Большие крейсеры. Часть 3. Голландия

15

Предыдущие части цикла

Рост напряженности в междуна­родных отношениях в середине 1930-х го­дов тревожил голландское правительство. Опасаясь, что на этот раз стране не избежать участия в боевых дей­ствиях и что она будет втянута в вой­ну, руководители флота приступили к спешной постройке новых боевых ко­раблей, справедливо считая главным потенциальным противником Голландии Японию. После Первой мировой войны от впавших в спячку Великобритании, Франции и Америки вроде не следовало ждать подвоха.

Большие крейсеры. Часть 3. Голландия

Но Япония, неожиданно и вроде бы из ниоткуда, выскочившая в «азиатские тигры», представляла собой нешуточную угрозу, противостоять которой Королевский Флот Нидерландов, увы, не мог. Вся надежда была лишь на то, что попытка захвата Ост-индских колоний не оставит равнодушными морских титанов Старого и Нового Света, и так и было до недавнего времени, но теперь… Теперь куш по имени Индонезия с ее нефтью становился очень ценным приобретением, слишком ценным, чтобы можно было рассчитывать надежно защитить его исключительно дипломатическими увертками. Нужна была морская мощь, а для ее создания требовались три вещи – деньги, деньги и еще раз деньги, а их у небольшого королевства явно было мало.

Большие крейсеры. Часть 3. Голландия
  Нихон Кайгун на параде в Иокогаме 24-25 августа 1933 г


Нихон Кайгун на параде в Иокогаме 24-25 августа 1933 г

Поэтому, разумеется, и речи не шло о том, чтобы создать первоклассный флот, способный бросить открытый вызов Японии на море – так далеко даже самые смелые мечты голландских политиков и военных не простирались. Но вот создать известные затруднения эскадрам крейсеров Японии, которые могли бы оперировать в Голландской Ост-Индии попробовать было можно. Иными словами, предполагалось, что если японцы все же развяжут войну на Тихом океане, то в такую войну наверняка ввяжутся Англия или США и основным силам японского флота придется противостоять одному (а то и двум сразу) мощнейшим флотам планеты. В этом случае на захват голландских колоний «нихон-кайгун» не сможет бросить большие силы – эсминцы, несколько крейсеров возможно – небольшой авианосец… вряд ли больше*. Вот эти-то силы, случись война, и должен был остановить Королевский Флот Нидерландов.

*При здравом размышлении эти расчеты внушают сомнения. Помимо многочисленных тяжелых крейсеров (и не столь уж многочисленных линкоров) в составе японского флота сохранялись линейные крейсеры типа «Конго» (правда, официально переименованные в быстроходные линкоры), построенные по британскому проекту «улучшенный «Лайон»». Как показал опыт Первой мировой войны, корабли этого типа, из-за слабости защиты, нельзя было использовать против линкоров противника. Поэтому, отправка одного-двух таких кораблей на выполнение второстепенных задач не слишком ослабляла «нихон-кайгун». А ведь в бою большой голландский крейсер практически не имел шансов против «Конго» или «Кирисимы». Проект оставался узкоспециализированным. «Истребитель крейсеров» не мог вести бой с линейным кораблем противника. Его броневая защита пробивалась орудиями линкоров практически на любых возможных дистанциях. Ему оставалось лишь спасаться бегством, уповая на более высокую скорость…

Так не за долго до начала Второй мировой войны в Голландии вновь вспомнили о имевших место ранее перед ПМВ попытках усилить свой флот крупными боевыми кораблями в этом крайне важном для экономики страны регионе. Для этих целей решено было разработать и начать строительство 3 линейных крейсеров. Соответствующие предварительные работы в этих целях были начаты в феврале 1939 года, но уже в самом начале стала ясна необходимость обратиться за помощью в решении данной задачи к какой либо другой более опытной в данной области стране. Сначала была надежда, что чертежи своих быстроходных линкоров типа «Дюнкерк» смогут предоставить французы, но затем голландские корабелы склонились к сотрудничеству с Германией. Там они решили получить необходимые на этот счет рекомендации технического характера и также, не имея опыта в постройке столь сложных кораблей, надеялись заказать машины и главную артиллерию. Немецкая сторона хотя и проявила интерес к просьбе голландцев, но в тоже время отнеслась к данным предложениям довольно сдержанно и не спешила делиться своими секретами. Впрочем, в отношении полных чертежей «Шарнхорста» (Scharnhorst) нежелание немцев объяснялось довольно просто: реальное стандартное водоизмещение корабля составляло 32 000 т вместо официально объявленных 26 000 т, а полное вообще превышало 39 000 т!

      Боковой вид голландского большого крейсера пр. 1047


Боковой вид голландского большого крейсера пр. 1047

В итоге в начале 1940 года голландцы обратились за помощью к Италии, где им хотелось осмотреть один из новых итальянских линейных кораблей. Но и тут их ждал отказ в части детального ознакомления с системой противоторпедной защиты этих линкоров – романтические времена середины XIX века давно прошли. После возвращения из Италии, обиженные голландские проектировщики создали систему противоторпедной защиты своего корабля согласно рекомендациям, сделанным ранее германскими специалистами, и решили вновь возобновить сотрудничество по данному проекту с немцами. Всего в 1939–1940-х годах голландцами один за другим были разработаны 3 проекта линейных крейсеров для своего флота. Первый проект был готов 11.07.1939. Его разработкой занимались специалисты Проектного бюро ВМС Нидерландов (NEVESBU). Второй проект был разработан к 18.03.1940 инженерным бюро «Jngenieurskantoor voor Scheepsbouw» (JvS). В этом же инженерном бюро был разработан к 10.04.1940 и последний вариант проекта пр. 1047.

      Чертеж окончательного варианта голландского большого крейсера


Чертеж окончательного варианта голландского большого крейсера

Данный окончательный вариант внешне имел довольно много общего с немецкими линкорами типа «Scharnhorst» (что не удивительно). В то же время этот проект отличался характерными для голландского кораблестроения того времени простотой и не сложными архитектурными формами. Водоизмещение стандартное 28 407 т, полное 31 357 т, основные размерения 237,1 × 30 × 7,8 м, скорость 34 узла. Максимальный запас нефти 2950 т, дальность плавания 20-ти узловым ходом 4500 миль. Экипаж 1500 человек. Бронирование: траверзы – 300 мм; пояс – 100, 225, 100 мм; цитадель отсутствует; верхняя броневая палуба – 100 мм; нижняя броневая палуба – 30 мм; скосы нижней палубы – 30 мм; противоторпедная переборка – 40 мм; барбеты башен ГК – 250 мм, башни ГК – 250, 100, 130 мм. Артиллерия среднего калибра не имела защиты. Данные о бронировании боевых рубок отсутствуют. Ширина ПТЗ – 5,3 м. Вооружение: девять 283-мм орудий ГК с длиной ствола в 54,5 калибра в 3 трехорудийных башнях, 2 из которых располагались в носу и одна в корме; 12 универсальных 120-мм орудий фирмы «Bofors» с длиной ствола 45 калибров в 6 спаренных установках по 3 на каждый борт, размещенных ближе к носовой и кормовой рубкам на верхней палубе; в качестве малокалиберной зенитной артиллерии корабли должны были получить 7 скорострельные спаренные 40-мм артиллерийские установки фирмы «Bofors» с длиной ствола 60 калибров и 8 спаренных установок калибра 20 мм; 1 катапульта и 3 гидросамолета; торпедные аппараты устанавливать не предполагалось.

      Схема бронирования голландского большого крейсера (проект)


Схема бронирования голландского большого крейсера (проект)

Стоимость одного корабля оценивалась в 69 212 555 гульденов (по курсу тех лет 1 доллар = 1,85 гульдена). Стремительный рост размеров «больших крейсеров» приводил к тому, что на средства, отпущенные на их постройку, уже нельзя было создать три таких корабля (хотя на строительство двух денег хватало с избытком, и еще оставалось). Военный министр Нидерландов предложил проработать вариант более скромных кораблей стандартным водоизмещением в 16 000 т с девятью 240-мм орудиями главного калибра и скоростью 29,5 уз, но такие идеи совсем не устраивали голландских моряков.

В феврале 1940 года в бассейне Вагенингена проводились испытания модели по выбранному варианту и уточнялись весовые нагрузки. Окончательное решение о закладке этих кораблей и выдачу заказов на строительство должно было быть принято летом 1940 года. Закладка первого корабля планировалась на осень 1940 года. В строй головной линейный крейсер должен был вступить в декабре 1944 года. Закладка второго и третьего корабля данной серии планировалась на 1940/1941 годы. Вступление в строй ожидалось в 1945 году. В ожидании получения заказа на строительство данных крейсеров уже частично начались подготовительные работы для обеспечения возможности постройки столь крупных кораблей. Так на судостроительной верфи в Амстердаме был возведен новый стапель длиной 250 метров. Этот стапель долгое время называли «Cтапель для линейных крейсеров». Немецкое наступление, начавшееся 10 мая 1940 года, привело к быстрому завершению всех работ по данной теме.

Следует признать, что голландские крейсеры настолько превосходили тяжелые крейсеры Японии, что отправлять против них «Такао» или «Миоко» без поддержки было равносильно самоубийству. А потому появление больших крейсеров в Голландской Ост-Индии выглядело вполне разумным.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/id/5dbf1084a06eaf00b110e2fb/bolshie-kreisery-chast-3-gollandiia-60e042c2f59c1e7997150eb8

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account