21

Как известно, после Русско-Японской войны мы снова стали дружить с англичанами, да настолько плотно, что англичане стали даже для нас строить боевые корабли. Так, лучший русский крейсер Первой Мировой Войны, «Рюрик-2», был построен в Англии.

Однако на этом наше сотрудничество в этой сфере закончилось. А если бы нет, и в Англии продолжили строиться корабли для Российского Императорского Флота? Наш западный коллега Krakatoa решил представить каким мог стать линейный крейсер с 14-и дюймовым главным калибром, построенный в Англии.

Английский дредноут для Российского Императорского Флота

Российская Империя имела в Англии очень тесные связи с компанией Vickers-Armstrong.

Кстати именно эта компания строила упоминавшийся выше крейсер «Рюрик-2».

Это позволило руководству флота быть в курсе тенденций в Английском флоте. Кроме этого, это также позволило Русским верфям заказывать отдельные детали и узлы, непосредственно на Туманном Альбионе, что давало возможность, уже в России строить технически передовые боевые корабли.

По этим каналам в России узнали о технических характеристиках японских линейных крейсеров класса «Конго» а также английских типа «Куин Элизабет». И тогда Морское министерство Российской Империи высказало желание получить подобные корабли. Руководство компании Виккерс, сообщило что готово разработать корабли с аналогичными параметрами и даже лучше.

Будущие корабли получили название класс «Бородино». Они должны были быть больше, чем «Куин Элизабет», так как их главным калибром должны были стать двенадцать 14-дюймовых орудий, а скорость на 2–3 узла быстрее.

Характеристики линейных крейсеров типа «Бородино»:

Водоизмещение:

  • Нормальное – 31 000 тонн,
  • Полное – 35 300 тонн.
  • Размерения: 206 x 31 x 8,8 метров.
  • Машины: 4 вала, паровые турбины, мощностью 100 000 л. с.
  • Скорость: 27 узлов.
  • Автономность: 11 000 км (7 000 миль) на скорости 12 узлов

Броня:

  • Корпус – 330 мм пояс, 51 мм палуба,
  • Башни – 230 мм лоб, 180 мм борт,

Вооружение:

  • Главный калибр – 12 x 355,6 мм (4×3),
  • Средний калибр – 16 x 130 мм,
  • Противоминный калибр 14 x 100 мм,
  • Зенитные орудия – 6 x 76-мм,
  • Зенитные орудия — 6 x 47-мм,
  • Экипаж: 1520

Английский дредноут для Российского Императорского Флота

Первоначально было заказано четыре корабля, два для Балтийского флота и два для Черноморского. Корабли для Балтийского флота были построены в 1916 году и получили названия «Измаил» и «Бородино». Однако корабли для Черноморского флота достроены не были, так как в России грянула Революция, которую Великобритания мягко говоря, не поддержала.

В последствии корабли были достроены, и вступили в состав Гранд Флита в качестве авианосцев.

Таким образом в 1916 году Россия получила хорошо вооруженные и бронированные линейные крейсера, которые выгодно отличались от своих аналогов в других флотах. Имея скорость в 27 узлов, эти корабли имели преимущество перед немецкими аналогами, с которыми они столкнулись на Балтике в 1916–1917 годах, до перемирия.

При этом, обычно немцы имели численное превосходство, когда совершали набеги в Финский залив для поддержки своих войск, однако русским кораблям было достаточно дать несколько залпов из своих дальнобойных орудий, чтобы обратить немецкие корабли в бегство. Если же этого не происходило, и немецкая эскадра была существенно сильнее русской, то они поворачивали, и спокойно уходили на безопасное расстояние, держась вне зоны досягаемости немецких орудий.

Оба линейных крейсера всю свою службу провели на Балтике. Именно из-за этих кораблей, победившие союзники согласились, по Версальскому договору, оставить немцам достаточный флот, что бы можно было противостоять Русскому Балтийскому флоту.

В 1920-е годы, после Гражданской войны, корабли стояли на якорях и находились в небоеспособном состоянии. Пока наконец, руководство СССР, обратило внимание на свой флот и восстановило эти корабли, которые все еще были более-менее работоспособны, и соответствовали требованиям времени.

Два линейных крейсера типа «Бородино» должны были стать главным элементом возрождённого Советского флота. Однако, время никого не щадило, и они выглядели все менее и менее устрашающе.

В 1936 году было принято решение провести глубокую модернизацию этих кораблей. В ходе этих работ модернизации подверглась система управления огнём и вооружение.

В 1937 году были разработаны новые универсальные 130-мм артиллерийской системы. На кораблях появилось восемь двухорудийных башен с этими орудиями. Основой зенитной артиллерии стали 40-мм скорострельные пушки Bofors лицензия на которые была куплена. Правда пушки были существенно улучшены и стали калибром 47 мм.

Уже во время Великой Отечественной Войны, а в частности, блокады Ленинграда, на кораблях было размещено множество 23-мм зенитных орудий, как в одноорудийном, так и спаренном исполнении.

Характеристики линкоров «Бородино» после модернизации:

Водоизмещение:

  • Нормальное – 33 000,
  • Полное – 38 300 тонн,
  • Размерения: 206 x 31 x 8,8 метров.
  • Машины: 4 вала, паровые турбины, мощностью 115 000 л. с.
  • Скорость: 27 узлов.
  • Автономность: 11 000 км (7 000 миль) на скорости 12 узлов

Броня:

  • Корпус – 330 мм пояс, 51 мм палуба,
  • Башни – 230 мм лоб, 180 мм борт,

Вооружение:

  • Главный калибр – 12 x 355,6 мм (4×3),
  • Противоминный калибр – 16 x 130 мм,
  • Зенитные орудия — 27 x 47-мм,
  • Экипаж: 1635 человек

Английский дредноут для Российского Императорского Флота

22 июня 1941 г. Бородино и Измаил встретили в гавани Кронштадта, где по кораблям нанесла удар немецкая авиация. Однако, так как экипажи были заранее приведены в боевую готовность, им удалось успешно отразить вражеский налёт, при этом на корабль не попала ни одна бомба. В дальнейшем оба корабля использовались, в основном, в качестве плавучих артиллерийских батарей прикрывая Ленинград. И во многом именно артиллерия этих кораблей сорвала планы вермахта по захвату города. В ходе всей блокады оба корабля являлись главными целями Люфтваффе, однако их батареи ПВО оказались достаточно эффективны что бы защитить корабли от немецких бомбардировщиков. Но, в конце концов, немецким асам всё же удалось добиться попадания в «Измаил» 1000-килограммовой бомбы. Бомба упала на кормовую часть корабля, при этом был поражён кормовой артиллерийский погреб. Прогремел мощнейший взрыв, в результате которого 4-я башня улетела за борт, а башня №3 слетела с роликов. Корабль пришёл в полную небоеспособность. После этого было принято решение разоружить «Измаил» и использовать его пушки на суше. В дальнейшем уже никто особо не мешал немцам продолжить бомбардировки того что осталось от Измаила. Многочисленный попадания бомб превратили его в груду металлолома и облегчили разделку на металл после войны, в 1958 году.

Источник — http://www.shipbucket.com/forums/viewtopic.php?f=15&t=7790#p171862

PS. О судьбе второго корабля «Бородино» автор не написал ни слова. Так что в этом направлении можно поальтернативить.

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

12 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account