Андрей Харук. 21-см мортира vz. 18 — орудие, опоздавшее на Первую мировую
21-см мортира vz. 18 находится как бы в тени своих более известных «старших сестёр» – 30,5-см мортир М 11 и М 16. Тем не менее, это орудие заслуживает внимания. Созданное с учётом опыта применения тяжёлой артиллерии в Первой мировой войне, оно послужило отправной точкой для проектирования целого ряда арстистем «Шкоды» в межвоенный период.
30,5-см мортиры «Шкоды» в годы Первой мировой зарекомендовали себя с самой лучшей стороны, но их применение против многих целей было весьма расточительным. Военным требовалось орудие, способное занять нишу по огневой мощи между 30,5-мм мортирой с её 300-кг снарядом и 15-см тяжёлой полевой гаубицей, чей снаряд весил 42 кг. В этой нише имелась лишь 24-см мортира М 1898 – устаревшая и малоподвижная артсистема, уже не отвечавшая требованиям времени. «Источником вдохновения» для австро-венгерских специалистов послужила немецкая 21-см мортира Mrs 10. Орудие, стрелявшее 114-кг снарядами на дальность до 9,4 км, было сравнительно лёгким (около 7 т), в то время как М 1898 весила более 9 т, а дальность её стрельбы не превышала 6,5 км.
Поначалу конструкторы «Шкоды» попытались, что называется, «наступить на горло собственной песне». Они скопировали основные решения, заложенные в конструкции Mrs 10, включая двухколёсный лафет со щитом. Даже калибр выбрали аналогичный – 21 см (точнее, 211 мм), чтобы можно было использовать немецкие снаряды. Впрочем, пренебрежение собственной, проверенной на практике философией создания тяжёлых артсистем сыграло с конструкторами злую шутку. Срочно изготовленные в 1916 году два прототипа с треском провалили фронтовые испытания. Военные потребовали дать им мортиру, похожую на 30,5-см М 16, но полегче, и в этот раз конструкторы успешно справились с заданием. Правда, из-за большой загруженности конструкторского отдела «Шкоды» проект 21-см мортиры М 18 был готов лишь к середине 1918 года, а до конца войны удалось изготовить только два прототипа. В серийное производство орудие попало уже после распада Австро-Венгерской монархии.
В начале 1919 года Министерство национальной обороны Чехословакии подтвердило заказ на 18 орудий (включая прототипы), получивших обозначение 21 cm těžký moždíř vz. 18. Предполагалось, что все орудия будут сданы к концу 1919 года, но выполнение заказа почти сразу затормозилось из-за требований военных приспособить мортиру для транспортировки в горах. Это потребовало предусмотреть возможность разборки орудия на пять частей (вместо штатных двух). В итоге в 1919 году военные получили лишь одну мортиру (№3), а в 1920 году – ещё одну (№4). Вместе с прототипами они прошли интенсивные испытания. Наконец, в 1921 году Министерству национальной обороны передали 17 орудий с номерами от 2 до 18 (в это число попали второй прототип и две первые серийные мортиры, прошедшие ремонт).
Содержание:
Конструкция
Если германские 21-см мортиры внешне напоминали сильно увеличенные полевые орудия, то новое орудие «Шкоды» являлось уменьшенным вариантом 30,5-см мортиры. Транспортировка осуществлялась раздельной возкой с применением мехтяги, а для ведения огня требовалась подготовка позиции – отрывка котлована под основание мортиры. Германская 21-см мортира транспортировалась одной повозкой, но конной тягой, для чего запрягали десять лошадей самой сильной породы. Кроме того, она вела огонь с колёс, не требуя трудоёмкой подготовки позиции. Это преимущество с лихвой перекрывалось большей маршевой скоростью изделия «Шкоды» и возможностью вести круговой обстрел.
Ствол мортиры vz. 18 длиной 14 калибров состоит из внутренней трубы и двух кожухов. Затвор – горизонтальный клиновидный. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката и пневматического накатника. Длина отката – постоянная, 640 мм.
Транспортировка мортиры vz. 18 осуществлялась двумя повозками: на одной перевозилось основание, на второй – лафет со стволом. Упоминавшийся «горный» вариант перевозки предусматривал разборку орудия не на две, а на пять частей: ствол, люльку, лафет и две части основания (по некоторым данным, в таком варианте изготовили лишь 2 орудия из 18).
Установка мортиры vz. 18 на позиции требовала отрывки котлована под основание и могла занимать до 3 часов. Расчёт орудия состоял из 11 человек. Боекомплект орудия состоял из нескольких типов снарядов: фугасных vz. 16, vz. 16/26 и vz. 35, а также бронебойных vz. 35.
В качестве тягачей в батареях, вооружённых мортирами vz. 18, использовались двухосные неполноприводные машины «Шкода» U (мощностью 50 л.с.) либо «Шкода» Z (80 л.с.), концептуально подобные австро-венгерскому тягачу «Аустро-Даймлер» М 17.
Служба
В начале 20-х годов орудиями vz. 18 вооружили первые дивизионы 303-го и 305-го артиллерийских полков («мортирных»), входивших в состав 1-й тяжёлой артиллерийской бригады (с 1935 года – Командования наземной артиллерии). Каждый дивизион состоял из двух батарей по два орудия, то есть, в строю находились восемь мортир, а остальные поместили на склады в качестве мобилизационного резерва. В соответствии с принятой доктриной, в случае войны предполагалось придавать батареи мортир пехотным дивизиям.
После расформирования 304-го артиллерийского полка его материальная часть (15-см гаубицы vz. 15) были переданы 303-му полку, а все мортиры сосредоточили в 305-м полку. Для его размещения в городе Табор построили новые казармы и артиллерийский парк. При объявлении мобилизации на базе 305-го полка разворачивался ещё один, получивший номер 304.
Во второй половине 30-х годов Чехословакия разворачивала программу обновления своей артиллерии. Замена мортир vz. 18 приоритетной не являлась и была отнесена на более поздние сроки. Надо сказать, что мотивы принятия такого решения были чисто финансовыми, а не техническими – «Шкода» имела в своем «портфолио» достаточно современную 220-мм мортиру, поставлявшуюся в Югославию (М 28) и Польшу (wz. 32). Однако средств на закупку таких систем для собственной армии не нашлось, и в Чехословакии предприняли попытку ограниченной модернизации мортиры vz. 18. Фактически она свелась к повышению подвижности орудия путём замены колёс со сплошными шинами на пневматики. До 1939 года доработали лишь один комплект (две повозки – основания и лафетно-ствольную).
С объявлением 23 сентября 1938 года мобилизации чехословацкой армии 305-й артполк развернул два дивизиона 21-см мортир – I/304 и I/305. Их организация оставалась неизменной: в каждом имелись две двухорудийные батареи – таким образом, в строй поставили лишь 8 мортир из имевшихся 18. Причины этого объяснялись в рапорте командира 305-го артполка от 1 октября 1938 года. В полку не хватало исправных тягачей, но более веской причиной оказалось неприбытие значительной части приписного контингента – в 305-м полку он состоял преимущественно из лиц немецкой национальности.
Дивизионы 21-см мортир находились на предполагаемом главном направлении удара вермахта – в районе Брно. Дивизион I/304 расположился в Славкове, а I/305 – в Босоногах (ныне – юго-западная окраина Брно). Мощные мортиры могли усилить оборону чехословацких дивизий, но, как известно, до боевых действий не дело дошло.
После Мюнхенского соглашения правительство Чехословакии фактически отказалось от защиты остатков своего суверенитета вооружённым путем. Огромные массы вооружений, включая и тяжёлые мортиры, в один момент стали излишними, и правительство начало поиск потенциальных зарубежных покупателей. Интерес к мортирам vz. 18 проявили несколько стран, но единственным реальным покупателем являлась Германия. Стремление нацистов заполучить эти орудия диктовалось несколькими мотивами. Во-первых, вермахту остро не хватало тяжёлых осадных орудий, необходимых для штурма укреплений в планировавшейся войне. Во-вторых, Германия стремилась не допустить попадания отличных артсистем «Шкоды» в руки потенциальных противников Третьего рейха.
Итогом переговоров стало подписание сделки между Чехословакией и Германией о продаже крупных партий вооружения на сумму 545 млн крон. Её частью являлась продажа мортир vz. 18 – 18 орудий, двух запасных стволов и 6896 снарядов на сумму немногим более 60 млн крон. Впрочем, пока шли переговоры, судьба Чехословакии была решена, и после оккупации Чехии все мортиры (равно как и другое оружие) достались вермахту совершенно бесплатно.
В вермахте мортире vz. 18 присвоили обозначение kurzer 21 cm Mörser (t) – «21-см короткая мортира чешского образца». К началу Второй мировой войны немцы располагали 22 такими орудиями и 6900 снарядами. Если вторая цифра сомнений не вызывает, то первая явно является ошибочной – как мы уже упоминали, к началу 20-х годов изготовили всего 18 мортир vz. 18, после чего их производство прекратилось.
В кампании на Западе мая-июня 1940 года орудия kurzer 21 cm Mörser (t) не участвовали – как известно, штурмовать линию Мажино немцам не пришлось. Вследствие массовых поставок новых 21-см мортир Mrs 18 (в 1940 году было изготовлено 275 таких артсистем) боевое значение их чехословацких аналогов резко снизилось. Поэтому kurzer 21 cm Mörser (t) отправили на второстепенный театр военных действий – в оккупированную Норвегию, где включили в состав береговой артиллерии. Известно, что чехословацкими мортирами вооружили пять трёхорудийных стационарных батарей HKB (Heeres-Küsten-Batterie), имевших номера 955, 956, 957, 958 и 959.
К марту 1945 года вермахт располагал в Норвегии 17 орудиями kurzer 21 cm Mörser (t), но к ним имелось всего 183 снаряда. Вскоре после войны все мортиры были порезаны на металлолом, за исключением одного экземпляра, попавшего в музейную экспозицию.
Мортира vz. 18 является образцом тяжёлого орудия, созданного с учётом уроков Первой мировой войны. Однако на ту войну мортира опоздала, а к началу Второй мировой успела устареть, поэтому в боях практически не участвовала.
Тактико-технические характеристики 21-см мортиры vz. 18:
Источник — https://warspot.ru/14189-orudie-opozdavshee-na-pervuyu-mirovuyu