«Баян» – новый тип броненосного крейсера

2

 

Интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.

Предисловие редакции сборника «Гангут»: Предлагаемая вниманию наших читателей рубрика «Листая старые журналы» задумана для размещения в ней наиболее интересных публикаций по вопросам кораблестроения, развития и использования боевых сил флота из отечественной и зарубежной периодической печати прошлых лет. Открывает новую рубрику статья из английского еженедельника «The Engineer» за август 1900 года о заказанном Россией во Франции крейсере I ранга «Баян». В ней рассказывается о его конструкции и производится сравнение с другими кораблями этого класса того времени.

Недавно спущенный на воду на верфи Ла Сейн «Баян» является по некоторым параметрам именно тем, что и ожидалось, – новым типом бронированного крейсера [1]. Новинкой является то, что многие из его 12-фунтовых (76,2-мм) [2] орудий защищены броней. Однако в целом крейсер мог бы иметь орудия и несколько большего калибра в меньшем количестве, но в этом случае указанное конкретное новшество перестало бы быть таковым. Другой новинкой является бронирование, которое будет рассмотрено более подробно.

«Баян» – новый тип броненосного крейсера

Основные тактико-технические элементы «Баяна» таковы: водоизмещение 7800 т; длина 443 фута (135,0 м), ширина 55½ футов (17,4 м), осадка (средняя) 22 фута (6,7 м); вооружение: два 8-дюймовых (203-мм), восемь 6-дюймовых (152-мм) орудий длиной 45 калибров, двадцать 3-дюймовых [2] (75-мм системы Канэ длиной в 50 калибров. – Ред.), семь 3-фунтовых [3] орудий (все орудия скорострельные); два подводных и один надводный торпедных аппарата.

Все орудия российского производства Обуховского завода, торпедные аппараты (подводные), вероятно, по патенту фирмы «Эльзвик», которые верфь в Ла Сейне уже устанавливала на некоторых своих кораблях [4].

«Баян» – новый тип броненосного крейсера

Система бронирования для столь небольшого корабля является очень развитой. Британское влияние на нее весьма заметно, если бы не каземат в средней части и отсутствие парных казематов. Поэтому ее, на первый взгляд, можно было бы принять за схему бронирования английского крейсера типа «Essex». В ее системе нет ничего характерного для французских кораблей, хотя она вполне соответствует недавним французским конструкциям и проектам, которые в рассматриваемом вопросе стали определенно тяготеть к нашему стилю. Впрочем, это справедливо для всех флотов. Сэр В. Уайт, мистер Уатт и мистер Маккроу быстро поняли важность бронирования нижней палубы, и весь остальной мир последовал этому направлению.

«Баян» – новый тип броненосного крейсера

Однако следует отдать должное и русским в том, что и они быстро оценили эту систему, берущую начало со времен сэра Э. Дж. Рида и более ранних, применявшуюся фактически на всех старых линкорах. Применительно к своим броненосцам русские также никогда и никоим образом не отказывались от такой схемы.

Использованная на «Баяне» броня, разумеется, фирмы «Крупп» [5]. Броневой пояс, который, как и на всех наших (т. е. английских. – Ред.) новых кораблях, простирается от носа до основания грот-мачты [6], имеет толщину от 8 до 4 дюймов (203–102 мм) и не является сплошным, как во французских проектах. Он соединен со скругленной (т.е. карапасной формы. – Ред.) броневой палубой, что является преимущественно французским вариантом защиты, принятым нами лишь спустя длительное время после них. Эта палуба на скосах имеет двухдюймовую (51 мм) толщину [7]. Длина броневого пояса составляет около 360 футов (110 м) или несколько более.

«Баян» – новый тип броненосного крейсера

Второй броневой пояс (над ватерлинией) представляет собой броневую защиту нижней (броневой) палубы. Его толщина составляет 3 дюйма (76,2 мм) [8], длина 335 футов (102 м) от носовой оконечности. Он обеспечивает защиту от снарядов орудий не более 152-мм калибра.

«Баян» – новый тип броненосного крейсера

Верхний пояс доходит до верхней (батарейной – Ред.) палубы, на которой в трех раздельных казематах с броневой защитой 3-дюймовой (76,2 мм) толщины находятся все 152-мм орудия. В носовом и кормовом казематах размещено по паре таких орудий (по одному с каждого борта), в центральном – четыре 152-мм орудия и восемь 75-мм орудий (по два и четыре с каждого борта соответственно). Это является новой особенностью. Неясна, правда, степень изоляции этих орудий в смысле их экранирования. Вероятно, имея в виду небольшие размеры корабля, она будет весьма невысокой.

Над каждым 152-мм орудием размещены 75-мм орудия со щитами. Остальные четыре таких орудия находятся на батарейной палубе: два в носовой оконечности и два в кормовой. На высоком баке и в корме на верхней палубе расположены 203-мм одноорудийные артиллерийские башенные установки с толщиной брони 7 дюймов (178 мм).

Боезапас крейсера составляет: 203-мм – 100, 152-мм – 150, 75-мм – 250, 47-мм и 37-мм – 500 выстрелов на одно орудие.

Подъемники башен имеют броневую защиту толщиной 3 дюйма (76,2 мм). Защитная труба такой же толщины предусмотрена для переговорных труб и другой связи с боевой рубкой, имеющей броневую защиту толщиной 6,5 дюйма (165 мм) и размещенной достаточно высоко [9].

На всех русских кораблях предусмотрено большое число прожекторов. На крейсере «Баян» имеются один прожектор на фор-марсе, один в нижней части грот-мачты, один на носу под баком, один в корме и по одному с каждого борта в средней части корабля выше центральной батареи.

Предусмотрены четыре большие дымовые трубы, обслуживающие 26 водотрубных котлов Бельвиля с экономайзерами, размещенных четырьмя группами [10].

Машины, работающие на два гребных винта, должны развивать мощность до 17 000 л.с. Скорость в 21 уз в соответствии с контрактом должна поддерживаться в течение 12 ч. Нормальный запас угля составляет 750 т, но угольные бункеры рассчитаны на 1100 т. Учитывая, что расход топлива при водотрубных котлах на все нужды составляет около тонны на каждый узел хода, это обеспечивает кораблю дальность плавания полной скоростью около 1300 миль или, делая поправку на русских кочегаров, скажем, 1000 миль, то есть 40 ч плавания. Такой же расчет дает дальность плавания около 3000 миль при 18 уз. Конечно, теоретически дальность плавания больше, но такие теоретические величины обычно не учитывают такой важной статьи потребления угля, как на вспомогательные нужды.

В целом «Баян» является прекрасным кораблем для своих размеров. Наши читатели, должно быть, теперь уже хорошо знакомы с построенными на верфи «Эльзвик» японскими крейсерами типа «Асама». Они на 2000 т тяжелее «Баяна» и, без сомнения, легко одолеют его. Однако они настолько тяжелее последнего, что такое сопоставление вряд ли правомерно. Единственными кораблями, которые можно сравнивать с «Баяном», являются новый германский крейсер «Prinz Heinrich» и, имея в виду, что корабли британского флота из-за большего запаса угля на них всегда равноценны зарубежным при водоизмещении на 20 % меньшем, британский крейсер типа «Essex».

«Баян» – новый тип броненосного крейсера«Баян» – новый тип броненосного крейсера

«Prinz Heinrich», хотя и описывается как уменьшенный «Fürst Bismarck», фактически же радикально отличается от него, являясь для германского флота совершенно новым типом корабля. Его, вероятно, вряд ли можно называть просто крейсером, как «Essex» и «Баян», и все же он определенно не является второклассным линкором, как так называемый крейсер «Fürst Bismarck».

«Баян» – новый тип броненосного крейсера

«Баян», как и «Essex», является, конечно, самым настоящим крейсером и построен как таковой. Современный крейсер должен нести вертикальную броневую защиту, если хочет выдержать единоборство. Морские офицеры уже давно утверждали это, но проектантам потребовалось определенное время для осознания данного факта. Скорострельная артиллерия, однако, не оставила никакого выбора, и в настоящее время, наверное, глупо закладывать любой корабль, независимо от его размеров, не предусматривая на нем какого-либо вида вертикальной броневой защиты. Точно так же никто сейчас не станет думать ни о постройке крейсеров без броневых палуб, ни, вероятно, о постройке кораблей без броневой защиты, независимо от их класса. Это является общим мнением военно-морских специалистов всех стран, и, по-видимому, не имеет смысла сравнивать корабль с вертикальным бронированием с небронированным эсминцем.

Кое-что из сказанного является тем принципом, который фирма «Эльзвик» пыталась подчеркнуть пять или шесть лет назад, когда она советовала Аргентине пожертвовать одним или двумя орудиями в пользу умеренного бронирования бортов крейсера «Buenos Aires». Аргентинские власти отказались, но современное проектирование кораблей показало, насколько точно оценивала фирма тенденции корабельной архитектуры. Современные орудия слишком хорошо стреляют, чтобы корабли с небронированными бортами имели много шансов в бою.

Прежде чем закончить рассказ о «Баяне», можно сказать несколько слов о носовой волне, с которой наш художник изобразил этот крейсер. Это волна, образующаяся при полной скорости корабля современных обводов, не имеющего в носу разделяющей поток трубы. Волну похожей формы демонстрирует палка, удерживаемая в подводимом к мельнице быстром и невозмущенном потоке. Вода поднимается вдоль носовой оконечности ровным слоем с весьма малыми возмущениями и не начинает пениться, пока не пройдет некоторого расстояния в корму. Эффект в точности такой же, какой наблюдался бы при неподвижном корабле и водном потоке, обтекающем его со скоростью более 20 миль в час.

«Баян» – новый тип броненосного крейсера

При наличии носового торпедного аппарата водный поток более возмущен, и характер обтекания менее спокоен, а поскольку большинство быстроходных крейсеров снабжены носовым торпедным аппаратом, фотографии, показывающие такую волну, как на нашем рисунке, редки, если вообще встречаются.

«Баян» – новый тип броненосного крейсера

Примечания редакции

  • [1] Крейсер «Баян» строился по проекту инженера М. Лаганя на верфи «Форж э Шантье де ла Медитерране» (Forges et Chantiers de la Mediterraneé) в Ла Сейне (близ Тулона).
  • [2] В Российском флоте стандартным был калибр 75 мм.
  • [3] На самом деле крейсер располагал четырьмя 47-мм и двумя 37-мм полуавтоматическими пушками системы Гочкиса и двумя 64-мм десантными пушками Барановского.
  • [4] Крейсер имел на вооружении лишь два бортовых подводных торпедных аппарата системы Металлического завода.
  • [5] Вертикальные броневые плиты изготовлялись из брони, цементированной по способу Гарвея.
  • [6] По длине главный броневой пояс крейсера «Баян» простирался от носа до кормовой 203-мм башенной артиллерийской установки включительно.
  • [7] Палубная броня толщиной 30 мм характерных скосов не имела, изготовлялась из мягкой судостроительной стали и укладывалась на двухслойный (каждый слой по 10 мм) стальной палубный настил.
  • [8] В действительности толщина брони верхнего пояса составляла 60 мм, а с учетом двухслойной (по 10 мм каждый) стальной рубашки за ним, на которую он устанавливался, – 80 мм.
  • [9] Броня казематов имела толщину 60 мм; вертикальная броня башен – 150 мм; подачная труба кормовой башни защищалась броней толщиной 150 мм, носовой – 150 мм выше батарейной палубы и 60 мм – между батарейной и броневой; стенки трубы для защиты переговорных труб и проч. имели толщину 80 мм; вертикальная броня боевой рубки – двухслойная общей толщиной 160 мм, крыша – 30-мм маломагнитная сталь.
  • [10] Носовая группа включала четыре котла, средняя – шесть, средняя кормовая и кормовая – по восемь котлов.

© Подготовка к публикации Л.А. Кузнецов, 2007
© Перевод с английского К.М. Идашкин, 2007


источник: ««Баян» – новый тип броненосного крейсера» // сборник «Гангут», вып.40

Подписаться
Уведомить о
guest

83 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account