Почти пятьсот лет назад в это же время на территории Московского царства проходила одна из крупнейших спецопераций того времени. Зимой 1569-1570 годов в зону АТО попали земли Новгорода Великого и Пскова. Мятежные области были оцеплены внутренними войсками. В январе Иван IV лично прибыл в Новгород, и полилась КРОВЬ. Людей не просто убивали, но в том числе и сжигали заживо. Закончив с Новгородом, царь двинулся на Псков.
Прибыл туда, но:
По преданию юродивый поднес царю кусок мяса.
— Нельзя нынче мяса, пост, — возразил царь.
— Пост?! — закричал Никола. — А людей пожирать можно? Гляди. Иван, падет на тебя кара Господня!
И добавил загадочно:
— Приехал ты верхом, а уйдешь пешком.
На следующий день пал любимый конь царя.
В результате царь ограничился только казнью нескольких псковичей и грабежом их имущества.
В принципе всё.
Что является источником приведенной информации? В основном мемуары. Опричников импортного производства. И анонимная «Повесть о походе Ивана IV на Новгород». Современная наука датируют её 80-90 годами XVI века. Псковская же летопись №3 предельно лаконична:
Что сразу бросается в глаза? Непропорциональность итогов в Новгороде и Пскове. Оба города ворота – Московского царства в Европу. Один – водные. Другой – сухопутные. Два равноценных стратегических объекта. И обвинения одного уровня. И два принципиально разных результата. В Новгороде не нашлось юродивых? Если Никола не колдун, то его устами говорит Бог. Но как-то избирательно, исключительно в приложении к Пскову. Как будто до этого Иван IV ничего экстраординарного не совершил и у него ещё есть шанс остановиться до того как на него падет «кара Господня». А как же Новгород? Что же имело место быть? Вурдалак разбушевался и устал? Да вроде не лично кровушку цедил – приказывал. А подчиненные и без роздыха перетопчутся, да и до Пскова есть время отдохнуть. Только вот придания что-то не на усталость кивают. Так что же?
Самое интересное это ни разу не секрет. Про это обстоятельство пишут книги, оно изучается …. Но не в приложении к походу Ивана Грозного на Великий Новгород. Мор. Чума. Если кто при описании Новгородского погрома и вспоминает, то лишь парой слов.
Однако ….
«В июле 1566 года началось моровое поветрие в Новгородской Шелонской пятине, а через месяц и в Новгороде, Полоцке, Озерище, Невке, Великих Луках, Торопце, Смоленске. Люди умирали скоропостижно, знамением, как сказано в летописи: вероятно, пятном или нарывом. Многие деревни опустели, многие дома затворились в городах; церкви стояли без пения, лишенные иереев, которые не берегли себя в усердном исполнении своих обязанностей». К.Н. Токоревич, Т.И. Грекова «По следам минувших эпидемий». Лениздат, 1986 год.
«Теперь обратим внимание на «Историю Московии» Милтона. Дело в том, что здесь был приведен первый случай введения карантина в России, причем это было сделано по отношению к иностранцу. Дженкинсон – английский посол, приехал в Россию уже в третий раз. Это было в 1571 г. Он приплыл по Белому морю на корабле. Его долго держали в Холмогорах, так как в России в этот период была чума». Е. В. Бачило История медицины: конспект лекций.
Таким образом, в интересующий нас период эпидемия чумы достоверно ограничена 1566-1571 годами. В Новгородской летописи правила захоронения умерших от поветрия прописаны даже в 1572 году. На прямое наличие в Новгороде чумы указывает и уже упомянутая «Повесть».
Антибиотиков нет. Как лечить – не известно. Типовые последствия даже спустя сто лет – « … в 10 боярских домах в Кремле и Китай-городе из 2304 дворовых людей умерло 1964, т. е. 85% всего состава. Во дворе боярина Б. И. Морозова из 343 людей уцелело 19, князя А. Н. Трубецкого из 270 – 8, князя Я. К. Черкасского из 423 – 110, И. В. Морозова из 60 – 15, князя Н. И. Одоевского из 295 – 15 и т. д. Исследователи предполагают, что Москва в 1654 году потеряла более половины своих жителей, т. е. до 150 тыс. человек».
А в интересующее нас время, в частности в 1567 году русская армия в Ливонии была вынуждена из-за эпидемии прекратить боевые действия. В это же время чума стучалась и в ворота Москвы.
И вот в этих условиях армия идет на северо-запад, в гости к смерти, в её эпицентр. Можно понять, что с ума спрыгнул царь, взалкавший крови христианской. Можно. А армия, способная блокировать и не допустить сопротивление двух крупных областей? Они тоже сошли с ума? А под Псковом все хором выздоровели?
До Ивана IV обычными способами борьбы с эпидемиями на Руси были: молитва. Посты, постройка церквей. И не мудрено, ибо сие есть наказание посланное нам свыше за грехи наши земные. А вот царь так не считал, он рассматривал эпидемии как порождение земной юдоли, как нечто осязаемое и материальное, как врага. А с врагом надо бороться и уничтожать всеми возможными способами.
А способ был и применялся в Европе. Блокирование зараженных районов, и … И огонь.
На улицах городов устраивались заставы. Из дворов, где от заразной болезни умирал человек оставшихся в живых членов семьи не выпускали из дома, приставленные к двору сторожа, передавали пищу с улицы, не входя в опасный дом. Священнослужителям было запрещено посещать заразных больных, что до этого было обычной практикой и проводило к распространению болезни. Жесткие меры стали применять в отношении тех, кто нарушал установленные правила. Нарушителей, вместе с больными, просто сжигали.
В результате, когда чума из западных районов двинулась на Москву, то в 1566-1567 годах её встретила хорошо организованная система санитарных кордонов. И поветрие не прошло в центральные области страны, отступило. Но не ушло совсем, закрепившись на ранее захваченных плацдармах. И в 1570 году армия пошла на северо-запад. Так что не важно, какая была политическая причина, бросившая опричные полки под стены нового Города, важно, что царь оценивал её выше своей собственной жизни, и армия, прекрасно понимавшая, что ей грозит, не смотря на это, шла за своим командиром. Кто-то ещё верит, что человека сознательно вставшего на пути «коня бледного», может напугать какой-то юродивый?
Псковичам банально повезло – не смотря на очаг эпидемии в Великих Луках, когда Иван IV подошел к Пскову, в городе заразы не было. Поэтому в псковской летописи № 3 и отражены смерти в иных близких районах исключительно путем «пожжения животов христианских».
Ну а выводы каждый может делать свои.
P.S.
Мы все помним опричину – жесткую систему госуправления с вертикалью власти построенной по образцу монашеского ордена. Она не оправдала себя и была отменена. Автор и инициатор её введения не отрицал её авторства и последствий и готов был ответить за дела свои перед вышестоящим начальством. Но при этом мы забываем вторую половину «эксперимента» — земщину. Её никто не отменял. Это не только боярское управление, это гибкая децентрализованная система управления государством, основанная на широкой политической автономии низов, согласно судебнику Ивана Грозного. И когда во времена Смуты нормальная верховная власть приказала долго жить, именно земщина без телефонов и соцсетей сумела самоорганизоваться и сохранить государство. Мертвый царь уже из могилы недрогнувшей рукой вытащил свое царство из пропасти.
Дополнительные источники:
- Псковские летописи: Вып. второй / Под ред. А.Н. Насонова. — М.: Изд-во АН СССР, 1955
- http://www.it-med.ru/library/ch/chuma.htm
- http://www.razlib.ru/medicina/istorija_mediciny_konspekt_lekcii/p6.php
- http://topwar.ru/22015-chernaya-smert-v-rossii-chast-2.html
- http://www.pokaianie.ru/article/from_reader/read/9423
- http://samlib.ru/r/reznikow_k_j/chapter7.shtml