Андрей Харук. Орудие для горной войны
Военное ведомство Австро-Венгрии уделяло большое внимание развитию горной артиллерии. Это обуславливалось физико-географическими условиями предполагаемых театров военных действий: со всеми вероятными противниками Дунайской монархии пришлось бы воевать в горах. В 1915 году на заводе фирмы «Шкода» началось производство орудия 7,5 cm Gebirgskanone M 15, служба которого затянулась на целых полвека.
Первым специализированным горным орудием, принятым на вооружение австро-венгерской армии, стало 7 cm Gebirgskanone M 75 (калибр — 66 мм). Довольно лёгкое и малогабаритное, к началу ХХ века оно стало архаичным из-за полного отсутствия противооткатных приспособлений. На смену ему пришла пушка М 99 калибра 72,5 мм, снабжённая пружинным тормозом отката в станине. Эта конструкция оказалась малоэффективной и не обеспечивала надёжной стабилизации артсистемы на огневой позиции. Тем не менее к началу Первой мировой войны М 99 являлась основным типом орудия в императорско-королевской горной артиллерии и состояла на вооружении двадцати батарей.
Дальнейшее развитие горных орудий в Австро-Венгрии шло двумя путями. Результатом модернизации М 99 стали пушки М 07 и М 09 — того же калибра, но с усовершенствованными лафетами, снабжёнными противооткатными устройствами. Однако большого распространения они не получили — поражающее воздействие 4,64-кг снаряда уже считалось слишком слабым. Одновременно специалисты «Шкоды» занялись созданием совершенно нового горного орудия, ориентированного на экспорт. Оно имело калибр 75 мм, но на треть бо́льшую массу снаряда, чем М 99.
В 1909 году новую горную пушку представили на конкурс, объявленный российской армией, но там победу одержал образец французской фирмы «Шнейдер». Армия Австро-Венгрии приобрела пробную партию из восьми орудий, получивших обозначение М 12. В составе двух батарей они успешно прошли войсковые испытания в Тироле и Боснии, однако дальнейших заказов не последовало. По мнению генерала от артиллерии Оскара Потиорека, М 12 была слишком тяжёлой: для её транспортировки на вьюках требовалось 7 лошадей, что вело к увеличению стоимости содержания батарей. Впрочем, это не остановило зарубежных заказчиков. Уже в 1912 году восемь орудий поставили в Коста-Рику, затем последовали заказы из Эквадора и Уругвая. Крупнейший контракт был подписан с китайским правительством, заказавшим 48 модифицированных пушек М 14.
К лету 1914 года орудия китайского заказа были изготовлены, но не отгружены — после начала войны их реквизировала императорско-королевская армия. Экспортные успехи горных пушек «Шкода» способствовали и заинтересованности военных Австро-Венгрии. Мнение Потиорека проигнорировали, и уже с начала 1914 года стартовала разработка усовершенствованного варианта, впоследствии принятого на вооружение под обозначением 7,5 cm Gebirgskanone M 15.
Конструкция
Орудие 7,5 cm Gebirgskanone M 15 проектировалось по канонам конструкции скорострельных артсистем, принятым в начале ХХ века. Стальной ствол длиной 15,4 калибра имел живучесть 8000 выстрелов — этим горная пушка выгодно отличалась от большинства других австро-венгерских полевых орудий, стволы которых изготавливались из «стале-бронзы» (их паспортная живучесть не превышала 3000 выстрелов). Конструкция лафета обеспечивала большой угол возвышения, необходимый для боевых действий в горной местности. Расширению тактических возможностей пушки способствовало и раздельное заряжание (в боекомплект входили четыре переменных заряда).
Общий вид орудия 7,5 cm Gebirgskanone M 15.
landships.inf
Для уменьшения массы вьюков ствол пушки сделали разъёмным — он состоял из внутренней трубы и толстостенного кожуха, скреплённых байонетным соединением. Внутри ствола имелось 28 правосторонних нарезов постоянной крутизны глубиной 0,5 мм и шириной 4,24 мм. Затвор — полуавтоматический горизонтальный клиновой. Масса ствола в сборе с затвором составляла 106 кг, кожуха ствола — 135 кг.
Противооткатные устройства, размещённые в люльке орудия, состояли из гидропневматического тормоза отката и двух пружин накатника. Длина отката — регулируемая, от 390 мм при максимальном угле возвышения и до 990 мм при минимальном.
Однобрусный коробчатый лафет — клёпаной конструкции, из стальных листов. Для транспортировки на вьюках он разбирался на две части — переднюю (140 кг) и заднюю (130 кг). Передняя часть лафета содержала также колёсную ось и механизмы наведения. Последние обеспечивали диапазон углов вертикальной наводки от −7° до +50° и горизонтальной — по 3,5° вправо и влево. Механизмы наведения снабжались устройствами для блокировки, применяемыми при транспортировке орудия на колёсах. Слева от механизма наводки устанавливался панорамный прицел M 8 Geschützaufsatz, взятый от горной гаубицы М 8/10. По бокам переднего лафета имелись два сиденья для наводчика и замкового. Задний лафет снабжён мощным сошником. Колёса диаметром 800 мм и массой около 24 кг имели смешанную конструкцию: ступица и шина — металлические, остальные части — из твёрдой древесины.
Орудие снабжалось бронированным щитом толщиной 4,2 мм и размером 1,28 х 1,40 м, защищавшим от винтовочных пуль (с расстояния не менее 100 м), а также шрапнели и осколков. Щит состоял из пяти частей, причём две нижних подвешивались на петлях. Если орудие вело огонь с закрытой позиции, щит обычно не устанавливался. Кроме того, в комплект пушки М 15 входил дополнительный щит массой 65 кг и размером 1,10 х 1,45 м, снабжённый подпоркой. На открытой огневой позиции он устанавливался рядом с орудием, обеспечивая защиту для подносчиков.
В комплект орудия М 15 входил дополнительный щит.
bulgarianartillery.i
В боевом положении пушка М 15 весила 615 кг. Штатным способом транспортировки являлась перевозка на вьюках, для чего требовалось шесть лошадей: для ствола, кожуха ствола, люльки, переднего лафета, заднего лафета и колёс, а также щита. Кроме того, на одной лошади перевозился дополнительный щит, а ещё на двух — боекомплект первой очереди (на каждой — четыре ящика по три снаряда и заряда). На небольшие расстояния орудие могло переноситься личным составом, для чего требовалось 23 солдата: 7 переносили ствол с кожухом в сборе, а по 4 — остальные четыре узла орудия.
Возка конной тягой рассматривалась как резервный вариант. В этом случае орудие буксировали две лошади, запряжённые цугом. Расчёт орудия состоял из семи человек: командира расчёта, наводчика, замкового, заряжающего и трёх подносчиков. Кроме того, огневое отделение включало восемь коноводов и старшего над ними. Таким образом, для обслуживания одной пушки М 15 требовалось 16 человек. На марше каждую лошадь вело двое солдат: один в поводу спереди, а другой сзади, придерживая за специальные шлеи. Каждый номер расчёта был закреплён за определённым узлом орудия и сопровождал лошадь с соответствующим вьюком. Применение вьючных животных обуславливало сравнительно невысокий темп передвижения, не превышавший скорость марша пехоты (4 км/ч), а также большую протяжённость колонны (для четырёхорудийной батареи — 265 м). Стоит учесть и наличие амуниционной колонны (9 лошадей или мулов для каждого орудия), перевозившей основной боекомплект (120 выстрелов на орудие).
Возка конной тягой являлась резервным способом транспортировки пушки М 15.
landships.inf
Боеприпасы
Как уже отмечалось, пушка 7,5 cm Gebirgskanone M 15 имела раздельное заряжание. Гильза длиной 129 мм и диаметром донышка 77 мм изготавливалась из латуни. Применялись три основных заряда массой метательного пороха 120, 160 и 200 г (№№1, 2 и 3), а также усиленный (№0) массой 240 г. Практическая скорострельность при небольших углах возвышения могла достигать 12 выстр./мин, но из-за быстрого нагрева ствола не рекомендовалось превышать показатель 6–8 выстр./мин, а для длительной стрельбы (один час и более) — 1 выстр./мин.
В годы Первой мировой войны боекомплект орудий М 15 состоял из трёх видов снарядов: гранат, гранато-шрапнелей и шрапнелей. Фугасная граната 7,5 cm М 14/М 14а Granate весила 6,3 кг и снаряжалась 650 г взрывчатого вещества. Осколочно-фугасная граната 7,5 cm М 15/М 15а Granate весила немного меньше (6,22 кг), но масса взрывчатого вещества составляла всего 130 г. Гранато-шрапнель 7,5 cm М 15/М 15а Granat-Schrapnell выпускался в двух вариантах — лёгком (5,54 кг) и тяжёлом (6,5 кг). Лёгкий снаряжался 162 стальными пулями, тяжёлый — 267 свинцовыми. Разрывной заряд в обоих случаях состоял из 60 г чёрного пороха и 75 г тротила. Шрапнель также имелась в двух вариантах — лёгком 7,5 cm М 15 Eisenkugel-Schrapnell/8а (5,54 кг) и тяжёлом 7,5 cm М 15 Schrapnell/8а (6,55 кг). Первый снаряжался 120 стальными и 40 свинцовыми пулями, второй — 286 свинцовыми. Масса пули во всех случаях составляла 9 г, масса разрывного заряда из чёрного пороха — 60 г.
Уже в годы Первой мировой войны свои типы снарядов для пушки М 15 начали выпускать в Германии: гранату Gr.f.Geb.K 15 (масса — 6,23 кг, масса взрывчатого вещества — 310 г) и шрапнель 7,5 cm Schrapnell f.Geb.K 15 (масса — 6,16 кг, снаряжение — 228 оловянных пуль массой 11 г и 85 г чёрного пороха). Впоследствии большинство стран, в которых состояли на вооружении пушки М 15, производили свои варианты снарядов для этих орудий.
Производство и служба
Выпуск орудий 7,5 cm Gebirgskanone M 15 начался в 1915 году, но поначалу вёлся небольшими темпами — до конца года сдали 250 единиц. Перевооружение частей австро-венгерской горной артиллерии затянулось до середины 1916 года. Производство велось на заводе «Шкода» в Пльзени, позже к нему подключился филиал этой фирмы в венгерском городе Дьёр. До ноября 1918 года завод в Пльзени изготовил 2044 орудия 7,5 cm Gebirgskanone M 15 (324 — в 1915 году, 620 — в 1916, 860 — в 1917, 240 — в 1918), завод в Дьёре сдал в общей сложности 220 пушек.
Расчёт 7,5 cm Gebirgskanone M 15 на позиции в Доломитовых Альпах, 1916 год.
bildarchivaustria.at
К началу Первой мировой войны армия Австро-Венгрии располагала самой многочисленной в мире горной артиллерией: 14 полков двухдивизионного состава (в каждом дивизионе — две батареи по шесть горных пушек и одна с горными гаубицами). В мае 1915 года в войну вступила Италия, что повысило значение этого рода артиллерии — Итальянский фронт проходил по труднодоступной горной местности. К началу 1918 года императорско-королевская армия насчитывала уже 28 горных артиллерийских полков. Каждый из них по штату включал два трёхбатарейных дивизиона пушек М 15 и один — 104-мм гаубиц М 8, М 10 или М 16, но в большинстве случаев как количество батарей в полку, так и число орудий в батареях было меньше штатного.
В ходе боёв на Итальянском фронте орудие М 15 зарекомендовало себя с самой лучшей стороны. Небольшие габариты и масса отлично подходили для горных условий. Нельзя не удивляться, рассматривая старые фотографии огневых позиций, — как в такую труднодоступную местность удавалось затаскивать пушки? Вполне приемлемыми считались и поражающие средства боеприпасов. Но Итальянским фронтом область применения M 15 не ограничивалась: в начале 1918 года несколько горных артполков были расформированы, а их дивизионы придали пехотным дивизиям, действовавшим на Румынском фронте. Здесь М 15 применялись как орудия непосредственной поддержки пехоты.
Батарея 7,5 cm Gebirgskanone M 15 на огневой позиции. Рядом с орудиями установлены дополнительные щиты.
landships.info
Орудие М 15 на подготовленной позиции. Заряжающий приготовился дослать снаряд в ствол при помощи специального досылателя — деревянной «колотушки».
landships.info
В 1917 году партия М 15 была поставлена в Болгарию.
bulgarianartillery.it
Учебные занятия болгарских артиллеристов при пушках М 15.
bulgarianartillery.i
Уже в годы Первой мировой пушки М 15 активно экспортировались союзникам «Двуединой монархии». 144 экземпляра поставили в Турцию, 124 — в Болгарию. Несколько десятков М 15 приобрела Германия. Немецкие военные использовали эту пушку не по прямому предназначению, а в качестве пехотного орудия, укомплектовав им 17 батарей. Дополнительные щиты в Германию не поставлялись. В новой роли пушка М 15 завоевала не слишком лестную репутацию. Дело в том, что для пехотной артиллерии кайзеровской армии основным способом транспортировки являлась конная тяга, а для горного орудия этот способ рассматривался лишь как резервный. В итоге соединения отдельных узлов быстро разбалтывались, и орудие требовало ремонта. Кроме того, из-за узкой колеи (900 мм), также обусловленной требованиями к горной артиллерии, пушка была неустойчивой при буксировке.
В кайзеровской армии Gebirgskanone M 15 использовались в качестве пехотных орудий.
landships.inf
В армии веймарской Германии орудия GebK 15 остались на вооружении двух батарей (4-й и 5-й) 2-го дивизиона 7-го (Баварского) артполка, дислоцированного в Ландсберге-на-Лехе. В них числилось по четыре пушки, остальные попали на склады. В июне 1935 года в Мюнхене сформировали 1-ю горную бригаду, подчинив ей эти батареи, а вскоре на их базе развернули полноценный трёхбатарейный дивизион (1-й дивизион 69-го артполка). Когда в октябре 1936 года был сформирован трёхдивизионный 79-й горноартиллерийский полк, на его вооружение поступили снятые с консервации GebK 15 — разработка более современных горных орудий в Германии ещё не была завершена. В вермахте четырёхорудийная батарея GebK 15 насчитывала по штату 175 человек и 68 вьючных животных.
В дальнейшем парк GebK 15 пополнился за счёт орудий, захваченных при аншлюсе Австрии и оккупации Чехии (в последнем случае — 123 единицы), и к 1 сентября 1939 года насчитывал 254 экземпляра. Бывшие австрийские орудия получили обозначение GebK 15(ö), а чешские — GebK 15(t). В 1941 году появились трофейные югославские пушки, обозначавшиеся GebK 259(j), а в 1943-м — итальянские GebK 259(i). Наконец, в 1944 году немецкими трофеями стали несколько десятков орудий словацкой армии, захваченных после подавления Словацкого национального восстания.
Учения артиллеристов 79-го полка, 1938 год. Для облегчения передвижения по пересечённой местности с орудия GebK 15 снят щит.
Nowakowski T. Działa górskie Wehrmachtu 1935-1945 // Poligon – 2017. – №3
В вермахте орудия GebK 15 поступали на вооружение горноегерских дивизий. Артполк такой дивизии состоял из четырёх дивизионов, два из которых (по две батареи) комплектовались 75-мм горными пушками. Такую же организацию имели и артполки легкопехотных (с 1942 года егерских) дивизий. Кроме того, GebK 15 поступали в воздушно-десантные части. Из их состава они были вытеснены безоткатными орудиями, а в горноегерских и егерских дивизиях постепенно заменялись новыми 75-мм горными орудиями GebG 36. Орудия GebK 15 применялись 1-й горноегерской дивизией в Польской кампании и во время блицкрига на Западе, 2-й и 3-й дивизиями во время оккупации Норвегии, а также 5-й и 6-й горными дивизиями в ходе боёв в Греции и высадки на Крите весной 1941 года.
Самым крупным эксплуатантом 7,5 cm Gebirgskanone M 15 в 20-40-е годы являлась армия Италии. Во время Первой мировой эта страна захватила 392 такие пушки, а ещё 258 орудий и 55 стволов получила как репарации. Для выполнения репарационных поставок венграм пришлось даже возобновить производство М 15 на заводе в Дьёре. Наконец, в 1938 году Италия купила ещё 96 таких пушек чехословацкого производства.
Под обозначением Оbice 75/13 Mod. 1915 орудие поступило на вооружение как горной артиллерии в метрополии, так и колониальных войск. Пушка «75/13» выгодно отличалась от стандартного горного орудия итальянской армии времён Первой мировой (пушки «65/17») более мощным снарядом и наличием нескольких переменных зарядов. В то же время, пушка «65/17» являлась более мобильной: она умещалась на пяти вьюках, а «75/13» — на семи. Итальянцы даже наладили производство Оbice 75/13 Mod. 1915 на арсенале в Неаполе. Последний контракт на 500 таких орудий был выдан в 1941 году. В сентябре 1942 года, несмотря на понесённые потери, итальянская армия располагала 1213 орудиями «75/13», а в июне 1943-го только на вооружении частей первой линии находилось 550 этих артсистем.
Расчёт Оbice 75/13 из 5-й альпийской дивизии «Пустерия» во время учений в Доломитовых Альпах, 30-е годы.
Nowakowski T. Działa górskie Wehrmachtu 1935-1945 // Poligon – 2017. – №3
Одна батарея орудий «75/13» участвовала в гражданской войне в Испании. А вот во время войны с Абиссинией эти орудия применялись массово (в общей сложности 394 единицы). Во время Второй мировой войны 608 Оbice 75/13 Mod. 1915 участвовали в боевых действиях против Греции, а 72 артсистемы вместе с альпийскими дивизиями «Юлия», «Тридентина» и «Кунензе» попали на Восточный фронт.
После капитуляции Италии орудия «75/13» попали на вооружение частей армии Итальянской социальной республики (артполка альпийской дивизии «Монтероза», одного дивизиона дивизии «Литторио» и ряда более мелких частей), а также итальянских войск, сражавшихся на стороне союзников. Но и на этом история Оbice 75/13 Mod. 1915 не закончилась. После войны 203 орудия прошли ремонт в Туринском арсенале и поступили на вооружение альпийских бригад. Окончательно их сняли с вооружения только в 1964 году.
Оbice 75/13 на учениях в послевоенные годы.
alpini.torino.
В 50-е годы итальянцы создали для Оbice 75/13 специальный комплект лыж.
alpini.torino.i
Вполне естественно, что орудия М 15 остались на вооружении государств, образовавшихся после распада «Двуединой монархии». В Австрии такими пушками вооружили не только горно-артиллерийские дивизионы, но и часть подразделений обычной полевой артиллерии.
Зимние стрельбы австрийской горной артиллерии, 30-е годы.
Nowakowski T. Działa górskie Wehrmachtu 1935-1945 // Poligon – 2017. – №3
В Чехословакии пушку приняли на вооружение под обозначением 7,5cm horský kanon vz. 15. Молодая республика получила 58 бывших австро-венгерских орудий, ещё 240 поставила фирма «Шкода» в 1921–1924 годах. В первые месяцы после провозглашения независимости такие пушки активно применялись в боях с соседями — венграми и поляками. Горными орудиями вооружили бронепоезда «Брно», «Братислава» и «Генерал Штефаник», а весной 1920 года появились канонерские лодки OMd 1 и OMd 2, основное вооружение которых состояло из двух орудий vz. 15 на тумбовых установках (без щитов).
Канонерская лодка OMd 2.
vhu.
В межвоенный период орудия vz. 15 составляли основу вооружения 12 горных артиллерийских дивизионов (в каждом было по две батареи таких пушек). Находились они и на вооружении крепостной артиллерии. К осени 1938 года чехословацкая армия располагала 235 пушками vz. 15.
Учения чехословацкой горной артиллерии, 30-е годы.
palba.c
Изучение материальной части орудия 7,5cm horský kanon vz. 15.
delostrelectvocsarmady1918-1939.estranky.
После оккупации Чехии и провозглашения независимости Словакии последняя «унаследовала» 112 пушек vz. 15 — правда, 13 из них сразу же передали немцам. Большинство оставшихся орудий словаки до поры до времени отправили на склады — в строю осталось только 16 пушек, составлявших вооружение 1-го дивизиона 3-го артполка. «Быстрая» бригада, сформированная 25 июня 1941 года для участия в операции «Барбаросса», получила одну четырёхорудийную батарею пушек vz. 15. Позже в составе словацкой охранной дивизии, нёсшей службу на территории Украины и Белоруссии, появился дивизион таких пушек — 12 орудий. Всего же по состоянию на апрель 1944 года на Восточный фронт было оправлено 55 пушек vz. 15, из них 28 потеряно.
Венгрия также использовала орудия М 15, после модернизации присвоив им обозначение 7,5 cm Hegyi ágyú 15/31M. Помимо горной артиллерии, они применялись как полковые орудия в кавалерийских полках. Несколько М 15 попало на вооружение армии Албании, получившей их из Италии. Польша, заполучившая некоторое количество бывших австро-венгерских пушек, почти сразу же отправила их на склады, а после начала гражданской войны в Испании продала франкистам. В межвоенный период «Шкода» поставляла такие пушки Румынии, Югославии, Греции (по другим данным, эти три страны использовали только трофейные орудия — бывшие австро-венгерские, болгарские и турецкие), а также Афганистану и Колумбии.
Расчёт венгерской пушки 15/31М в минуты отдыха.
fortepan.
Венгерские пушки 15/31М по пути на фронт.
fortepan.h
Вероятно, не будет преувеличением назвать пушку 7,5 cm Gebirgskanone M 15 лучшим горным орудием времён Первой мировой. Спроектированное с полным учётом горных условий, оно удачно сочетало немалую огневую мощь и высокую подвижность. Пережив две мировые войны, изделие «Шкоды» во многих странах было списано лишь в 50-е годы, а в Италии дослужило до середины 60-х.
Тактико-технические характеристики 75-мм горной пушки Gebirgskanone M 15
- КАЛИБР, ММ — 75
- ДЛИНА СТВОЛА, ММ / КАЛИБРОВ — 1155/15,4
- МАССА В БОЕВОМ ПОЛОЖЕНИИ, КГ – 615
- ВЫСОТА В БОЕВОМ ПОЛОЖЕНИИ, ММ – 1258
- ШИРИНА ОРУДИЯ, ММ – 1118
- РАСЧЁТ, ЧЕЛ. – 7
- ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ УГОЛ НАВОДКИ, ГРАД. – 7
- ВЕРТИКАЛЬНЫЙ УГОЛ НАВОДКИ, ГРАД. – -9, +50
- МАССА ГРАНАТЫ, КГ — 6,3
- МАКСИМАЛЬНАЯ НАЧАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ СНАРЯДА, М/С – 350
- МАКСИМАЛЬНАЯ ДАЛЬНОСТЬ СТРЕЛЬБЫ, М – 8250
- ПРАКТИЧЕСКАЯ СКОРОСТРЕЛЬНОСТЬ, ВЫСТР./МИН — 6–8
Источник — https://warspot.ru/12223-orudie-dlya-gornoy-voyny
Разве так можно? Я ж слюной
Разве так можно? Я ж слюной захлебнусь!!!
БРАВО!
Не надо:) Я ещё за «новики»
Не надо:) Я ещё за "новики" не брался;)
+ за визуализацию, — за
+ за визуализацию, — за названия и линейно-возвышенные башни.
Ну чем вас не устроили
Ну чем вас не устроили линейно-возвышенные башни коллега? Костенко, если мне не изменяет мой склероз, предлагал крейсер с таковыми ещё будучи гардемарином году этак в 1904-1905.
Костенко, если мне не
А кто такой Костенко в 1906 году? И в любом случае выбор схемы расположения ГК дело не какого-то инженера, а военных которые были в большинстве настроены против линейно-возвышенного расположения.
Кстати, Костенко корабельный инженер (трюмный механник). Когда это он был гардемарином?
Костенко всего навсего офицер
Костенко всего навсего офицер от МТК непосредственно наблюдавший за строительством "Рюрика". Кто как не он лучше всех знает плюсы и минусы строящегося корабля? И его задача убедить не всех военных, а исключительного одного — Николая Оттовича фон Эссена;)
Будучи выпущен в 1904 году, звания гардемарина выпускник Морского инженерного училища Костенко не застал, но в 1906 году для выпускников училища вводятся звания корабельный гардемарин-судостроитель и корабельный гардемарин-механик. При этом броненосный крейсер с линейно-возвышенно расположенными в носу и корме башнями ГК был темой дипломной работы Костенко, блестяще защищенной. Так что и преподаватели училища такое предложение поддержат. буде в этом необходимость.
Костенко всего навсего офицер
Тем не менее решает не он, и даже никак не Эссен, который в то время лишь командир Минной дивизии (или даже учебного ее отряда, не помню).
Вот только в проекте Костенко башни были расположены не линейно-возвышенно, а на одном уровне — вот только 152-мм башни находились под стволами 203-мм.
«Смело пойдя на увеличение
"Смело пойдя на увеличение главного калибра с 203 мм до 254 мм и доведя число 152 мм орудий с 14 до 16, В.Костенко впервые в мировом кораблестроении применил линейно-возвышенное расположение орудийных башен. Это была новинка, которую американцы применили на дредноуте
"Мичиган" лишь в 1908 г. Благодаря такому размещению орудий дипломный крейсер В.Костенко имел
бортовой залп из десяти 152 мм и четырех 254 мм снарядов, который по мощи превосходило бортовой залп японской "Асамы" на 60%".
СИРЫЙ С.П. Председатель военно-исторической секции Дома ученых РАН, председатель секции истории Российского флота и историограф СПБ МС, заслуженный работник высшей школы России,
профессор, капитан 1-го ранга запаса.
В.Костенко впервые в мировом
Профессору Сирому стоило бы вспомнить "Анри IV", у которого действительно линейн-возвышенное расположение. А у Костенко — просто линейное.
Я конечно понимаю, что
Я конечно понимаю, что какой-то там профессор ни разу не авторитет. Тогда может послушаем самого Костенко?
Костенко В. П. На «Орле» в Цусиме. — Л.: Судпромгиз, 1955. Глава VII. Практика на судостроительных заводах:
"Вместе с тем при проектировании я впервые в судостроении применил расположение башенных установок в два яруса: концевыми башнями я принял двухорудийные 152-миллиметровые башни, а выше, во втором ярусе, поставил башни 254-миллиметровых орудий. Мощность бортового залпа при этом расположении получилась: четыре 152-миллиметровых орудия в концевых башнях; 6 таких же орудий в казематах; четыре 254-миллиметровых орудия в концевых башнях верхнего яруса".
Кроме того у Костенко во время строительства "Рюрика" сложились прекрасные отношения с Алексеем Николаевичем Крыловым (в 1900—1908 годах заведующий опытовым бассейном (его деятельность в этом качестве дала мощный импульс постановке научно-исследовательских работ в кораблестроении), в 1908—1910 годах — главный инспектор кораблестроения (начальник кораблестроительного отдела МТК и его председатель).
«Вместе с тем при
Тогда совершенно непонятно, почему 152-мм внизу, а 254-мм наверху? Против: больший вес 254-мм башен, и большее разрушительное воздействие их газов на крыши нижестоящих башен. 152-мм дали бы много меньшую нагрузку на крыши башен 254-мм. Здесь скорее самореклама Костенко или неверная формулировка — имелось в виду расположение ярусами стволов.
Кстати, коллега, почему вы все время пишете Гданьск? Он в то время Данцингом звался, в т.ч. и в России.
Коллега, лично знакомиться с
Коллега, лично знакомиться с дипломным проектом товарища Костенко возможности не имел. однако в свое время учился там же где и он, но в мое время это было ВВМИОЛУ им. Ф.Э.Дзержинского. На теории корабля нам говорили именно о линейно-возвышенном расположении артиллерии в его проекте БКр. А вот профессор Сирый благодаря своему положению вполне мог и ознакомиться не только с мемуарами советского кораблестроителя.
Да я его и Данцигом обзывал;)
Вот только в проекте Костенко
Коллега, а где вообще можно посмотреть что юнный эссер напроетировал? Слышал много восторженных отзывов, но самого проекта…
Коллега, а где вообще можно
Я тоже не видел. Описание расположения башен в оконечностях приведено в "На "Орле" в Цусиме". 2х2 254-мм, 2х2 и 12х1 152-мм. Бортовой залп получается из 4 254-мм и 10 152-мм. (Я в предыдущем комменте наврал — верхние башни не 203, а 254-мм). D — ЕМНИП 15000 т. На рассмотрение проекта (дипломного), Бирилев посоветовал увеличить средний калибр до 203-мм, так что в дальнейшем, видимо, линейное расположение башен отпало.
На Орле я читал… получается
На Орле я читал… получается концевые башни 6", а за ними 10"?
На Орле я читал… получается
Ну да. Но на том же уровне.
+ + + + +
++++++++++++++++++++
++++++++++++++++++++
Графика, как всегда сто Графика, как всегда сто плюсов. Конструкция : 1. Две ПМ, каждая под 15000 л/с, — а не слишком большая получится, нет в длину войдет, а вот высоту МТК не пропустит. У "Рюрика" длина кормового котельного отделения и МО ок. 35м, из них КО метров 12, остальные 23 метра на ПМ ? Не слишком ли много, даже для такой мощной машины, или всё-таки ПМ — три шт? 2. Высота корпуса от ВЛ до навесной палубы ок. 10м, у "Рюрика" РИ 6,5м. Куда вам столько ? Куча лишней брони по высоте, тяжёлые башни на большой высоте, может получится оверкиль. 3. Арта ПМК — 10 орудий, из них два на борт в самых важных носовых секторах, опять МТК проект не пропустит. 4. Сектора обстрела средних башен первого КР на противоположный борт стремятся к минимуму, учитывая близость шлюпок, труб и башни другого борта. 5. Скорость . 24,5 узла при 25000 л/с никак не получится. По простейшей кубической формуле относительно "Рюрика" РИ получается 22,8 узла, а у вас больше водоизмещение и коэффициент общей полноты( 0,55 против 0,527). Узла 22 наверное вытянет на 25000 л/с. Бой: подлодки атакуют ЛКР прямо на минном поле,… Подробнее »
Юра 27 по сравнению с
Юра 27 по сравнению с коллегой Андреем(который перекинул ок. 140 млн.руб. с 1915-17гг., на 1911-13гг.) Смысл лгать ? Надеетесь, что никто Ваши слова проверять не станет ?
Вы или слепой на оба глаза
Вы или слепой на оба глаза или ни разу неграмотный. Или может вдали от родины русский язык с английским стали путать ? Если последнее, то напоминаю : "ок." — это не окей, а сокращение от слова "около". Например- 124 млн., это около 140 млн.
Не кричите и не переходите на
Не кричите и не переходите на личности, в следующий раз просто не лгите. Так проще жить.
Коллега, а вы разницу в
Коллега, а вы разницу в обводах корпуса во внимание приняли? Согласно расчетам небезызвестного кораблестроителя Крылова, таран благополучно скушивал порядка 1,5-2 узла. И откель большее водоизмещение и коэфициэнт полноты? Водоизмещение соответствует РИ, а длина, при реальной ширине, больше на пять метров.
Подлодки на минном поле? Может таки корабли противника? А лодки где-то рядом? В непосредственной близости и точно зная координаты минных банок, ибо у них на глазах ставились. Всё-таки торпеды не 1904 года и дальность их хода поболее 600 метров.
"Мольтке" не на минном поле разворачивается, а не доходя до него. Поэтому и не подрывается. Или я написал что-то другое?
Машина в 27 килопони вполне нормально влезла в "Минотавр" длинной (вместе с тараном) в 158 метров( а так меньше 150м).
И высота борта от ватерлинии — около 7,5 метров. Где Вы 10м откопали?
Камни реального рюрика
Камни реального рюрика говорят, что с квалификацией у золотопогонных штурманов было не все гладко.
По мемуариям командира Баяна-2 вспоминается навскидку два эпизода.
1.Идут по счислению.Втают на якорь. Рассветает.Командир штурману — "Чето мы както близковато к минному полю.Метнись проверь.".Тот мечется в рубку, проверяет возвращается- "Мыне близковато, мы на нем".
2.Флагман перекладывает рули и чешет прямо на минное поле. на баяне поднимают кипеж — дудят во все флаги "ваш курс ведет к опасности!".оказалось- флагштурман маяк на берегу перепутал.
Лодка ( приче со слегка ненормальным командиром. Нормального рядом с минной банкой не будет) там будет крутиться если есть минимум пара жестких ориентиров на берегу.В противном случае ордена покойникам не нужны.
Коллега, потому АИ и пишется,
Коллега, потому АИ и пишется, что авторы недовольны РИ:)
А на ПЛ, по определению все командиры с прибабахом;) Тем более в то доброе время. И по счислению ходили, и вокруг минных полей и сетевых заграждений круги нарезали. Хотя по сравнению с подводниками КБФ в годы ВОВ всё это вообще детские шалости.
"Около Мемеля в 2:46 17 ноября "Friedrich Karl" подорвался на мине. Командир крейсера, полностью уверенный в том, что он атакован субмариной, начал разворот на минном поле и снова подорвался. Все корабли и суда, находившиеся недалеко, бросились на помощь. Они ходили по минам, но подорвался и затонул только пароход "Elbing-9". Тем не менее, даже после этого немцы продолжали считать, что это действия подлодки. Узнав об этом, адмирал Эссен выпустил специальный приказ по флоту, где поздравил с победой … подводников!"
Ну а анекдоты…
Поспорили штурман и механик у кого работа сложнее. И оба в грудь себя пяткой биють, что с работой опонента на раз справятся. Ну и поменялись местами. Первым не выдержал штурман. По внутренней связи покаялся, что держать даже минимальную скорость уже не может. На что услышал спокойный ответ с мостика: "Ну так уже третий час по суше идем".
Прям вот так просто — убрал
Прям вот так просто — убрал таран и плюс 2 узла ? Это в какой работе он такое высчитал ? 16930т — это что, полное ВИ ?
А какая у вас дистанция между ЛКР, чтобы немцы были уверены, что успеют развернуться до начала минного поля, при условии, что впереди идущий возможно подорвался на третьей-пятой линии минного заграждения ?
Лодки где-то рядом, это сколько в метрах , учитывая, что границы минполя фальшфейером не обозначены ? Дальность хода торпеды здесь ни при чём, англы на балтике по идущим кораблям мазали с пары сотен метров, а у вас по две торпеды в каждый попало.
ПМ по длине более чем входит, наоборот у вас избыточная длина МО — ок. 23 метров, зачем так много ? Я спрашивал, что с высотой ПМ, её размеры есть ?
Ок. 10 метров откопал на вашем боковом виде первого крейсера, померьте осадку — 7,9м, и померьте высоту борта от ВЛ и сразу всё откопается.
Не просто убрал таран:) Если
Не просто убрал таран:) Если вы заметили носовая часть полностью переработана в сторону максимального уменьшения лобового сопротивления.
Машины от БКр "Минотавр" — ширина около 23 метров, осадка 7,92 м, высота полубака 7,9 м.
Ужо неоднакратно говорилось — Скетчуп 3D-редактор и снятые с объемного изображения боковые виды благополучно искажают точные пропорции.
Мина сэра Уайтхеда образца 1911 года могла пробежать 2190 ярдов (1 ярд — 0,914 метра) на 44 узлах. И 6560 ярдов на 31 узле.
И где вы увидели минное поле? Минная банка — элемент минного заграждения, состоящий из нескольких мин, поставленных кучно. Определяется координатами (точкой) постановки.
Минные постановки подребовались для того чтобы не стрелять по "идущим кораблям". Оба пораженных торпедами ЛКр не имели хода. Двигающийся корабль от торпед уклонился.
Чтобы переработать под
Чтобы переработать под заявленную скорость понадобится как минимум бульб, а может ещё и пара небольших подводных крыльев.
Что ж за кетчуп такой ужасный, что так сильно искажает.Кстати, а разве сначала не норм. проекции рисуются, а потом уж кетчуп 3D дорисовывает ?
Да без разницы сколько ярдов и узлов, попасть с 12 кбт для подводников на "Барсах" большая проблема.
Без разницы,- банка, поле, ПЛ, тормозить и разворачиваться не зная от чего подрыв непрофессионально.
Не имели хода говорите, — в посту немного не так, хорошо, новая версия, -тогда зачем непораженный второй ЛКР остановился ? И зачем остановился первый, а вдруг это не мины , а атака ПЛ ?
Коллега, Google SketchUp 8
Коллега, Google SketchUp 8 ничего Сам не дорисовывает. Даже на вашей схеме ну ни разу не 10 метров, чуть более 8. Сама же программа вполне может указывать точные размеры — скрин вы наблюдали. Вопросы?
Да без разницы;) В "Зейдлиц" не попали. Уклонился. Начал маневрировать, как вы пожелали. Вылетел на мину. Потерял ход. Читать пробовали?
Кстати, не читали как немцы в начале войны свои ПЛ использовали? Почитайте и поймете, почему первая реакция "мины" ( более 10000 штук и больше не жалко), а не "торпеды".
Это конечно не сильно большие
Коллега, Вы конечно коммунист, но Бога-то побойтесь. Какие 140 млн? В период 1904-1913 г в РИ истрачено 338 млн, в АИ — 419 млн. Итого отклонение — 81 млн.
Да, подзагнул немного. По
Да, подзагнул немного. По вашей таблице — истрачено за 11-13гг в РИ(с Владиком) 182 млн., у вас 300 млн.,- перерасход 118млн.(а не 140). За 15-17г в РИ истрачено 171 млн, в АИ — 47,4 млн., недорасход 123,6 млн., что опять ни разу не 140 млн. Sorry, please, память подвела, помнил только что много было.
Да ничего, бывает. Просто у
Да ничего, бывает. Просто у меня в период 1904-1910 включительно вышла чистая экономия — в РИ 154 млн, а в АИ — 118,6 млн. Т.е. будущая дыра 11-13 гг финансировалась не только переносом затрат с14-17 гг, но и в счет экономии 04-10 гг.
Но вообще, таки да, в графики РИ я не уложилси
Тоже бывает, можно
Тоже бывает, можно постройку двух ЛК к 17 году сдвинуть(второй Моонзунд). Я же попрубую к новому году в АИ уложится в РИ средства, так, чтобы оба Моонзунда выиграть и чтоб на батареи немного осталось в 12 году.
Я же попрубую к новому году в
Я же попрубую к новому году в АИ уложится в РИ средства
Уверен, получится, раз у Вас 124 млн., это около 140 млн. Не будет хватать до миллиарда сто двадцать миллионов, так и пишите оппонентам, что восемьсот восемьдесят миллионов — это "ок" миллиарда целковых, а посему денег хватит на всё.
Удачи !:)
Удачи !:)
+++ коллега, красиво однако +++ коллега, красиво однако конструктивная критика 1.по телескопам на острове. Влага от моря — линзы будут постоянно в воде. не факт- что вообще есть такие телескопы на островах.Хотя не уверен. шведская пресса поднимет визг и кто надо сообразит про астрономов 2.схема скорее ромбическо-диагональная. если по схеме- на борт всеми орудиями стрелять не сможет- тупо не повернет изи трубы и всяческих баркасов. да оно и к лучшему-палуба целее будет. 3.якоря на Рюрике адмиралтейские который не вставляется в клюз а висит сосиской. Как он так под углом висит непонятно.имеет смысл сменить на более современный.также непонятно как верпы укладывать.лебедок не вижу. 4.3-4 часа хода под форсажем это крутовато. Документально что знаю- это в описании амеровского "Кирсарджа" дается два часа под форсажем. лично я больше чем на час не рассчитывал. 5. 25000 лс. — это тоже крутовато.Хотя и возможно в пределах конструкции.Если вспомнить что 1/4 котлов у реального "рюрика-2" была вроде как в резерве.но из минусов- ЭУ станет не совсем надежна. 6.имеет смысл установить более совершенные котлы типа торникрофта или Уайта-Форстера с гнутыми трубками либо оставить Бельвилля. Оно да. Ярроу трубки как карандаши прямые и их просто облуживать и делать. но строить корабль за границей и не поставить более совешенные… Подробнее »
1. По левому борту. что
1. По левому борту. что подумают и кто узнает — их личное дело. Главное до начала войны аланды демилитаризованная зона и мы в эти соглашения формально укладываемся.
2. Можно;) Против часовой стрелки башни поворачиваются на противоположный борт без проблем. Но критически мал угол наводки в таком положении. Поэтому — следующая серия кораблей.
3. Ну я ещё и швы между отдельными бронеплитами и листами обшивки, и заклепки не нарисовал;)
4.5.6. На такой мощности можно и десять часов, это я так — поскромничал. СУ от БКр "Минотавр" 27 килопони стандартная мощность на 1905-1908 годы.
7. Фирма "Виккерс" при заказе последующих крейсеров у неё грозила неслабыми скидками:)
Можно, но в году так 1915. ато обвинят в притягивании за уши;)
2.Ну мож быть.Но при
2.Ну мож быть.Но при практической стрельбе никто на себя грех не возьмет.В колпаках башен так понимаю наводчик и командир. Им будет капец.
http://army-news.ru/images_stati/linkory_Aiova_1.jpg
456
Если СУ Минотавра за основу- то пустьбы и было 27000 и.л.с номинал 30000 на форсаже(пару часов).
Однако.
Минотавры строены на такой стандартной казенной троице верфей- Чатем, Пембрук, Девенпорт. Кто им делал отливки машин ( а оснавно праблэм будет с цилиндрами низкого давления- они будут большие)- это хз навскидку. Возможно что на самих вервях. Не факт что Виккерс сможет повторить сходу. Харлэнд энд Вульф ( будущие авторы титаника)- ну мож быть.
В минотаврах стоят котлы со смешанным отоплением ( так понимаю одновременно с эдуардами опыты на крупных кораблях). Русский флот пока на других не увидит что все это работает ( у себя чет нифига не работала эта бодяга) — на такие опыты не пойдет .
Ну не всё так уж
Ну не всё так уж страшно
.
Поэтому и не беру СУ в штатном варианте. А для РИ "Рюрика" машины "Виккерс" сделала прекрасные. Ну а уж для последующей серии такие ПМ на фоне турбин совсем не хайтек
.
+++
А почему «Рюрик» имеет
+++
А почему "Рюрик" имеет 152-мм орудия? Вроде бы на 130-мм перешли. Ну или под конец войны уж точно бы перешли.
БРАВО!
этот пост, на мой
БРАВО!
этот пост, на мой взгляд,. являет собой редчайший пример полного великолепия по всем направлениям: графика, хужожественный стиль, техническая и историческая грамотность
И опять наблюдатели в
И опять наблюдатели в противогазах, а оптика дальномера закопчена дымом из труб. Поставьте , наконец, "кастрюлю" нормально,- между рубкой и первой трубой !
(Тема не указана)