«Инспектор» и «Тайфун» выходят в море. В ближайшие годы в морских боях будут участвовать корабли-беспилотники
В начале года израильская компания Elbit Systems продемонстрировала возможности своего беспилотного катера The Seagull, который может без участия человека вести разведку, проводить разминирование и самостоятельно открывать огонь из пулемёта. В конце июня катер был оснащён торпедными аппаратами и произвёл успешные пуски по условному подводному противнику. Эксперты говорят о скором создании нового типа вооружения – беспилотных кораблей, которые уже в ближайшее время совершат революцию в военно-морском деле. Корреспондент «Совершенно секретно» оценил перспективы этой технологии.
Длина созданного Elbit Systems дистанционно контролируемого корабля 12 метров, максимальная скорость до 56 км/ч. Судном можно управлять в нескольких режимах: традиционно – с помощью экипажа, также управление могут принять операторы, которые находятся на берегу или на другом корабле на расстоянии до 100 км, причём есть возможность одновременно управлять двумя такими катерами. При необходимости существует опция перевода корабля в полностью автономный режим, судно будет самостоятельно избегать столкновений и выполнять базовые правила судоходства. Катер способен работать и в тяжёлых условиях при высоких волнах, выдерживает штормы до 7 баллов, может находиться в море четыре дня без дозаправки.
Кошмар для субмарин
На сегодняшний день основной миссией робота-корабля является разминирование, причём с этой функцией корабли научили справляться без помощи людей. Беспилотный тральщик в автоматическом режиме специальными сонарами сканирует поверхность моря, обнаружив мину, уничтожает её с помощью маленького робота, который подрывает мину, врезаясь в неё. Но в перспективе главной задачей беспилотных кораблей планируют сделать уничтожение подлодок, для этого сегодня совершенствуется система, которая будет самостоятельно принимать решение на запуск торпеды. Сегодня подводные лодки ищут с вертолётов, самолётов, кораблей, с помощью масштабных систем подводных акустических буёв. Всё это очень дорогостояще, требует привлечения большого числа людей и зачастую малоэффективно. Рой дешёвых беспилотных торпедных катеров может стать настоящим кошмаром для подводного флота противника.
Самая главная ценность такого беспилотного противолодочного катера – его дешевизна. Компания Elbit Systems заявляет, что несколько кораблей-роботов могут легко заменить противолодочный корабль с командой из 40 человек. Причём стоить вся система будет в десятки раз дешевле традиционных судов. И при этом беспилотник будет гораздо более эффективен.
Как рассказал «Совершенно секретно» эксперт Центра анализа стратегий и технологий Сергей Денисенцев, беспилотная морская техника разрабатывается на протяжении нескольких десятилетий:
«Уже сегодня такая техника используется при разминировании. Это в тренде того, что все передовые технологии, в том числе робототехника направлены на снижение риска для жизни человека при проведении особо опасных работ. Что касается безэкипажных боевых кораблей, то эта технология, без всякого сомнения, перспективна. Но пока открытым остаётся вопрос, насколько по совокупности характеристик беспилотный корабль выгоднее корабля с экипажем. Главное преимущество обитаемых судов в том, что экипаж обеспечивает борьбу за живучесть в случае непредвиденной ситуации. Кроме того, корабли-роботы имеют достаточно узкую специализацию, но флоту нужны многофункциональные суда, способные решать целый спектр задач. Конечно, если речь идёт о судне как исключительно о боевой платформе для оружия, то преимущество беспилотных кораблей неоспоримо.
Американцы лидеры в этой сфере, они взялись за эту тему из-за того, что им необходимы эффективные средства для борьбы с подводными лодками. В этом случае безэкипажные корабли могут оказаться весьма перспективным решением. Такие аппараты могут длительное время закрывать какую-то акваторию, задействовать систему наблюдения, выбрасывать буи и в автоматическом режиме работать на поражение целей. Тем не менее, думаю, что такие корабли могут быть приняты на вооружение только через 10–20 лет. Ещё предстоит выработать доктрину их применения, создать необходимую для их эксплуатации инфраструктуру. Что касается российских разработок роботизированных кораблей, то здесь есть работы по подводной робототехнике, о крупных надводных кораблях не слышал – может, и есть разработки, но они засекречены. Но в любом случае это весьма перспективная тема».
Робот-тральщик
Сегодня над созданием боевых кораблей-роботов активно работают в США, Японии, Китае, России и других странах. Бурное развитие беспилотных аппаратов военного назначения, коснувшееся преимущественно наземных и воздушных систем, наконец добралось до водной среды. Но здесь достижения заметно скромнее и касаются преимущественно гражданской сферы. В частности, плавучие подводные и надводные роботы активно используются в океанографических и климатических исследованиях, для поисково-спасательных работ и осмотра потенциально опасных объектов. В этом году британская компания Rolls-Royce Group pls, которая специализируется на оборудовании для авиации и судов, заявила о планах создания беспилотных грузовых кораблей.
Эксперты считают, что в настоящее время, с развитием технологий связи, начали открываться новые возможности, в том числе для создания дистанционно управляемых и автономных морских систем военного назначения. В значительной степени данные технологии были «обкатаны» на беспилотных авиационных системах. Сейчас разработчики совместно с военными, как основными потенциальными заказчиками подобной техники, пытаются нащупать возможные новые области приложения этих технологий. Создаются системы, которые позволят значительно увеличить радиус действия кораблей-роботов, проектируются аппараты, которые будут способны действовать не в прибрежной зоне, а на удалении в сотни километров. При создании таких кораблей используются современные технологии конструкционных материалов для снижения заметности, технологии связи, в том числе спутниковой, технологии автоматического управления для осуществления автономной работы, а также системы разведки и наблюдения, включая гидролокатор, РЛС и оптико-электронные системы. Очевидно, что в процессе испытаний и затем опытной эксплуатации разработчики совместно с военными будут изучать возможности применения такого типа кораблей в различных условиях боевой обстановки.
Американцы заявляют, что вплотную занялись разработкой морской робототехники и планируют, что первые беспилотные корабли заступят на службу в ВМС уже в ближайшее время. Причём это не первая попытка создать безэкипажные корабли для военного флота. Американские военные тестировали морских роботов даже в боевой обстановке. Ещё во время войны в Ираке в 2003 году применялся похожий на торпеду подводный аппарат REMUS 100, который производил очистку акватории от мин. Управлялся 36-килограммовый робот, способный передвигаться со скоростью 3–5 узлов (5–10 км/ч), двумя операторами. Кстати, сегодня REMUS 100 стоит на вооружении более десяти стран НАТО.
Ещё один роботизированный охотник за минами, способный подрывать их с помощью акустических и электромагнитных сигналов, – это Fleet (известный также как CUSV). Тральщик выполнен в виде надводного катера длиной 12 метров и водоизмещением 7,7 тонны. Скорость составляет 65 км/ч, полезная нагрузка – 2,3 тонны. В январе текущего года началось их производство, первые корабли из партии в 52 единицы должны быть переданы в эксплуатацию в начале 2017 года.
Безэкипажный минный тральщик CUSV (Common Unmanned Surface Vessel). Фото: textronsystems.com
Другое направление развития – разведывательные роботы-катера. В 2003 году была впервые продемонстрирована американская жёсткокорпусная надувная автономная лодка Spartan Scout, вооружённая 12,7 мм пулемётом. Её длина варьируется от 7 до 11 метров, она предназначена для разведки, перевозки небольших грузов и охраны, управляется с помощью радара и сенсоров.
В Израиле разработали пулемётную робот-лодку Protector, способную разгоняться почти до 100 км/ч. Ещё одна израильская разработка – беспилотник Silver Marlin производства компании Elbit Systems, один из ведущих мировых производителей беспилотных летательных аппаратов. Можно также отметить шведский проект Piraya. Эти небольшие 4-метровые катера могут развивать скорость всего 20 узлов (37 км/ч), они выполнены по технологии «стелс», один оператор способен управлять несколькими катерами. Также в 2014 году военные США провели испытания беспилотных патрульных катеров. Один корабль сопровождали 13 беспилотников в автоматическом режиме: пять охраняли, а остальные восемь отправились обследовать условное подозрительное судно.
Морской охотник
В конце июля в американском Агентстве по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (DARPA) сообщили об успешных испытаниях прототипа нового беспилотного корабля Sea Hunter, который был разработан в рамках программы ACTUV (Anti-Submarine Warfare Continuous Trail Unmanned Vessel). Это совместный проект DARPA и Бюро военно-морских исследований (ONR), который стартовал в 2010 году. Предполагается, что эти корабли также на первом этапе будут решать лишь разведывательные задачи, используя активную эхолокацию, но данная концепция может значительно совершенствоваться в будущем. На эту программу в ближайшие пять лет Пентагон намерен потратить 600 млн долларов.
Демонстратор ACTUV имеет вид классического военного корабля (точнее, крупного катера, поскольку его длина составляет 40 метров, а водоизмещение – 140 тонн), но для повышения остойчивости к нему по бокам прикреплены поддерживающие конструкции-поплавки. На ходовых испытаниях близ Портленда (штат Орегон), которые прошли 17 февраля, но о которых стало известно только сейчас, роботизированное судно показало скорость в 27 узлов (около 50 км/ч). До этого, в 2015 году, корабль в автоматическом режиме уверенно прошёл заданным курсом, маневрируя между другими судами и иными препятствиями.
Беспилотный противолодочный тримаран Sea Hunter. Фото: gazetablic.com, aol.com
Ввести в строй этих морских роботов планируется в 2018 году, хотя ряд экспертов считают, что до окончательной реализации идеи пока далеко. Первый раунд испытаний продолжался 2 года, и Sea Hunter продемонстрировал высокую скорость, манёвренность, эффективность расхода топлива и надёжность механических систем в открытом море. На следующем этапе испытатели планируют протестировать эсминец в полностью автономном режиме. Основное предназначение этого мореходного робота – отслеживание небольших малошумных дизель-электрических подлодок, на охоту за которыми нецелесообразно отправлять крупные атомные субмарины. Кроме того, корабль, возможно, будет использоваться для противоминных действий. Скорее всего, на первом этапе Sea Hunter будет выполнять вспомогательные функции, помогать решать задачи поиска подлодок в районе, где система стационарного наблюдения не работает или неэффективна.
На пальцах тактика применения будет примерно такой: корабль курсирует по заданному участку моря, сканирует глубину, обнаруживает дизель-электрическую подлодку и зависает над ней. Далее передаёт координаты через спутник связи на ближайший эсминец или базу военно-морского флота, а там уже принимают решение о применении средств поражения. В дальнейшем безэкипажные корабли предполагается научить собирать и передавать разведывательную информацию в режиме реального времени, вести радиоэлектронную борьбу, обнаруживать, отслеживать и классифицировать цели различной степени удалённости и уничтожать их.
Разработчики уверяют, что Sea Hunter открывает новую страницу в развитии робототехники. По мнению американских военных, использование роботизированных недорогостоящих комплексов, которые действуют без участия людей, – это новое и весьма перспективное направление в тактике морского боя. Во время испытаний Sea Hunter не оснащается вооружением, хотя в окончательном варианте, скорее всего, он всё же станет ударным средством. Как заявляется, судно будет управляться не дистанционно оператором, как происходит в случае с беспилотниками, а сможет действовать вообще без человеческого участия, лишь периодически выходя на связь с командным центром для получения задачи. По задумке конструкторов это должно улучшить его защищённость, поскольку современные средства радиоэлектронной борьбы позволяют прерывать дистанционное управление беспилотными аппаратами.
Испытания на Ржевском полигоне
Американские военные уже поспешили заявить, что в случае успеха испытаний ВМС США планируют построить целую флотилию беспилотных кораблей этого типа. Корабль должен получиться ультрасовременным: для уменьшения заметности его будут делать из композитных материалов на основе углерода, а два дизельных двигателя смогут разогнать судно до 50 километров в час. Корабль решено оснастить радарами и камерами и новейшей гидролокаторной системой пятого поколения от компании Raytheon. Морские эксперты предполагают, что это беспилотное судно будет обладать большой грузоподъёмностью и выносливостью. Разработчики указывают на сильную сторону этого корабля: он сможет бесконечно долго находиться в море и длительное время вести поиск подводных лодок.
Главный редактор профильного интернет-портала UAV.ru эксперт по беспилотным аппаратам Денис Федутинов рассказал «Совершенно секретно», что морские беспилотники сегодня считаются весьма перспективным видом вооружения:
«Морской сегмент беспилотной техники в мире в настоящее время активно развивается. Несмотря на то что здесь имеется некоторое отставание от авиационных беспилотных систем, в ближайшей перспективе потенциальные возможности безэкипажных судов будут оценены эксплуатантами и получат широкое распространение. В исследования по данной тематике вовлечены научно-исследовательские организации и промышленные компании технологически развитых стран мира. Одно из основных направлений их применения – использование в рутинных задачах по патрулированию территориальных вод и пресечению нарушений морской границы. Сейчас происходит постепенный переход от подобных аппаратов, оснащённых только аппаратурой разведки и наблюдения, к аппаратам, которые могут оказать определённое силовое воздействие на нарушителей границы. На решение подобной задачи и направлены проекты по оснащению подобных аппаратов оружием.
В мире существует ряд безэкипажных судов, которые уже оснащают вооружением. В частности, это израильский же безэкипажный катер Sea Star разработки компании Aeronautics Defense Systems. Эта система ещё 10 лет назад поставлялась на экспорт, в частности в Нигерию. Кроме того, нужно отметить безэкипажные катера компании Raytheon. Весной текущего года на выставке беспилотных систем UMEX 2016 экспонировалось два подобных судна. Одно из них, помимо датчиков разведки и наблюдения, было также оснащено дистанционно управляемым модулем с автоматическим оружием. Решения, предложенные компанией Elbit, в данном контексте действительно несколько инновационные – она, похоже, впервые установила на подобный безэкипажный катер торпедные аппараты. Это действие, разумеется, откроет новые возможности для данной техники.
Проекты в области безэкипажных судов существуют и в России. Наиболее известны два проекта – Inspector Mk 2 и «Тайфун». Первый был разработан фирмой ECA и предназначается в основном для противоминной обороны. «Тайфун» рекламировался компанией «ПКФ Мнев и К» на МВМС-2015. Опытный образец безэкипажного катера был представлен министру обороны России на Ржевском испытательном полигоне в 2013 году и, как сообщалось, получил положительную оценку».
Безэкипажный катер «Тайфун». Фото: консорциум «Тайфун»