2

 

После РЯВ, умудрившийся благополучно пережить её, эскадренный броненосец «Цесаревич» (интернировался в германском порту Циндао после боя в Жёлтом море) определили для обучения гардемаринов.

1 сентября 1909 года «Цесаревич» был выведен в резерв. Ему предстоял капитальный ремонт. Но какой?

ББО "Цесаревич"

Хотя было разработано несколько вариантов перевооружения броненосца (в т.ч. с заменой башен со 152-мм пушками на казематные 203-мм пушки), от них отказались: подобные работы хоть и требовали немалых затрат, однако боевая ценность этого морально устаревшего корабля в любом случае оставалась крайне сомнительной, ведь в это время в мире уже строились и вступали в строй первые дредноуты.

И стоимость те дредноуты имели колоссальную. России же, после РЯВ, требовалось быстро создать новый флот – и, прежде всего, довести до хоть относительно боеспособного состояния флот Балтийский.

Поэтому, в качестве эксперимента, ЭБР «Цесаревич» решили модернизировать, подняв его боевые возможности на более современный уровень методом переделки в мощный броненосец береговой обороны (ББО), главной задачей которого будет защита центральной минной позиции (ЦМП) против германского флота, плюс действия в шхерах против флота шведского.

Изначально и теоретически, концепция модернизации была чрезвычайно простой.

Корпус «Цесаревича» аккуратненько разрезается между носовой надстройкой и передними 152-мм башнями, и в тот разрез вставляется длинный отсек, увенчанный двумя трёхорудийными башнями одного типа с башнями новейших ЛК типа «Севастополь». Длина отсека зависит исключительно от необходимой грузоподъёмности, чтоб избежать дифферента на нос, поэтому представленная на рисунке длина условна и является сугубо эстетской.

ББО "Цесаревич"

На первый взгляд, такой вариант модернизации – полный абсурд. Да и на второй тоже… (построить новый корабль выйдет, наверное, не сильно дороже). Но очень уж хочется в очередной раз почудить в своё удовольствие «на радость» прожжённым реалистам.

Посему – немножко описалова этого чуда.

Вставленный отсек с «севастопольскими» башнями, в сечении, имеет ту же форму, что и корпус «Цесаревича» – с большим завалом верхней части бортов внутрь.

Чтоб состыковать заднюю часть отсека и собственно корабль, в промежутке между носовыми и средними 152-мм башнями, корпус на протяжении нескольких шпаций дополнительно одевается снаружи в тонкий «гидродинамический» «переходник», позволяющий относительно сгладить переход. Изнутри же корпус в районе тех самых нескольких шпаций усиливается дополнительными стрингерами, а непосредственно в районе шпации стыка, этот самый стык выполняется из прочных стальных плит и укрепляется специальным стыковым шпангоутом и особо прочными стрингерами.

Носовая часть «осовременивается» и пристыковывается к заранее подогнанной по геометрии передней оконечности отсека.

Полностью ликвидируются боевые марсы и парусный рангоут.

 

Теперь, по ходу описалова, будем постепенно решать две самых жутких проблемы – огромный вес башен «Севастополя» и, соответственно, грузоподъёмность и остойчивость.

Про грузоподъёмность уже говорилось – эта проблема решается за счёт длины вставляемого отсека. Но, безусловно, и тут должны быть какие-то разумные ограничения. Поэтому экономить вес начнём с бронезащиты отсека-вставки, поскольку изгаляться на французский манер с фигурной выделкой и выкладкой брони верхнего бронепояса, как у «Цесаревича», безусловно, никто не будет. Этот геморрой никому не нужен.

Сам отсек изготавливается из обычной конструкционной стали, из которой собираются корпуса гражданских пароходов. А для защиты подпалубных барбетов башен и расположенного между барбетами общего (на две башни) погреба, внутри корпуса есть компактная бронецитадель из 254-мм крупповской брони на уровне главного пояса «Цесаревича» и 203-мм брони от уровня верхней кромки ГП до верхней палубы. Спереди, цитадель замыкается 203-мм траверсом, а сзади 152-мм вставками между кромками цитадели и бронепоясами (главным и верхним) «Цесаревича».

Сверху цитадель защищает 50-мм бронепалуба – как и на «Цесаревиче» (в районе погреба 75 мм).

Между цитаделью и бортами отсека-вставки, выше ватерлинии – матросские кубрики и каюты офицеров расчётов башен. Ниже ватерлинии, в коффердамах, дополнительные бункера для угля.

Для улучшения остойчивости, на дно цитадели могут укладываться в необходимом количестве чугунные чушки балласта.

Поскольку в длину корабль существенно подрастёт, для улучшения манёвренности перо руля увеличено по площади и, соответственно, увеличена мощность рулевой машины. Кроме того, использование машин СУ для выполнения манёвров, из экстренного, становится вполне рабочим режимом: скорость ББО не так важна, а вот уметь эффективно маневрировать в шхерах и узкостях – напротив, важно до чрезвычайности.

Поскольку это будет именно ББО, главное предназначение которого защита ЦМП, где велик риск напороться на сорванную штормом с якоря собственную мину, с наружной части бортов корабля для дополнительной защиты (а также опять-таки для увеличения грузоподъёмности и усиления собственно корпуса) пришпандорены бортовые наделки-були, что в сочетании с сильным завалом бортов и балластом на дне цитадели должно обеспечивать необходимую остойчивость. Тем более что и сами башни будут несколько облегчены по сравнению с «Севастопольскими». Если башни «Севы» имели бронезащиту 203 мм лоб и борт, 305 мм корма и 76 мм крыша, то башни, заказанные для ББО «Цесаревич», с бортов защищены лишь 75-мм бронёй (ну и вес кормовой бронеплиты-противовеса тоже, по возможности, уменьшается пропорционально).

Вспомогательное вооружение.

Все шесть двухорудийных башен со 152-мм пушками остаются на своих местах. А вот вместо старых двухорудийных 12-дюймовых башен главного калибра (ГК) устанавливаются ещё по одной 152-мм двухорудийной башне. Таким образом, количество шестидюймовок увеличивается до 16, а башен до 8. Освободившиеся помещения на месте прежних башен ГК (башни с шестидюймовками места занимают гораздо меньше) также послужат делу улучшения бытовых условий команды.

Но! Если сугубо ради снижения массы вооружения (и верхнего веса вообще) очень надо, я готов оставить только две шестидюймовые башни – на оконечностях, а все шесть прежних поменять на одноорудийные казематные установки.

Все казематы для малокалиберных пушек в корпусе ликвидируются. Остаются только 8 75-мм пушек на средних ярусах надстроек (по 4 на каждой) и 4 салютные 47-мм пушки на верхних ярусах надстроек (по две на каждой). Позже всё это «счастье» можно будет поменять на зенитки. 75-мм пушки Канэ заменим на лендеро-тарнавские трёхдюймовки, а 47-мм Гочкисы на 40-мм АП Виккерс или 37-мм АП Максим-Норденфельд.

Всё торпедное вооружение полностью демонтировано.

СУО и радиосвязь устанавливаются точно такие же, как на «Севастополях».

СУ проходит только капитальный ремонт. Будет после этого корабль разгоняться хотя бы до 12 узлов – и то хорошо. Для ББО достаточно.

Поскольку я прекрасно понимаю, что такая «модернизация» в силу своей стоимости в РИ никогда б не случилась, даже если бы была возможна технически, никаких ТТХ не представляю. Лишь предлагаю чутка поэстетствовать – корабль ИМХО получился дюже красивый. И, конечно, очень хочется представить себе его поддерживающим огнём «Славу» при защите Моонзунда против германской эскадры. Хотя тут скорее уже «Слава», как могла бы, поддерживала «Цесаревича» (Пардон! Уже «Гражданина»!), а не наоборот, как это было в РИ. И, скорее всего, славный АИ-шный «Цесаревич» (нет, называть его каким-то безликим «гражданином» язык не повора­чи­ва­ется!) нашёл бы свою погибель в этом бою.

Но это была бы славная гибель, вполне достойная такого корабля, – участь получше РИ многолетнего догнивания у стенки и разделки на металл в 1925 году.

ББО "Цесаревич"

 

Сравняшка.

ББО "Цесаревич"

Подписаться
Уведомить о
guest

43 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account