Боги шведских фьордов. Броненосцы береговой обороны типа «Один».

17

В 80-х годах шведский флот наконец вышел из многолетней спячки, построив три броненосца береговой обороны типа «Свеа». С новыми современными кораблями шведы снова вступили в гонку вооружений на Балтике, правда уже на вторых ролях, с могучими соседями-Российской и Германской империями. Задачей шведского Королевского флота была оборона протяженного побережья, изрезанного многочисленными шхерами на мелководье. Для дуэлей с вражескими броненосцами и предназначались 254 мм орудия главного калибра первых броненосцев при 152 мм вспомогательной батарее.

Боги шведских фьордов. Броненосцы береговой обороны типа «Один».

Однако развитие легких сил у потенциальных противников потребовало более скорострельного оружия на борту.

Поэтому вторая серия шведских броненосцев, тоже из трех кораблей, сохраняя общую схему, получила более легкие, многочисленные и скорострельные пушки вспомогательной батареи. Вместо четырех 152 мм стало шесть 120 мм пушек. При чуть большем водоизмещении.

Построив три броненосца типа «Один»-«Один», «Ньорд» и «Тор», к концу века шведы обзавелись эскадрой из шести однородных броненосцев с 12 254 мм пушками на борту, серьезное препятствие для агрессора.

Имена корабли получили из справочника по скандинавской мифологии.

О́дин, или Во́тан (прагерм. *Wōđanaz или *Wōđinaz; др.-сканд. Óðinn) — верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель асов, сын Бора и Бестлы, внук Бури. Мудрец и шаман, знаток рун и сказов (саг), царь-жрец, колдун-воин, бог войны и победы, покровитель военной аристократии, хозяин Вальхаллы и повелитель валькирий. Супруга — Фригг.

Тор (др.-сканд. Þōrr, Þunarr, др.-англ. Þunor, Þūr, др.-сакс. Þunær, др.-нидерл. и др.-в.-нем. Donar, прагерм. *Thunaraz, буквально «гром») — в скандинавской мифологии один из асов, бог грома и молний, защищающий богов и людей от великанов и чудовищ. «Триждырождённый» старший сын Одина и богини земли Ёрд (либо Хлодюн, либо Фьёргюн). В области распространения германских языков Тору посвящён день недели — четверг (англ. Thursday, нем. Donnerstag). Образ восходит к протоиндоевропейскому божеству грома; таким образом, близок таким богам индоевропейских народов, как Индра, Таранис, Перкунас, Перун, Зевс и т. д.

Ньёрд (др.-сканд. Njörðr) — в скандинавской мифологии бог из ванов, отец Фрейра и Фрейи.Ньёрд представляет ветер и морскую стихию, но, как и другие ваны, прежде всего является богом плодородия. Ньёрд богат, имеет власть над морем, ветром и огнём, покровительствует мореплаванию, рыболовству, охоте на морских животных.

Корабли немного отличались между собой. На головном, «Одине», использовалась стальная броня французской фирмы «Крезо», а остальные два броненосца были защищены плитами гарвеевской брони. Так же головной корабль незначительно отличался по водоизмещению и противоминному вооружению. В 1901 году вооружение «Одина» было приведено к одному образцу по типу последних кораблей серии.

Основой оборонительной стратегии для шведского флота было противодействие высадке вражеского десанта. Задачей броненосцев береговой обороны было связывание боем сил прикрытия десанта с подавлением более слабых кораблей-типа крейсеров и канонерок. Уничтожением же транспортов десанта должны были заниматься миноносцы, возглавляемые и прикрываемые местными минными крейсерами-торпедными канонерскими лодками.

Основным направлением развития шведского типа броненосцев стало увеличение огневой мощности, за счет более скорострельных орудий меньшего калибра. Следующий класс шведских броненосцев («Дристигетен», 4 типа «Эран» и «Оскар II»), как и модернизированные «Свеа», в качестве основного вооружения получил 210 мм и 150 мм скорострельные пушки. Это стало стандартом для шведских «прибрежных линкоров» вплоть до первой мировой войны.

Боги шведских фьордов. Броненосцы береговой обороны типа «Один». Боги шведских фьордов. Броненосцы береговой обороны типа «Один».

«Один» HSwMS «Oden»    Bergsund , верфь Finnboda,Стокгольм. Заложен 1894. Спущен на воду 9 марта 1896. Вступил в строй 8 июня 1897. Исключен 1937

«Тор» HSwMS«Thor»   Bergsund,верфь Finnboda, Стокгольм. Заложен 26 октября 1896. Спущен на воду 7 марта 1898. Вступил в строй 29 июня (7 августа) 1899. Исключен 1937

«Ньорд» HSwMS «Niord»   Lindholmen , Гетеборг. Заложен 1896. Спущен на воду 31 марта 1898. Вступил в строй 23 февраля 1899. Исключен 1922

Водоизмещение 3445/3715 т, «Тор» и «Ньорд» 3328/3720 т. Длина 84,4/ 84,8/ 86,3 м. Ширина 14,77-14,78 м. Осадка 5-5,28 м.

Двигатели-две паровые машины тройного расширения, 6 паровых котлов, 5330 («Один») — 5350 л.с. Винты-2. Скорость максимальная 16,5-16,8 узлов,Запас топлива 300(280) т угля.Дальность плавания 2000- 2500 миль на 10 узлах. Экипаж 239, с 1902 года -252-262 человека.

Бронирование ( у «Один»-сталь фирмы «Крезо», у «Тор» и «Ньорд»- гарвеевская)- пояс до 243 мм(«Один»), 240-100 у «Тор» и «Ньорд» , барбеты 247 — 200 мм, рубка 247(190) мм, палуба 49 мм, каземат 100 мм, башни 200(190) мм.

Вооружение- 2 — 254 мм/42 K/43 M1894 , 6—120 мм/ 45(«Один»-4)K/45 M1894 , 10 — 57 мм/52 K/55 M1889B(«Один»-4 x 1 — 57мм /26 K/30 M1895, 6 x 1 — 47мм /49 K/52 M1895), 2—25 мм /32 K/35 M1887 митральезы. Торпедный аппарат 1 × 457 мм (нос).

1901год— на «Один» -демонтированы 4 x 1 — 57мм/26, 6 x 1 — 47мм/49, 2 x 1 митральезы 25мм/32; установлены 10 x 1 — 57мм /52 K / 55 M1889B, 2 x 2 митральезы 25 мм /32 K / 35 M1887

1914-1917 года-модернизация всех трех броненосцев (1915, «Один» ; 1916, «Тор» ; 1917, «Ньорд»). Сняты торпедные аппараты,котлы заменены на новые, укорочена кормовая мачта, вместо двух труб поставлена одна широкая , сняты митральезы, вместо двух 57 мм пушек поставлены две 57 мм/52 К / 55 M1889B зенитки.

"Тор" в Кильском канале

«Тор» в Кильском канале

Служба во флоте нейтрального государства оказалась не слишком богатой на события.

«Тор» с 1906 года использовался для обучения кадетов.

Кадеты на броненосце Ньорд

Кадеты на броненосце Ньорд

«Один» и «Тор» списали 16 июля 1937 года, оба были превращены в блокшивы. «Один» в 1941 году сдан на слом и в 1943-1944 годах разобран на металл. «Тор» пошел на слом в 1942 году.

«Ньорд» прослужил дольше, с 1922 года он был плавбазой и плавказармой, но орудия главного калибра с него сняли лишь в 1928. В 1937 году его превратили в корабль-цель. В военное время, в 1940-1944 годах броненосец использовали как плавучую зенитную батарею с 4 автоматами 40 мм «Бофорс». На слом его отправили после войны, в 1945 году ( по др. данным в 1944).

Источник — https://zen.yandex.ru/media/marin/bronenoscy-beregovoi-oborony-bogi-shvedskih-fordov-oden-5f16ebf381dacd7c88e82f2c

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account