1

Общеизвестно, что, в общем-то, качественно неплохая итальянская авиация вступила во 2-ю Мировую войну, не имея на вооружении авиапушек. Считается, что итальянская промышленность не озаботилась вовремя созданием собственной авиа­пушки. Основу вооружения итальянских самолетов составляли пулеметы Бреда-Сафат, выпускавшиеся в версиях 7.7 и 12.7-мм калибров. Оружие надежное, но достаточно слабое для стандартов начала 40-х годов. Некоторое количе­ство пулеметов Скотти, выпускавшихся, главным образом, на экспорт, не сильно повышало огневую мощь самолетов Regia Aeronautica. Плачевная ситуация с вооружением заставила итальянцев незадолго до капитуляции в сентябре 1943 года закупить в Германии партию авиапушек MG 151/20, которыми вооружили ряд истребителей последнего поколения.

Авиапушки Скотти

Однако, не все так однозначно.

Из 1-й Мировой войны Италия вышла одной из немногих стран, имевших относительно богатый опыт применения автоматических авиапушек. На итальянских бомбардировщиках и летающих лодках довольно активно применялись 37- и 25-мм автоматические пушки Виккерс-Терни, а также 25-мм Фиат-Ревелли образца 1917 года. С окончанием войны эти разработки были благополучно забыты. В 20-е годы повсеместно в мировой авиационной практике наступила эра скорострельных пулеметов. Об авиапушках мировые державы вспомнили лишь ближе к началу следующей мировой войны. Разработками авиапушек в межвоенный период практически никто не занимался. Исключение составляли нейтральные швейцарцы, развивавшие свой Эрликон на базе немецких разработок Беккера и, как это ни показалось бы странным, итальянцы!

Еще в 1928 году талантливый итальянский изобретатель Альфредо Скотти, возглавлявший небольшую фирму Società Anonima "Armi Automatiche Scotti" (сокращенно – Armiscotti) в городе Брешия недалеко от Милана, предложил свою эксклюзивную разработку оригинальной схемы автоматики, потенциально применимой в оружии любого калибра. В схеме изобретения Скотти автоматика работы системы осуществлялась в комбинации работы полусвободного затвора и газоотводного принципа, где отводимые из ствола пороховые газы, через газовый поршень отводили назад ударный механизм, одновременно отпирая затвор, который затем, в свою очередь, по винтовой траектории отбрасывался назад за счет остаточного давления  в стволе через донце гильзы. По задумке Скотти данная схема автоматики предполагалась главным образом для применения в автоматических авиапушках.

Однако, предложенная Скотти конструкция авиапушки не нашла понимания у Бенито Муссолини, единолично возглавлявшего в то время не только страну, но и министерство авиации Италии – Ministero dell'Aeronautica. Авиапушка на самолетах того времени воспринималась дуче чуть ли не как вредная ересь. Хотя, справедливости ради стоит отметить, что итальянская авиация была одной из первых, опробовавшей в воздухе крупнокалиберные пулеметы. Еще в 1935 году на нескольких истребителях Фиат CR-30  и CR-32 были в порядке эксперимента установлены еще опытные 12.7-мм пулеметы Бреда-САФАТ. По рекомендации всесильного дуче Альфредо Скотти сосредоточился на разработке авиационных систем меньшего калибра – 7.7 и 12.7-мм пулеметов, ограниченно применявшихся в итальянской авиации вместе с аналогичными Бреда-САФАТ.

Тем не менее, Скотти не оставил идеи авиапушки, благо разработанная им конструкция позволяла масштабировать систему как в меньшую, так и в большую сторону.

С 1931 году Альфредо Скотти в содружестве с генеральным директором Эрликона Эмилем Георгом Бюрле в швейцарском Цюрихе основали компанию «Brevetti Scotti AG»  с продажей части прав на свои патенты Эрликону. Параллельно, в Италии, Скотти удалось заинтересовать своими работами руководство автоконцерна Изотта-Фраскини (Isotta-Fraschini Co.), с которым изобре­татель заключил ряд соглашений, закончившихся перед самой войной слиянием с концерном компании Armiscotti.

Итогом работы Скотти в Швейцарии стало появление в 1932 году первого прототипа 20-мм автоматической пушки, конструктивно идентичной разработанным параллельно пулеметам. Первая версия 70-калиберного орудия представляла собой смасштабированный пулемет, отличаясь лишь вставляемым сверху коробчатым магазином на 20 патронов 20х100RB, унифицированных с Эрликоном Тип L.

Авиапушки Скотти

Прототип пушки Скотти 1932 года. Слева – главный разработчик – Альфредо Скотти и директор Эрликона Эмиль Бурле

В 1935 году появился и первый прототип авиапушки Скотти. Автоматическое орудие с длиной ствола в 40 калибров и ленточным питанием позиционировалось как неподвижное курсовое вооружение для установки в крылья. Тип используемого патрона – Эрликон 20х100RB. Испытания опытного образца показали невысокий темп стрельбы – в пределах 300 выстрелов в минуту, что не превосходило показатели выпускавшихся серийно авиапушек Эрликон Тип F и Тип L и значительно уступало серии новых Эрликонов FF.

Авиапушки Скотти

Прототип 20-мм авиапушки Скотти мод. 1935 

По всей видимости, соавтор разработки, Эмиль Бурле, являвшийся одновременно генеральным директором Эрликона, был не слишком заинтересован в развитии параллельной конструкции в противовес своим авиапушкам. Поэтому развития авиапушки Скотти в Швейцарии не получили. Зато удивительным образом конструкция автоматики Скотти перекочевала во Францию в разработанные Марком Биркегтом авиапушки Испано 400-й серии. Прямых сведений, подтверждающих покупку Биркегтом патентов Скотти нет, но известно, что Испано-Сюиза и Эрликон тесно сотрудничали в это время и две компании активно обменивались патентами, пока не разорвали отношения в середине 30-х годов, обвинив друг друга в нарушении патентных прав. Вполне вероятно, что именно заимствование Биркегтом конструкции Скотти и послужило причиной разрыва.

Скотти же в середине 30-х годов продолжил развитие своей системы в Италии на совместной компании Scotti-Isotta Fraschini. Хотя отсутствие заинтересованности со стороны государства, заставило конструктора заниматься пушкой по остаточному принципу.

В 1935 году итальянская армия анонсировала конкурс на создание малокалиберного зенитного автомата, к участию в котором пригласили и фирму Скотти-Изотта Фраскини. Но, к сожалению для последней, нормального тендера изначально и не предполагалось. На момент объявления конкурса победитель уже был предопределен. Им стала фирма Бреда, имевшая прочное лобби в правительстве Муссолини, со своим уже готовым проектом 20-мм автомата Breda 20/65 Mod. 1935, который являлся, по сути, увеличенной копией 13.2-мм морского зенитного пулемета Breda Mod. 1931, который, в свою очередь, был слегка переработанной лицензионной копией француз­ского Гочкисса Mle.1930

Переработка авиапушки в зенитный автомат у Скотти заняла некоторое время. Необходимо было переработать систему под значительно более мощный патрон «Длинный Солотурн» 20х138В. Вместо ленточной подачи была введена более удобная 12-зарядная обойма, вставляемая с левой стороны приемника. Был также разработан барабанный магазин типа «Улитка» емкостью 41 патрон, схожий по конструкции с 60-зарядным барабаном Эрликона. Ствол был увеличен до 70 калибров (фактически длина составляла 1540 мм с 8 правосторонники нарезами). Были также разработаны несколько типов станков под орудие, включая универсальный колесный станок, раскладывающийся в треногу, и стационарный тумбовый лафет для установки на кораблях.

Авиапушки СкоттиАвиапушки Скотти

Все эти доработки затянули создание автомата Скотти до 1938 года, когда конкурент от Бреды уже строился серийно и состоял на вооружении в Италии. В итоге, как и в случае с пулеметами своей конструкции, Скотти пришлось довольствоваться экспортными заказами на новую зенитку, получившую обозначение Cannone-Mitragliera Scotti Isotta Fraschini 20/70 Mod. 38. Орудие Скотти позиционировалось как универсальное средство для борьбы как с авиацией, так и с бронетехникой – весьма популярная в 30-е годы концепция, через которую прошли со своими 20-мм автоматами и Эрликон, и Мадсен, и Лахти, и Кавамура. Автомат Скотти продавался в Китай, в страны Латинской Америки. Незадолго до начала 2-й Мировой войны заказ на 100 пушек Скотти плюс 500 тыс. патронов заключило правительство Нидерландов на сумму $ 1 775 000 (или 3 335 000 гульденов по тогдашнему курсу), что, надо сказать, было несколько больше, чем закупленные голландцами за год до того 180 Эрликонов плюс 600 тыс. патронов к ним за 5 375 миллиона гульденов. Таким образом в пересчете на одно орудие  пушка Скотти стоила около 33 тыс. гульденов, а Эрликон около 30 тыс.

 В итоге, правда, Голландии достигли в мае 1940 года лишь 46 орудий Скотти, большая часть из которых была слегка улучшенной модели 1939 года. Как эшелоны с пушками смогли пройти через зону боевых действий, осталось загадкой. Но так или иначе, итальянские зенитки голландского заказа почти в полном составе стали немецкими трофеями. Немцы высоко оценили это оружие, вопреки своей практике, присваивавшие трофеям свои буквенно-числовые индексы, пушки Скотти обозначали нестандартно, как «2-cm Scotti (i)», часто добавляя при этом 20/77, что контрастировало с официальным итальянским обозначением 20/70. Это было связано с различиями в немецких и итальянских стандартах в измерении длины ствола. В соответствии с немецкими, русскими и австрийскими стандартами длина ствола в калибрах считалась целиком, от зеркала казенника до дульного среза, что при пересчете 1540 мм на 20 мм давало как раз 77 калибров. Итальянцы, равно как англичане, американцы, японцы, французы, шведы и датчане учитывали в длине ствола лишь нарезную часть, которая в данном случае была несколько меньше – лишь 70 калибров, то есть 1400 мм.

Авиапушки СкоттиАвиапушки СкоттиАвиапушки СкоттиАвиапушки Скотти

К началу первых залпов 2-й Мировой войны итальянская армия и флот столкнулись с тем, что принятые на вооружение 20-мм автоматы Бреда 20/65 Mod. 1935 по темпам производства сильно отставали от потребностей. Ввиду этого было принято решение закупить дополнительное количество выпускаемых на экспорт пушек Скотти. Помимо производства на Изотта Фраскини линию по выпуску орудий организовали на дочерней компании Фиат – «Оффичине Меццаниче» (Officine Meccaniche). В зависимости от фирмы производителя автоматы Скотти, принятые на вооружение в Италии, обозначались Scotti-OM 20/70 Mod. 1941 завода  «Оффичине Меццаниче» или Scotti-IF 20/70 Mod. 1941 производства Изотта Фраскини.

Общее количество поступивших на вооружение Италии автоматов Скотти оценивается в районе 300 штук обоих производителей. Они встречались как в стационарном исполнении на кораблях флота, платформах поездов, так и в мобильной версии на колесных станках с треногой. Характерно, что состоявшие на вооружении в Италии автоматы Скотти на морских тумбовых лафетах RM 35 сохранили старое экспортное обозначение модели 1939 года, а на универсальных колесных станках именовались моделями 1941 года.

Была также попытка установки автоматов Скотти в проекте самоходной установке на базе танка Фиат-Ансальдо M15/42. Счетверенная установка располагалась в частично бронированной башне. Итальянцы успели выпустить лишь два прототипа этой ЗСУ, обозначаемой M15/42 «Carro Contraereo», один из которых принял участие в боях в Тунисе, где и был брошен при отступлении. Второй прототип был захвачен немцами в Риме после раздела Италии и принял последний бой с Красной армией в апреле 1945 года.

Авиапушки Скотти

ЗСУ с четырьмя 20-мм пушками Скотти – Fiat-Ansaldo M15/42  "Carro Contraereo"

В целом зенитный автомат Скотти характеризовался как достаточно надежное и мощное оружие с темпом стрельбы в пределах 230 – 250 выстр/мин. при начальной скорости 790-840 м/с, что практически не отличалось от данных автомата Бреда 20/65 Mod. 1935, по боеприпасам и используемым 12-зарядным обоймам будучи полностью с ним унифицированным. При этом считалось, что автомат Бреда обладает лучшей кучностью стрельбы, зато Скотти отличала лучшая технологичность и простота производства, что сказывалось на меньшей закупочной цене.

Пушки Скотти, в небольших количествах встречались в армиях самых разных государств. Несколько раз сменившие владельцев, трофейные автоматы с удовольствием использовали англичане, югославские партизаны, болгары. Хотя массовой эта система не стала нигде.

Параллельно с развитием зенитного автомата, Скотти не прекращал работы над авиапушкой. В 1939 году, используя базовую конструкцию автомата Scotti Isotta Fraschini 20/70 Mod. 38, он предложил удлиненную версию авиапушки Скотти Mod.1939 c длиной ствола 90 калибров, с ленточным питанием под патрон «Короткий Солотурн» 20х105В, которую предлагал под установку в развале цилиндров рядных двигателей в качестве наступательного вооружения. Однако, на тот момент на вооружении Regia Aeronautica практически не существовало серийных двигателей жидкостного охлаждения и эта версия осталась также только экспериментальной.

В том же году министерство авиации в лице дуче, осознав необходимость вооружения самолетов чем-то помощнее крупнокалиберных пулеметов, наконец-то инициировало программу по созда­нию собственной авиапушки. Попытка быстрой переработки зенитного автомата в авиапушку с унифицированной 70-калиберной длиной ствола под тот же патрон «Длинный Солотурн» не привело к удовлетворительным результатам. Излишне мощный для авиапушки патрон 20х138В не позволил оперативно существенно поднять темп стрельбы, который к 1941 году достиг на испытаниях 400 выстрелов в минуту – недостаточно для авиапушки. Не имея возможности ждать удовлетворительных характеристик, итальянцы попытались купить лицензию на производство пушек Испано-Сюизы у эмигрировавшего в Швейцарию Марка Биркегта, затем немецкой версии Эрликона FFF – авиапушки Икария MG FF. Но в первом случае Биркегт, долгое время проживший во Франции, отказался сотрудничать с фашистами, во втором итальянцы сами отказались от фактически устаревшей системы. Взамен немцы предложили им более перспективное оружие в виде авиапушки Маузер MG-151. Хотя и тут по каким-то причинам с лицензией не сложилось, и дело ограничилось прямыми поставками из Германии нескольких тысяч пушек и боеприпасов к ним. И хотя Скотти к 1943 году удалось достичь скорострельности в 600 выстрелов в минуту на одном из полигонных образцов, это уже ничего не решало. Время было упущено и война проиграна. Хотя нет никаких сомнений, что если бы политическое решение о создании итальянской авиапушки созрело в начале 30-х, к началу войны итальянская авиация имела бы одну из лучших в мире систем.

Авиапушки Скотти

Один из последних прототипов авиапушки Скотти

 

Scotti Mod.1935

Scotti  Mod.1939

Scotti  Mod.1943

Scotti-IF 20/70 Mod. 1941

Калибр, мм

20

Тип автоматики

Полусвободный затвор с газоотводом

Масса, кг

?

?

56

73 (тело орудия)
227,5 (с колесным станком)

Длина, мм

2200

?

2275

2275

Длина ствола, мм

1530

1870

1540

1540

Темп стрельбы, выстр/мин

300

400

600

230-250

Начальная скорость пули, м/с

670-700

730-750

830

790-850

Емкость магазина

лента

лента

лента

Обойма 12 патронов или барабанный магазин 41 патрон

Масса пули, г

127

134-140

134-140

134-140

Тип боеприпаса

20х100RB

«Короткий Солотурн» 20х105В

«Длинный Солотурн» 20х138В

«Длинный Солотурн» 20х138В

Евгений Аранов
Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account