Бой с тенью. Вымышленные советские самолеты времен холодной войны Часть 3
Содержание:
MiG-19 Barile Volante
В сборнике «Aerei d’Oltre Cortina» (Самолеты из-за железного занавеса) сообщалось
«Линии данного истребителя не похожи на линии типичного советского истребителя. Внешний вид истребителя MiG-19 выдает его происхождение от немецкого Ta-183, напоминая аргентинский IAe.33 Pulqui II, который является прямым развитием германского проекта. MiG-19 рассматривался в качестве преемника MiG-15, но имел множество проблем во время доводки, и в качестве стандартного истребителя на смену «пятнадцатому» пришел более традиционный MiG-17. После громкого дебюта, состоявшегося в Тушино в 1951 году, самолет исчез из поля зрения наблюдателей. Два года спустя появились сообщения, что работы по данному истребителю прекращены, а его порядковый номер был передан другому самолету. В заключение следует сказать, что MiG-19 был способен развивать максимальную скорость около 1200 км/ч».
В своем апрельском выпуске 1956 года журнал «Avión» сообщал (стр.150) Об этом самолете:
«MiG-19: «Flying Barrel» показан в Тушино в 1951 году. Возможный отказ от принятия на вооружение. По некоторым данным поступил на вооружение к 1953 году, но в очень ограниченном количестве. Для массового производства более предпочтительным является Fresco (МиГ-17)».
MiG-19 / Yak-25
В начале 1950-х годов трудно было найти подробную информацию о советских самолетах. Но это не остановило работавшую в те годы компанию Aurora Models от создания так называемого русского истребителя «вдохновленный» TA-183 – проектом истребителя времен нацистской Германии. Определенно одним из самых странных выборов в номенклатуре созданных компанией моделей самолетов был этот вымышленный самолет, который в компании Aurora сначала назвали Yak-25, а затем немного позже MiG-19.
MiG-19
Американский журнал «Air Trail» был очень популярным в 1950-х годах изданием, посвященным авиации и моделизму. В июне 1953 года журнал в статье «Информация из первых рук об истребителе MiG-19» (Inside Story of MiG-19) опубликовал свое видение истребителя MiG-19. Это произошло в тот же месяц, когда компанией Aurora была выпущена модель Yak-25! В данной статье был представлен самолет с общей компоновочной схемой аналогичной компоновке модели компании Aurora, но с другими хвостовым оперением и силовой установкой (два двигателя вместо одного).
«“Super-MiG”-19 – красивый истребитель, который общественности впервые был представлен прошлым летом в тушинском аэропорте на показе, посвященном Дню авиации, и в октябре прошлого года принял боевое крещение в Корее».
Это утверждение особенно «приятно», когда его сравнивают с информацией, что реальный истребитель МиГ-19 впервые поднялся в воздух в январе 1954 года.
Созданный в ОКБ МиГ И-320 был двухместным двухмоторным опытным самолетом с расположенной в носу радиолокационной станцией. Этой прототип всепогодного истребителя-перехватчика выполнял полеты в 1949-1950-х годах. Французский моделист Жан-Франсуа Фулконис отметил, что
«компоновочная схема И-320 была очень близка к фантомному MiG-19 особенно в отношении носовой части фюзеляжа, размещения пушек, крыла и хвостового оперения. Нос и крыло сборной модели компании Aurora похожи на И-320, но хвостовое оперение было совершенно иным. … Мы можем себе представить, что в начале 1950-х годов некоторые фотографии прототипа И-320 – по доброй воле или нет – были переданы на запад. Мы всецело полагаем, что это было сделано добровольно, поскольку к этому времени И-320 в Советском Союзе в качестве боевого самолета уже не представлял интереса, но для спецслужб был интересным вариантом для оперативной игры в области пропаганды и дезинформации противника.
Таким образом, если у «хорошо информированного» журналиста, имеющего связи с «надежными военными источниками», была копия одной или нескольких фотографий И-320, то он мог легко создать MiG-19, как в 1953 году это сделали в журнале «Air Trails»».
MiG-23 Flipper
В книге Уильяма Грина «Боевые самолеты мира» (‘The World’s fighting Planes’ 4th Ed. by William Green), опубликованной издательством «Macdonald» в 1964 году в Лондоне, упоминается MiG-23 Flipper. Об этом самолете, известном сегодня как Е-152, говорится, что
«в настоящее время это потенциально один из лучших одноместных всепогодных ближних истребителей. Предположительно предназначен для оснащения подразделений истребительной авиации и ПВО, в которой должен будет действовать совместно с зенитными ракетами и дальними истребителями-перехватчиками Fiddler (Ту-128)».
Далее описывались подвешенные на подкрыльевых пилонах ракеты воздух-воздух с ИК ГСН AA-4 Awl (К-9) и конус воздухозаборника, в котором была размещена РЛС с диаметром антенны 28 дюймов (711 мм) и дальностью обнаружения 30 миль (48 км). В статье упоминается центральный подфюзеляжный пилон для подвески топливного бака и ракетного ускорителя.
В выпуске за февраль 1965 года немецкий журнал «Die Deutsche Wissenschaftlich Technische Fachzeitschrift Fur Die Zivile Verteidigung» (Немецкий научно-технический журнал для гражданской обороны) отмечал:
«Mig-23 Flipper – сверхмощный истребитель-бомбардировщик с максимальной скоростью М = 2, являющийся самым скоростным наступательным вооружением советских ВВС. Ракеты класса «воздух-воздух» легко узнаваемы… Он не должен оставаться незамеченным в списке реактивных тактических бомбардировщиков, и Mig-23 Flipper на сегодняшний день, пожалуй, самый современный одноместный самолет красных ВВС (Red Air Force). В таком самолете как Fiddler русские в области авиационного вооружения пошли по пути западных стран и создали единый самолет, который равно пригоден для перехвата самолетов противника, выполнения разведки и нанесения ударов по наземным целям. Ожидается, что в отличие от более ранних самолетов-истребителей ОКБ МиГ Mig-23 Flipper будет выпущен малой серией».
Flipper – это кодовое обозначение, присвоенное экспертами НАТО экспериментальному двухмоторному перехватчику, который был представлен на тушинском авиационном параде 1961 года. Flipper имеет такую же компоновочную схему, что и истребитель МиГ-21, но был заметно крупнее и имел более мощную силовую установку. Поскольку в то время на Западе предполагали, что в ВВС СССР этот самолет является предполагаемым преемником истребителя МиГ-21, то западные эксперты считали, что обозначение этого самолета – MiG-23 – и использовали его во многих публикациях. Однако фактическим обозначением этого самолета было Е-152А – внутрифирменное обозначение ОКБ МиГ. Поскольку этот самолет так и не был запущен в серийное производство, то ему не было присвоено официальное обозначение и аббревиатурой «МиГ». Позднее обозначение МиГ-23 было присвоено истребителю с крылом изменяемой геометрии.
Su-21
Самолёт Su-21 появился в испанской энциклопедии вооружения в середине 1980-х годов. Он был описан как перспективный советский истребитель в классе F-15/F-18, который разработан в СССР в качестве замены МиГ-23. Самолет мог развивать максимальную скорость М = 2,0 и нести на внешних подвесках до десяти ракет. Остается неизвестным, откуда этот самолет попал к испанцам. Понятно, что он был создан под влиянием слухов об экспериментальном советском самолете четвертого поколения, но Су-27 – это последнее, на что похож Su-21. Логика испанцев в выборе обозначения также была интересной.
Tu-10
Возможно в августе 1951 года Борис и Наташа сказали парням из журнала «Popular Science», что этот самолет разработан в ОКБ Туполева, но на самом деле это самолет был создан в ОКБ Ильюшина. Самолету, имевшему обозначение Ил-28, экспертами НАТО было присвоено обозначение Beagle. В декабрьском 1952 года выпуске журнала «L’Ala D’Italia» в статье «Rassegna dell’aviazione sovietica» (Обзор советской авиации) сообщалось о двух отдельных самолетах. Примечание: советские военно-воздушные силы всегда были одержимы обеспечением всех многомоторных самолетов задней стрелковой установкой, если это было возможно сделать. Эта преданность к стрельбе по самолетам-преследователям распространяется и на современные боевые машины.
Следует сказать, что туполевский АНТ-10 был одномоторным легким бомбардировщиком-разведчиком 1930-х годов. Еще одним Ту-10 был вариант бомбардировщика Ту-2: четырехместный самолет с двумя рядными 1850-сильными двигателями АМ-39ФНВ.
Yak-21
Yak-21 появился в одном номере журнала «Popular Mechanics» вместе с MiG-18. Он был описан как советский двухмоторный сверхзвуковой перехватчик, разработанный на основе захваченных немецких технологий и вооруженный тремя 20-мм пушками. Было отмечено, что Yak-21 также может быть использован в качестве истребителя сопровождения. В отличие от своего коллеги по статье Yak-21 получил широкую известность в комиксах начала 1950-х годов: именно этот самолет часто противостоял супергероям, когда они сталкивались с советской авиацией. Еще в 1955 году Yak-21 появился в журнале «Life Magazine» [06 июня 1955 года, стр. 147] и был приписан не Яковлеву, а
«Черановскому – одному из лучших русских авиационных инженеров».
Но позднее об этом самолете все забыли.
Yak-26
В некоторых американских журналах Yak-26 описывался как советская копия самолета-шпиона U-2, созданная после изучения сбитого самолета Пауэрса. Самолет был впервые упомянут в 1963 году в журнале «Aviation Week» как находящийся в разработке. До середины 1970-х годов Yak-26 периодически появлялся в европейской прессе как уже находящийся в серийном производстве. Интересно отметить, что в СССР была предпринята попытка скопировать U-2. Проектированием машины, получившей обозначение С-13, занималось ОКБ Бериева, но работы над ней были прекращены в мае 1962 года.
По своей компоновочной схеме вымышленный Yak-26 очень похож на одноместный высотный самолет разведчик Як-25РВ (кодовое обозначение НАТО Mandrake), являющийся ближайшим аналогом американского RB-57D. В этой производной истребитель-перехватчика Як-25 стреловидное крыло было заменено прямым крылом большого относительного удлинения.
Реальный Як-26 был создан в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР №616-381 от 30 марта 1955 года. Этот сверхзвуковой двухмоторны самолет разрабатывался в трех вариантах: фронтового бомбардировщика, истребителя-перехватчика и фронтового разведчика. Самолет должен был быть оснащен двумя перспективными турбореактивными двигателями АМ-11 конструкции ОКБ Микулина. Новый бомбардировщик получил внутрифирменное обозначение Як-123 (позднее переименован в Як-26) и был создан на базе экспериментального Як-125Б. К концу 1956 года все заказанные самолеты типа Як-26 были изготовлены на заводе №30. Однако военные, недовольные результатами испытаний, не приняли самолет на вооружение. В конечном итоге модернизированная версия этого самолета была принята на вооружение под обозначением Як-28 (Yak-28 Firebar/Yak-28 Brewer).
Yak Seaplane
Впервые Yak Seaplane появился на страницах журнала «Life» в статье о достижениях советской авиации. Это был дозвуковой самолет, оснащенный тремя 30-мм пушками. По данным журнала, Yak Seaplane был разработан в ОКБ Яковлева в качестве ответа на американский реактивный истребитель-гидроплан Convair Sea Dart и уступал ему по всем параметрам. Convair Sea Dart был уникальным истребителем-летающей лодкой, использовавшим для взлета сдвоенные гидролыжи. Прототип истребителя Sea Dart испытывался и в серийное производство запущен не был. В истории авиации Sea Dart оказался единственным гидросамолетом, который превысил скорость звука. До американской машины в Великобритании в 1947 году компанией Saunders-Roe был создан истребитель-летающая лодка SR/A.1. Машина была испытана Королевскими ВВС и также осталась прототипом. На западе массовое строительство американцами авианосцев в 1944 и 1945 годах устранило потребность в гидросамолетах-истребителях.
Утверждалось, что Yak Seaplane можно было использовать с обычных кораблей и с подводных лодок. В выпуске от 6 июня 1955 года журнал «Life» сообщил, что
«еще в марте 1953 года три советских истребителя-гидросамолета прошли испытания на Белом море. Воздухозаборники и сопла двух реактивных двигателей, которые могут разгонять самолет до скорость 600 миль в час (966 км/ч) установлены высоко для защиты от водяных брызг при взлете и посадке».
По всей видимости Yak Seaplane является ошибочно идентифицированной летающей лодкой Бе-10, которая создана в ОКБ Бериева и впервые поднялась в воздух 20 июня 1056 года. Бе-10 был впервые представлен публике в 1961 году на авиашоу в день советской авиации, и вскоре самолет установил не менее двенадцати мировых рекордов мирового в классе гидросамолетов. Гидросамолет Бе-10 был морской летающей лодкой, созданной для выполнения задач бомбардировщика и морского разведчика. Летающая лодка Бе-10 9 кодовое обозначение НАТО Mallow) была единственным в мире серийным гидросамолетом с турбореактивными двигателями. Тем не менее, было построено небольшое количество летающих лодок Бе-10, поскольку моряки сделали предпочтение в пользу Бе-12, которые имели лучшую мореходность и благодаря турбовинтовым двигателями имели большую дальность полета. Бе-10 имели высокорасположенное крыло с ярко выраженным отрицательным поперечным V консолей и поплавками на их законцовках. Двигатели размещались в крупных корневых частях крыла.
Yak Fiddler
Долгое время тяжелый истребитель-перехватчик Ту-128 (кодовое обозначение НАТО Fiddler) считался разработкой ОКБ Яковлева. В выпуске за февраль 1965 года немецкий журнал «Die Deutsche Wissenschaftlich Technische Fachzeitschrift Fur Die Zivile Verteidigung» (Немецкий научно-технический журнал для гражданской обороны) отмечал:
«Самым современным тяжелым истребителем-бомбардировщиком красных ВВС следует считать Yak Fiddler, который, по-видимому, – как это в течение некоторого времени было реализовано на Западе – является многоцелевым самолетом с высокими летными характеристиками; самолеты данного типа планируется использовать в качестве дальнего перехватчика и разведчика. Два двигателя, установленные в фюзеляже и развивающие на форсаже тягу по 104400 кгс, способны разогнать самолет до скорости М = 1,7. Расположение воздухозаборников по обеим сторонам передней части фюзеляжа очень похоже на расположение воздухозаборников истребителя Starfighter. Экипаж состоит из 2 человек. Масса примерно 30000 кг, дальность полета 4500 километров. Длина самолета 30 метров, размах крыла – 22 метра, что делает Yak Fiddler крупнее аналогичных самолетов НАТО».
В справочнике государственного деятеля (Statesman’s Year-Book) 1967-68 годов упоминалось, что
«считается, что двухмоторными реактивными истребителями Яковлева (Fiddler), вооруженными ракетами большой дальности и оснащенными мощным поисковым радаром, переоснащены некоторые эскадрильи».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Бой с тенью. Реактивный фронтовой бомбардировщик Tu-10 (Ил-28)
Мандрагора … U-2 из СССР. И Советский Союз имел высотный самолёт-разведчик
источник: https://www.globalsecurity.org/military/world/russia/aircraft-phantom.htm