Береговые драконы американского флота: история кораблей ракетной поддержки

8

Береговые драконы американского флота: история кораблей ракетной поддержки

(на всякий случай напоминаю коллегам, что у меня есть также:

* группа «Страж Здравого Смысла» в ВК

канал в Дзене

телеграм-канал

Так что если удобнее общаться там — welcome!)

Содержание:

Такую новинку Второй Мировой как реактивные системы залпового огня (РСЗО) американские военные встретили… противоречиво. Американская армия отнеслась к ракетной артиллерии весьма скептически: американские артиллеристы заслуженно гордились своим умением стрелять быстро и точно, стремительно маневрировать огнём, и идею «давайте просто лупить ракетами по площадям» восприняли чуть ли не как издевательство. Практически универсальный консенсус в армейской артиллерии был«реактивные минометы — это немцам нужно, потому что они криворукие неумехи, а нормальным людям это зачем?»

Береговые драконы американского флота: история кораблей ракетной поддержки

А вот у морской пехоты США мнение о ракетах было очень даже позитивным. Морская пехота вообще любила массирование огня — особенно при высадке, когда необходимо было прижать неприятеля к земле так плотно, как только можно — и мощный ракетный залп, накрывающий берег непосредственно перед высадкой волны десанта, очень-очень нравился морпехам.

Первыми «кораблями ракетной поддержки» стали 600-тонные танкодесантные катера LCT (англ. Landing Craft, Tank — танкодесантный катер). Изначально разработанные британцами для высадки бронетехники на неподготовленное побережье, эти катера стали очень популярны и в американском флоте и строились в больших количествах.

Береговые драконы американского флота: история кораблей ракетной поддержки

Ракетная версия, обозначавшаяся как LCT(R) (англ. Landing Craft, Tank (Rocket)) делалась довольно просто. Носовая аппарель катера заваривалась наглухо, над грузовой палубной надстраивалась еще одна — и на ней плотными рядами выставлялись 180 (!) шестизарядных ракетных установок, под британские 5-дюймовые (130 мм) бомбардировочные ракеты. Полный залп каждого LCT(R) составлял 1080 ракет, которые обычно выпускались 24 залпами по 45, буквально перепахивая зону 600 метров в ширину и от 300 до 1000 метров в длину.

Катера ракетной поддержки с большим успехом продемонстрировали себя во время высадки в Нормандии и последующих операций на Средиземном Море. Однако, морскую пехоту США они не полностью устраивали. Их главным недостатком была ограниченная мореходность и небольшая дальность действия; если в Европе это не было проблемой, то на Тихом Океане катера приходилось перевозить на десантных кораблях-доках. А морской пехоте хотелось кораблей огневой поддержки, которые смогут двигаться вместе с десантным соединением.

В качестве основы для океанского корабля ракетной поддержки выбрали LSM (англ. Landing Ship, Medium) — средний десантный корабль, водоизмещением около 1000 тонн. LSM строились как промежуточное звено между крупными танкодесантными кораблями и десантными катерами, и могли использоваться как для прямой высадки десанта на побережье, так и для транспортировки амфибийных грузовиков и транспортеров.

Береговые драконы американского флота: история кораблей ракетной поддержки

Необычной чертой LSM была смещенная к правому борту надстройка с трубой — из-за чего они смахивали на миниатюрные авианосцы. Это было сделано с целью максимально освободить центральную часть корабля под палубу-док для транспортируемой техники. И эта черта делала LCM-ки очень удобными для переделки в ракетные корабли: надстройка не мешала размещению вооружения.

РАКЕТЫ

Первые LSM(R) переоборудовались в спешке и вооружались ближайшим доступным вооружением — а именно 3.5-дюймовыми (89-мм) авиационными ракетами FFAR (англ. Forward-Firing Aerial Rocket — Запускаемая Вперед Авиационная Ракета). Это импровизированное решение оказалось не слишком-то эффективным: авиационные ракеты не были рассчитаны на пуск с «нулевой» скорости. Без добавочной скорости от самолета, их маленькие стабилизаторы не справлялись с удержанием ракеты на курсе, и FFAR летели вкривь и вкось. Требовалось что-то другое.

Над специальной бомбардировочной ракетой флот работал еще с 1942 года. Первоначально на эту роль попытались приспособить имевшиеся ракеты от противолодочного бомбомета «Маустрап» — американского аналога британского «Хедчхога» — установив на них фугасные заряды вместо глубинных бомб:

Ракета BBR (англ. Beach Barrage Rocket — ракета берегового барража), также известная как "Старый Верный"

Ракета BBR (англ. Beach Barrage Rocket — ракета берегового барража), также известная как «Старый Верный»

Но идея, хотя и широко применялась в боях на суше и на море, оказалась тоже не вполне удачной. Скорость полета ракеты была мала, стабилизаторы недостаточно эффективны, и разброс «Старых Верных» был слишком уж велик. Кроме того стал очевиден фундаментальный недостаток стабилизируемых оперением ракет: в начале разгона их стабилизаторы работали недостаточно эффективно, и ракета могла сильно отклониться от курса. Так как длинные пусковые направляющие морякам совершенно не нравились — на корабле они занимали слишком много места — то в 1943 году флот заказал Калифорнийскому Институту Технологии разработку новой ракеты, стабилизируемой вращением.

Результатом их усилий стала 5-дюймовая (127-мм) ракета, известная как HVSR (англ. High-Velocity Spinning Rocket, Высокоскоростная Вращающаяся Ракета). После войны, ее, впрочем, переименовали в более произносимое BOMROC (англ. BOMbardment ROCket — бомбардировочная ракета).

Береговые драконы американского флота: история кораблей ракетной поддержки

По внешнему виду BOMROC весьма напоминала обычный артиллерийский снаряд схожего калибра. Она состояла из двух элементов: боевой части с взрывателем, и привинченного к ней сзади твердотопливного двигателя. Конструкция двигателя была довольно простой — металлическая труба с шашкой из баллистита внутри, с кормы закрытая пластинкой с восемью просверленными соплами. Сопла располагались под углом, и при горении двигателя обеспечивали раскрутку ракеты, стабилизируя ее в полете.

Поджиг двигателя осуществлялся электричеством. Для этого на хвосте ракеты крепилось контактное кольцо, соединенное проводами с воспламенителем в передней части двигателя (ракета поджигалась «спереди» для более стабильного горения). Когда ракета подавалась на пусковую установку, пружинный контакт установки прижимался к кольцу, и посылал ток на воспламенитель.

Полностью собранная ракета имела длину около 80 сантиметров и вес около 22-23 кг (в зависимости от конкретной модели). Существовало несколько версий BOMROC, использовавших разные комбинации боевой части и двигателя:

Береговые драконы американского флота: история кораблей ракетной поддержки

Основной моделью ракеты была Mk-7, снаряжавшаяся осколочно-фугасной боевой частью с начинкой из тринитротолуола весом 1,75 фунтов (примерно 0,6 кг) и двигателем Mk-3. Ее дальность полета рассчитывалась около 9,5 километров, но на практике оказалась выше — около 10-11 км.

Головной взрыватель Mk-100 имел два режима установки: мгновенный, и с задержкой в 0.05 секунды. Второй режим использовался для поражения неприятеля под кронами деревьев или в окопах. По разрушительному действию, ракета Mk-7 была сопоставима с 75-мм фугасным снарядом.

Модель Mk-8 отличалась толстостенной боевой частью, снаряженной более стабильной взрывчаткой — составом «D» — и оснащалась донным взрывателем Mk-31 мгновенного действия. Она предназначалась для поражения бронетехники и защищенных сооружений. Дальность ее полета примерно соответствовала таковой у Mk-7.

Модель Mk-10 снаряжалась утяжеленной боевой частью, снаряженной 9.6 фунтами (4.3 кг) взрывчатки. Ее фугасное действие примерно равнялось 105-мм снаряду. Чтобы общий вес ракеты (и ее баллистические характеристики) не изменились, на Mk-10 использовался более легкий двигатель. Скорость и дальность полета из-за этого сократились примерно вдвое, до 5000 метров.

В дальнейшем были созданы также модели Mk-12 и Mk-13, с еще более тяжелыми боевыми частями и еще меньшей дальностью. Самая тяжелая Mk-13 несла 13.6-фунтовую (6.1 кг) БЧ, примерно эквивалентную 152-мм снаряду, но летела только на 1000 метров. Эти версии, впрочем, не были популярны — дальность считалась важнее. Существовали также осветительные, дымовые и химические версии.

ПУСКОВЫЕ УСТАНОВКИ

На первых LSM(R), использовавших авиационные ракеты FFAR, пусковые установки недалеко ушли от LCT(R). Это были просто рельсовые направляющие, прямо заимствованные с самолетов:

Береговые драконы американского флота: история кораблей ракетной поддержки

Пусковые Mk-30 имели по три двусторонних рельса — т.е. ракеты подвешивались и сверху и снизу — и размещались на фальшборте кораблей. Пусковые установки Mk-36 состояли из четырех односторонних рельсов в ряд и устанавливались на верхней палубе. Все эти установки стреляли под фиксированным углом в 45 градусов и наводились поворотом всего корпуса корабля (что было крайне неудобно). Ручная перезарядка всех пусковых занимала 2-3 часа.

АВТОМАТИЧЕСКИЙ РАКЕТОМЕТ MK-51

АВТОМАТИЧЕСКИЙ РАКЕТОМЕТ MK-51 был первой пусковой установкой, разработанной специально для ракет BOMROC. Конструкция его была проста, но в то же время оригинальна: он представлял собой складную металлическую раму, в нижней части которой стояла направляющая для запуска ракеты.

Пусковая установка Mk-51, полностью заряженная

Пусковая установка Mk-51, полностью заряженная

Сверху над направляющей находился магазин на 12 ракет, расположенных в чередующемся, «шахматном» порядке. Как только нижняя ракета стартовала, следующая под собственным весом скатывалась на стартовый рельс. Пустая установка компактно складывалась для хранения.

Такая необычная установка имела ряд преимуществ по сравнению с обычными пусковыми направляющими. Запуски ракет осуществлялись с одной точки, ракеты стартовали последовательно, использовался ровно один механизм зажигания. Вся установка Mk-51 могла наводиться по вертикали в пределах 30-45 градусов (с помощью маховичка), но горизонтальное наведение по-прежнему осуществлялось поворотом всего корабля.

АВТОМАТИЧЕСКИЙ РАКЕТОМЕТ MK-102

АВТОМАТИЧЕСКИЙ РАКЕТОМЕТ MK-102 стал огромным шагом вперед в вопросе применения ракетного оружия — и даже по современным меркам, смотрится впечатляюще.

Береговые драконы американского флота: история кораблей ракетной поддержки

Двухтрубная пусковая установка была смонтирована на вращающемся основании от 40-мм зенитки, и могла наводиться по горизонтали в любом направлении — огромный шаг вперед по сравнению с «наведением всем кораблем!» Запуски ракет осуществлялись на углах вертикальной наводки от 0 до 66 градусов, для перезарядки трубы ставились вертикально.

Закрепленный в задней части установки ковшеобразный щиток отражал выхлоп стартующей ракеты вертикально вверх — чтобы он не повредил палубу. Спереди на «стволах» установки имелся еще один защитный щиток: его задачей было рассеивать выхлоп в момент выхода ракеты из трубы, чтобы раскаленные газы не повредили саму установку.

Зарядное отделение корабля ракетной поддержки USS Raccoon River. В центре — подъемник зарядного устройства с кольцевым лотком

Зарядное отделение корабля ракетной поддержки USS Raccoon River. В центре — подъемник зарядного устройства с кольцевым лотком

Заряжание пусковой установки велось автоматически, из подпалубного зарядного отделения. Двое матросов брали ракеты со стеллажей и ставили их вертикально на кольцевой лоток системы подачи. Специальный подъемник подхватывал ракеты с лотка парами и подавал их наверх — прямо в поставленные вертикально трубы пусковой установки. Внутри пусковой трубы ракеты фиксировались простым пружинным зажимом, не дававшим им упасть обратно. После того, как ракеты фиксировались в трубах, пусковая установка наклонялась на нужный угол и осуществляла запуск. Заряжание могло вестись при любом горизонтальном угле наводки, скорострельность составляла один залп в 4,2 секунды.

Ракетомет Mk-102. Слева — в положении стрельбы. Справа — в положении перезарядки

Ракетомет Mk-102. Слева — в положении стрельбы. Справа — в положении перезарядки

Для управления огнем ракетометов использовалась система центральной наводки, включавшая оптический директор с радарным дальномером, электромеханический вычислитель и столики для выработки огневого решения. Директор давал СУО азимут на цель и дистанцию до нее; корабельная метеостанция поставляла данные о скорости и силе ветра. Выработанное огневое решение направлялось прямо на пусковые установки в виде автоматически выставляемых углов вертикальной и горизонтальной наводки.

Контрольная панель ракетомета Mk-102. Рукоятка имеет три положения: DIR (центральное управление), LOCAL (ручное управление) и OFF (выключено, снабжено фиксатором). Слева на цепочке — ключ безопасности, который требовалось вставить в разъем для активации системы

Контрольная панель ракетомета Mk-102. Рукоятка имеет три положения: DIR (центральное управление), LOCAL (ручное управление) и OFF (выключено, снабжено фиксатором). Слева на цепочке — ключ безопасности, который требовалось вставить в разъем для активации системы

При необходимости (например, при отказе электросистемы), ракетомет мог наводиться вручную, с помощью встроенного генератора. Для этого непосредственно на пусковой установке имелись контрольные рукоятки и система световых индикаторов, позволявшая оператору нацелить его в нужном направлении. Ручной режим также использовался при техническом обслуживании установки.

АВТОМАТИЧЕСКИЙ РАКЕТОМЕТ MK-105

АВТОМАТИЧЕСКИЙ РАКЕТОМЕТ MK-105 был в общем-то эволюционным развитием Mk-102. На нем были внедрены некоторые важные улучшения:

Береговые драконы американского флота: история кораблей ракетной поддержки

* Возможность стрельбы при любом угле возвышения до 90 градусов (защитный щиток-отражатель теперь крепился на самих пусковых трубах)

* Перезарядка составляла всего 2 секунды (вдвое быстрее по сравнению с Mk-102)

* Имелся автоматический эжектор, который выталкивал за борт не зажегшуюся ракету (на Mk-102 приходилось ждать полчаса, чтобы убедиться, что ракета точно не сработает, после чего выбрасывать ее вручную)

* Подъемник боеприпасов был сделан секционным и мог теперь проходить на несколько палуб в глубину (что позволяло перенести погреба боезапаса ниже ватерлинии)

Ракетомет Mk-105 был разработан уже после войны, и устанавливался только на одном корабле — IFF-1 USS «Carronade».

КОРАБЛИ

Всего в 1944-1945 было построено три серии кораблей ракетной поддержки, общим количеством в 60 единиц. Еще один корабль такого же назначения — но особой конструкции — был построен уже после войны.

Первоначально, все корабли ракетной поддержки были безымянными. Но в 1954-1955 году, все оставшиеся в составе флота LSM(R) получили имена собственные. Их называли в честь американских рек с не-индейскими названиями (таковые были зарезервированы для танкеров), например, «Чарльз Ривер» или «Ракун Ривер».

ПЕРВАЯ СЕРИЯ (LCM(R)-188/199)

ПЕРВАЯ СЕРИЯ (LCM(R)-188/199) состояла из двенадцати единиц, переоборудованных в 1944 году из уже строящихся LSM(R). Модернизация этих кораблей была минимальной; их торопились ввести в строй так быстро, как только возможно, с ноября по декабрь 1944 года.

Береговые драконы американского флота: история кораблей ракетной поддержки

На главной палубе этих кораблей ставились рядами от 30 до 36 четырёхзарядных установок Mk-36, и еще 30 шестизарядных пусковых установок Mk-30 размещались вдоль фальшборта (на некоторых кораблях Mk-30 не ставили). Общий залп составлял, таким образом, 300-324 ракеты.

Еще до окончания боевых действий, впрочем, эти корабли стали перевооружать на автоматические ракетометы Mk-51 под 5-дюймовые ракеты. Последние корабли серии получили Mk-51 еще в ходе достройки. Стандартное оснащение включало 81 ракетомет Mk-51, с суммарным боекомплектом в 1020 снарядов.

Береговые драконы американского флота: история кораблей ракетной поддержки

Помимо ракетного вооружения, LSM(R) также оснащались универсальным 127-мм/38-калиберным орудием в кормовой башенной установке, и зенитными автоматами.

Все корабли первой серии были безымянными, и, будучи импровизированным решением — были списаны в течение полугода после окончания войны.

ВТОРАЯ СЕРИЯ (LCM(R)-401/412)

ВТОРАЯ СЕРИЯ (LCM(R)-401/412) уже изначально закладывалась как корабли ракетной поддержки. Их корпуса и надстройки были соответствующим образом модернизированы: надстройку перенесли на корму, а зенитное орудие поставили перед надстройкой. Все двенадцать кораблей серии вступили в строй весной 1945 года.

Береговые драконы американского флота: история кораблей ракетной поддержки

Корабли этого типа оснащались автоматическими ракетометами Mk-102. На каждом корабле стояло по десять спаренных пусковых установок непрерывного заряжания; боезапас хранился под палубой. За одну минуту, корабль мог произвести 14 залпов, выпустив 280 ракетных снарядов, и поддерживать темп стрельбы до исчерпания боекомплекта.

Береговые драконы американского флота: история кораблей ракетной поддержки

Вспомогательное вооружение было аналогично первой серии. Некоторые корабли дополнительно оснащались 107-мм армейскими минометами для «баллистической поддержки», но к концу войны минометы сняли.

ТРЕТЬЯ СЕРИЯ (LSM(R)-501/536)

ТРЕТЬЯ СЕРИЯ (LSM(R)-501/536) состояла из 36 единиц и была, по сути, улучшением первой. Корабли этой серии вошли в строй с мая по ноябрь 1945 года — слишком поздно, чтобы принять участие в боях на Тихом Океане. При этом LSM(R)-528 стал первым «кораблем мирного времени»: его ввели в состав флота спустя всего пару часов после подписания капитуляции Японии и окончания Второй Мировой Войны.

Береговые драконы американского флота: история кораблей ракетной поддержки

Из значимых отличий третья серия имела только усиленное зенитное вооружение — опыт войны показал, что LSM(R) часто становятся целями для атак камикадзе.

USS «CARRONADE»

USS «CARRONADE» был единственным кораблем ракетной поддержки, заложенным после войны, и единственным таким кораблем специальной постройки. Его постройка была в общем-то экспериментом: хотя концепция LSM(R) считалась в целом удачной, американский флот считал эти корабли (созданные на основе десантных) не лишенными ряда недостатков, вроде низкой скорости и малой живучести. Исправить их можно было бы, спроектировав новый корабль ракетной поддержки с нуля.

Береговые драконы американского флота: история кораблей ракетной поддержки

В 1948 Бюро Проектирования Кораблей (англ. Ship Characteristics Board — SCB) предложило несколько проектов нового ракетного корабля. Проект SCB-36 был, по сути дела, развитием военных LSM(R). Проект SCB-37 предусматривал установку ракетного вооружения на корпус быстроходного 20-узлового транспорта. В конечном итоге, флот объединил оба проекта в одном, SCB-37A — при этом отказавшись от 20-узлового хода, как непрактичного. Начавшаяся вскоре Корейская Война способствовала развитию проекта.

Корабль, получивший имя «Карронада», был заложен в ноябре 1952, спущен на воду в мае 1953, и вошел в состав флота в мае 1955. Он получил обозначение IFS-1, что расшифровывалось как «Inshore Fire Support Ship» — Прибрежный Корабль Огневой Поддержки.

Береговые драконы американского флота: история кораблей ракетной поддержки

В основном повторяя архитектуру LSM(R), «Карронада» была изначально спроектирована как боевой корабль — с соответствующей живучестью, размещением боекомплекта ниже ватерлинии и рациональным делением на отсеки. Специально спроектированная для действий вблизи побережья (а также на реках и озерах), «Карронада» оснащалась винтами изменяемого шага, что делало ее очень маневренной. Она также была несколько быстрее старых LSM(R) и гораздо мореходнее.

Вооружение «Карронады» состояло из восьми ракетометов новой модели, Mk-105. Вдвое более скорострельные чем прежние Mk-102, они могли выпустить до 30 залпов в минуту — суммарно до 480 ракет. Улучшенная система управления огнем на основе аналогового электронного компьютера обеспечивала высокую скорость и точность выработки огневого решения.

"Короткохвостый огненный шар" — такое прозвище дали "Карронаде" моряки

«Короткохвостый огненный шар» — такое прозвище дали «Карронаде» моряки

ИСТОРИЯ

Впервые корабли огневой поддержки пошли в бой в ходе битвы за Окинаву в 1945 году. Работа их была сложной и опасной. Импровизированные пусковые на кораблях первой серии — наводимые всем корпусом и с фиксированным углом возвышения — требовали от корабля занимать строго определенное положение относительно цели, чтобы иметь шансы ее поразить. И с учетом малой дальности ракетного оружия… им часто приходилось подходить к берегу почти вплотную, чтобы достать до неприятеля.

Береговые драконы американского флота: история кораблей ракетной поддержки

Из двенадцати LSM(R) принявших участие в боевых действиях, три погибли — LSM(R)-190, LSM(R)-194 и LSM(R)-195, все от атак камикадзе. Еще несколько единиц были повреждены воздушными и артиллерийскими атаками. Но их эффективность более чем успешно говорила сама за себя: их мощные ракетные барражи буквально оглушали японскую оборону в зоне высадки, парализуя ее в критические моменты. Привлекали их (с большим успехом) и к огневой поддержке вблизи побережья, бомбардируя японские позиции и помогая продвижению войск. Журнал «Лайф» от 16 апреля 1945 года посвятил этим корабликам отдельную статью, объявив их «крошечными корабликами с огневой мощью двух линкоров на каждом».

Береговые драконы американского флота: история кораблей ракетной поддержки

После окончания войны, многие LSM(R) — большей частью так и не успевшие принять участие в боях — были выведены в резерв. Однако начало Корейской Войны в 1949 году заставило американский флот срочно извлечь маленькие полезные кораблики с хранения. Одним из первых американских кораблей, принявших участие в боях в Корее был LSM(R)-401 «Биг Блэк Ривер», остававшийся укомплектованным и находившийся в тот момент в дальневосточных водах.

Береговые драконы американского флота: история кораблей ракетной поддержки

В боевых действиях в Корее приняли участие семь LSM(R) — четыре второй, и три третьей серии. Они были объединены в эскадру кораблей береговой поддержки и принимали участие в решившей исход войны высадке под Инчхоном; мощные ракетные барражи быстро заставили корейцев считаться с этими маленькими неказистыми суденышками. Именно тогда за LSM(R) закрепилось прозвище «береговые драконы»:

"Биг Блэк Ривер" ведет огонь по корейскому острову Чхо-До

«Биг Блэк Ривер» ведет огонь по корейскому острову Чхо-До

После окончания Корейской Войны, участвовавшие в ней LSM(R) вновь вывели в резерв, как тогда казалось — уже навсегда. Наступала атомная эра, и американский флот (как и многие тогда) предполагал, что задачи массированной огневой поддержки будут решаться атомными ударами. И все же ракетные корабли было решено сохранить до конца расчетного срока службы их корпусов и вооружения.

И это оказалось правильным решением, так как десятилетие спустя американскому флоту вновь пришлось решать задачи огневой поддержки не-атомными методами — на этот раз во Вьетнаме. Боевые действия в стране с протяженной береговой линией и множеством судоходных рек срочно потребовали небольших, маневренных единиц с высокой огневой мощью. Звездный час LSM(R) вновь наступил.

Береговые драконы американского флота: история кораблей ракетной поддержки

В состав флота вернули четыре корабля: LSM(R)-536 «Уайт Ривер», LSM(R)-525 «Сан-Франциск Ривер», LSM(R)-409 «Клэрион Ривер» и послевоенный IFS-1 «Карронада». Весной 1966, их перевели в Йокосуку (Япония) и затем начали выдвигать на театр действий. Организационно, они были объединены в Inshore Fire Support Division 93, но время от времени включались в состав специальной бомбардировочной группы CTG 70.8, возглавляемой тяжелым крейсером «Сен-Пол» (последним американским чисто пушечным крейсером).

Inshore Fire Support Division 93

Inshore Fire Support Division 93

В отличие от Кореи, основной задачей ракетных кораблей во Вьетнаме была «работа по заявкам» и ситуационная поддержка войск. LSM(R) постоянно дежурили на позициях, ротируясь для пополнения боезапаса и отдыха экипажа через Субик-Бэй (Филиппины). Маневрируя вблизи побережья, они обстреливали вьетнамские позиции, временами забираясь в русла рек для более «близкого действия». Эффективность их — по общему мнению — была чрезвычайно высокой. Только за май-июнь 1966 года, они выпустили более 20.000 ракет!

Береговые драконы американского флота: история кораблей ракетной поддержки

Американская армия была от ракетных кораблей в полном восторге и бомбардировала флот запросами на реактивацию новых. Однако флот — и так стесненный бюджетными ограничениями и испытывающий нехватку персонала — рассматривал ракетные корабли как устаревший тип вооружений. Ракеты BOMROC обладали уже недостаточной для 1970-ых дальностью и боевой частью, значительно уступая современным РСЗО. В январе 1970, после очередной оценки кораблей, флот объявил, что их возраст и износ уже не позволяет им оперировать с требуемой нагрузкой, и что они вскоре будут выведены из состава флота.

Береговые драконы американского флота: история кораблей ракетной поддержки

Последний раз корабли ракетной поддержки вели огонь в начале 1970 года, поддерживая операцию армии Южного Вьетнама. Их боевой финал оказался не менее ярким, чем дебют; менее чем за месяц, они выпустили почти 16.000 ракет, оперируя на реках более чем в 30 километрах от моря. Но летом 1970, они все были выведены в резерв и вскоре списаны.

На этом история корабельных НУР в американском флоте закончилась. Американский флот не так чтобы совсем утратил интерес к идее ракетных бомбардировок — скорее, он просто не знал, как именно ее реализовать. Неоднократные попытки приспособить армейские ракеты от M270 MLRS для корабельного базирования так и не увенчались успехом; все идеи оказывались либо неудобными, либо недостаточно эффективными, либо слишком дорогими. На данный момент в американском флоте отсутствует промежуточное звено между 127-мм автопушкой и авиационной бомбой/крылатой ракетой.

По иронии, концепцию, которую американцы так и не сумели повторить, подхватили и развили в Советском Союзе. СССР еще с 1950-ых проявлял значительный интерес к установке автоматических ракетометов на боевые корабли, в итоге создав систему «Град-М» — версию наземного РСЗО корабельного базирования с автоматической перезарядкой. Такого рода системы ставились в качестве оружия огневой поддержки на большие десантные корабли, а также на другие единицы:

Береговые драконы американского флота: история кораблей ракетной поддержки

Сейчас, практически прямыми идейными наследниками LSM(R) могут считаться малые артиллерийские корабли проекта 21630 «Буян» — впрочем, все же не имеющие той легендарной огневой мощи.

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/366247.html

The same Fonzeppelin
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account