Авианесущие линкоры по типу «Сацума» и «Гельголанд»
Авианесущие линкоры по типу «Сацума» и «Гельголанд»
Поэкспериментировав с различными вариантами авиационно-артиллерийского корабля, пришел к неутешительному выводу: взлетно-посадочная палуба получается короткой. Одна башня главного калибра – это с одной стороны и не о чем, а с другой стороны позволяет получить ВПП длинной в 150 метров. Две башни ГК – нормальное артиллерийское вооружение, да вот взлетная палуба получается короткой – около 130 метров. Да, взлетную полосу можно вынести дальше за корму/нос, провести над башней, чтобы… добиться 150-метров длины. Что не так уж и хорошо.
И вот, думая над проблемой, подошел к ней, с другой стороны.
Единственная возможность сильного артиллерийского вооружения и нормальной взлетной палубы
***
если, конечно, не обращаться к вот таким экзотическим проектам
и
***
это разместить башни по бокам.
Вот только к моменту постройки авианосцев, ромбовидная схема размещения башен главного калибра устарела, а специально делать подобные корабли (авиационно-артиллерийские) желающих не нашлось.
Значит, башенные корабли, которые можно перестроить в авианосцы должны найтись.
***
Недолго радовалась Германия на выход России из войны. Вместо одного не самого сильного, но уже уставшего пришел другой противник – пусть слабый и не умеющий воевать, но новый и свежий. США.
Ситуация была простой и имела только два возможных варианта:
Если удастся нанести мощный удар, то возможно вывести из войны Францию, скинуть в воду и английские войска, и прибывающие американские части.
А если не удастся (на каком-то этапе план даст сбой), то это конец.
Впрочем, объективность – еще до начала наступления — говорила, что это и так конец. Уж слишком много было «если» для обессиленных войной стран Тройственного Союза. Экономика едва держалась, войсках несмотря на обещание близкой победы все больше было унылости и пораженческих настроений, тыл и вовсе был на грани восстания…
Поэтому, не дожидаясь наступления, но предчувствуя что оно будет не удачным, определённые лица Германии решили пойти на переговоры. Уж лучше договариваться сейчас, с позиции силы, чем потом – вымаливая с позиции слабого. Страны Антанты так же были рады пойти на переговоры – да германское наступление с большой вероятностью будет отражено… а если нет? А если с очень большим трудом отражено? А если Германия встанет в оборону, и используя ресурсы России продлит войну на еще один год?
Первые переговоры были краткими, и обе стороны были ими очень недовольны.
По мнению Германии, союзники предъявили удивительнейшие требования, которые не то, что надо бросать в лицо, над такими требованиями смеются как над глупой шуткой – настолько они смехотворны. Именно смехотворны, а не унизительны.
По мнению союзников, Германия не понимала, что к этому все и идет.
Война тем временем продолжалась, и она ежедневно приносила смерть как на полях сражений, так и убытки для экономики. И подумав недельку-другую, обе стороны вновь решили начать переговоры, смягчив свои позиции.
Вторые переговоры прошли позитивно, на них было достигнуто соглашение: в Германии понимали, что иного выхода нет и согласились на выставленные условия.
Германия пошла на мир, хотя в момент переговоров германский фронт во Франции начал уже разваливаться – и союзники выдвинули новые требования. Понимая, что дальше ситуация может только ухудшится, Германия согласилась и с новыми условиями.
Конечно, потом у союзников прорезался аппетит – требовать и ограничивать Германия хотелось бы побольше. Но, посчитав что новые унизительные требования могут все же сплотить Германию, было решено новые требования не предъявлять.
Немецкая армия была ограничена 300 тысячной армией, флот был ограничен всего 4 дредноутами:
2 линкорами типа «Нассау» («Нассау» и «Позен»)
2 типа «Гельголанд» («Гельголанд» и «Тюренген»).
Оставшиеся (и лучше конструктивно) немецкие дредноуты достались странам-победителям, и были ими спокойно поделены между собой. На свою долю претендовали представители и белого движения в России, но им не досталось даже миноносца.
Казалось, в Европе, после такой страшной войны воцарится вечный мир – агрессоры повержены и наказаны, победители (не смотря на ряд претензий и амбиций) живут и здравствуют.
Вот только проигравшая войну Германия не думала сдаваться, и с первых дней мира начала возрождать свою мощь.
Война проиграна? – да. Но ведь Германия уже проигрывала войны, и после неудачных войн вставала с колен и расправлялась со всеми обидчиками. Так, что не все потеряно, и Германия обретет былую мощь, и вновь втопчет всех врагов в пыль.
Флоту было тяжелее: 4 линкора относились скорее к учебно-боевым кораблям, чем к реально боевым – слабое вооружение (уже по меркам Великой войны), нет возможности заменить подобное вооружение на что-то мощнее. Приходилось признать — корабли были оставлены Германии как насмешка о былом величии Флота Открытого Моря. Впрочем, не стоило забывать, что у союзников Германии – Австрии и Турции не было даже этого (у турок остался бывший немецкий линкор).
Здесь, немцы обратили внимание на далекую страну — Японию.
Несмотря на подписанный Вашингтонский договор, Япония не собиралась так просто избавляться даже от устаревших кораблей. Корабль – даже устаревший и слабый, есть корабль. И пусть лучше он потонет от рук врага (нанеся ему урон), чем бесславно в качестве мишени. Вот только, корабль не должен гибнуть напрасно – а корабли «Сацума» и «Аки» фактически являлись именно такими напрасными кораблями: медленные, слабовооруженные (уже к началу дредноутской гонки), и не имеющие потенциала модернизации. Может быть именно поэтому, к моменту подписания Вашингтонского договора о подобных кораблях и не вспомнили.
Вот только, у японцев нашлось понимание, как корабли надо правильно модернизировать.
Сначала удлинили носовую часть, придав ей другие обводы, в результате длина корабля достигла 150 метров.
Затем начались работы над машинным отделением – поставили турбины, но вот имеющиеся трубы сократили до одной и переместили на один борт, буквально втиснув ее между двумя башнями. Вместе с надстройкой и мачтой и двумя мачтами (в последствии от мачт отказались).
Были снятые обе башни с 305-мм орудиями. Хотя и предлагались варианты замены 254-мм на 305-мм (и даже 320-мм) от этой идеи отказались (деньги требовались на другие корабли), ограничившись подниманием углов возвышения орудий. И наконец была проложена взлетно-посадочная палуба.
В результате всех этих операций, недодредноут исчез, и появился быстроходный авианесущий корабль.
и
В Германии, решили идти по такому же пути.
Раз линкоры типа «Нассау» слабые, то надо от них отказаться, в пользу линейных крейсеров!
Работы над «Нассау», в целом повторяли работы над «Сацумами»
В первую очередь поработали над носовой частью – ее удлинили и придали новые обводы.
Затем настала очередь машин – вместо угля корабль должен был потреблять нефть (в последствии были установлены экономные дизели). В результате была существенно увеличена дальность плавания.
Заменить главный калибр на более крупные орудия не представлялось возможным (вариант 6 305-мм орудий был отвергнут), поэтому пришлось ограничиться увеличенными углами подъема орудий.
Противоминная 150-мм артиллерия постепенно была убрана. Сначала на место кормовых установок стали 88-мм зенитки; затем их заменили спаренные 105-мм установки (одновременно были убраны носовые 150-мм). И наконец, окончательно были убраны оставшиеся 6 150-мм орудий – на их место были установлены 4 105-мм зенитные спарки. Считалось, что 12 105-мм орудий хватит что бы сорвать атаку вражеских эсминцев.
Последний штрих – была добавлена авиагруппа.
В результате получились довольно-таки быстрые, и в то же время достаточно сильные линейные крейсера, с большой дальностью плавания.
Что касается «Гельголандов», то оба линкора, по примеру Японии, было решено достраивать не как линейные крейсера, а как авианосцы.
Хотя проект перестройки «Нассау» в авианесущие корабли так же был.
Носовая и кормовая башни были безжалостно убраны (при этом возникла идея поставить их на другие линейные крейсера).
Затем пришлось смещать всю надстройку к борту, убирать мачты, изгибать трубы. В отличие от японцев, отрицательно относившихся к уменьшению огневой мощи, немцы спокойно пошли на убирание средней правой башни. Таким образом, на один борт «Гельголанд» мог вести огонь из 6 орудий, на другой – из четырех. С другой стороны, убирание тяжелой башни значительно лучше компенсировало имеющуюся надстройку (остров).
Последним штрихом, стала взлетно-посадочная палуба.
Авиационно-артиллерийские корабли что Германии, что Японии встретили войну, и успели повоевать во всех ролях – крейсера, авианосцы и авиационно-артиллерийские корабли, активно и успешно действуя как против кораблей, так и против берега. Мощное вооружение позволяло им отбиваться (и топить) от крейсеров союзников, а авиагруппа – иметь постоянный зонтик. Тем не менее, такие «ударные авианосцы», «авиационно-артиллерийские корабли» имели существенные минусы, прямо вытекающие из их плюсов. И ситуация, которая в одной ситуации принесла победу, в другой приносила поражение, и на оборот.
Так в 1939 году «Гельголанд» успешно нашел и потопил английскую эскадру из трех крейсеров – эффективно использовав и авиацию, и артиллерию.
Но в 1942 году, для «Сацумы» практически такая же ситуация – встреча с английскими крейсерами — обернулась гибелью. Прорвавшиеся сквозь огонь орудий, английские крейсера смогли сблизиться и сожгли (загорелось авиационное топливо) японский корабль.
В 1943 году «Аки» успешно привлекался для обстрелов американских позиций (показав эффективность артиллерии лучше, чем тяжелые крейсера, но все же недостаточно для линейных крейсеров).
В 1945 году, привлечённый для обстрела советских войск «Тюренген» (до этого успешно отбивающий атаки советской авиации) подвергся массированному ответному удару артиллерией, и получив повреждения затонул.