Автострадные агрессоры. СССР. Т-26 с «перламутровыми пуговицами», колесно-гусеничный танк Т-46 или как скрестить Т-26 и БТ
В ходе учений 1933-34 гг., когда сформированные недавно мехкорпуса и мехбригады вышли на летние маневры, вдруг со всей серьезностью проявился недостаток практически всех гусеничных танков, что стояли на вооружении РККА. Во время длительных маршей механизированных частей почти все танки, имевшиеся в наличии, вдруг стали выходить из строя вследствие массовых обрывов и потери гусеничных цепей. 45-й мехкорпус, например, пострадал от этого очень заметно, так как за один из дней потерял вышедшими из строя до четверти танков из числа выведенных на учения. Ремонтники не справились в заданный срок с объемом поломок.
Исключение составляли танки БТ, которые во время длительных маршей «переобувались», укладывая гусеницы на полки и проводя движение на колесах. Вот тут-то и всплыло то самое преимущество колесно-гусеничных танков, на которое еще в 1920-е указывал классик-танкоописатель своего времени Ф. Хейгль. Он упоминал о трудностях чистки и смазки гусеничного движителя, низком ресурсе гусеничных пальцев, а также высокой степени порчи грунтовых дорог при проходе по ним танковых подразделений и частей на гусеницах. Кроме того, гусеничные танки, по его мнению, еще не обладали нужной оперативной подвижностью. На то же указали и итоги учений РККА 1933 г.
Положение было сочтено чрезвычайно серьезным, и этому вопросу было посвящено специальное заседание техсовета УММ, которое выработало проект решения из двух пунктов:
- Улучшить конструкцию гусеничных траков и упрочнить пальцы.
- Разработать комплекс мер по переводу всех имеющихся танков на колесный ход при их движении во время длительных маршей.
Из-за проблем производства наибольшее внимание всех проектировщиков было обращено ко второму пункту решения – способности перевода всех танков на марше на колесный ход. Все предлагаемые изменения были отражены в докладе начальника УММ «О системе танкового вооружения на вторую пятилетку», прочитанном летом 1934 г.
В нем говорилось, что созданные в годы 1-й пятилетки образцы танков в целом могли решать все основные задачи, предъявляемые требованиями глубокой операции, но требовалось улучшение их в следующих направлениях:
« – значительное увеличение огневой мощи как мехсоединений в целом, так и каждой боевой машины, входящей в их состав;
– оперативный размах действий межсоединений требует наличия их оперативной подвижности, для чего все основные типы машин, входящие в состав мехсоединений, должны иметь обязательно двойной ход, т.е. колесный и гусеничный;
– современная противотанковая защита и особенно наличие крупнокалиберных пулеметов, выдвигает требования увеличения скоростей и маневренной способности танков и увеличение стойкости их брони…»
Вместо двух легких машин, производившихся в 1932-33 гг., планировалось перейти к выпуску единого танка, одинаково пригодного как для мотомехвойск, так и для танковых подразделений стрелковых соединений, т.е. исходя из надежности, стоимости изготовления, эксплуатации и обучения, предлагалось оставить в серийном производстве танк Т-26, снабдив его более мощным двигателем и колесно-гусеничным ходом.
Содержание:
«Малой кровью». КТ-26
Как только были преданы гласности преимущества колесно-гусеничных танков, практически все конструкторские коллективы кинулись на перевод существующих боевых машин на двойной движитель.
Еще в 1932 г. этим вопросом занималось КБ Н. Дыренкова, получившее еще в конце 1931 г. задание от зам. нач. УММ РККА Лебедева: «Вам поручается приспособить Т-26 для передвижения на колесах своим собственным ходом». Однако за год указанный коллектив так и не смог защитить свой проект оснащения Т-26 колесным ходом. Проект был сочтен неграмотным и излишне сложным.
Осенью 1932 г. ввиду загрузки ОКМО такая работа была предложена слушателям академии ВАММ. Слушатели предъявили три решения, на основании которых весной 1933 г. НИО ВАММ начал разработку колесно-гусеничного танка, предназначенного на замену Т-26 в подвижных соединениях. Согласно требованиям предполагалось при возможно более полном сохранении корпуса, двигателя и вооружения Т-26 установить его на колесно-гусеничный ход для увеличения оперативной подвижности.
К маю проект танка, получившего индекс КТ-26, и его ходовой макет были предъявлены УММ, которое для рассмотрения полученных материалов созвало Техсовет, констатировавший, что для реализации требований проекта слушатели ВАММ под руководством М. Данченко и В. Степаницкого «провели большую и успешную работу». Они разработали новую пятискоростную КПП и ходовую часть, сочетающую как гусеничный, так и колесный ход. Броне-корпус был в целом сохранен, лишь в носовой части он был сужен до 300 мм для осуществления поворотов передней пары катков при движении танка на колесном ходу.
Так как башню танка предполагалось использовать без изменений от танка Т-26, то с сохранением его вооружения вопросов не возникало. МТО танка сохраняло двигатель воздушного охлаждения Т-26 мощностью 90 л.с., а трансмиссия, помимо новой 5-ступенчатой КПП, получила также два карданных вала для обеспечения колесного хода, простой дифференциал с дополнительным редуктором, бортовой редуктор привода от дифференциала к гитарам, две гитары и новый механизм быстрого перехода с гусеничного хода на колесный. Ходовая часть танка содержала три пары опорных катков диаметром 780 мм с внешней резиновой ошиновкой, два штатных ведущих колеса танка Т-26 и два направляющих колеса диаметром 535 мм.
Однако, по мнению Техсовета УММ, танк не отвечал требованиям оперативной подвижности, так как с двигателем 90 л.с. при массе свыше 10 т никак не мог развивать скорость свыше 40 км/ч. Кроме того, были обнаружены множественные ошибки в прочностном расчете КПП и трансмиссии колесного хода. Поэтому от изготовления опытного образца КТ-26 было решено отказаться.
Единый танк Т-46
В 1933 г., вскоре после рассмотрения черновика «Системы танкового вооружения на вторую пятилетку», КБ завода им. Ворошилова начало проектные работы над машиной Т-26А, получившей в начале 1934 г. новый индекс Т-46. Его проект был выполнен под руководством С. Гинзбурга. Ведущим конструктором танка стал В. Симский.
От своих предшественников танк отличался в первую голову двигателем. Конструкция танка предполагала установку в его моторно-силовом отделении либо дизель-мотора ДТ-4, либо бензинового МТ-4 мощностью 200 л.с. (180-210 л.с.) Проектирование этих двигателей велось на заводе им. Ворошилова. Они были одинаковы по габаритным размерам и креплению, поскольку предполагалась их взаимозамена. Ожидалось, что покуда работы над дизелем продлятся несколько лет, конструкцию танка можно будет отрабатывать на бензомоторе, в создании которых у двигателистов был большой опыт.
В конструкции танка, с целью облегчения серийного производства, заимствовались многие узлы от танка Т-26 образца 1933 г., да и по компоновке танк Т-46 напоминал Т-26 с двигателем в корме и ведущими колесами переднего расположения. Но форма корпуса танка подверглась некоторым изменениям. Он был крупнее и нес более просторную башню, в которую можно было без изменений установить танковую пушку
либо калибра 45-мм (танковая пушка 20К обр. 1932/34 гг.), либо 76-мм (танковая пушка ПС-3 обр. 1933 г.).
Опытный образец танка был построен в 1935 г., но оказался сильно перетяжелен. Его вес почти наполовину превысил положенные 10 т, и потому КПП и бортредуктора, спроектированные для него, уже не справлялись с возросшими нагрузками.
Было принято решение по доработке танка, боевой вес которого разрешили поднять до 14-15 т. Продолжала работы над Т-46 (проекты №№ 46-1, 46-2, 46-3) конструкторская группа нового КБ Опытного завода Спецмаштреста им. Кирова (бывшего ОКМО) под руководством О. Иванова, так как С. Гинзбург был отстранен приказом замнаркома вооружений М. Тухачевского.
При рассмотрении проектов Т-46 для постройки эталона был выбран проект № 46-3, который под индексом Т-46-1, постановлением СТО от 29 февраля 1936 г., был принят на вооружение РККА. Эталон же танка был готов в ноябре 1936 г. Он прошел цикл дополнительных испытаний, и с декабря 1936 г. началось его серийное производство на заводе № 174 им. Ворошилова.
Этот вариант, по сравнению с прототипом Т-46, потяжелел еще больше. Его боевой вес составлял уже 17,5 т, что произошло во многом потому, что танк получил новый двигатель МТ-5 мощностью 300 л.с., а также усиленную броню (толщина вертикальных листов брони теперь составляла 15 мм, а не 10-14, как прежде), вооружение дополнялось огнеметом пневматического типа с баком огне-смеси, танк получил усиленную трансмиссию.
Всего в ноябре – декабре 1936 г. заводом им. Ворошилова было изготовлено 4 серийных танка Т-46-1, которые поступили на войсковые испытания.
Танки эксплуатировались в войсках больше года и показали себя очень хорошо. Их проходимость на колесном ходу была выше, чем у БТ, подвижность как на гусеницах, так и на колесах была сравнима с ПТ-1. Танки были легче в управлении, потребляли бензин 2-го сорта. Но… После всесторонних испытаний серийных танков Т-46-1 начальник УММ с горечью констатировал, что
«в результате доработки дешевого Т-26 к требованиям улучшения его подвижности, мы получили танк, догнавший по цене средний трехбашенный Т-28».
С этим смириться, конечно, никто не мог. Выпуск танка Т-46-1 и все работы по нему в начале 1937 г. были прекращены.
Казалось бы, с этого момента судьба Т-46-1 была решена окончательно, однако начавшаяся война заставила вновь обратиться к “ненужной” технике. Когда немецкие и финские войска вышли на ближние подступы к Ленинграду, со складов и полигонов начали “вытаскивать” всю боеспособную технику. По всей видимости, к этому времени ни один из Т-46 не был в состоянии “на ходу”, поэтому из них решили сделать бронированные огневые точки (БОТ). Несколькими годами ранее уже был получен положительный опыт переделки устаревших танков Т-18 и Т-24, так что имевшиеся Т-46 без ходовой части закопали по башню в землю, сохранив им тот же комплект вооружения, но без огнемета. Как сложилась их судьба дальше, и было ли успешным их боевое применение остается неясным.
В декабре 2001 года поисковым объединением «Высота» под руководством В.Н. Дудина на Карельском перешейке у поселка Сосново Ленинградской области был найден корпус танка Т-46 без ходовой части. Танк был передан в дар Музею на Поклонной горе, отреставрирован 36 НИИИ Минобороны России и в декабре 2004 года включен в экспозицию.
Броневой корпус и башня
Корпус танка был выполнен из броневых листов толщиной 8, 15 и 22 мм (лобовой щиток механика-водителя). По проекту предполагалось изготовление корпуса при помощи сварки, но ввиду неготовности Ижорского завода к серийному производству сварных корпусов первые образцы Т-46-1 были клепаными. Башня танка цилиндрической формы была увеличена относительно башен Т-26 и БТ для возможности свободной установки как 45-мм, так и 76-мм пушки. Башня изготавливалась из броневых листов высокой твердости толщиной 15 мм и имела развитую кормовую нишу для размещения части боекомплекта и радиостанции.
Вооружение
В состав основного вооружения танка Т-46-1 входили 45-мм пушка 20К, или 76,2-мм пушка ПС-3, спаренный с ними пулемет ДТ. Кроме того, один пулемет ДТ находился в кормовой башенной установке и один — в запасной укладке (его можно было использовать для обороны танка с воздуха). Кроме того, справа от спаренной установки в шаровом яблоке был закреплен брандспойт пневматического огнемета КС-45.
Боекомплект танка составляли 101 выстрел к 45-мм орудию, 43 магазина (2709) патронов к пулеметам ДТ, бак с 50 л огнесмеси на 10-12 выстрелов из огнемета КС-45.
Двигатель
Как уже упоминалось, после испытаний Т-46 на танке Т-46-1 предполагалось увеличить мощность двигателя до 300 л.с, поэтому его МТО было запроектировано под восьмицилиндровый V-образный дизель-мотор ДМТ-5, но ввиду его неготовности в танк был установлен двигатель воздушного охлаждения МТ-5-1 мощностью 330 л.с, имевший те же габариты, что и дизель-мотор.
В системе охлаждения использовались два осевых вентилятора. Забор охлаждающего воздуха осуществлялся с двух сторон в передней части крыши моторного отделения. Емкость топливных баков составляла 428 л. Запас хода танка по шоссе составлял: на гусеничном ходу до 200 км, на колесном — 400 км.
Трансмиссия
Трансмиссия танка включала в себя четырехскоростную КПП, расположенную под полом боевого отделения, бортовые фрикционы, бортовые редуктора.
При движении на колесном ходу две задние пары опорных катков шасси были ведущими, а передняя пара — поворотными. При движении на колесах в качестве механизма поворота использовался простой дифференциал, отключавшийся при движении на гусеницах.
Для управления при движении на гусеницах применялись рычаги управления, на колесах — рулевая колонка автомобильного типа. При сваливании гусениц переход на колесный ход можно было произвести без выхода экипажа из машины при помощи рычагов на коробке передач.
Подвеска
Танк Т-46-1 сбоку, 1936 г.
Подвеска танка — блокированная пружинная, состояла из четырех пар опорных и двух пар поддерживающих катков, а также двух ведущих катков цевочного зацепления и двух направляющих катков с механизмами натяжения. Танк получил мелкозвенчатые гусеничные цепи из литых траков шириной 390 мм, выполненных из стали Гартфильда по типу траков танка Т-26.
Электрооборудование
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 12 В. В качестве источников питания использовались аккумуляторная батарея 6СТЭ-128 емкостью 128 Ач и генератор мощностью 500 Вт. Танк оснащался радиостанцией 71-ТК-1, размещенной в нише башни.
На излете
Пока на ленинградском заводе №185 ломали голову над модернизацией легкого танка Т-26, пытаясь “привить” ему более современные типы подвесок и трансмиссий, на СТЗ эту проблему взялись решить более радикальным способом. В 1937 году на рассмотрение АБТУ был подан проект модифицированного Т-26 с усиленным бронированием на колесно-гусеничном ходу, но с сохранением силовой установки и коробки передач от серийного танка. По заводскому реестру эта разработка проходила под обозначением СТЗ-24. Военная комиссия рассмотрела проект, подвергнув его разгромной критике. В самом деле, разве можно было, сохранив двигатель и КПП танка Т-26, значительно усилить его бронирование и увеличить скорость, оснастив к тому же еще и двойным движителем? Но немного позднее – в 1938 г. – к проекту вернулись. Причиной этого было, скорее всего, заключение об отсутствии резервов для модернизации танка Т-26, сделанное в начале года. Освоение нового танка «танк СП обр. 1936 г.», спроектированного С. Гинзбургом, требовало перестройки танкового производства, сталинградцы же брались дать армии новый танк из имеющегося, и потому АБТУ давало заводу шанс.
На основании постановления Комитета Обороны от 7 августа 1938 года специальным конструкторским экспериментальным отделом (КЭО) СТЗ под руководством Н.Д. Вернера в 1938-39 гг началось проектирование нового колесно-гусеничного танка. Ведущим инженером машины был Г. Матюхов. Машина была разработана на базе опытного колесно-гусеничного танка СТЗ-24 (6ТК) с учетом его недостатков, выявленных в результате заводских испытаний в январе 1938 года. Танк имел схему компоновки с задним расположением двигателя и передним расположением агрегатов трансмиссии. Конструкция машины обеспечивала возможность проведения агрегатного метода ремонта танка и доступ к механизмам двигателя изнутри боевого отделения.
Эскизный проект предусматривал установку двух вариантов вооружения — 45-мм и 76,2-мм танковых пушек. В качестве вспомогательного оружия использовались двуа пулемета ДТ, один из которых должен был быть спарен с пушкой. На опытном образце была установлена коническая башня с 45-мм танковой пушкой и спаренным пулеметом ДТ. Конструкция башни была заимствована у Т-26. Второй пулемет был зенитным и монтировался на турели на крыше башни.
Броневая защита была противопульной. В лобовой части он получил верхний наклонный лист толщиной 16 мм, а нижний – 24 мм. Правда, это не соответствовало обещаниям КБ (30 мм по эскизному проекту). Но борта и корма танка были защищены в соответствии с эскизом – 20 мм. Опытный образец машины был изготовлен из конструкционной стали 3. Передняя часть танка была радикально изменена: корпус танка имел вынесенную вперед будку механика-водителя. На задней стенке подбашенной коробки был расположен вентилятор боевого отделения. На танке устанавливался карбюраторный двигатель Т-26, хотя по проекту завода предполагалось установить танковы дизель специальной конструкции СТЗ, мощностью 300 л.с. с вихревой камерой сгорания. Двигатель Т-26 соединялся через главный фрикцион и карданный вал с коробкой передач.
Однако не броня и двигатель были главным козырем сталинградцев. Объектом их самого пристального внимания стала ходовая часть, новшеством которой стала подвеска – индивидуальная, свечная балансирная, расположенная снаружи бронекорпуса. Два балансира располагались по ходу машины, два — против хода. В феврале 1939 года прорабатывался вопрос опереходе на торсионную подвеску. Опорные катки с резиновыми бандажами имели диаметр 830 мм и предназначались для движения как на гусеницах, так и без оных. Трансмиссия же, ввиду двойного движителя, была решена столь необычно, что заслуживает отдельного рассмотрения.
При движении на гусеницах ведущее колесо, как и в Т-26, располагалось впереди и привод на него осуществлялся через главный фрикцион, редуктор, карданный вал, демультипликатор, КПП, главную передачу, бортовые фрикционы и бортовые передачи. При движении же на колесах привод на них осуществлялся открытой звездочкой на кулачки опорных катков попарно, что позволяло осуществить некую их синхронизацию. В трансмиссию при этом после бортовых передач включались дополнительные шестерни, которые через коническую пару и карданные валы соединялись с добавочными бортовыми коробками привода колесного хода. Особенностью данной конструкции было то, что ведущими при движении на колесах могли быть либо две передние пары опорных катков, либо две задние, а при необходимости значительного повышения проходимости привод рекомендовалось осуществлять на все катки сразу. Однако изменение направления движения танка при движении на колесах осуществлялось «по-гусеничному» – подтормаживанием катков одного борта, что, несомненно, ухудшало маневренные качества танка.
Направляющие колеса (ленивцы) были штампованными, а ведущие состояли из литого основания, к которому болтами крепился зубчатый венец. Гусеничная цепь танка была немного уширена и облегчена по сравнению с Т-26. Приборы управления и контрольные приборы также заимствовались от танка Т-26. Для внешней связи на танке была установлена радиостанция 71-ТК, средств внутренней связи не было.
Для испытаний на НИБТ полигон танк, получивший войсковой индекс Т-25, поступил в сентябре 1939 г. Поскольку при большей, чем у его прародителя, массе новый танк нес тот же двигатель, его динамические характеристики заведомо были ниже таковых же танка Т-26, и потому основной целью испытаний было «проверить правильность и надежность работы отдельных узлов танка».
Максимальная скорость, достигнутая на испытаниях, составила 27,5-27,9 км/ч при технической до 13 км/ч, а оперативной – не более 8-10 км/ч. За время испытаний, проводившихся на маршруте ст. Кубинка – Репище – Наро-Крутица – Наро-Осаново – Дорохово и обратно, танк, двигавшийся по щебенчатому шоссе, бесчисленное число раз ломался. Самыми слабыми его узлами были: траки гусениц, пальцы гусениц, герметичность коробки передач и бортовых передач, крепление бензопровода к карбюратору, диски колес, балансиры (танк был оборудован литыми траками и неупрочненными гусеничными пальцами производства СТЗ). Кроме того, в зубья звездочки привода на колеса часто попадали посторонние предметы (камни, обрезки проволоки и т.д.), что приводило к поломке кулачков на дисках колес или заклиниванию привода. При попытке движения на колесах привод заклинило уже после 4 км пробега. А при сходе с шоссе танк застрял практически мгновенно (грязью забило раздаточную шестерню). Усугубляла впечатление о танке и довольно большая качка корпуса, не позволявшая вести из него огонь на ходу.
Выводы по результатам испытаний были категоричными:
«Танк Т-25 требованиям РККА не соответствует и в существующем виде абсолютно непригоден для принятия его на вооружение».
Всё это говорило о том, что Т-25 к принятию на вооружение РККА совершенно не годится. Однако на СТЗ считали несколько иначе. В том же 1939 году был разработан новый проект, получивший заводское обозначение СТЗ-35. В целом, он повторял конструкцию СТЗ-24, но был начисто лишен колёсного хода, оснащался двигателем 3МА мощностью 130 л.с. и должен был получить 30-мм бронирование передней части корпуса и 25-мм бронирование башни. Боевая масса танка оценивалась в пределах 11800 кг, скорость – до 35 км\ч. Для ускорения работ один танк СТЗ-25 был пределан в СТЗ-35 и выпущен на заводские испытания.
Впрочем, АБТУ уже вдоволь “наелось” всевозможными проектами “спасения” Т-26 и от постройки СТЗ-35 отказались. Что касается Т-25, то опытный танк был разобран на металл до начала войны.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКИХ КОЛЕСНО-ГУСЕНИЧНЫХ ТАНКОВ
Тип танка |
КТ-26 |
Т-46 |
Т-46-1 |
СТЗ-24 (Т-25) |
СТЗ-35 |
|
Боевая масса, кг |
8400 |
15000 |
17500 |
11070 |
11800 |
|
Экипаж, чел. |
3 |
3 |
3 — 4 |
3 |
3 |
|
Габаритные размеры, мм |
||||||
Длина |
4620 |
5730 |
5730 |
4850 |
4900 |
|
Ширина |
2240 |
2740 |
2740 |
2680 |
2650 |
|
Высота | на гусеницах |
2200 |
2490 |
2490 |
2370 |
2280 |
На колесах |
2450 |
2450 |
||||
Клиренс | на гусеницах |
260 |
400 |
400 |
380 |
370 |
На колесах |
380 |
360 |
||||
Вооружение |
||||||
Пушки |
1 х 45-мм КТ |
1 х 45-мм КТ |
1х45-мм 20К, или 1х76-мм ПС-3 |
1 х 45-мм КТ |
1 х 45-мм КТ |
|
Пулеметы |
2 х 7,62-мм ДТ |
2 х 7,62-мм ДТ |
3 х 7,62-мм ДТ |
1 х 7,62-мм ДТ |
2 х 7,62-мм ДТ |
|
Огнеметы |
— |
1 х КС-45 |
1 х КС-45 |
— |
— |
|
Боекомплект |
||||||
Пушки |
107 выстрелов* |
н/д |
101 выстрелов к 45 мм или 60 выстрелов к 76-мм |
137 выстрелов |
137 выстрелов |
|
Пулеметы |
3276 патронов* |
н/д |
2205 патронов |
2016 патронов |
3150 патронов |
|
Огнеметы |
— |
50 литров огнесмеси |
50 литров огнесмеси |
— |
— |
|
Приборы прицеливания |
прицел ТОП |
прицел ТОП |
прицел ТОП |
прицел ТОП |
прицел ТОП |
|
Бронирование, мм |
||||||
Лоб корпуса |
15 |
15 |
22 |
16-24 |
25-30 |
|
Борт корпуса |
13 |
10 |
15 |
20 |
20 |
|
Корма корпуса |
13 |
10 |
15 |
20 |
20 |
|
Башня |
13 |
10-15 |
15-20 |
20 |
25 |
|
Крыша |
8 |
8 |
8 |
10 |
10 |
|
Днище |
6 |
6 |
8 |
10 |
10 |
|
Силовая установка |
||||||
Тип двигателя |
Т-26-1, карбюраторный, 4-тактный, 4-цилиндровый |
МТ-4, карбюраторный, 4-тактный, 8-цилиндровый |
МТ-5-1, карбюраторный, 4-тактный, 8-цилиндровый |
Т-26 карбюраторный, 4-цилиндровый, воздушного охлаждения |
3MA карбюраторный, 4-цилиндровый, водяного охлаждения |
|
Мощность, л.с. |
90 при 2100 об/мин. |
200 |
330 |
97 |
130 |
|
Общая мощность, л.с. |
90 |
200 |
330 |
97 |
130 |
|
Трансмиссия |
механическая, с 5-скоростной КПП, дифференциалом и бортовыми фрикционами |
механическая с 5-скоростной КПП (4 передачи вперед и 1 назад) |
механическая с 5-скоростной КПП (4 передачи вперед и 1 назад) |
механическая, с 6-скоростной КПП (5 передачи вперед и 1 назад), редуктором, главным и бортовыми фрикционами |
механическая, с 6-скоростной КПП (5 передачи вперед и 1 назад), редуктором, главным и бортовыми фрикционами |
|
Ходовая часть |
три сдвоенных опорных катка диаметром 780 мм с резиновыми бандажами, переднее направляющее и заднее ведущее колесо |
4 сдвоенных основных обрезиненных катка (передняя пара управляемая), 4 поддерживающих ролика, передние ведущие и задние направляющие колёса |
4 сдвоенных основных обрезиненных катка (передняя пара управляемая), 4 поддерживающих ролика, передние ведущие и задние направляющие колёса |
4 опорных катка с вертикальной пружинной амортизацией, один поддерживающий ролик, переднее ведущее колесо |
4 опорных катка с вертикальной пружинной амортизацией, один поддерживающий ролик, переднее ведущее колесо |
|
Скорость, км/ч |
||||||
На гусеницах |
34 |
48 |
58 |
25 |
35 |
|
На колесах |
58 |
72 |
80 |
35 |
35 |
|
Запас хода, км |
||||||
На гусеницах |
н/д |
200 |
220 (110 по проселку) |
172 |
170 |
|
На колесах |
н/д |
350 |
400 |
н/д |
н/д |
|
Преодолеваемые препятствия |
||||||
Угол подъема, град |
33 |
35 |
40 |
30 |
37 |
|
Высота стенки, м |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,7 |
|
Ширина рва, м |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Глубина брода, м |
0,8 |
1 |
1 |
0,78 |
0,78 |
|
Средства связи |
отсутствовали |
радиостанция 71ТК-1 |
радиостанция 71ТК-1 |
радиостанция 71ТК-1 |
радиостанция 71ТК-1 |
*- предположительно
Список источников:
- Свирин М.Н. Броня крепка: История советского танка 1919-1937,
- Отечественные бронированные машины 1905-1941.т.1,
- http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/kt-26.htm,
- http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/t-46.htm,
- http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/t-25.htm,
- http://tekhnogun.com/brm002/russ_24.html,
- http://3v-soft.clan.su/news/ljogkij_tank_t_46/2011-01-02-169,
- http://www.fortification.ru/oldforum/index.php?action=vthread&forum=1&topic=434,
- http://serkoff.narod.ru/photoalbum107.html.