В продолжении темы поднятой в посте — https://alternathistory.ru/maksimalnoe-blagopriyatstvovanie-samaya-realnaya-alternativa-1941-go-goda-glava-18-orly-geringa-protiv-stervyatnikov-lyuftvaffe/
Совершенно справедливо, говоря об авиации, поговорить об авиационных двигателях. Тех самых «пламенных моторах», на которых, собственно, летали наши самолеты в годы Второй мировой войны.
Вообще, в 30-40-е годы наша промышленность, бесспорно, сделала просто огромный рывок. От прямого ксерокопирования, что, в общем, не зазорно, а является показателем уровня развития конструкторской школы в стране, до устойчивого выпуска своей техники массово и серийно.
И если танкостроения у нас до революции вообще как такового не было, то с авиацией было худо и бедно. Худо – потому что производство авиадвигателей в России так и не наладили (давайте отверточную сборку «Гном-Рон» не брать вообще в статистику, это несерьезно), а наиболее продвинутые конструкторы типа Сикорского и Лебедева предпочли не связываться с большевиками.
Да, остались Поликарпов, Гаккель, Григорович, Туполев, подрастали молодые, но… Двигателей не было по-прежнему.
Сошлемся на мемуары Александра Яковлева. В «Цели жизни» он не раз приводил свои заявки на моторы зарубежного производства. И не потому, что молодого конструктора что-то там не устраивало, а просто потому, что своего не было. Факт, конечно, не очень утешительный.
Но, увы, тяжело отрицать то, что фактически ВСЕ советские авиамоторы были копиями импортных разработок.
Целью данной статьи совершенно не ставится некое уничижение нашей промышленности или труда советских конструкторов, скорее, наоборот. Это демонстрация в цифрах и фактах того, как из ничего получалось что надо.
Технический прогресс – вообще штука сложная. Не надо далеко ходить за примерами, не так давно, в 1966 году, в СССР был построен некий автозавод, выпускавший устаревшие итальянские автомобили. А в 2016 году, правда, уже в статусе дочерней компании концерна «Рено», с конвейера начали сходить машины с дисковыми задними тормозами и похожие на автомобили.
Да, у нас было принято раньше выставлять напоказ все лучшее, то есть отечественное, и максимально принижать заслуги зарубежных производителей в нашем техническом развитии. Сегодня, конечно, проще.
А потому сегодня я вполне нормально и без упреков в непатриотичности могу сказать, что воздушный щит и меч Страны Советов ковался по всему миру.
Начнем? От винта!
Итак, чем крутили винты советских самолетов. Понятно, что двигателями. А какими?
1. Bristol Jupiter. Великобритания.
Девятицилиндровый однорядный со звездообразно расположенными цилиндрами. Серийно выпускался с 1918 по 1930 годы.
Конечно, британцы просто так моторчик нам не презентовали. Зато они открыли производство во Франции под маркой «Гном-Рон», а у французов вполне нормально лицензию приобрел Советский Союз. Так «Юпитер» получил официальную прописку в СССР и выпускался до 1935 года, провоевав всю Великую Отечественную. Ну первую половину точно.
М-22 (он же «Юпитер») устанавливался на И-16 и И-15.
2. Wright R-1820 Cyclone. США.
Девятицилиндровый, однорядный, звездообразный, воздушного охлаждения. Выпускался с 1931 по 1954 годы.
Лицензировано производился в Испании и Советском Союзе под маркой М-25.
М-25 устанавливался на самолеты И-15, И-15бис, И-153, И-16, КОР-1.
Дальнейшей модификацией М-25 стал М-62/АШ-62, наработки по которому, в свою очередь, пригодились при создании двухрядных звездообразных двигателей (АШ-82, например).
М-62 устанавливался на И-153, И-16 (18 и 27 серии, в базовом варианте без редуктора), Ли-2 и до сих пор под маркой АШ-62ИР применяется на уцелевших Ан-2.
М-82/АШ-82. Вот тут немного сложностей. В принципе, кто скажет, что это разработка наших инженеров – будет прав. Кто скажет, что двигатель из той же оперы, что и предшественники – тоже прав.
М-82 был двухрядным, но два ряда цилиндров – не что иной, как М-62, у которого количество цилиндров было уменьшено с 9 до 7. Был также уменьшен ход поршня, что привело к уменьшению диаметра мотора. Соответственно, снижение лобового сопротивления. Плюс М-82 стал первым инжекторным двигателем советской постройки.
Всего было произведено более 70 000 двигателей данного семейства.
М-82 устанавливался на:
— бомбардировшкиТу-2, Су-2, Пе-8;
— истребители Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7, Ла-9, Ла-11;
— пассажирские Ил-12, Ил-14;
— вертолёт Ми-4.
Существовало семейство моторов Швецова, представлявших собой «необрубленные» сдвоенные «Циклоны», то есть, 18-цилиндровые М-71, М-72 и М-73.
М-73/АШ-73 с турбокомпрессором ТК-1
М-73 устанавливался на Ту-4 и Бе-6, причем, на летающей лодке показал себя просто замечательно, так как Бе-6 не требовал установки высотного компрессора.
3. Hispano-Suiza 12Y. Франция.
12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения.
Про этот мотор я уже рассказывал в материалах про «Испано-Сюизу» и «Девуатин Д-520». Его тоже выпускали у нас по лицензии и дорабатывали, и HS 12Y стал родоначальником своей, не менее известной семьи двигателей водяного охлаждения В. Климова.
М-100. Устанавливался на бомбардировщиках СБ. Далее была цепочка модернизаций через М-103 к М-105.
М-100
М-105. Это был действительно сильно доработанный М-103. Мотор имел меньший рабочий объём, увеличенную степень сжатия, двухскоростной центробежный нагнетатель, два впускных (а позже и два выпускных) клапана на цилиндр.
Всего было выпущено более 90 000 моторов М-105 всех модификаций.
М-105/ВК-105 устанавливали на:
— истребители ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, Як-9, Як-3, Пе-3;
— бомбардировщики Як-4, Ер-2, Пе-2, Ар-2.
Форсированная версия двигателя М-105, которой стал М-107, тоже была выпущена путь и не такой огромной серией, а всего чуть более 7 000 штук, тем не менее, имеет полное право на нахождение в списке.
ВК-107
М-107/ВК-107 устанавливался на Як-9У и Пе-2.
4. Gnome-Rhône Mistral Major. Франция.
Еще один звездообразный 14-цилиндровый двигатель. Лицензионную копию, производимую в СССР назвали М-85 а ее дальнейшую модификацию М-87. Главными конструкторами по мотору были А.С. Назаров (М-86) и С. К. Туманский (М-87).
Моторчик был откровенно слабый, но очень надежный. Вообще его по лицензии выпускали все, кто хотел: Италия, Япония, Великобритания, Румыния, Чехословакия, Венгрия. Даже немцы ставили «Мажора» на свои штурмовики Hs-129.
У нас же моторы М-85 – М-87 устанавливались на бомбардировщики ДБ-3 и Ил-4.
5. BMW VI. Германия.
Еще одна линейка моторов. Немецкий исходник, V-образный 12-цилиндровый двигатель с водяным охлаждением был доработан Александром Микулиным и пошел в серию как М-17. Нужно отдать должное немцам, любезно предоставившим нам право на выпуск двигателя, движки в Баварии строить умели всегда.
С этим двигателем летали Не-111 и Dо-17, его выпускали по всему миру (Румыния, Япония и др.)
М-17 устанавливался на ТБ-1, ТБ-3, Р-5, МБР-2.
Но самое интересное было впереди, в модификациях.
АМ-34 мы просто пропустим, поскольку он ставился на все те же модели, и еще летал в Америку на самолетах РД.
АМ-35. Устанавливался на МиГ-1, МиГ-3 и Пе-8. Был выпущен серией почти в 5 тысяч единиц.
Ам-35
АМ-38. Устанавливался на Ил-2. Всего было изготовлено более 40 тысяч моторов.
До сих пор на многих оружейных и авиационных сайтах люди ломают копья, как надо рассматривать именно моторы Микулина, как самостоятельные работы или как копию немецкого двигателя.
Истина, как всегда, где-то посередине будет. Если по сути – немцы создали достойный двигатель, а Микулин был сильным конструктором, сделавшим из «немца» чудовище, таскавшего в один винт бронированный короб Ил-2.
Так что спорно здесь. Но ничего неприятного лично я не ощущаю. Это скорее инженерам и конструкторам BMW должно быть неприятно.
Сейчас наверняка некоторые уже завелись, чувствую. Автор, а что, наших моторов вообще не было? Были.
Например, вот.
М-11, чудо-мотор, который вывел в небо без преувеличения несколько поколений советских летчиков, а во время войны таскал все, что придется: раненых, почту, бомбы.
Разработан мотор был КБ авиазавода № 4 в рамках конкурса на лучшую конструкцию мотора для учебных самолетов номинальной мощностью 100 л. с., в 1923 году. Начальником КБ в это время был А. Д. Швецов. Сам Швецов, хотя и был премирован, никогда не говорил, что это он автор разработки.
Двигатель не обладал выдающимися характеристиками, однако был надежен, как винтовка Мосина, технологичен в производстве, как болт, не требователен к используемым топливу и маслам.
Кто-то скажет, что мягко говоря, сравнивать сложновато, но вот, что есть – то есть. Маленький и надежный с одной стороны и заимствованные с другой. Простите, но время было такое. Никто нам, к сожалению, не подарил ни конструкторов, ни инженеров. Про заводы даже молчу.
То, что смогли и до недавнего времени у нас в стране даже не думали над такой проблемой, как авиамоторы, – достижение. Надеюсь, с этим никто спорить не станет?
Автор:Роман Скоморохов
Источник: https://topwar.ru/158878-boevye-samolety-o-aviamotorah-svoih-i-ne-ochen.html
Первое впечатление, это то что можно было бы обойтись куда меньшей количеством моделей моторов, но это первое впечатление, тут надо копать.
Нельзя было. И разве их много?
Да! Для экономики страны, где народ до 60-ых годов в лаптях ходил и жил подобно лесным зверям в норах. это — запредельно много!
А если бы их было меньше — то весь все тот же народ свои лапти бы склеил.
И кто же это в 60-е годы так жил?
Ха! Есть такие места, где до сих пор так живут. Конечно, Вам с академических высот это малозаметно…. Что там для нас какие-то колхозники, мы ведь на вершине моторного Олимпа сидим и поплёвываем сверху вниз… Мало с них три шкуры сдираем — будем сдирать десять, но пару лишних моторов запилим!
Коллега, я не академик, и никто из моих родственников и предков не был академиком, но также никто из них не жил в норе и лаптей в 60-е не носил. А среди Вашей родни такие были?
Ежели же изначально, с 20-х «зная прикуп», т.е. используя послезнания, выдавать жесткие ТТТ на проектирование, с привязкой к параметрам ЦПГ, схеме и т.п., то к средине 30-х вполне могет получится унифицированные м/д собой модели «сердец» с необходимыми хар-ми и ДЕШЕВЛЕ и БЫСТРЕЕ, чем в РИ!!!!!
«можно было бы обойтись куда меньшей количеством моделей моторов» — вот и я говорю!
Более интересный вопрос: можно бы было, развивая (увеличивая объём цилиндров, их количество, степень сжатия и т.д.) М-11 запилить что-нибудь более достойное — характеристиками приближёнными к АШ -82?
можно бы было, развивая (увеличивая объём цилиндров, их количество, степень сжатия и т.д.) М-11 запилить что-нибудь более достойное — характеристиками приближёнными к АШ -82? — можно — это 63 цилиндровая семирядная звезда — семь рядов по девять цилиндров.
Почему? Хватило бы и трёхрядной;). При размерности цилиндра М-11, для получения аналогичного М-82 литража нужно 24 цилиндра.
Вот про литраж я как раз и не подумал — вы правы коллега. Я банально пересчитал мощность на один цилиндр.
В РИ максимум был 4 ряда — https://warspot.ru/12908-chetyryohryadnoe-bezumie .
Естественно — там же люди думали головой, а не спрашивали не пойми что
И что в таком «развитии» осталось бы от М-11?;)
М-11 и остался бы — для легкомоторной авиации.
Я о другом спрашивал. Вы интересовались, можно ли получить подобие М-82, развивая М-11. При этом предлагали «увеличивать объём цилиндров, их количество, степень сжатия и т.д.». Спрашивается: что осталось бы собственно от М-11 в таком его «развитии»?
Общая компоновка, схема… Придумайте сами — что ещё, коллега! Вы же такой-с умный…
Ничего придумывать не надо — это будет уродец неподъемных габаритов.
Не, в формате однорядной пятицилиндровой «звезды» аналог М-82 точно не выйдет;)). Или Вы имели в виду что-то другое?
Ну вот зачем тащить сюда эту хрень? Автор же абсолютно не в теме! Ну, может, не абсолютно, но чего-то слегка нахватал по верхам (марки моторов выучил, и то лишь серийных!) — и считает это достаточным для глубокомысленных выводов… Он не знает, что между М-17 и М-34 с потомством нет НИЧЕГО общего, за исключением близкой размерности (хотя сам же привёл фотографии, ну так посмотри на них!!!), как и о том, что Микулин НИКОГДА не имел отношения к М-17, а занимался им, наоборот, Климов (хотя этого как раз многие не знают)… М-22 у него «всю Отечественную провоевал» (это на чём же???) Мистраль-Мажор — оказывается, двигатель «слабый, но надёжный» (нарочно не придумаешь характеристику более противоположную реальности…) Да ещё он, оказывается, на Hs 129 стоял! То есть автор, судя по всему, искренне полагает, что «Гном-Рон 14» — это такая модель двигателя, а буква после цифры обозначает модификацию… Уже это исчерпывающим образом характеризует его уровень знания темы;). (Для таких, как он, поясняю: 14 — это просто число цилиндров, а вот как раз буквой и обозначается конкретная модель двигателя (например, 14N), модификации же обозначаются цифрами в конце (14N-49)). GR 14K (Мистраль-Мажор) и 14М (Марс, который как раз и ставили немцы на Хеншель) — очень разные моторы,… Подробнее »
Ну слава богу, пришёл redstar72 и всё расставил по местам, а то я же начал терзаться, что я чего-то такого не знаю … дурацкая привычка верить всякому печатному слову.
Коллега, это тема такая — альтернативная история — куда ещё и не такое тащат! Надо быть немножко сдержаней и терпимее относится к непреднамеренным ошибкам других, что так относились к вашим… Или, коллега никогда не ошибается?
Ну отчего же — не ошибается только тот, кто ничего не делает. Просто в данном случае, ИМХО, речь идёт уже не об ошибках (тем более непреднамеренных), а о дремучем невежестве автора. Но и это бы полбеды — а вот то, что он при таком уровне знаний берётся делать выводы чуть ли не глобально-философского масштаба — весьма раздражает…
То же самое, автор этого поста может сказать про Вас, коллега! Здесь не академический диспут где бодаются академики и профессора из-а каждой запятой. Кроме этого, что-нибудь положите на фантастику.
Серьёзно? И почему же?
😮 Это на какую такую фантастику? Статья с Топвара, претендует на анализ реального положения дел.
+100500 коллега!
++++++++++
2. Wright R-1820 Cyclone. США.
Девятицилиндровый, однорядный, звездообразный, воздушного охлаждения. Выпускался с 1931 по 1954 годы. Лицензировано производился в Испании и Советском Союзе под маркой М-25. — не знал что М-25 производился в Испании???????????????? 😮
Вот в данном случае автор прав. Точнее, в Испании производился не М-25, но R-1820:
Правда, сколько их там сделали — мне неизвестно, но даже существовал целый ряд модификаций:
https://en.wikipedia.org/wiki/Wright_R-1820_Cyclone#Hispano-Suiza_9V
Если читать текст буквально — то получается, что и в СССР и в Испании выпускали исключительно М-25. 😕
Да там просто предлог пропущен;)). Если бы было написано: «Лицензированно производился в Испании и в Советском Союзе под маркой М-25″ — не возникло бы такого впечатления?