В 80-х годах шведский флот наконец вышел из многолетней спячки, построив три броненосца береговой обороны типа «Свеа». С новыми современными кораблями шведы снова вступили в гонку вооружений на Балтике, правда уже на вторых ролях, с могучими соседями-Российской и Германской империями. Задачей шведского Королевского флота была оборона протяженного побережья, изрезанного многочисленными шхерами на мелководье. Для дуэлей с вражескими броненосцами и предназначались 254 мм орудия главного калибра первых броненосцев при 152 мм вспомогательной батарее.
Однако развитие легких сил у потенциальных противников потребовало более скорострельного оружия на борту.
Поэтому вторая серия шведских броненосцев, тоже из трех кораблей, сохраняя общую схему, получила более легкие, многочисленные и скорострельные пушки вспомогательной батареи. Вместо четырех 152 мм стало шесть 120 мм пушек. При чуть большем водоизмещении.
Построив три броненосца типа «Один»-«Один», «Ньорд» и «Тор», к концу века шведы обзавелись эскадрой из шести однородных броненосцев с 12 254 мм пушками на борту, серьезное препятствие для агрессора.
Имена корабли получили из справочника по скандинавской мифологии.
О́дин, или Во́тан (прагерм. *Wōđanaz или *Wōđinaz; др.-сканд. Óðinn) — верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель асов, сын Бора и Бестлы, внук Бури. Мудрец и шаман, знаток рун и сказов (саг), царь-жрец, колдун-воин, бог войны и победы, покровитель военной аристократии, хозяин Вальхаллы и повелитель валькирий. Супруга — Фригг.
Тор (др.-сканд. Þōrr, Þunarr, др.-англ. Þunor, Þūr, др.-сакс. Þunær, др.-нидерл. и др.-в.-нем. Donar, прагерм. *Thunaraz, буквально «гром») — в скандинавской мифологии один из асов, бог грома и молний, защищающий богов и людей от великанов и чудовищ. «Триждырождённый» старший сын Одина и богини земли Ёрд (либо Хлодюн, либо Фьёргюн). В области распространения германских языков Тору посвящён день недели — четверг (англ. Thursday, нем. Donnerstag). Образ восходит к протоиндоевропейскому божеству грома; таким образом, близок таким богам индоевропейских народов, как Индра, Таранис, Перкунас, Перун, Зевс и т. д.
Ньёрд (др.-сканд. Njörðr) — в скандинавской мифологии бог из ванов, отец Фрейра и Фрейи.Ньёрд представляет ветер и морскую стихию, но, как и другие ваны, прежде всего является богом плодородия. Ньёрд богат, имеет власть над морем, ветром и огнём, покровительствует мореплаванию, рыболовству, охоте на морских животных.
Корабли немного отличались между собой. На головном, «Одине», использовалась стальная броня французской фирмы «Крезо», а остальные два броненосца были защищены плитами гарвеевской брони. Так же головной корабль незначительно отличался по водоизмещению и противоминному вооружению. В 1901 году вооружение «Одина» было приведено к одному образцу по типу последних кораблей серии.
Основой оборонительной стратегии для шведского флота было противодействие высадке вражеского десанта. Задачей броненосцев береговой обороны было связывание боем сил прикрытия десанта с подавлением более слабых кораблей-типа крейсеров и канонерок. Уничтожением же транспортов десанта должны были заниматься миноносцы, возглавляемые и прикрываемые местными минными крейсерами-торпедными канонерскими лодками.
Основным направлением развития шведского типа броненосцев стало увеличение огневой мощности, за счет более скорострельных орудий меньшего калибра. Следующий класс шведских броненосцев («Дристигетен», 4 типа «Эран» и «Оскар II»), как и модернизированные «Свеа», в качестве основного вооружения получил 210 мм и 150 мм скорострельные пушки. Это стало стандартом для шведских «прибрежных линкоров» вплоть до первой мировой войны.
«Один» HSwMS «Oden» Bergsund , верфь Finnboda,Стокгольм. Заложен 1894. Спущен на воду 9 марта 1896. Вступил в строй 8 июня 1897. Исключен 1937
«Тор» HSwMS«Thor» Bergsund,верфь Finnboda, Стокгольм. Заложен 26 октября 1896. Спущен на воду 7 марта 1898. Вступил в строй 29 июня (7 августа) 1899. Исключен 1937
«Ньорд» HSwMS «Niord» Lindholmen , Гетеборг. Заложен 1896. Спущен на воду 31 марта 1898. Вступил в строй 23 февраля 1899. Исключен 1922
Водоизмещение 3445/3715 т, «Тор» и «Ньорд» 3328/3720 т. Длина 84,4/ 84,8/ 86,3 м. Ширина 14,77-14,78 м. Осадка 5-5,28 м.
Двигатели-две паровые машины тройного расширения, 6 паровых котлов, 5330 («Один») — 5350 л.с. Винты-2. Скорость максимальная 16,5-16,8 узлов,Запас топлива 300(280) т угля.Дальность плавания 2000- 2500 миль на 10 узлах. Экипаж 239, с 1902 года -252-262 человека.
Бронирование ( у «Один»-сталь фирмы «Крезо», у «Тор» и «Ньорд»- гарвеевская)- пояс до 243 мм(«Один»), 240-100 у «Тор» и «Ньорд» , барбеты 247 — 200 мм, рубка 247(190) мм, палуба 49 мм, каземат 100 мм, башни 200(190) мм.
Вооружение- 2 — 254 мм/42 K/43 M1894 , 6—120 мм/ 45(«Один»-4)K/45 M1894 , 10 — 57 мм/52 K/55 M1889B(«Один»-4 x 1 — 57мм /26 K/30 M1895, 6 x 1 — 47мм /49 K/52 M1895), 2—25 мм /32 K/35 M1887 митральезы. Торпедный аппарат 1 × 457 мм (нос).
1901год— на «Один» -демонтированы 4 x 1 — 57мм/26, 6 x 1 — 47мм/49, 2 x 1 митральезы 25мм/32; установлены 10 x 1 — 57мм /52 K / 55 M1889B, 2 x 2 митральезы 25 мм /32 K / 35 M1887
1914-1917 года-модернизация всех трех броненосцев (1915, «Один» ; 1916, «Тор» ; 1917, «Ньорд»). Сняты торпедные аппараты,котлы заменены на новые, укорочена кормовая мачта, вместо двух труб поставлена одна широкая , сняты митральезы, вместо двух 57 мм пушек поставлены две 57 мм/52 К / 55 M1889B зенитки.
Служба во флоте нейтрального государства оказалась не слишком богатой на события.
«Тор» с 1906 года использовался для обучения кадетов.
«Один» и «Тор» списали 16 июля 1937 года, оба были превращены в блокшивы. «Один» в 1941 году сдан на слом и в 1943-1944 годах разобран на металл. «Тор» пошел на слом в 1942 году.
«Ньорд» прослужил дольше, с 1922 года он был плавбазой и плавказармой, но орудия главного калибра с него сняли лишь в 1928. В 1937 году его превратили в корабль-цель. В военное время, в 1940-1944 годах броненосец использовали как плавучую зенитную батарею с 4 автоматами 40 мм «Бофорс». На слом его отправили после войны, в 1945 году ( по др. данным в 1944).