1

 

 

 

 Старейшая в Италии фирма «Società Italiana Ernesto Breda» по производству паровозов и железнодорожной техники, основанная в Милане в 1886 году талантливым изобретателем Эрнесто Брэда, к 30-м годам стала крупнейшим в Италии концерном по производству военной техники и вооружений, разрабатывая и выпуская автомобили, самолеты, бронетехнику и авиадвигатели. Не обошел вниманием Эрнесто Брэда и тему стрелкового оружия. В годы 1-й мировой войны Брэда, решив попробовать себя в нише военной промышленности, создал дочернюю компанию в городе Брешиа (Brescia), под названием «Breda Meccanica Bresciana».

Авиационные пулеметы Брэда

Пулемет Бреда Сафат 12.7 мм на носовой установке разведчика Капрони Са.309 Гибли  

Первой пробой сил для вновь образованной фирмы стал лицензионный выпуск пулемета «FIAT — Revelli» M1914. Общее количество пулеметов этого типа, вышедших из цехов «Breda Meccanica Bresciana», исчислялось тысячами экземпляров, что составляло изрядный процент от общего объема выпуска.

После заключения перемирия и резкого сокращения военных заказов фирме удалось сохранить костяк специалистов – главным образом, конечно, за счет различных направлений деятельности фирмы. Но немаловажное значение имело то, что Эрнесто Брэда удалось получить государственный заказ на модернизацию существующих моделей пулеметов.

Кроме того, несмотря на окончание войны, вооруженные силы Италии продолжали остро нуждаться в универсальном пулемете для всех родов войск. Концерн FIAT бесконечно долго обсасывал устаревшую конструкцию системы Ревелли.

Первой пробой сил фирмы на поприще разработки автоматического оружия явился ручной пулемет «Breda» M1924 калибра 6.5 мм.

Пулемет «Breda» M1924 получился довольно неплохим. Автоматика пулемета – короткий откат ствола со свободным затвором – во многом заимствовала решения Ревелли, обеспечивая темп стрельбы 500 выстр/мин. Масса пулемета без треноги составляла чуть более 9 кг. Ствол с продольными ребрами радиатора охлаждения был быстросменным. Необычным была схема питания патронами – любимая «фишка» итальянских оружейников для экспериментов. Магазин представлял собой металлический короб емкостью 20 патронов, который крепился к приемнику с правой стороны на поворотном шарнире. По мере расходования патронов магазин откидывался вперед и заряжался либо из стандартных винтовочных обойм, либо из специальной картонной пулеметной обоймы. С одной стороны такая схема имела достоинства, что каждый магазин был пригнан к «своему» пулемету, что исключало вероятность задержек в стрельбе и снижало риск повреждения магазина. Но с другой, если-таки магазин оказывался поврежден в бою, это выводило из строя все оружие.

Не избежала конструкция Брэда и извечной итальянской проблемы со смазкой патронов. Конструкция встроенного масляного бачка, расположенного над приемником, также перекочевала из пулеметов Фиат-Ревелли.

Пулемет Брэда образца 1924 года был выставлен на конкурс 1926 года. Несмотря на лучшие характеристики по сравнению с пулеметом Фиат, на вооружение он принят не был. Однако фирма не отказалась от амбициозных планов и продолжала совершенствовать конструкцию, выдав в 1930 году усовершенствованную модель пулемета, в целом повторявшую конструктивно модель 1924 года. Главным отличием была замена тяжелого треножного станка легкими сошками.

В конкурсных испытаниях с пулеметом «Fiat» M1928 изделие Брэда одержало победу.

Корпорация Фиат попыталась оспорить решение конкурсной комиссии в суде, но проиграла. Пулемет, обозначенный как «Breda» M1930, был запущен в массовое производство, став основным пехотным оружием Италии во 2 Мировой войне.

 Авиационные пулеметы Брэда

Автоматика ручного пулемета «Breda» M1930 сочетала черты схем отдачи ствола с коротким ходом и свободного затвора. Ствол и затвор сцеплялись поворотным кулачком. При откате системы «ствол-затвор» на расстояние 9.5 мм кулачок поворачивался за счет взаимодействия с коробом пулемета, отпирал затвор, который за счет остаточного давления в патроннике отходил назад, извлекал и выбрасывал стреляную гильзу, затем под действием возвратной пружины шел вперед, подхватывал и досылал в патронник следующий патрон, вновь сцеплялся со стволом. После этого ствол и затвор вместе возвращались в крайнее переднее положение. Запирание затвора осуществляется вращающейся втулкой, надетой на казенную часть ствола. На внутренней поверхности втулки имеются пазы, в которые входят радиальные боевые упоры затвора. При выстреле, в процессе отката втулка проворачивается при помощи выступа, скользящего по спиральному пазу ствольной коробки, освобождая затвор. Такая система не обеспечивает надежной предварительной экстракции гильз, посему в конструкцию пулемета включена небольшая масленка в крышке ствольной коробки и механизм смазки патронов перед подачей в ствол. Стрельба ведется с закрытого затвора, только автоматическим огнем.

Авиационные пулеметы Брэда

Схема устройства ручного пулемета Модель 30 «Бреда»: 1 — ствол; 2 — выступ для соединения ствола с коробом; 3 — выступ для соединения с запирающей муфтой; 4 — рукоятка ствола; 5 — продольные ребра; 6 — пламегаситель; 7 — короб; 8 — крышка короба; 9 — прицельная колодка; 10 — прицельная рамка; 11 — защелка затыльника; 13 — автоспуск; 16 — нижний прилив для ствольной задержки; 17 — кожух; 19 — муфты сошки; 27 — предохранитель; 29 — возвратная пружина; 31 — затвор; 32 — запирающая муфта; 33 — Н-образный вкладыш; 39 — замыкатель; 40 — ударник; 44 спусковой рычаг; 45 — спусковая тяга; 46 — ползун с шепталом; 47 — вилка спускового рычага; 48 — спусковой крючок; 49 — приемник; 50 — загибы приемника; 51 — проушины приемника; 52 — защелка магазина, удерживающая патроны; 61 — рукоятка заряжания; 62 — ствольная задержка; 63 — буферная пружина; 64 — пробка масленки; 65 — наплечник; 66, 67 — замыкатель ствола с защелкой.

Итогом конкурирования компаний Бреда и Фиат стал отказ последней от производства оружия. В 1934 году две компании начали переговоры о создании общего оружейного концерна, а в 1936 году подразделение Фиата «SAFAT» (Società Anonima Fabbrica Armi Torino – дословно – Акционерное общество Военная фабрика Турина), занимающееся стрелковым оружием, было окончательно продано фирме Бреда. Сделка включала в себя передачу под контроль Бреде не только завода с оборудованием, но и все предыдущие разработки Фиата, включая патенты. Были составлены планы по строительству нового завода, «Breda-Fiat», более известного по неофициальному названию «Breda-SAFAT», в городе Пьяченца.

Как раз в этот момент производство автоматического оружия в Италии было поставлено под прямой контроль государства. И в 1934 году руководству Бреда была поставлена задача по разработке авиационного пулемета, способного заменить выпускавшийся небольшими сериями авиационный пулемет FIAT M1928 A, а также составить конкуренцию иностранным образцам авиапулеметов, состоявших на вооружении итальянской авиации в конце 20-х – начале 30-х годов.

Надо сказать, что незадолго до официального задания, в 1928 году, на Бреда был разработан опытный авиационный пулемет в версиях под 7.7-мм и 12.7 мм под экспортные британские патроны 7.7х56R  и новый тоже британский .5" Vickers V565 SR, слегка отличный по размерам и формой от британского .50 Vickers V 565. Лицензия на этот патрон была закуплена Италией в 1925 году и производство его было развернуто сначала на Бреде, из-за чего патрон стал известен под метрическим обозначением 12.7х81SR Breda, а позднее на римской фирме  Bombrini Parodi Delfino.  

Авиационные пулеметы Бреда 1928 года, конструктивно повторяя легкий ручной аналог 1924 года, не разделил его успех, оставшись в числе опытных разработок фирмы. К сожалению, о нем мало что известно.

Авиационные пулеметы БрэдаЭкспериментальный 7.7-мм пулемет Бреда 1928 года

Последовавший вскоре государственный заказ на разработку авиационного пулемета, а затем выкуп патентов Фиата концерном Бреда, удачно совпали по времени.

В проекте авиационного пулемета Бреды 1935 года разработчики совместили принцип короткого отката ствола более ранних конструкций пулемета 1930 года и механизм запирания ствола, разработанный ранее инженером завода SAFAT Джузеппе Маскаруччи (Giuseppe Mascarucci), в котором ствол и затвор оставались сцеплены в начале хода отдачи ствола. Этот механизм был успешно реализован в едином пулемете SAFAT М1928.

В новой разработке Бреды лишь несколько улучшили разработку Маскаруччи, перевернув механизм, что позволило несколько уменьшить габариты узла отката ствола. Кроме того, в конструкцию был добавлен дульный ускоритель, что позволяло надеяться добиться высокого темпа стрельбы.

Авиационные пулеметы Брэда

Проект предусматривал использование нескольких типов патронов, состоявших на вооружении итальянской армии и флота: 7,7×56R Breda – лицензионный британский 0.303”  British Mark VII, 8-мм итальянский 8×59RB Breda, 12.7х81SR Breda – вышеупомянутый британский .5" Vickers V565 SR и французский 13.2х99 мм.

Характерно, что пока еще «бумажный проект» был рассмотрен Министерством авиации Ministero dell'Aeronautica, возглавляемое единолично Бенито Муссолини, который приказал немедленно начать производство пулемета, даже не дожидаясь испытаний его. Как это часто бывает, авторитарное руководство любым проектом человеком, далеким от темы, ни к чему хорошему не приводило. Муссолини дал указание начать производство двух версий пулемета под 7.7-мм и 12.7-мм патроны Бреда. Если с 7.7-мм боеприпасом все было более или менее нормально, винтовочный патрон по дульной энергии не сильно отличался от любых других «одноклассников», то выбор достаточно слабого британского полудюймового патрона здорово аукнулся итальянским авиаторам через несколько лет. Почему дуче отклонил проект пулемета под в полтора раза более тяжелый французский патрон Гочкисса, осталось загадкой. Единственным плюсом в итальянском крупнокалиберном пулемете было наличие запрещенных международным договором разрывных патронов, 37-граммовые снаряды которых содержали 0.8 грамм пентрита.

С подачи итальянской пропаганды новые итальянские пулеметы, обозначенные как Breda-SAFAT da 7.7 mm и 12.7 mm, были представлены как итальянский аналог Браунинга, в связи с чем даже сейчас бытует мнение, что итальянская разработка не более, чем вариация пулемета Браунинга. Хотя, конечно, конструктивно кроме схемы автоматики на основе короткого отката ствола у Бреды с Браунингом имели общие черты. Но функционально итальянскому пулемету было далеко до американского бренда. Breda-SAFAT уступал Браунингу практически по всем характеристикам. Особенно разрыв в ТТХ был заметен у 12.7-мм версий. И дело было не только в том, что итальянский патрон 12.7х81SR был значительно менее мощным, нежели американский 12.7х99, что безусловно сказывалось на дульной энергии и прицельной дальности; итальянские пулеметы проигрывали Браунингу в скорострельности, которая при синхронной установки пулеметов падала с 700 до обескураживающих 450-575 выстрелов в минуту, еще более снижая энергию залпа.

 Авиационные пулеметы Брэда

Логический прототип пулеметов Бреда — авиационный Fiat SAFAT mod 1928A

Авиационные пулеметы Брэда

7.7-мм Бреда Сафат с гильзосборником

Авиационные пулеметы БрэдаАвиационные пулеметы Брэда

Breda-SAFAT da 12.7 mm

 

Авиационные пулеметы Брэда

Пулеметы Breda-SAFAT калибра 7.7 и 12.7 мм

Широкая кампания, развернутая итальянской пропагандой, разрекламировала новый авиапулемет чуть ли не как лучший в мире. Надо сказать, что в конце 30-х на итальянскую пропаганду купились японцы, как раз в это время озадаченные поиском подходящего образца для создания собственного крупнокалиберного пулемета. Переговоры между союзниками чуть было не завершились закупкой лицензии на итальянский пулемет, но самураи вовремя оценили невысокие качества итальянского оружия, стоявшего на турелях итальянских бомбардировщиков Фиат BR-20, партия которых была закуплена японцами. В результате последние предпочли собственную разработку Но-103, заимствовав только итальянский патрон 12.7х81SR.

Тем не менее, пулемет был запущен в производство. В конце 1935 года 7.7-мм версия, а с 1937 года пошла и 12.7-миллиметровая. Выпуск осуществлялся только на заводе «SAFAT» (Società Anonima Fabbrica Armi Torino) в Турине и значительно превышал потребности итальянского авиастроения. До конца 1940 года, когда пулемет был снят с производства, было выпущено чуть менее 50 тыс пулеметов обеих модификаций, что с гаком перекрывало необходимое количество стволов для установки на производимых самолетах.

Авиационные пулеметы БрэдаАвиационные пулеметы Брэда

7.7-мм Бреда Сафат на разведчике IMAM Ro.43

Авиационные пулеметы Брэда

12.7 и 7.7-мм пулеметы Бреда Сафат  в крыле штурмовика Бреда Ba.65

 

Авиационные пулеметы Брэда

3 х 12.7 мм Breda-SAFAT  на штурмовике Breda Ba 88

Пулеметы Breda-SAFAT устанавливались практически на все типы производимых в Италии боевых самолетов. По паре синхронных пулеметов обычно составляли вооружение итальянских истребителей – на ранних типах, таких как Фиат CR-32 и 42, ставили 7.7-мм версии, на более современных Макки MC-200 и 202, а также Фиат G.50 и Реджиане Re.2000 устанавливались уже 12.7-мм Бреды. Если для 30-х годов подобное вооружение было хоть и не слишком мощным, но хотя бы  вполне адекватным, то уже с началом боевых действий 2-й Мировой стало откровенно слабым. Не спасало даже наличие в боекомплекте разрывных патронов. Итальянским истребителям хронически не хватало огневой мощи, а созданием авиапушки итальянские вооруженцы вовремя не озаботились. Лишь уже в ходе боевых действий немецкие союзники поделились своей авиапушкой, продав пару тысяч Маузеров MG 151/20, которые пошли на вооружение итальянских истребителей последнего поколения.

Ситуация с вооружением была, по всей видимости, настолько серьезной, что итальянцы незадолго до выхода из войны в сентябре 1943 года даже закупили у венгров лицензию на фантастический по техническому решению двухствольный пулемет Гебауэр 1940.М с приводом от коленвала двигателя. Впрочем, до серийного выпуска его дело так и не дошло.

Также широко использовались пулеметы Breda-SAFAT в качестве оборонительного вооружения итальянских бомбардировщиков и других многоместных самолетов.

Помимо обычных шкворневых установок и открытых турелей типа британского «кольца Скарфа», в Италии под установку пулеметов Breda-SAFAT был разработан целый ряд механизированных турелей.

Авиационные пулеметы Брэда

Турель Тип A с 7.7 мм  Breda-SAFAT

Авиационные пулеметы БрэдаАвиационные пулеметы Брэда

Экспериментальная спаренная турель Тип Е

Авиационные пулеметы Брэда

Турель Тип А2 на  летающей лодке Cant.Z 501.

Пара одинарных экранированных турелей «Тип А2» стояли на разведывательной летающей лодке Кант Z-501. На бомбардировщике Фиат BR-20 ставилась носовая турель «Тип Н», верхняя «Тип М1» под одиночный пулемет. На гидробомбардировщике Фиат RS.14 и бомбардировщике Кант Z-1007 ставилась экранированная турель «Дельта Е». Также на Кант Z.506 и Z-1007 устанавливалась турель «Тип М1». Для установки на тяжелый бомбардировщик Пьяджо Р-108 были разработаны спаренные дистанционно-управляемые электрофицированные турели «Тип Z1», располагавшиеся на внутренних мотогондолах, нижняя выдвижная одинарная турель «Тип G9», носовая одинарная «Тип 0». Кроме того существовали еще спаренные механизированные башенные установки «Тип Е» и «Тип D», впрочем не нашедшие применения на серийных машинах.

Авиационные пулеметы БрэдаАвиационные пулеметы Брэда

Авиационные пулеметы БрэдаАвиационные пулеметы Брэда

Дистанционно-управляемая турель Z2 с парой 12.7 мм Breda-SAFAT бомбардировщика Piaggio P-108

Авиационные пулеметы Брэда

Нижняя турель G1 с парой 12.7 мм Breda-SAFAT бомбардировщика Piaggio P-108 

Авиационные пулеметы БрэдаАвиационные пулеметы БрэдаАвиационные пулеметы БрэдаАвиационные пулеметы БрэдаАвиационные пулеметы Брэда

Турель Тип L для штурмовика Брэда Ba.88

Обычный боекомплект итальянских истребителей, вооруженных пулеметами Breda-SAFAT, составлял по 500 выстрелов на ствол у 7.7-мм версий и 150-370 патронов у 12.7-мм версии. В крупнокалиберной версии боекомплект составляли патроны разной номенклатуры, как правило,  чередовавшиеся следующим образом: 2 инертных, 1 трассирующий, 1 бронебойный, 1 фугасный. Подача металлической рассыпной ленты могла осуществляться с обеих сторон.

Авиационные пулеметы Брэда

Фрагмент ленты с патронами 7.7х56R Breda

Стрельба велась с открытого затвора. На правой стороне ствольной коробки располагалась Т-образная зарядная рукоятка. В фиксированной версии пулемет комплектовался гидравлическим зарядным устройством. В турельных версиях пулемет комплектовался пистолетной рукояткой со спусковым крючком. Ствол имел 6 правосторонних винтовых нарезов, камора патронника была снабжена «канавками Ревелли» для облегчения экстракции распертой после выстрела гильзы.

В целом итальянский пулемет Breda-SAFAT можно оценить «на троечку». Если 7.7-мм версия по огневой мощи соответствовала характеристикам пулеметов конца 1-й Мировой войны. А 12.7-миллиметровый вариант был, пожалуй, самым слабым представителем своего класса. Итальянцы слишком поздно осознали этот факт. Попытки создать 20-мм авиапушку не вышли из стадии опытно-экспериментальных работ.

Большое количество пулеметов Breda-SAFAT обеих версий, выпуск которых, как уже отмечалось выше, превышал потребности авиастроителей, ставились на треногих станках в зенитном исполнении, устанавливались на легких кораблях итальянского флота и активно применялись в армии. Несмотря на невысокие характеристики этого оружия в качестве авиапулеметов, Breda-SAFAT был достаточно надежным и безотказным оружием, поэтому в зенитном «наземном» исполнении пулеметы оставались на вооружении вспомогательных подразделений вплоть до 70-х годов прошлого века.

Авиационные пулеметы БрэдаАвиационные пулеметы БрэдаАвиационные пулеметы БрэдаАвиационные пулеметы Брэда

Пулеметы Breda-SAFAT на пехотных станках

 

Breda-SAFAT da 7.7 mm

Breda-SAFAT da 12.7 mm

Калибр, мм

7.7

12.7

Тип автоматики 

короткий откат ствола 

короткий откат ствола 

Масса, кг 

12,5

29,0

Длина, мм 

1085

1390

Длина ствола, мм 

800

640

Темп стрельбы, выстр/мин 

900 (580-760 в синхронном исполнении)

700 (450-570 в синхронном исполнении)

Начальная скорость пули, м/с

747 — 762

765

Емкость магазина 

Лента

лента

Масса пули, г. 

9.8 – 11.3

33 – 35.4

Тип боеприпаса 

 7.7х56R

 12.7х81SR

 

Евгений Аранов
Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account