1

«Подпоручик Дуб убеждал солдат, собравшихся около разбитых орудий и самолётов,

что это военные трофеи. Но вдруг он заметил, что неподалёку от него,

в центре другой группы, стоит Швейк и тоже что-то объясняет.

Подойдя поближе, подпоручик услышал рассудительный голос Швейка:

– Что там ни говори, а всё же это трофеи. Оно, конечно, на первый взгляд очень подозрительно, особливо когда на лафете ты читаешь «k. u. k. Artillerie-Division». Очевидно, дело обстояло так: орудие попало к русским, и нам пришлось его отбивать, а такие трофеи много ценнее, потому что… Потому что, – вдохновенно воскликнул он, завидев подпоручика Дуба, – ничего нельзя оставлять в руках неприятеля».

Ярослав Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны»

 

Вполне вероятно, что бравый солдат Швейк произносил свою речь, стоя у героини нашего рассказа – 15-сантиметровой тяжелой полевой гаубицы фирмы «Шкода». Это предприятие, расположенное в чешском городе Пльзень, являлось основным производителем сухопутных и морских артиллерийских систем в австро-венгерской двуединой монархии.

История этого орудия самым непосредственным образом связана с Российской империей, которая в 1908 году объявила конкурс на создание шестидюймовой (152-мм) тяжелой полевой гаубицы. Победитель конкурса мог сорвать изрядный куш – только в первой партии предполагалось закупить 164 орудия. Ведущие оружейные концерны Европы постарались «показать товар лицом» и предоставили на испытания свои образцы. В конкурсе участвовали немецкие фирмы «Крупп» и «Эрхардт», французская «Шнейдер» и шведская «Бофорс». Свою конструкцию – шестидюймовую гаубицу образца 1908 года – представила и «Шкода». Изделие отличалось весьма передовой по тем временам конструкцией. Орудие имело стальной ствол длиной 15 калибров, горизонтальный клиновой затвор, гидравлический тормоз отката и пружинный накатник. Лафет орудия был однобрусным и оснащался щитом.

Гаубица М 14 в Венском военном музее. Обратите внимание на сиденья перед щитом – во время марша их занимали два номера расчета

Источник: commons.wikimedia.org

Сравнительные испытания конкурсных образцов состоялись в конце 1908-начале 1909 годов. Изделие «Шкоды» показало неплохие результаты, однако руководство австро-венгерской фирмы было незнакомо с «национальными особенностями» оружейных конкурсов в России – проще говоря, австрийцы не знали, кому и сколько нужно уплатить «комиссионных». В итоге победителем конкурса признали гаубицу фирмы «Шнейдер», чьи представители чувствовали себя в русских аристократических кругах как рыба в воде.

Неудача не отбила у специалистов «Шкоды» желания пристроить куда-либо свое изделие. Поскольку калибр 152 мм являлся для австро-венгерской армии нестандартным, в 1910 году на основе орудия образца 1908 года был создан прототип 15-см гаубицы (собственно, ее калибр составлял 149,1 мм, но в Австро-Венгрии он округлялся до сантиметров). Это орудие имело более короткий ствол (13,5 калибра), а также полуавтоматический затвор. Правда, последнее решение сочли слишком сложным и опережающим свое время, и в последующих образцах от полуавтоматики отказались.

Первый коммерческий успех пришел в 1913 году, когда австрийцам удалось продать Румынии дюжину 15-см гаубиц образца 12R (буква R обозначала страну-заказчика). Эти орудия отличались несколько более длинным стволом (14 калибров) и другими усовершенствованиями. Для вооружения австро-венгерской армии в том же году был предложен новый опытный образец тяжелой полевой гаубицы, но интереса у военных он не вызвал.

 

Фронтовое требование

Австро-венгерская армия вступила в Первую мировую войну, располагая 15-см тяжелыми гаубицами «15 cm Schwere Haubitze M 99/4». Эти устаревшие орудия с бронзовыми стволами и без противооткатных устройств уже не отвечали требованиям времени по дальности стрельбы (5000–5600 м в зависимости от типа снаряда), разрушительной мощи снаряда (весившего 33 кг против 40–42 кг у более современных гаубиц сравнимого калибра) и низкой скорострельности, не превышавшей одного выстрела в минуту. Уже первые сражения выявили их полную непригодность для современного боя, и фирме «Шкода» в экстренном порядке заказали новые орудия, созданные на базе румынского образца.

Гаубица М 14 на огневой позиции
Источник: bildarchivaustria.at

В австро-венгерской армии орудие получило обозначение «15 cm Feldhaubitze M 14». Первая дюжина таких гаубиц была сдана производителем уже в декабре 1914 года. В следующем году развернулось полномасштабное производство – завод в Пльзени изготовил 179 орудий. Много это или мало? Судите сами: по состоянию на август 1914 года полевая армия Австро-Венгрии располагала лишь ста двенадцатью 15-см гаубицами (28 батарей), а ещё 128 таких орудий (32 батареи) числилось в крепостной артиллерии. Помимо завода в Пльзени, в июле 1915 года производство тяжелых гаубиц М 14 начал филиал «Шкоды» в венгерском городе Раба.

В 1916 году в серию запустили усовершенствованный вариант гаубицы – «15 cm Feldhaubitze M 14/16». Её главным отличием стал увеличенный угол возвышения (с 43 до 70 градусов), благодаря чему повысилась эффективность огня по полевым укреплениям. Была усилена казенная часть ствола, что позволило вести огонь более мощными зарядами и, как следствие – почти на 2 км возросла максимальная дальность стрельбы. С другой стороны, возросла и масса орудия, что отрицательно сказалось на его подвижности. Боекомплект гаубицы состоял из нескольких типов снарядов: шрапнель образца 12/12b; граната образцов 99/9 и 14/15b; гранатошрапнель образца 17. Заряжание – раздельное. До конца Первой мировой войны было изготовлено в общей сложности 1518 стволов гаубиц М 14 и М 14/16, а также 1086 лафетов.

 

Служба и боевое применение

В отличие от армий Антанты, в Германии и Австро-Венгрии тяжелые гаубицы имелись не только в корпусах, но вводились также в состав пехотных дивизий. Накануне войны в каждом из четырнадцати австро-венгерских армейских корпусов имелся тяжелый гаубичный дивизион, при мобилизации побатарейно распределявшийся между пехотными дивизиями. Типовая отмобилизованная пехотная дивизия располагала 54-мя артиллерийскими орудиями, в том числе, четырьмя 15-см гаубицами. Наличие в распоряжении командира дивизии столь тяжелых артсистем позволяло довольно эффективно разрушать полевые укрепления, не прибегая к помощи корпусной артиллерии. Особенно важным это стало после вступления в Первую мировую войну Италии. В условиях позиционной войны на итальянском фронте роль тяжелой артиллерии была особенно значительной. Как следствие, в 1917 году в состав австро-венгерской пехотной дивизии ввели тяжелый артиллерийский полк двухдивизионного состава. В свою очередь, дивизион состоял из двух четырехорудийных батарей. Таким образом, тяжелый артиллерийский полк имел в своем составе 16 орудий. Он мог полностью комплектоваться 15-см гаубицами, но иногда ими вооружался только один дивизион, во втором же имелись 10-см дальнобойные пушки.

Для гаубицы М 14 предельный угол возвышения составлял 43°. На фото – орудие на позиции у Набресины, август 1917 года

Источник: bildarchivaustria.at

Орудие М 14 имело ряд недостатков, прежде всего – большую массу, достигавшую в походном положении (с передком) 3340 кг, и невозможность разборки для перевозки. Все это существенно усложняло транспортировку орудий конной тягой. Недостаточной считалась и дальность стрельбы. С другой стороны, тяжелый гаубичный снаряд обладал мощью, достаточной для разрушения полевых укреплений.

«Хорошо замаскировались!» Гаубица М 14 на позиции у Загоже, 1916 год

Источник: bildarchivaustria.at

Гаубица была с успехом продемонстрирована немецкой и шведской военным комиссиям, но за рубеж не поставлялась, поскольку производство едва покрывало потребности австро-венгерской армии. Однако по просьбе Турции в 1915 году 36-я батарея тяжелых гаубиц (четыре орудия М 14) была выделена для противодействия десанту Антанты на Галлиполийском полуострове. Позднее батарею включили в турецкую систему береговой обороны. Шанс отличиться она получила 13 мая 1916 года и успешно его реализовала, потопив английский монитор М30. Этот 580-тонный корабль, вооруженный двумя шестидюймовыми орудиями, участвовал в блокировании залива Смирны (Измира). В завязавшейся артиллерийской дуэли австро-венгерские артиллеристы оказались более меткими: один из выпущенных ими снарядов угодил в машинное отделение монитора, вызвав пожар. Экипаж покинул корабль, и на следующий день тот затонул.

Ремонт противооткатных устройств гаубицы М 14

Источник: bildarchivaustria.at

 

У новых хозяев

Ещё во время Первой мировой войны трофейные гаубицы М 14 и М 14/16 приняли на вооружение итальянской армии под обозначением «Obice da 149/13». В качестве трофеев итальянцам удалось захватить 281 гаубицу М 14 и 32 – М 14/16. После окончания войны Италия получила львиную долю вооружений бывшей австро-венгерской армии в качестве репараций – среди них оказались и сотни тяжелых гаубиц. В 1939 году на вооружении итальянской армии состояло 490 орудий «Obice da 149/13», составлявших значительную часть корпусной артиллерии. В боевых действиях против Франции в июне 1940 года итальянцы задействовали в общей сложности 16 дивизионов этих орудий. Кроме того, некоторое количество гаубиц находилось на вооружении итальянских войск, оккупировавших Албанию.

«Obice da 149/13» на позиции в Албании, 1940 год

Источник: ru-artillery.livejournal.com

А вот в Северной Африке, ставшей для Италии главным театром военных действий, их присутствие поначалу было весьма незначительным. На момент вступления Италии во Вторую мировую войну в июне 1940 года в Ливии находилось лишь 37 таких гаубиц, из них лишь восемь – в строевых частях, а остальные 29 – на складах. Гаубицами «Obice da 149/13» были вооружены две батареи в составе GAF (Guardia alla Fronteria) – пограничных сил, дислоцированных вдоль границы с Тунисом. Готовясь вести в Северной Африке маневренные боевые действия, итальянское командование сделало упор на более легкую и подвижную артиллерию – 75-мм пушки и 100-мм гаубицы. Однако вопреки ожиданиям итальянцам пришлось не только бодро наступать, но и обороняться. Вот тут-то им и понадобилась тяжелая артиллерия. В конце 1940 года в крепости Тобрук было сосредоточено 48 гаубиц «Obice da 149/13», но показать себя им не пришлось – в январе 1941 года Тобрук был молниеносно взят британскими и австралийскими войсками. Теперь «Obice da 149/13» стали служить новым хозяевам – не менее шести таких орудий применялись 104-й батареей Королевской конной артиллерии во время последовавшей обороны Тобрука.

В небольшом количестве – всего одной батареи – орудия «Obice da 149/13» участвовали в боях в Восточной Африке. Дивизионы этих гаубиц воевали и на Балканах, а в составе итальянского экспедиционного корпуса «отметились» даже на Восточном фронте. На начальном этапе Второй мировой войны «Obice da 149/13» являлась основным типом тяжелой гаубицы итальянской армии, и даже в июне 1943 года Италия располагала 24-мя дивизионами этих орудий. Новые гаубицы «Obice da 149/19», принятые на вооружение в 1937 году, так и не сумели вытеснить эти устаревшие системы. После капитуляции в сентябре 1943 года несколько десятков «Obice da 149/13» стали немецкими трофеями, были приняты на вооружение Вермахта под обозначением sFH 401(i) и применялись немцами в Италии и на Балканах.

Немало орудий М 14 находится в экспозициях военных мемориалов. Этот экземпляр – итальянская «Obice da 149/13»

Источник: commons.wikimedia.org

Значительное количество гаубиц М 14 и М 14/16 поступило на вооружение армий государств, образовавшихся после распада Австро-Венгрии. В частности, в Венгрии эти орудия в 30-е годы прошли модернизацию, получив дульные тормоза и другие усовершенствования, а также обозначения 14/35М и 14/39М. Масса доработанных орудий возросла до 3200 кг, при этом дальность их стрельбы удалось существенно увеличить, доведя до 10700 м. Модернизировали гаубицы М 14 и в Австрии, введя в боекомплект новый снаряд образца 1932 года. Благодаря улучшенной аэродинамической форме нового снаряда дальность стрельбы стала достигать 9400 м.

В Чехословакии производство гаубиц М 14/16 продолжалось в начале 20-х годов, причем качество выпущенных орудий было существенно выше, чем образцов, производившихся во время Первой мировой войны. В чехословацкой армии орудие было принято на вооружение как «hruba houfnica vz. 14/16». В 1939 году на вооружении имелось 128 гаубиц обр. 14/16 и 115638 снарядов к ним. 70 из них в начале года продали Германии (вместе с 45630 снарядами), где им присвоили обозначение sFH M.14. После образования Словацкого государства в его армии также оказалось некоторое количество таких гаубиц – в 1944 году они приняли участие в Словацком национальном восстании. Кроме того, орудия М 14 и М 14/16 имелись на вооружении армий Югославии (прошли модернизацию, получив обозначение 18/25), Греции и Румынии.

Тактико-технические характеристики 15-см тяжелых полевых гаубиц М 14 и М 14/16

Андрей Харук. Тяжёлая гаубица двуединой монархии

Источник — https://warspot.ru/6061-tyazhyolaya-gaubitsa-dvuedinoy-monarhii

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account