Статья Кирилла Рябова с сайта TOPWAR.
Содержание:
В 1942 году на снабжение армии США поступил амфибийный транспортер DUKW. Эта машина хорошо показала себя во время Второй мировой войны и использовалась несколькими странами. К началу пятидесятых годов этот образец устарел и потребовал замены. Итогом последовавших конструкторских работ стали несколько опытных образцов. Наибольший исторический и технический интерес представляет опытная амфибия XM-158 Drake.
Потребности и предложения
Существующая амфибия DUKW при снаряженной массе 6,2 т могла брать на борт 2250 кг груза. Машина хорошо держалась на воде и развивала скорость порядка 8-10 км/ч. Однако к концу сороковых годов армию США перестали устраивать такие характеристики. Изначально эту проблему решили при помощи переработки корпуса и более мощного двигателя. Получившаяся амфибия XM-147 Super Duck могла брать 4 т груза, а на воде разгонялась до 10-12 км/ч. Однако и это сочли недостаточным, из-за чего XM-147 не пошла в войска.
В середине пятидесятых годов компания General Motors Canada (GMC), ранее создавшая DUKW и ее модернизированный вариант, предложила новый проект амфибийного транспортера. В нем предлагалось кардинально переработать существующую конструкцию и внедрить целый набор новых технических решений. Все это позволяло поднять грузоподъемность до 8 т и нарастить подвижность.
Новый образец получил рабочее обозначение GMC XM-158 (в некоторых источниках встречается ошибочное написание XM-157). Также использовалось имя Drake («Селезень») – это был намек на прозвище серийной DUKW, которую по созвучию именовали «Уткой».
Для увеличения грузоподъемности перспективный «Селезень» нуждался в целом наборе нововведений. В GMC практически с нуля разработали корпус-лодку, создали новый вариант силовой установки и трансмиссии, а также ходовую часть и винтовую группу, отвечающие новым требованиям. В итоге Drake имел лишь минимальное внешнее сходство с предшественниками, но при этом должен был показывать преимущества перед ними.
Особенности конструкции
Амфибия XM-158 строилась на основе нового корпуса-лодки с характерными обводами. Корпус выполнялся из стальных и алюминиевых деталей, соединенных сваркой и клепкой; все швы герметизировались специальной пастой. Корпус получил изогнутую нижнюю лобовую деталь, над которой помещалась почти горизонтальная «палуба». Имелись вертикальные борта с усилением и вертикальный кормовой лист. В бортах находились ниши под колеса. Центральная часть днища образовывала тоннель для агрегатов.
По компоновке XM-158 напоминал предыдущие амфибии. В передней части корпуса поместили силовую установку. Разные агрегаты трансмиссии находились рядом с двигателем, под полом кабины и под грузовой площадкой. Позади моторного отсека расположили места экипажа и пост управления. Почти весь прочий объем корпуса отдавался под «бортовой кузов». За ним имелась небольшая площадка для различных устройств.
Расчеты показали, что «Селезень» нуждается в силовой установке повышенной мощности. Этот вопрос решили при помощи двух дизельных двигателей GMC-302-55 мощностью по 145 л.с. с собственными трансмиссиями. Потоки мощности не объединялись, что упростило конструкцию. Каждый двигатель соединялся с собственной автоматической коробкой передач марки Alisson с 12 скоростями. За ней находилась раздаточная коробка с двумя передачами, а также двухскоростная коробка отбора мощности.
Левый двигатель приводил в движение колеса первой и третьей оси, правый – второй и четвертой. Также двигатели отвечали за работу двух гребных винтов. На хорошей дороге предлагалось использовать только правый двигатель и иметь колесную формулу 8×4. На мягком грунте следовало заводить и левый мотор, получая формулу 8×8. На воде должны были работать оба двигателя, приводящие два винта.
Особая силовая установка отличалась высоким расходом топлива – порядка 90 л на 100 км. В корпусе разместили четыре бака общей емкостью 636 л, объединенных в общую топливную систему.
Ходовая часть включала четыре оси с независимой пневматической подвеской колес. В качестве упругого элемента использовался усиленный резиновый баллон со сжатым воздухом. За счет изменения давления в баллоне можно было регулировать клиренс и жесткость подвески. Кроме того, такая подвеска позволяла подтягивать колеса вверх при движении на воде, немного снижая сопротивление. Ходовая включала восемь односкатных колес размера 14.75-20.
Под кормой корпуса помещался качающийся в вертикальной плоскости блок с двумя гребными винтами. На суше он поднимался, оберегая винты от повреждений. На воде блок опускался в рабочее положение. Отдельный руль отсутствовал. Управление на воде выполнялось при помощи передних поворотных колес и за счет дифференциального изменения оборотов двух винтов. На носу корпуса предусматривался волноотражательный щиток.
Кабина для XM-158 была похожа на оснащение предыдущих машин. Спереди водителя и командира прикрывало наклонное ветровое стекло с узкими крышей и бортовым остеклением. Водителя находился слева и имел все нужные органы управления. На посту управления расположили рулевое колесо, педали для управления двумя двигателями, а также целый набор рычагов от всех коробок трансмиссии и средств контроля за винтами.
Основную часть «палубы» занимала ровная грузовая площадка. В ее настиле предусматривались люки для доступа к внутренним агрегатам машины. Площадка длиной около 7 м и шириной менее 2 м могла принять до 8 т груза (на суше). Грузоподъемность при движении на воде сокращалась сообразно метеоусловиям.
Перед кабиной и позади «палубы» имелись многочисленные крепления для различного оснащения. Амфибия несла шанцевый инструмент, ЗИП и различное имущество. На корме, по образцу DUKW, сохранили лебедку. При помощи дополнительных дуг машину можно было оснастить съемным тентом для защиты экипажа и груза.
Изначально транспортер XM-158 Drake не имел собственного вооружения. В дальнейшем, после принятия армией, он мог получить пулемет для самообороны. Экипаж и десант тоже должен был располагать личным оружием.
Общая длина амфибии составляла 12,8 м – почти на 3,5 м больше чем у DUKW. Ширина – 3,05 м, высота по рудиментарной крыше – 3,3 м. Снаряженная масса определялась в 14 т. При максимальной нагрузке 8 т полная масса достигала 22 т. На шоссе амфибия разгонялась до 70 км/ч, на воде – до 14 км/ч. Запас хода по суше – 700 км.
Неудача «Селезня»
В 1956 году компания GMC построила опытный образец нового амфибийного транспортера. В части источников упоминается, что машина Drake так и осталась в одном экземпляре. Согласно другим материалам, было построено несколько таких прототипов. Так или иначе, число «Селезней» было минимальным, но достаточным для проведения испытаний.
В ходе испытаний опытный образец (образцы) подтвердил основные ходовые характеристики. Машина резво перемещалась по суше, как по шоссе, так и по пересеченной местности, преодолевая различные препятствия. Сравнения с серийной амфибией DUKW наглядно показали преимущества нового образца. «Селезень» успешно преодолевал препятствия, на которых более легкая, но менее мощная «Утка» попросту застревала.
Характеристики грузоподъемности полностью подтвердились, и в этом отношении машина XM-158 опережала все существующие амфибии американского производства. Она брала столько же груза, сколько две Super Duck или четыре серийных DUKW.
Однако не все особенности нового XM-158 устроили армию. Прежде всего, раскритиковали чрезмерно сложную силовую установку и трансмиссию, а также крайне неудобные системы управления. Так, отсутствие механической связи между двигателями не позволяло синхронизировать обороты. Это не было проблемой на суше, но затрудняло движение по воде. Разница оборотов затрудняла сохранение курса; водителю приходилось постоянно подруливать и контролировать работу двигателей. Управление силовой установкой и трансмиссией на всех режимах затруднялось эргономикой кабины: рядом с водителем находилась целая батарея рычагов разного назначения.
Таким образом, получившаяся амфибия имела достаточно высокие характеристики и превосходила аналогичные разработки. Однако ценой этого была чрезмерно сложная и дорогая конструкция ключевых агрегатов, а также различные затруднения эксплуатационного характера. Вероятно, конструкторы GMC могли бы избавить свою разработку от выявленных проблем, однако это было слишком сложно. По сути, требовалась кардинальная перестройка силовой установки и трансмиссии, способная затронуть другие системы.
Такую переработку проекта посчитали нецелесообразной. Амфибия XM-158 Drake не поступила на вооружение США. Недоведенную машину с массой проблем не стали предлагать зарубежным заказчикам. Таким образом, прототип (или прототипы) остался в одиночестве.
После испытаний
Согласно разным данным, в дальнейшем опытный «Селезень» использовался в качестве платформы для отработки новых решений. Позже его продали коммерческой компании. В течение нескольких лет уникальная машина возила туристов где-то на Западном побережье США. По всей видимости, в этой роли она выработала остатки ресурса, после чего отправилась на утилизацию. В отличие от XM-147 Super Duck, ни один образец XM-158 не сохранился.
В пятидесятых годах компания GMC предприняла две попытки создания амфибийного транспортера для замены устаревшего DUKW, и ни одна из них не увенчалась успехом. Проект XM-158 Drake остановился из-за излишней сложности конструкции и нецелесообразности ее совершенствования. Впрочем, армия США не осталась без амфибий. Параллельно с GMC новые образцы разрабатывали другие компании, и их проекты оказались более удачными.
источник: https://topwar.ru/163200-amfibijnyj-transporter-xm-158-drake-selezen-dlja-zameny-utki.html