7

 

Пулеметы Браунинга за столетие существования в разных модификациях, тиражированные в рекордном количестве, прочно ассоциируются с американской инженерной школой. Впрочем, это справедливо лишь отчасти. Действительно, львиная доля из примерно 5 миллионов экземпляров пулеметов Браунинга была произведена в США в корпорации Кольт, главным образом в 30-40 годы прошлого века. Надежное, безотказное, предельно технологичное оружие, унифицированное для всех мыслимых случаев жизни, оно и сейчас остается актуальным во многих странах мира. Однако, как и любая техника, пулемет Браунинга не был лишен недостатков. В сравнении с современными ему образцами пулеметов он не был ни самым мощным, ни самым скорострельным, ни самым дешевым, ни самым простым в эксплуатации. Но за этими характеристиками обычно забывается, что выпускались пулеметы Браунинг не только в США, изрядное количество было тиражировано в других странах, как по лицензии, так и путем прямого копирования военных трофеев. Причем, очень часто получалось, что параллельное развитие американской конструкции по большинству параметров оказывалось лучше оригинала. Финские и шведские вариации были более скорострельные, японские более мощные и простые. То же самое можно сказать и о бельгийских версиях американского оружия, которые по уровню развития превосходили современные им американские модели минимум лет на 10.

История развития оружия Браунинга в Бельгии восходит к концу 19-го века. Тогда, в далеком 1898 году великий Джон Мозес Браунинг еще не стал признанным авторитетом, было время «разбрасывать камни» и он просто фонтанировал новыми разработками в области стрелкового оружия. Его рычажные винтовки, выпускаемые компанией Винчестер, пользовались большой популярностью, но творческая натура Джона Браунинга не позволяла ему останавливаться на достигнутом.

Разработанная им новая модель магазинной полуавтоматической винтовки, известной в будущем как  Remington 8, на первых порах не вызвала интереса в США, что заставило Браунинга искать покупателей в других странах, и, в конце концов, привело его в Бельгию в город Эрсталь под Льежем на новую фирму «Национальная фабрика военного оружия» (Fabrique Nationale d'Armes de Guerre), позднее известную как «Национальная фабрика Эрсталя» (Fabrique Nationale d'Herstal). Совет директоров бельгийской оружейной компании высоко оценил творческий потенциал Джона Браунинга. Новые полуавтоматические винтовки были только началом многолетнего сотрудничества бельгийской фирмы и знаменитого конструктора-оружейника, за ними последовали пистолеты, целая серия спортивного и охотничьего оружия и ручной пулемет BAR, выпускавшийся в Бельгии под обозначением FML 1924. Что же касается тяжелых пулеметов, то при жизни конструктора в Европе они не выпускались. Трудно сказать наверняка, что этому препятствовало. С одной стороны, в период после 1-й Мировой войны Европа была переполнен разного рода оружием, продать что-то новое было просто не реально. С другой стороны, Джон Мозес Браунинг по натуре был в первую очередь творец, но отнюдь не коммерсант, поэтому, ни смотря на громадное интеллектуальное наследие, оставленное им к концу жизни, особого финансового состояния он не скопил. 26 ноября 1926 года Джон Мозес Браунинг скончался от сердечного приступа прямо на рабочем месте в конструкторском бюро своего сына, Вэла Браунинга, в Льеже, представлявшего интересы отца в фирме «Национальная фабрика Эрсталя», где великий конструктор практически жил последние годы жизни.

Бельгийские БраунингиБельгийская Национальная фабрика в Эрстале в начале 20-го века

После смерти отца Вэл Браунинг, более склонный к коммерции, взял бразды правления в свои руки. В это время бельгийская авиация как раз была заинтересована в новом авиационном пулемете, способном заменить устаревшие Виккерсы, Льюисы и Гочкиссы, оставшиеся со времен 1 Мировой. И именно с конца 20-х годов на «Национальной фабрике Эрсталя» началось развитие «пулеметной темы». Взяв за базу хорошо отработанный в США пулемет М1919, Вэл Браунинг в содружестве с давним коллегой отца, Дьёдонне Жозефом Сэвом, ставшем главным конструктором фабрики Эрсталя, несколько переработал хорошо зарекомендовавшую себя конструкцию пулемета под штатный бельгийский винтовочный патрон Маузер 7.65х53 мм.

Базовая модель, появившаяся в 1929, и принятая на вооружение в следующем году, получила обозначение FN 30. Характерно, что, не смотря на большое количество более поздних субмодификаций, имевших свои внутренние обозначения, на экспорт бельгийские пулеметы поставлялись именно под этим, базовым индексом.

Бельгийские БраунингиПоздний пехотный вариант пулемета FN 30 выпуска 50-х годов

Если сравнивать бельгийскую конструкцию FN 30 с американским пулеметом М1919, то кроме различия в применяемом патроне наиболее заметны изменения в спусковом механизме, который был перенесен в верхнюю часть. В бельгийской версии также была удалена классическая американская пистолетная рукоятка, замененная единой ручкой в казенной части. Кроме того, на FN 30 задний гидравлический буфер был расположен вертикально по сравнению с горизонтальным у М1919.

Параллельно были разработаны две версии пулемета FN 30 – базовая пехотная и скорострельная авиационная. Авиационная версия отличалась от «сухопутной» несколько облегченной конструкцией – масса 13 кг у пехотной против 9.5 кг у авиационной. Это достигалось применением облегченного ствола и затвора с выфрезерованными полостями. Кроме того, у авиационной версии был применен рычажный ускоритель стрельбы, благодаря чему темп стрельбы был увеличен вдвое – до 1200 выстр/мин по сравнению с базовыми 600-700 у пехотного. Пехотная версия FN 30 имела только левостороннюю подачу ленты, в то же время, как авиационная допускала двухстороннюю за счет изменения конструкции затвора и приемника.

Бельгийские Браунинги

Затворы пулеметов FN30 — вверху пехотного пулемета с левой подачей, внизу облегченный авиационный с двухсторонней подачей

Чуть позже бельгийская фабрика Националь предложила на рынок более продвинутую версия авиационного пулемета FN 32, в которой темп стрельбы за счет добавления дульного ускорителя был доведен до 1400 выстр/мин, а масса снижена до 9 кг в базовой модификации для синхронной установки. По сути, для экспортных продаж обозначение FN 32 было принято для авиационных моделей, выпускавшихся в фиксированном и турельном исполнении, в то время, как FN 30 было сохранено для «сухопутных» версий, хотя по факту это не совсем корректно.

Бельгийские БраунингиБельгийские БраунингиСпаренные турельные пулеметы FN 32

Бельгийские БраунингиБельгийские БраунингиCборка авиационных пулеметов FN 32 в 1937 году.

Дальнейшее развитие бельгийского Браунинга привело к появлению самой совершенной версии авиационного пулемета модели FN 38. Наиболее заметным отличием от версии 1932 года был возврат к горизонтальному расположению гидравлического буфера. Правда, по сравнению с американскими поздними версиями  М2 30-го калибра, у бельгийских версий гидравлический буфер был значительно короче и больше по диаметру. За счет более эффективных дульного и рычажного ускорителей стрельбы и высокой культуры изготовления деталей пулемета, темп стрельбы достигал 1900 выстр/мин., превосходя в этом знаменитый советский ШКАС.
Впрочем, на практике оказалось, что такая скорострельность существенно снижала надежность, безотказность и живучесть пулемета, поэтому в серийных образцах FN 38 темп стрельбы занижали до 1500-1600 выстр/мин., что, впрочем, также было весьма неплохо. Помимо упомянутого ШКАСа из современных FN 38 авиационных пулеметов лишь французский Дарн мог похвастаться такой скорострельностью. Американский же Браунинг .30 AN-M2 уступал бельгийскому «сородичу» по этому параметру на 30 %.

Бельгийские БраунингиБельгийские Браунинги

Задние гидравлические буферы — вертикальный для версий FN 30 и 32 и горизонтальный для модели 38

Пулеметы серии FN 30 стали поступать в бельгийскую армию на вооружение на рубеже 1932-33 годов. Авиационные 7.65-мм пулеметы ставились практически на всех бельгийских самолетах 30-х годов. Среди них двухместные истребители-разведчики Фэйри «Фокс», в которых пару синхронных Браунингов дополнял турельный пулемет. Также комплектовался разведчик собственной бельгийской разработки Ренард R-31. На части истребителей Фэйри «Файрфлай», находящихся на вооружении бельгийской авиации новые Браунинги заменили штатные синхронные Виккерсы. На партии британских истребителей Глостер «Гладиатор» закупленных в период с 1937 по 40 год штатные 7.7-мм британские Браунинги также заменялись на бельгийские 7.5-мм пулеметы. Также менялось вооружение на поставляемых из Великобратании перед войной бомбардировщиках Фэйри «Бэттл». Относительно 15 бельгийских Харрикейнов, поступивших на вооружение ВВС Бельгии уже после начала войны, информации нет, менялись ли на них штатные британские Браунинги на бельгийскую версию пулемета.

Бельгийские БраунингиБельгийские БраунингиБельгийские БраунингиКурсовые синхронные и турельные пулеметы FN 32 на бельгийском разведчике Фэйри "Фокс", 1937 год

Кроме собственных ВВС первоклассные бельгийские пулеметы находили значительно больший спрос во многих других странах. Под заказчика бельгийцы выпускали пулеметы в самых разных калибрах под все самые распространенные патроны. Под немецкий патрон 7.92х57 пулеметы FN 30/32/38 поставлялись в Нидерланды, Норвегию, Испанию, Румынию, Чехословакию, Турцию, Югославию и Китай. Французы закупали их под свой патрон 7.5х54. Для англичан была выпущена партия пулеметов под британский патрон 7.7х56R, впрочем, англичане предпочли переработать американскую версию пулемета AN-M2 самостоятельно и от закупок отказались.

В предвоенное время распространение бельгийских Браунингов в Европе было очень широко. После оккупации Бельгии немцами большое количество пулеметов было захвачено последними и активно использовалось в Рейхе под обозначением MG.127(b).

Бельгийские БраунингиБельгийские Браунингикурсовой и турельный пулеметы FN 32

Бельгийские БраунингиБельгийские Браунингикурсовой и турельный пулеметы FN 38 — хорошо заметен горизонтальный гидравлический буфер

В 1938 году, следуя мировой тенденции увеличения калибра авиационного вооружения, главный конструктор фабрики Националь Дьёдонне Жозеф Сэв приступил к разработке крупнокалиберной версии Браунинга. В то время наиболее популярным в Европе был мощный французский патрон 13.2х99 мм — 13.2 Mle. 1930, под который выпускался французский же крупнокалиберный пулемет Гочкисс образца 1930 года, весьма популярное оружие в Европе, состоявшее на вооружении как во Франции, так и в Бельгии, Румынии, Италии и ряде других стран. Характерно, что история этого патрона началась именно в Бельгии в годы 1-й Мировой войны, когда этот патрон был разработан по американскому заказу для тогда еще экспериментального крупнокалиберного пулемета Браунинг. Впрочем, окончание войны и разработка собственного американского полудюймового патрона, надолго поставили крест на этой разработке, о которой вспомнили французы спустя 10 лет.  По сравнению с американским крупнокалиберным патроном Браунинга 12.7х99, через какие-то 15 лет ставшим практически безальтернативным на западе, французский патрон Гочкисс выглядел в 30-е годы более перспективным. При практически одинаковых баллистических характеристиках он 13.2-мм пуля весила почти на 20% больше, что предопределяло значительно лучшую поражающую способность французского боеприпаса. В этой связи Дьёдонне Сэв крупнокалиберную версию Браунинга начал перерабатывать именно под французский патрон.

Строго говоря, в Бельгии на фабрике Националь в Эрстале французский 13.2-мм патрон выпускался с 1933 года, развиваясь параллельно с французской номенклатурой.

В Бельгии выпускались следующие типы боеприпасов для патрона 13.2х99:

Инертный массой 50,75 с начальной скоростью 810 м/с

Бронебойный 51,15 грамм с начальной скоростью 810 м/с

Трассирующий массой 48,54 грамм с начальной скоростью 810 м/с

Бронебойно-зажигательный 48,87 грамм
Зажигательный 43,75 грамм с начальной скоростью 820 м/с

Кроме того, был разработан и выпускался фугасный разрывной снаряд массой  42 грамма с начальной скоростью 900 м/с, содержащий 3.5 грамма взрывчатого вещества. Снаряд комплектовался контактным взрывателем с самоликвидатором, срабатывающим через 700 метров. На боевой взвод снаряд становился через 3-4 метра от дульного среза, а взрыватель срабатывал с небольшой задержкой после попадания в цель, что предопределяло максимальные разрушения самолета противника после пробития обшивки, когда ущерб наносился внутренней структуре самолета.

Разработка крупнокалиберной версии бельгийского Браунинга была завершена в начале 1939 года. Как и в случае с 7.5-мм версией новое оружие планировалась как в качестве авиационного, так и «наземного». В первом случае пулемет комплектовался облегченным стволом, а также рычажным и дульным ускорителями стрельбы, благодаря чему достигался темп стрельбы 1050-1080 выстр/мин, что превосходило данные американского полудюймового AN-M2. Характерно, что бельгийцы в рекламных проспектах 1939 года декларировали начальную скорость 13.2-мм Браунинга модели 1939 года (официального обозначения 13.2-мм Браунинг в Бельгии не успел получить, но иногда фигурирует неофициальный индекс 13.2 mm Browning FN 39) достигавшую 1050 м/с при стрельбе облегченным 42-граммовым фугасным снарядом.

Бельгийские Браунинги13.2-мм Браунинг FN 39 в зенитном исполнении с водяным охлаждением

Был также разработан вариант крупнокалиберного Браунинга в зенитном исполнении с водяным охлаждением. Масса его достигала 32.5 кг (с водой – до 41 кг), по сравнению с 24.7 кг у облегченной авиационной модели, а длина за счет массивного пламегасителя – 1542 мм при неизменной длине ствола с авиаверсией – 910 мм. Темп стрельбы в зенитном исполнении составлял 900-1000 выстр/мин.

В преддверии новой войны новым бельгийским пулеметом заинтересовались целый ряд стран, вовремя не озаботившись перевооружением своей авиации на более крупнокалиберное оружие. Заказы на авиационную версию поступили из Франции, Англии, Румынии, Швеции, Финляндии. Бельгийцы, очевидно, потирали руки, предвкушая богатую прибыль. Но судьба сыграла с ними злую шутку. В то время как завод в Эрстале выпускал пулеметы на экспорт, собственные потребности бельгийской армии были отставлены до лучших времен… которые, увы, для Бельгии закончились в конце мая 1940 года, когда немецкие войска вошли в Брюссель. На тот момент в бельгийской армии не было ни одного крупнокалиберного Браунинга. Из 88 заказанных армией в январе 1940 года мобильных зенитных установок 13.2-мм Браунингов с водяным охлаждением на базе трициклов FN 12 T3, выпускавшихся на том же заводе в Эрстале, к маю тоже же года был готов лишь один, захваченный немцами во дворе завода.

Бельгийские БраунингиБельгийские Браунинги

Единственный из построенных в Бельгии зенитных трициклов FN 12 T3 с 13.2-мм Браунингом

Около двух сотен 13.2-мм пулеметов в авиационной и зенитной версии успели отгрузить по французскому заказу, которыми предполагались вооружить поставляемые из США истребители Р-36, но Франция продержалась лишь на месяц дольше Бельгии и, по всей видимости, 13.2-мм бельгийские пулеметы так и не нашли применения в авиации Франции, зато уже после перемирия их установили на ряде кораблей флота Виши в качестве одинарных зенитных установок ближнего действия. Несколько десятков пулеметов отгрузили Румынии, где они нашли свое применение в качестве турельных на бомбардировщиках IAR JIS-79B – двухмоторной экспортной версии итальянского «Спарвиеро». Впоследствии эти пулеметы с бомбардировщиков сняли и использовали в качестве курсового вооружения румынских истребителей IAR-80. На 30 машинах версии IAR-80В вооружение было усилено двумя крыльевыми 13.2-мм пулеметами Browning FN 39.

Проходили испытания 13.2-мм Браунинги в Англии, причем рассматривалась покупка лицензии, но на момент 1940 года в Великобритании не нашлось свободных производственных площадей для организации производства пулемета.

Активно интересовались лицензией на этот пулемет финны. Но руководство финской армии затянуло с принятием решения, а когда наконец созрели, вести переговоры уже стало не с кем. По каким-то причинам оккупировавшие Бельгию немцы, не смогли ничем помочь своим союзникам. В этом плане ясности нет. Даже немцы не смогли за годы войны организовать в Бельгии производство прекрасного крупнокалиберного пулемета для своих нужд, хотя, как известно, не брезговали никакими трофеями.  Скорее всего, перед оккупацией бельгийцы попросту уничтожили всю оснастку и документацию на пулеметы.

Вовремя подсуетились лишь нейтральные шведы, закупив лицензию в 1940 году вместе с партией готовых пулеметов, которые под обозначением m/39 поступили на вооружение ряда шведских самолетов. Финны пробовали купить у шведов лицензию на выпуск пулеметов, но договоренность не сложилась и в конце концов финны скопировали Браунинг под стандартный американский патрон 12.7х99 мм, разработав собственную версию LKk/42.

Бельгийские Браунинги13.2-мм Браунинг FN.39 в шведском музее

С окончанием войны французский 13.2-мм патрон стал историей, оружие под него больше не выпускалось, стандартным стал американский полудюймовый Браунинг. Что же касается бельгийских пулеметов винтовочного калибра, они выпускались еще очень долго и в послевоенное время, в самых разных модификациях, правда уже в чисто пехотном исполнении.

Бельгийские Браунинги

Евгений Аранов
Подписаться
Уведомить о
guest

18 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account