ASM-N-19 «Wyvern» — сверхзвуковая ПКР ВМФ США, 1960-ые
1
В конце 1950-ых, военно-морской флот США переживал определенный кризис систем вооружения. Старые управляемые снаряды, вроде ASM-N-2 “Dingbat”, верой и правдой служившие морской авиации еще со Второй Мировой Войны, устаревали безнадежно. Никакие ухищрения конструкторов уже не могли сделать из этих достойных ветеранов современные системы вооружений.
В то же время, противовоздушная оборона кораблей основного противника – ВМФ СССР – далеко шагнула вперед. Вступление в строй в 1955 году первого советского тяжелого авианосца, ”Сталинград”, заставило адмиралов США ясно понять, что вопросы вооружения флота нельзя более оставлять без внимания. Появление советской реактивной палубной авиации существенно осложняло действия ударных сил американского флота, и уже не позволяло более надеяться на эффективность применения старомодных свободнопадающих бомб (даже атомных) и неспециализированного вооружения в борьбе с хорошо защищенными кораблями.
В мае 1956 года, NAMU сформулировало требования к перспективному противокорабельному оружию. Это должна была быть ракета авиационного базирования, стартующая с палубных самолетов и способная поразить корабль противника на дистанции не менее 50 километров. Чуть позже, в качестве дополнительного требования была установлена сверхзвуковая скорость полета и использование прямоточного двигателя.
Заказ на разработку новой ракеты для ВМФ должна была получить фирма ”Локхид”, но из-за ее высокой занятости другими программами, заказ был передан ”Bendix”, уже имевшей опыт работы с прямоточными снарядами и системами управления. Работа шла быстро – схема ракеты была определена за две недели.
Первый прототип будущей ”Виверны” был представлен на испытания в октябре 1958 года. Первый запуск еще неуправляемой версии ракеты был проведен с борта бомбардировщика B-47 в апреле 1959, но потребовалось еще много времени, чтобы довести до работоспособного состояния систему управления.
Конструкция ракеты была сравнительно простой. Узкий цилиндрический фюзеляж, максимальным диаметром в 32 дюйма (0,7 метра) был оснащен двумя короткими дельтавидными нескладывающимися крыльями. Прямоточный воздушно-реактивный двигатель Marquardt RJ43-MA-3, диаметром 28 дюймов, проходил по центральной плоскости ракеты. Полная мощность прямоточного двигателя составляла 51 Кн, что позволяло снаряду разогнаться до максимальной скорости в 2,2 МаХа. Так как снаряд предполагался исключительно для авиационного применения, стартовый ускоритель не требовался.
В носовой части ракеты, вокруг входной воронки прямоточного двигателя, монтировались, подобно ЗРК RIM-8 Talos, четыре линейные антенны приемной системы радиолокационного самонаведения. В обтекатель центральной части был встроен импульсный фазовый излучатель, питаемый энергией от двух расположенных в центральной части фюзеляжа небольших турбоэлектрических агрегатов.
Сразу же за ГСН располагалась 1000-фунтовая (452 кг) осколочно-фугасная боеголовка, приводимая в действие контактным детонатором. Существовала также система аварийного самоподрыва, срабатывавшая через полминуты после прекращения работы двигателя.
Система наведения ракеты была двойной. На первой части ее траектории, ракета двигалась ”по лучу”, удерживаясь в узком луче радара самолета-носителя, наведенном в район цели. При приближении к цели на дистанцию 20-25 км, срабатывала система активного самонаведения. Расположенная в головной части ракеты РЛС посылала вперед импульсы, воспринимаемые приемными антеннами, и самостоятельно удерживала снаряд наведенным на цель.
В качестве носителя сравнительно тяжелой – 1849 кг – и габаритной ракеты, длина которой превышала 5,4 метра, был выбран единственный подходящий палубный самолет ВМФ США – палубный стратегический бомбардировщик A-3 ”Skywarrior”. Специально для использования ”Виверны” была разработана ракетоносная модификация этого тяжелого самолета, A3D-3. Переоборудованные бомбардировщики имели два подкрыльевых пилона под управляемые ракеты, а на месте бомболюка и внутреннего отсека вооружения располагались системы РЛС наведения AN/APG-18F. Дальность полета переоборудованного бомбардировщика с 2-мя ракетами достигала 1400 км.
Применение ракеты осуществлялось следующим образом. Группа бомбардировщиков, барражирующая на большой высоте, осуществляла поиск цели своими бортовыми радарами, или осуществляла наведение по командам палубного самолета ДРЛО. После обнаружения цели, бортовая РЛС AN/APG-18F брала ее на автоматическое сопровождение. Антенна радара формировала узкий вращающийся луч, совершающий до 30 оборотов в секунду вокруг точки наведения. Амплитуда и частота луча являлись опорными сигналами для антенн курсового наведения, смонтированных в крестовидном хвостовом оперении ракеты. При отклонении ”Виверны” от оси луча, детекторы частоты и амплитуды в ее автопилоте фиксировали смещение фазы (направление отклонения) и увеличение амплитуды (степень отклонения) принимаемого луча, и возвращали ракету на курс.
После сближения с целью на дистанцию в 20-25 км, начинала работать ГСН ракеты. Активный локатор захватывал цель, и наводил на нее ракету, используя четыре интерферометрических датчика, соединенных с антеннами в лобовой части.
Запуск ракеты выполнялся с высоты 4800-10000 метров. После запуска, ракета ныряла вниз, входя в луч радара, и затем плавно опускалась по нему к цели, направляемая барометрическим датчиком. После захвата цели ГСН, ракета выходила из луча радара, и переходила в бреющий полет с постепенным снижением. Расчетная рабочая дальность для первой версии составляла 48 км.
Под обозначением ASM-N-19a, ракета была принята на вооружение ВМФ США в 1963 году. 19 января 1964 года первая эскадрилья палубных ракетоносцев официально заступила на боевое дежурство на борту недавно вступившего в строй USS CNV-65 ”Enterprise” — объекта особой гордости американского флота. Эксплуатация снаряда выявила ряд недостатков, и в результате, до 1965 года эскадрилья A3D-3, базировавшаяся на ”Энтерпрайзе”, оставалась единственной. Только осенью 1965 года началось перевооружение флота на новые ракеты. К 1967 году, все ударные авианосцы – 4 класса ”Форрестол”, 4 класса ”Киттихок” и первые три атомных ”Энтерпрайза” – уже получили по одной эскадрилье ракетоносцев.
Ракеты ASM-N-19a были самой первой версией реактивных снарядов ”Виверна” и оставались на вооружении очень недолго. Уже в 1965 году им на смену была создана новая модификация, ASM-N-19b, известная как ”Классическая Виверна” или ”Настоящая Виверна”. Новая модель ракеты была построена с использованием всех доступных технических улучшений, которые появились с 1959 по 1956 год. Надежность и чувствительность аппаратуры возросли значительно. За счет применения новых, более совершенных систем гиростабилизации, усовершенствованного двигателя Marquardt RJ43-MA-8 и повышения чувствительности приемной аппаратуры, удалось почти вдвое увеличить дальность ракеты – с 48 до 80 километров. ГСН, на первой модели способная только удерживать ракету на курсе, получила на второй модели возможность поиска цели.
Ракеты ASM-N-19b быстро сменили ASM-N-19a в арсеналах флота. Их массовое производство продолжалось с 1965 по 1968 год, и общий выпуск составил почти 1100 экземпляров. Старые ракеты ASM-N-19a обычно переоснащались в учебные, или использовались как мишени-имитаторы на тренировках ПВО.
ASM-N-19b производилась в двух серийных модификациях — ASM-N-19b1 и ASM-N-19b2. Отличались модификации только применяемой боеголовкой – на ASM-N-19b1 стояла обычная осколочно-фугасная, в то время как на ASM-N-19b была установлена полубронебойная. Эту версию ракеты планировали применять специально против советских крейсеров проекта 68-бис, имевших хорошее бронирование и высокую живучесть.
ASM-N-19b была единственной ракетой семейства ”Виверна”, которую также адаптировали для запуска с поверхности. Эта модернизация была предпринята с целью придать дополнительные противокорабельные функции тем небольшим кораблям ВМС США, на которых не могли быть развернуты комплексы ”Талос”. Модификация ракеты – получившая название SSM-N-19b – отличалась от базовой в основном установленным твердотопливным стартовым бустером, аналогичным ракете ”Терьер”, и пересмотренным механизмом автопилота. Ракета направлялась по лучу радара AN/SPG-18F (корабельной версии AN/APG-18F) на бреющем полете, после чего переходила в режим автономного поиска цели собственной бортовой РЛС.
Ракеты SSM-N-19b базировались на кораблях в индивидуальных ангарных пусковых контейнерах, оснащенных заправочным оборудованием. Их стандартная дальность составляла 48 км (позднее увеличена до 58 км). В основном, они предназначались для вооружения эсминцев и фрегатов – тех видов кораблей, для которых вероятность близкого контакта с противником была достаточно велика.
На базе SSM-N-19b, по заказу Национальной Гвардии был разработан комплекс берегового базирования ”Dragon Cave”. Комплекс представлял собой SSM-N-19b, развертываемую на шасси трейлера и получающую ведущий луч от радара AN/SPG-18F, расположенном на отдельном грузовике. Батарея комплекса включала 8 подготовленных к пуску ракет, два радара целеуказания, заправочную, обслуживающую аппаратуру и два пусковых трейлера – всего более 19 грузовиков. Собственно Национальной Гвардией было развернуто только 2 комплекса, но Армия США приняла его на вооружение для защиты стратегических ВМБ и проливов в Европе.
В 1968 году, появилась третья модификация ракеты – ASM-N-19c. Это была единственная ядерная версия ”Виверны”. На этой ракете, стандартная 450-кг боевая часть была заменена 15-килотонной ядерной W-45, предназначенной для эффективного поражения крупных кораблей, движущихся в ордере ПВО – в первую очередь, советских авианосцев – при небольшом числе запущенных ракет.
Следующей версией ”Виверны” должна была стать ASM-N-19d, разработка которой началась в 1967 году. ВМФ предполагали создать ракету, обладающую большей эффективной дальностью и скоростью порядка 3 МаХа, для эффективного прорыва ПВО. Но сведения о развертывании в СССР зенитно-ракетного комплекса М-11 ”Шторм” на замену устаревающему М-2 ”Волхов”, заставили руководство ВМФ США пересмотреть свои планы.
Программа ASM-N-19d была остановлена. Вместо нее, в 1968 году, ВМФ США разместил техническое требование на ”ракету-пенетратор”, предназначенную для высокоэффективного прорывания системы противовоздушной обороны кораблей противника. Программа под названием AWASM – Advanced Wyvern Anti-Ship Missile – была официально начата 11 марта 1968 года.
Первой ракетой, разработанной в рамках AWASM, была ASM-N-19e, представленная на испытания в 1973 году. Для того времени, это был чрезвычайно сложный и технологичный управляемый снаряд, с наиболее совершенным электронным оснащением из доступного.
Ракета, созданная на базе ASM-N-19b, не несла как таковой боевой части. Вместо нее, на ракете была смонтирована система активной постановки электронных помех. Ракета имела два детектора, работающие в E/F и G диапазонах. Детекторы предназначались для обнаружение излучения радаров противника, и автоматической подстройки станции постановки активных помех под их частоту и амплитуду сигнала. Для питания электроники, на ракете были смонтированы два дополнительных турбоэлектрических генератора в центральной части.
Предполагалось, что ракеты ASM-N-19e должны будут запускаться вместе с залпом ”настоящих”, снаряженных боевыми частями ракет и играть роль передвижных станций помех, защищающих боевые ракеты от заградительного огня противника.
Испытания ракеты начались в 1974, и дали разочаровывающий результат. Электроника, использованная в ракете, оказалась слишком ненадежной, а чувствительность детекционной аппаратуры – слишком низкой. Мощности системы постановки помех также не хватало для достаточно эффективного глушения сигналов РЛС. В целом, из 18 испытательных пусков, только в 4-ех ракета-пенетратор сработала так, как надо. Попытки доработать ракету не привели ни к чему, и программа была закрыта в 1975 году.
Еще когда ракета ASM-N-19e находилась в стадии разработки, флот, испытывая ряд сомнений по поводу эффективности столь сложной программы, инициировал разработку более простой версии пенетратора, представленного на испытания в 1974 году. Ракета, получившая название ASM-N-19f, была существенно проще амбициозной ASM-N-19e. В ее конструкции, стандартная осколочно-фугасная боеголовка была заменена вдвое меньшей 250-килограммовой боевой частью. Освободившееся место, было использовано для установки детекторов излучения и системы распыления дипольных отражателей. В корпусе ракеты было размещено 128 ”патронов” отражателей, созданных на базе 20-миллиметрового заградительного патрона.
При обнаружении направленного на снаряд излучения неприятельского радара, автоматика ракеты инициировала запуск дипольных отражателей через каждые 5 секунд. Предполагалось, что образующиеся облачка помех нарушат точность работы неприятельских радаров и существенно уменьшат вероятность сбития ракеты. Уменьшение массы боеголовки не считалось особой проблемой, так как использование более современных взрывчатых веществ позволило увеличить ее эффективность. Под обозначением ASM-N-19f¸ ракета “Silent Wyvenr” поступила на вооружение в 1974.
Последней ракетой, разработанной в рамках программы ”Виверна” стала ASM-N-19g, принятая на вооружение в 1975 году. Ракета являлась глубокой модернизацией обычной ASM-N-19b, в основном в области электроники. Старая ГСН самонаведения была заменена новой, обладающей большим эффективным радиусом действия и меньшей чувствительностью к помехам. В систему автопилота был добавлен блок селекции целей, позволявший запрограммировать ракету на наведение на определенный корабль. В 1975-1977 все остающиеся на вооружении ракеты ASM-N-19b и ASM-N-19f были модернизированы до ASM-N-19g “Super Wyvern”.
Это была последняя серийная ”Виверна”. Несмотря на все ухищрения, ракеты ASM-N-19 все же являлись устаревшими, высоколетящими ракетами, слишком уязвимыми для системы противовоздушной обороны противника. Устаревшая система наведения ”по лучу”, требовавшая сопровождения цели радаром самолета-носителя, также уже не годилась для требований 1980-ых. Начиная с 1979 года, ракеты начали постепенно сниматься с вооружения в пользу нового флотского фаворита – ”Гарпуна”.
Окончательно с вооружения ВМФ США ”Виверны” были сняты лишь в 1985 году, когда последняя эскадрилья палубных ракетоносцев A3D-3 была переоснащена на ”Гарпуны”.
“Виверна” занимает особое место в истории ВМФ США, как основная противокорабельная ракета в период с 1964 по 1980 год. Основными носителями этих реактивных снарядов выступали ”рабочие киты” флота – самолеты A3D-3. Изначально предполагалось, что они же будут и единственными носителями, но впоследствии для ношения ракет были также модифицированы ряд патрульных противолодочных самолетов P-2 ”Neptune”.
Помимо ВМС США, ракеты ”Виверна” также поставлялись на экспорт. Основными их эксплуатантами стали державы Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского Региона – Австралия, Япония, Тайвань и Малайзия. В Европе, единственным эксплуатантом ракет была Италия.
Основным внешним оператором ракет ”Виверна” стала Австралия. Близость к территории социалистической Индонезии вынуждала правительство Австралии внимательно относиться к вопросу оснащения своего ВМФ современными системами вооружений. В 1968 году, партия ракет ASM-N-19b1 была получена из США, а в 1970 было развернуто серийное производство их австралийского аналога – CAC “Wyvern”. Австралийские ракеты базировались на тактических бомбардировщиках ”Канберра”, модифицированных в ракетоносцы специально для размещения этого противокорабельного оружия.
Именно в австралийском флоте, ракеты ”Виверна” впервые были применены в боевой обстановке в 1974 году, во время очередного обострения отношений между Доминионом и режимом Сукарно по вопросу Новой Гвинеи.
12 июля 1974 года, индонезийский эсминец проекта 56-БК “Senjago”, патрулировавший в международных водах вблизи Порт-Морсби, обстрелял (вероятно, по ошибке) корабль с гуманитарным грузом, шедший на Новую Гвинею под флагом Красного Креста. 58 человек на борту, двадцать пять из которых были гражданами Австралии, были убиты и ранены в результате обстрела.
Расплата последовала немедленно. Три ракетоносные ”Канберры”, поднявшись с авиабазы Лора, в сопровождении двух ударных истребителей Lighting F.8A устремились к месту столкновения. В 8 часов 15 минут, один из бомбардировщиков выпустил по “Senjago” ракету ASM-N-19b1 с расстояния в 82 километра. Ракета, успешно преодолевшая заградительный огонь эсминца, ударила в его корму, вызвав детонацию четырнадцати зенитных ракет В-600 для комплекса ”Волна” в магазине зарядной установки. Эсминец затонул спустя 28 минут после атаки. Эта короткая стычка, как считается, чрезвычайно способствовала прекращению блокады Новой Гвинеи индонезийским флотом.
Всего было изготовлено около 1800 снарядов ”Виверна”
Модель |
Произведено |
ASM-N-19a |
120 |
ASM-N-19b1 |
890 |
ASM-N-19b2 |
220 |
ASM-N-19c |
150 |
ASM-N-19e |
458 |
ASM-N-19g (переделано) |
800 |
CAC “Wyvern” (все модификации) |
420 |