1

М-6 — Curtiss Model F?

Этой модели предстоит оставаться загадкой до тех пор, пока какому-нибудь удачливому историку не посчастливится разыскать технические архивы ПРТВ — если таковые еще существуют. Сегодня же никакой достоверной информации нет, несмотря на неподкрепленное доказательствами утверждение В. Б. Шаврова о том, что М-6 — это всего лишь переходная заводская модификация на пути от М-5 к М-9. В подобной ситуации ничто не мешает выдвинуть другую гипотезу, суть которой заключается в следующем.

Аппараты Щетинина и Григоровича: М-6, М-7, М-8

Аппараты Щетинина и Григоровича: М-6, М-7, М-8

Летающая лодка Curtiss Model F

Начиная с конца 1913 г. на Черноморском флоте стали появляться летающие лодки «Кертисс Ф», и к середине 1915 г. часть из них продолжала служить. Аппараты, однако, требовали временами серьезного ремонта, тогда как мастерские Авиации в Севастополе, с их ограниченными производственно-техническими возможностями, оказались не в состоянии выполнять такую работу. Заставляя искать помощи частного изготовителя, положение осложнялось еще и тем, что к данному времени все имевшиеся в распоряжении гидроаэропланы успели устареть, а новые еще не появились. Наряду с черноморскими авиаторами опасность такого состояния сознавали и в Воздухоплавательном отделении МГШ, где родился план, предусматривавший как приобретение лицензии фирмы Кертисса на выпуск летающих лодок, так и их нелицензированное производство в случае возникновения каких-либо препятствий на законном пути. Для осуществления программы и проведения подготовительных мероприятий старую кертиссовскую лодку модели Ф с флотским номером 18, списанную 7 мая 1915 г., отправили на фирму С. С. Щетинина и подвергли там тщательному обследованию. Как и все командование, посвященное в столь щепетильное дело, начальник Авиации Черноморского флота И. И. Стаховский надеялся на быстрое развитие событий, но в полученном им докладе от 26 мая сообщалось:

«<…> Щетинин к изготовлению запасных частей и старого типа лодок Кертисса еще не приступил. Он говорит, что поздно получил образцы, сейчас заканчивает чертежи и срочно дает в работу <…>».

Вероятно, все приготовления завершились лишь к 18 июля 1915 г., когда МГШ получил от компании расценки на строительство «аппаратов Кертисса с мотором 100 л. с. на запасные части», а именно: 5 лодочных корпусов, 8 комплектов крыльев, 8 комплектов хвостового оперения, 8 пар элеронов, 8 комплектов стоек, моторных подкосов и брусьев грузовой рамы и 4 комплектов грузовых рам. Наконец, 26 августа заводу дали официальный контракт на 5 «запасных» самолетов, стоимостью 5 тыс. 595 рублей каждый, и он нелегально изготовил их; принятые затем в Севастополе в период с октября по декабрь, все пятеро активно летали в боевых отрядах.

Аппараты Щетинина и Григоровича: М-6, М-7, М-8

Ряд летающих лодок, в том числе М-5 с флотскими номерами 38, 56 и 43, на морской авиастанции в Круглой бухте в Севастополе. Снимок сделан во время посщения базы Николаем II 14 мая 1916 г. На переднем плане — аппарат "Кертисс" модель Ф постройки завода Щетинина, с флотским номером 72. Вероятно, это одна из немногих фотографий щетининских "Кертиссов". Из коллекции Г. Ф. Петрова

Не исключено, что весной 1915 г. вся эта авантюра с нелицензированным выпуском рассматривалась С. С. Щетининым вполне серьезно, и он даже мог подумывать о крупносерийном копировании иностранной техники, соблазняясь отсутствием затрат на опытное производство. Если бы не удачные испытания М-5 и заинтересованность Морского ведомства в этой модели, то, вероятно, кертиссовский тип Ф публично удостоился бы названия М-6 — в частности, дабы избежать судебных разбирательств с американской фирмой. Справедливости ради надо заметить, что во флотских документах обозначение М-6 не встречается, а 5 доставшихся Черноморской авиации аппаратов только и получили, что окончание «к» (Кертисс), иногда добавлявшееся к их флотским номерам. Как бы там ни было с М-6, наряд от 26 августа действительно существовал, заслуживая отдельного упоминания в книге.

Сведения о контракте на аппараты М-6 (условно):

Дата контракта

Число заказанных аэропланов

Заводские номера сданных аэропланов

Август 26, 1915

5

УСЛОВИЯ: 5 тыс. 595 руб. за «запасной» аппарат.

Cведения об использовании аппаратов М-6 (условно) на Черном море, 1915-1916 гг.:

Флотский номер

Заводской номер

Дата приемки

Примечания

27, также 70, 70к

Ноябрь 1915

Списан 31 июля 1916 г.

28, также 71, 71 к

Ноябрь 1915

Списан 31 июля 1916 г.

29, также 72, 72к

Ноябрь 1915

Списан 20 октября 1916 г.

73, также 73к

Декабрь 17, 1915

Списан 31 июля 1916 г.

74, также 74к

Декабрь 1915

Списан 20 октября 1916 г.

Неудачник М-7

Действительно являясь развитием модели М-5, тип М-7 создавался на ПРТВ в июле-августе 1915 г. или примерно в это время: в одной из бумаг от 24 сентября сообщали о близких — «на днях», испытаниях данного трехместного аппарата. Его строительство велось по инициативе руководства компании, задумавшего сделать машину, конкурентоспособную летающим лодкам «Кертисс К», в значительных количествах заказанных Морским ведомством в США. По неизвестной причине, возможно из-за отсутствия нужного двигателя и плохой осенней погоды, опыты так и не начали до ноября. Четвертого числа прототип М-7 направили в Ревель, но короткий путь туда занял около двух недель. С. С. Щетинин, по-видимому, придавал большое значение предстоящим экспериментам и решил лично присутствовать на них. Его ожидания не оправдались: в последних числах ноября 1915 г. летающая лодка так и не смогла оторваться от воды. Специалисты компа­нии все же надеялись усовершенствовать конструкцию, а потому для продолжения испытаний к середине января 1916 г. и гидроаэроплан, и его 150-сильный мотор «Санбим» (V-образный стационарный двигатель водяного охлаждения, известный под именем «Crusader» — «Крестоносец») очутились в Бакинском филиале Петроградской офицерской школы морских летчиков. По причине успешных проб модели М-9 аппарат М-7 забросили, и его дальнейшая судьба неизвестна.

Характеристики летающей лодки М-7:

Полезная нагрузка, кг

425

Двигатель

1х «Санбим» 150 л.с., пропеллер диаметром 3,00 м и шагом 2,25 м

Скорость, км/ч*

95

Скороподъемность, м/мин.*

2000 / 30

Продолжительность полета, часы*

5,0-5,5

*Расчетные значения

М-8 — воздушный гигант?

С предвоенных времен тяжелый разведывательный самолет с большим радиусом действия оставался мечтой балтийских авиаторов, а в МГШ многие планы в отношении морской авиации строились в надежде на использование крылатых гигантов Сикорского. К сожалению, единственный полученный от РБВЗ гидроаэроплан «Илья Муромец» погиб в результате досадной ошибки в самые первые дни Великой войны, не успев доказать своей полезности. Однако преимущества многомоторных морских аппаратов прельщали, по-видимому, некоторых авиационных конструкторов. В конце июля или начале августа 1915 г. Д. П. Григорович представил на рассмотрение Авиационного комитета Балтийского флота проект двухдвигательной летающей лодки со следующими характеристиками: общая мощность моторов 600 л.с., вес пустой 3 тыс. 100 кг, полезная нагрузка 2 тыс. кг (включая 970-кг запас горючего, достаточный для 8-часового полета), скорость 105 км/ч. Двенадцатого августа авиаторы одобрили идею и предложили дать конструктору и ПРТВ 50% аванс для начала опытного строительства; остальные 50% стоимости работ выплачивались бы по готовности аппарата, но только в случае его успешных испытаний, при которых все названные показатели не могли быть ниже, чем на 10% от расчетных величин. Двадцать второго числа капитан 2 р. Б. П. Дудоров, начальник авиационного отдела Службы связи Балтийского моря, в свою очередь поддержал план создания лодки, но высказался против выдачи денег «на авось». Вместо них он полагал целесообразным снабдить фирму — в кредит и под расписку, двумя моторами требуемой мощности.

Скорее всего, С. С. Щетинин и его специалисты смотрели на проект с большим оптимизмом и начали сборку прототипа М-8 на свой страх и риск. Более того, осенью 1915 г. они намеревались возвести новые просторные заводские корпуса, способные вместить под своей крышей производство тяжелых гидроаэропланов. По информации, содержавшейся в одном из докладов МГШ от 24 сентября, аппараты несли бы по два 220-сильных двигателя каждый и развивали горизонтальную скорость до 95 км/ч, а вертикальную — 2000 м за 30 минут; их полезная нагрузка достигала бы 1 тыс. 700 кг, включая вес экипажа и вооружения (900 кг) и запас топлива и масла на 7 часов лёта. Ни Морское ведомство, ни компания не могли получить 300-сильные моторы и вынужденно довольствовались 220-сильными, но и те предстояло ждать, в то время как изготовление самолета продолжалось. Надежды найти более мощные энергетические установки все же сохранялись. На обороте уцелевшей во флотских делах программы заседания правления Императорского аэроклуба от 25 ноября 1915 г. автору удалось обнаружить очень любопытные расчеты, относящиеся, скорее всего, к проекту М-8; они представлены ниже.

Количество моторов

2

3

4

Общая мощность, л. с.

600

800

1200

Взлетный вес, кг

5100

7650

10800

Полезная нагрузка, кг

2000

3450

4930

Продолжительность полета, часы

8

10

10

Вес топлива и масла в 10-часовом полете, кг

970

2000

2830

Экипаж, человек

5

6

8

Вес вооружения в 5-часовом полете, кг

650

1000

1500

в 10-часовом полете, кг

1135

2000

2915

Скорость с макс, нагрузкой, км/ч

105

110

110

Размах верхних крыльев, м

33,00

35,00

42,00

Размах нижних крыльев, м

24,00

25,00

32,00

Высота, м

3,80

4,00

4,50

Длина, м

14,60

16,00

18,00

Та же программа содержит очень грубый эскиз, изображающий некий самолет — вероятно, летающую лодку с передними рулями глубины, но слишком низкое качество рисунка не позволяет делать каких-либо более определенных выводов. Судьба заложенного в августе-сентябре 1915 г. аппарата М-8 неизвестна, а упоминавшиеся выше характеристики дают основания связать ее с историей еще одной конструкции ПРТВ — с «Морским крейсером» (см. раздел Щетинин: Григорович тип МК). В том, что тип М-8 действительно существовал, нет никаких сомнений. Одним из свидетельств этому может служить известие от 26 октября 1915 г., гласившее:

«<…> В настоящее время завод Щетинина выстроил и строит два больших опытных гидроаэроплана с увеличенным районом действия и большой грузоподъемности. Ныне один (меньший) аппарат уже готов и находится в стадии испытаний <…>».

Речь шла о М-7 и М-8.


Источник: Александров А. О. Воздушные суда Российского императорского флота 1894-1917 гг. Том 1. Аппараты Щетинина и Григоровича. — СПб, Б.С.К., 1998. (ISBN 5-88925-038-8). — С.30-32.

Схема Curtiss F — из книги: Peter M. Bowers. Curtiss Aircraft 1907-1947. — Putnam, London, 1979 (ISBN 0-370-10029-8). — С.55.

Использовано фото с сайта http://ivanpwheaton.blogspot.com/2012/01/scenes-from-curtiss-school.html.

redstar72
Показать весь профиль

redstar72

Живу в Минске. Инженер-конструктор МЗКТ. Интересуюсь историей техники, особенно авиации. Убеждённый коммунист.

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account