Все те кто интересуются историей флота знают что в годы Второй Мировой Войны нацистская Германия имела только один авианосец – «Граф Фонцеппелин». Но мало кто знает, что у неё ещё были корабли этого класса. Правда, как и «Граф Фонцеппелин», они не были достроены. Об этих кораблях и пойдёт речь в этой статье.
После потопления линкора Бисмарк в мае 1941 года, основную роль в котором сыграли английские авианосцы, руководство Кригсмарине осознало, что время линкоров прошло и нужно срочно получить в состав своего флота авианосец. С удвоенной силой, с марта 1942 года, закипели, приостановленные в 1940 году, работы по достройке ударного авианосца «Граф Фонцеппелин». Но этого руководству Кригсмарине показалось недостаточным, и было принято решение перестроить во вспомогательные авианосцы несколько пассажирских судов. Выбор пал на корабли Гнейзенау, Потсдам, и Европа. Так же такого рода модернизации решили подвергнуть недостроенный тяжёлый крейсер Зейдлий.
Лайнеры Гнейзенау и Потсдам были построены в середине 1930-х годов и работали в Norddeutscher Lloyd на ее линиях на Дальнем Востоке. С началом войны они были реквизированы Кригсмарине, в качестве военных транспортов.
В ходе перестройки в авианосцы была выявлена недостаточная остойчивость кораблей. Её решили устранить путём добавления специальных булей по бортам корпуса постоянного балласта. Любопытно, что балласт состоял из нескольких слоёв бетона, прикреплённым к бортам корпуса ниже ватерлинии, и должен был играть роль броневой противоторпедной защиты.
Лайнер Потсдам, в Кригсмарине получил название Эльба. Работы по его модернизации начались в декабре 1942 года, на верфи компании «Блум унд Фосс». С корабля были сняты все пассажирские надстройки и началось монтирование взлётной палубы. После чего, 2 февраля 1943 года, все работы были остановлены. Это произошло, главным образом, из-за отставки адмирала Эрих Редера, с поста главнокомандующего Кригсмарине, в предыдущий месяц.
Потсдам была переоборудован в плавучую казарму и стал на прикол а порту в Готенхаффен. Где он и встретил окончание войны.
После поражения Германии, корабль был захвачен англичанами и стал войсковым транспортом Empire Fowey. После этого он был продан в Пакистан, в котором получил название Safina-E-Hujjaj. В 1976 году корабль был разобран на металл.
Характеристики
Авианосец Эльба должен был быть длинной 189 м по ватерлинии и 203 м в целом. Корабль имел осадку 8,85 м. и водоизмещение 17527 тонн. Корабль имел сварной корпус с двенадцатью водонепроницаемыми отсеками. Экипаж Эльбы должен был состоять из 900 матросов и офицеров.
Двигательная система Эльбы состояла из двух электрических двигателей запитанных от двух турбогенераторов. Каждый электродвигатель вращал один четырёхлопастной винт. Машины корабля развивали мощность в 26 000 л.с. и авианосец, мог дать максимальную скорость в 21 узел. Корабль имел максимальная дальность плавания в 9000 миль (около 17000 км) при скорости в 19 узлов.
Вооружение корабля состояло из восьми универсальных 10,5 см (4.1) в расположенных в четырёх двухорудийных башнях, которые могли вести огонь, как по воздушным, так и по надводным целям.
Чисто зенитное вооружение состояло из двенадцати 37 мм и 24-32 20 мм пушек Flak 38. 37 мм пушки имели скорострельность около 30 выстрелов в минуту и высоту поражения целей до 6800 м. Боекомплект их состоял из 20 000 выстрелов. 20 мм пушки были ещё более скорострельными, они могли вести стрельбу в темпе 500 выстрелов в минуту. Эти орудия имели боекомплект по 48 000 снарядов на ствол.
На всю длину корпуса корабля под полётной палубой располагался ангар для самолётов, который был защищён 20 мм крышей, являвшейся одновременно и полётной палубой. Авиакрыло авианосца должно было состоять из двенадцати истребителей Мессершимтт Bf 109 и двенадцати пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ju 87 Штука. Мессершмитт Bf 109 для авианосца, имел обозначение "Е". От своих сухопутных собратьев они отличались большей длинной крыльев, что было сделано ради укороченного взлета. Юнкерс Ju 87 так же были модификации "Е". Их отличие от обычных Ju 87 заключалось в том что они были модифицированы для запуска с катапульту , и имели складывающиеся крылья. Врочем, такие же крылья должны были иметь и Bf 109.
Автор текста: Карпенко Дмитрий
Источник картинок — http://www.jrlucariny.com/Site2008/europa/europa.html