17
Беспроводные мушкетеры: катера-торпеды Хакера

Беспроводные мушкетеры: катера-торпеды Хакера

Содержание:

Предистория

Должен признать, что описываемая здесь система является «французской» ровно в той мере, что Франция была ее первым заказчиком. Однако, я все же решил ее привести в этом цикле статей. Что может быть более франко-американским, чем взорвать немецкий линкор радиоуправляемым гоночным катером-торпедой из красного дерева?…

Беспроводные мушкетеры: катера-торпеды Хакера

В первой половине XX века, слово “хакер” ассоциировалось вовсе не со взломщиками арифмометров и мастерами абакуса – а, скорее, с великолепными гоночными катерами и яхтами из красного дерева. Основанная в 1908 году в Детройте фирма “Хакер-Крафт” (англ. Hacker-Craft, в честь основателя Джона Л. Хакера), фирма быстро обрела известность как создатель элегантных и стремительных корабликов, бьющих один за другим поставленные их же предшественниками мировые рекорды. В 1920-ых, изготавливаемые Хакером на заказ скоростные катера стали статусными “must have” для магнатов, богатых актеров и аристократии.

Великая Депрессия начала 1930-ых нанесла фирме Хакера тяжелый удар. Рынок гоночных катеров – дорогостоящих игрушек для богатых — сократился до минимума. Кроме того, все больше внимания привлекали успехи авиации и “подобающим приобретением” для оставшихся миллионеров выглядел теперь скоростной самолет, а не прогулочный катер из красного дерева.

Беспроводные мушкетеры: катера-торпеды Хакера

Хотя “Хакер-Крафт” продолжала строить побивающие рекорды гоночные катера (общим счетом, с 1933 по 1935 ее катера завоевали три золотых кубка и поставили пять мировых рекордов), но было ясно, что эта деятельность не может больше оставаться основной для компании. Чтобы удержаться на плаву, “Хакер-Крафт” вложила свой многолетний опыт в разработку и строительство дешевых, но быстрых моторных катеров для общего использования. Эти меры спасли компанию и позволили ей снова расцвести в конце 1930-ых, но руководство продолжало искать новые направления для деятельности.

Одним из перспективных направлений стало производство военной техники. В конце 1930-ых, “Хакер-Крафт” разработала проект радиоуправляемого катера, используемого для буксировки щитов-мишеней на артиллерийских учениях. На этом компания не остановилась. Джон Хакер вполне рационально полагал, что те же решения, которые используются для дистанционного управления катером-мишенью, могут быть использованы и для наведения в цель катера, груженого взрывчаткой.

В Америке идея Хакера не вызвала особенного интереса. Зато она привлекла внимание за океаном. Подписание в 1935 году англо-германского военно-морского соглашения (разрешившего немцам создать флот, равный по тоннажу французскому) привело к резкому охлаждению отношений между Францией и Великобританией. Французский флот, ранее ориентировавшийся на войну преимущественно против Италии, теперь был вынужден исходить из того, что он не может полагаться на британскую поддержку и против Германии.

Взятые совокупно, Regia Marina и Kriegsmarine если и не превосходили значительно Marina Nationale, то, по крайней мере, не позволяли и французам создать существенное превосходство на любом из театров. Французскому флоту требовались новые, нестандартные решения, способные склонить баланс сил на его сторону. Одним из таких была идея атаковать неприятельские флоты в гаванях: опыт Первой Мировой позволял предположить, что неприятель будет действовать осторожно, беречь свои тяжелые корабли от субмарин и авиации, и застать их в портах будет легче, чем “на свежем воздухе”.

Для атаки кораблей в гаванях, взрывающиеся катера Хакера казались идеальным решением. Опыт Первой Мировой и Гражданской Войны в России (атаки на Кронштадт) продемонстрировал, что легкие и быстрые торпедные катера могут проникнуть даже в хорошо охраняемую гавань, но испытывают значительные проблемы при отходе. Взрывающиеся катера-торпеды Хакера возвращать не требовалось, да и вероятность успешной атаки управляемым до самого момента столкновения катером была выше, чем запущенной с катера неуправляемой торпедой.

Конструкция

Катера-торпеды строились на основе современных им многофункциональных моторных катеров “Хакер-Крафт”. Корпуса их делались из легких пород дерева и оснащались автомобильными двигателями.

Беспроводные мушкетеры: катера-торпеды Хакера

Существовали две модели катера-торпеды: А-2, длиной 34 фута 11 дюймов (10,6 метра) и шириной 9 футов (2,7 метра), и более крупный А-3, длиной 37 футов (11,2 метра) и шириной 11 футов 3 дюйма (3,4 метра). В движение обе модели приводились 550-сильным автомобильным двигателем “Кермат” V12, работавшим на единственный винт. Скорость их достигала 35 узлов. Запаса топлива хватало на 220 морских миль хода.

Передатчик системы радиоуправления и оператор за работой

Передатчик системы радиоуправления и оператор за работой

Для дистанционного управления катером использовалась компактная радиоаппаратура, установленная в кокпите и моторном отделении. Контроль за движением катера предполагался визуальным, с борта катера управления либо самолета. Система управления катера-торпеды использовала две управляющие частоты для передачи двух наборов из пяти команд (предположительно, кодируемых акустическими тонами):

  • Первый набор относился к управлению, собственно, катером, и включал команды ЗАЖИГАНИЕ (включить мотор), ВПЕРЕД (увеличить обороты), НАЗАД (сбавить обороты), ВПРАВО и ВЛЕВО (очевидно).
  • Второй набор относился к нагрузке катера, и включал команды ПОДРЫВ (для уничтожения промахнувшегося или потерявшего ход катера), СИГНАЛ (включение сирены и подача дымового сигнала для поиска потерянного из виду катера). Три оставшиеся команды были “запасными” и могли использоваться, например, для включения системы постановки дымовой завесы или аппаратуры имитации звуков и дыма.
Контрольная аппаратура на борту катера

Контрольная аппаратура на борту катера

На борту катера, команды дешифровывались, и исполнительные механизмы замыкали соответствующие реле в системе управления. Электромоторы, питаемые от аккумуляторов, управляли системой зажигания, дросселем и рулем катера. При этом аппаратура дистанционного управления просто подключалась к уже используемым органам ручного управления. Это позволяло управлять катером на долгих переходах вручную, переходя на дистанционное управление только вблизи цели.

Катера снаряжались боевой нагрузкой в 5000 фунтов (2268 кг) для модели А-2 и 10000 фунтов (4563 кг) для модели А-3. В качестве боеприпаса использовались обычные глубинные бомбы с подрывом от гидростатического взрывателя, установленного на небольшую глубину. Также могли использоваться и иные виды боеприпасов – авиационные бомбы или инженерные заряды – при условии оснащения гидростатическим взрывателем.

Беспроводные мушкетеры: катера-торпеды Хакера

Боеприпасы размещались под полом в кокпите и машинном отделении катера-торпеды. Каждый боеприпас помещался в отдельную фанерную ячейку и амортизировался, во избежание случайной детонации от сотрясения при взрыве затапливающих подрывных зарядов.

Предыдущие эксперименты в отношении начиненных взрывчаткой катеров выявили определенный недостаток: цель поражалась в наиболее защищенную часть корпуса у ватерлинии (у боевых кораблей прикрытую броневым поясом), и кроме того, при подрыве заряда на поверхности, большая часть энергии уходила в воздух. Подводный взрыв был бы более эффективен. Кроме того, существовал риск, что катер может просто скользнуть по корпусу цели и отскочить, безвредно взорвавшись в отдалении. Для того, чтобы решить эту проблему, катера были оснащены оригинальной системой зацепления за корпус неприятеля и автоматического затопления:

  • Система зацепления устанавливалась на носу катера и представляла собой пиротехническое приспособление, которое, срабатывая от удара, с силой вгоняло в обшивку противника две металлические шпильки. К шпилькам был прицеплен трос, соединенный с основным боеприпасом катера-торпеды.
  • Система автоматического затопления состояла из полос детонирующего шнура проложенных по обшивке в носовой и кормовой оконечностях, а также вдоль днища катера. Когда при ударе о цель срабатывали взрыватели, детонирующий шнур отделял нос и корму, и проламывал днище катера.

Беспроводные мушкетеры: катера-торпеды Хакера

При ударе катера-торпеды о цель, срабатывало зацепное приспособление, вгоняющее в обшивку корабля противника две металлические шпильки. Таким образом, катер “закреплялся” на цели. Срабатывающий затем детонационный шнур отламывал нос и корму катера, и разламывал его днище. Центральная секция корпуса, груженая тяжелым боеприпасом, стремительно тонула, соединенная тросом зацепного приспособления с кораблем противника. Когда боеприпасы погружались на предустановленную глубину (примерно через 20-30 секунд), срабатывал гидростатический взрыватель. Мощный взрыв 2,2-4,5 тонн взрывчатки под водой у борта гарантировал тяжелые повреждения даже хорошо защищенного военного корабля.

Испытания

По заказу военного министерства Франции, фирма “Хакер-Крафт” в 1936-1937 изготовила десять взрывающихся катеров (предположительно, модели A-2). Согласно архивам фирмы, все изготовленные катера-торпеды были отправлены заказчику, однако, похоже, что ажиотажа не вызвали. В отличие от итальянского и британского, французский флот сравнительно мало интересовался “диверсионными” методами войны на море. Отдавая должное инновациям, французы сосредоточились на создании сбалансированного конвенционного флота, способного решать задачи в рамках классической Мэхенской доктрины войны на море.

Судьба десяти поставленных катеров Хакера точно не известна. Скорее всего, они использовались французским флотом только как учебные и экспериментальные образцы (и, возможно, буксировщики плавучих мишеней). Достоверно известно только, что последующих заказов – на которые надеялся Хакер – так и не последовало, и имеющиеся катера не были задействованы в предполагавшейся роли во время “странной войны” 1939-1940 года.

Когда США вступили во Вторую Мировую войну, “Хакер-Крафт” попыталась предложить свои катера-торпеды американскому флоту – однако, тот отклонил предложение. Имеются сведения, что причиной тому стали вопросы безопасности: Джон Хакер был известной персоной, у него были родственники и связи в Германии, и военные опасались, что “Хакер-Крафт” может оказаться ненадежна. В результате, единственным применением радиоуправляемых катеров Хакера флотом США было использование шестидесяти трех катеров А-2 в роли плавучих мишеней на учениях артиллерии.

В доработанном виде (в частности, оснащенные телевизионной аппаратурой для наведения на цель за пределами прямой видимости), катера-торпеды Хакера испытывались в 1942-1944 американским Управлением Стратегических Служб – прямым предшественником ЦРУ. УСС планировало использовать катера для диверсионных атак на японское и германское судоходство в контролируемых неприятелем акваториях. Проект получил название “Проект Яванец” (изначально “Проект Кэмпбелл”).

Варианты маскировки катеров Хакера

Варианты маскировки катеров Хакера

Инженеры Хакера по заказу УСС разработали несколько вариантов маскировки катеров-торпед под типичный прибрежный транспорт – малайскую лодку, китайскую портовую джонку или норвежский рыболовецкий катер. Для этого катера оснащались фальшивыми накладными носом и кормой, имитационными надстройками и мачтами, и даже (если катер маскировался под небольшой пароход) аппаратурой дымопускания и имитации шумов машины. Предполагалось, что в таком виде катера могут быть незаметно введены в прибрежный трафик неприятеля – или доставлены для использования силами Сопротивления, на оккупированной неприятелем территории.

Маскировка катера под рыболовецкое судно K354

Маскировка катера под рыболовецкое судно K354

11 августа 1944, катер-торпеда А-2, тщательно (вплоть до чучела матроса на руле!) замаскированный под норвежское рыболовецкое судно K354 приблизился к поставленному на якорь списанному пароходу S.S. San Pablo и успешно атаковал его. Взрыв пробил в днище “Сан-Пабло” огромную дыру 10 x 20 метров, и пароход затонул за полторы минуты. К 1945 году, УСС подготовила отряды диверсантов-операторов, готовых к заброске в тылы противника, однако возражения флота (считавшего, что он имеет монополию на все, что плавает) привели к отказу от программы.

Фирма Хакер-Крафт существует и поныне – это старейший в мире действующий производитель деревянных катеров и яхт

Фирма Хакер-Крафт существует и поныне – это старейший в мире действующий производитель деревянных катеров и яхт

Источники

  • CAMPBELL: A joint AAF and OSS project — OOS presentation (1944)
  • Hackercraft — Barry, James, MBI Publishing (2002)
  • Mahogany Muscle — Pearson, Bob, «Lakeland boating» (2001)
  • Unmanned Systems of World War I and II — Everett H.R., MIT press (2015)

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/89194.html

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account