борту гидросамолета. Примерно через час FL-12 врезался в «Эребуса» и нанес ему серьезные повреждения.
Этот случай стал первым в истории фактом применения морских боевых роботов. Во Второй мировой войне подобных атак стало куда больше.
В той же Германии к 40-м годам создали управлявшиеся по радио взрывающиеся катера «Линзе». Были они деревянными, максимальный ход сравнительно скромный – до 30 узлов. Заряд – 300 килограммов взрывчатки. Тактика применения – звеньями. В каждом звене – по одному катеру управления и по два боевых.
Атаковать врага катерами «Линзе» предписывалось ночью. В темноте они должны были на малом ходу незаметно подкрадываться к целям. Для пущей скрытности на двигатели устанавливались специальные глушители.
Причем, на начальном этапе атаки «Линзе» вручную управляли диверсанты-водители. И лишь в нескольких кабельтовых от корабля противника, убедившись, что катер надежно ведет еще и радиооператор, водители должны были дать полный ход и выбрасываться за борт. А затем ждать, когда после завершения боя их подберет из воды катер управления.
С помощью массового применения «Линзе», объединенных в 211-ю флотилию, гитлеровцы пытались сорвать операцию союзников в Нормандии по открытию «второго фронта».
Вначале в ночь на 3 августа, а затем – в ночь на 8 августа 1944 года в общей сложности 30 фашистских катеров (из них – 10 катеров управления) у побережья Франции исключительно удачно атаковали корабли и суда экспедиционного корпуса, проводившие высадку десанта. Сразу 12 целей было уничтожено. В том числе эсминец «Куорн», траулер «Герсей», морской транспорт типа «Либерти» и крупный танкер. Потери 211-й флотилии – один офицер, семь рядовых и старшин.
Италия
Моряки Муссолини во Второй мировой войне добились еще больших успехов в деле боевого применения управляемых катеров. Все лавры при этом достались штурмовому подразделению итальянского флота – 10-й флотилии МАС (от итальянского «мотоскафо антисоммерджибиле» — противолодочный моторный торпедный катер). Командовал флотилией князь Валерио Боргезе.
Диверсанты Боргезе располагали большим количеством специальных взрывающихся катеров МТМ, на каждом из которых взрывчатки было ровно столько же, сколько на германском «Линзе» – 300 килограммов.
Отличие «итальянца» заключалось в том, что канал радиоуправления на МТМ предусмотрен не был.
К месту атаки диверсионные катера Боргезе доставляли специально оборудованные эсминцы, на каждом из которых было по три МТМ. На спуск каждого на воду отводилось всего 35 секунд. Затем водитель катера, как на «Линзе», сам вел катер к цели. Убедившись, что враг точно по курсу, жестко фиксировал штурвал и выбрасывался за борт. А затем должен был быстро взобраться на имевшийся при нем надувной спасательный плотик, чтобы избежать гидроудара при взрыве.
Звездным часом 10-й флотилии стал 1941 год. Транспорты и боевые корабли союзников скопились в портах Крита. В частности – в бухте Суда на северо-западе острова. В конце марта итальянская разведка обнаружила там британский тяжелый крейсер «Йорк», два эсминца и 12 крупных военных транспортов. 10-я флотилия МАС в тот период базировалась на острове Лерос.
25 марта около полуночи итальянские эсминцы «Франческо Криспи» и «Квинтино Селла» в 9 милях от входа в бухту скрытно спустили на воду шесть МТМ. Диверсионным подразделением командовал лейтенант Луиджи Фаджони.
Под покровом темноты итальянские катера, имевшие малую осадку, преодолели три ряда боновых заграждений и вошли в Суду. Для верности лейтенант Фаджони решил дождаться рассвета и приказал заглушить моторы. До британцев было так близко, что диверсанты слушали трели боцманских дудок на их палубах.
Атака началась в 5.30 утра. Катера сублейтенанта Анджело Кабрини и старшего унтер-офицера Туллио Тедески врезались в «Йорк». Крейсер получил тяжелые повреждения. Не подозревая, что атакованы диверсионными катерами, его артиллеристы вели беспорядочный огонь по воздуху. Корабль получил тяжелые повреждения и его пришлось отбуксировать на мель.
В тот день успешно был атакован и норвежский танкер «Периклес», который разломился и затонул.
Все шесть итальянских диверсантов-водителей попали к британцам в плен.
Советский Союз
Наш флот накануне Великой Отечественной войны тоже активно готовился к подобного рода боевым действиям. Работы над созданием телеуправляемых взрывающихся так называемых катеров волнового управления (КВУ) в СССР начались еще в 20-х годах прошлого века. Возглавили их руководитель «Остехбюро» В. Бекаури и изобретатель Л. Шорин. Проектирование велось по двум направлениям. Бекаури считал, что рациональней управлять атакой КВУ с другого катера. Шорин решил аппаратуру управления расположить на борту самолета. Этот вариант в конечном счете и был принят на вооружение.
К 1937 году наш флот располагал 30 КВУ. 18 из них – на Балтике и 12 – на Черном мере. Под катера волнового управления были переоборудованы их торпедные собратья типа Ш-4 и Г-5. Первоначально наводить их на цель должны были с поплавкового бомбардировщика ТБ-1. Но впоследствии аппаратуру управления «Кварц», разместили на нескольких «амбарчиках» – гидросамолетах МБР-2. Установили на каждый аппаратуру управления «Спрут». Такой вариант «летающей лодки» назвали МБР-2ВУ. Офицер-оператор должен был находиться именно на нем.
Но Великая Отечественная, главным образом, велась на суше. Линкоры и крейсера противника, против которых и проектировались КВУ, к нашим берегам не приближались. Поэтому о катерах волнового управления вспомнили нескоро. А именно – в 1943 году. 20 марта того года штаб Черноморского флота утвердил план нападения на крымский порт Камыш-Бурун, в котором скопились плавсредства гитлеровцев.
22 февраля из Геленджика вышел катер волнового управления ТКА-61 типа Г-5. Сопровождение – ТКА-13 и ТКА-9. Отряд взял курс на Камыш-Бурун. Но операция сорвалась по вине летчиков. Самолет наведения разбился при взлете, экипаж и офицер-оператор погибли.
Следующая попытка была предпринята в июле 1943 года. Тот же ТКА-61 было решено использовать для атаки оккупированного порта Анапа. В 21.33 21 июля наш брандер вышел из Геленджика в сопровождении ТКА-12 и ТКА-81. В полночь в воздух поднялись сразу семь МБР-2. С аппаратурой управления, естественно, только один, на котором летел оператор капитан-лейтенант Саблин. Остальные самолеты должны были в момент подхода катеров наносить по Анапе отвлекающий бомбовый удар.
Около часа ночи катера сопровождения сняли с брандера экипаж. Обезлюдевший ТКА-61 Саблин повел к цели 30-узловым ходом. На подходе к порту немцы атаку обнаружили и открыли артиллерийский огонь. Чтобы сбить противника с толка, с самолета была подана команда на включение ходовых огней и прожектора. Артогонь прекратился. Однако в 300 метрах от мола ТКА-61 внезапно взорвался. Впоследствии руководители операции высказывали предположение, что он столкнулся с полузатонувшим на входе в Анапу судном.
В последний раз применить КВУ было решено снова против Камыш-Буруна, в котором базировались хорошо вооруженные немецкие самоходные баржи. 16 декабря 1943 года два наших самолета «Киттихаук» из 30-го авиаполка провели доразведку порта. В 10 часов утра того же дня самолет управления МБР-2ВУ в сопровождении восьми истребителей Як-9 вылетел к порту. В 10.30 брандер ТКА-41 в сопровождении двух торпедных катеров вышел туда же из Тамани. Одновременно шесть штурмовиков Ил-2 ушли к крымскому берегу штурмовать позиции артиллерии противника.
Далее в боевом донесении события описаны так:
«В 11 ч. 04 мин. торпедный катер № 81 снял с катера ВУ-41 команду, а через 9 минут оператор с МБР-2 отдал на брандер приказ: «Боевой ход». В 11 ч. 28 мин. немцы открыли артиллерийский огонь по ВУ-41…»
Вскоре после этого оператор потерял управление ТКА-41 и он взорвался в полутора милях от входа в Камыш-Бурун.
Однако эту атаку нельзя признать полностью неудачной. Немцы не знали, сколько у нас в запасе КВУ. И от греха подальше базирование самоходных барж на Камыш-Бурун прекратили.
Источник: http://topwar.ru/65038-brandery-minuvshih-i-buduschih-voyn.html