0

АльтФлот СССР. Эпизод 4. Новая надежда.

АльтФлотСССР Эпизод 4.1 Полтава

 Реальная история: западная граница СССР

1 сентября 1939 года Германия напала  на Польшу.

С 17 сентября — 29 сентября 1939 года производился  Польский поход РККА  — военная операция Рабоче-крестьянской Красной армии в восточных областях Польши, вошедших в её состав по итогам Рижского мирного договора 1921 года, и в Виленском крае, преобразованном в Виленское воеводство, находившемся под управлением Польши с 1923 года.

В результате операции под контроль СССР перешла территория площадью 196 тыс. кв. км. (50,4 % территории Польши) с населением около 13 млн человек.. Территория Виленского края вместе с Вильно была передана Литве согласно «Договору о передаче Литовской Республике города Вильно и Виленской области и о взаимопомощи между Советским Союзом и Литвой», подписанному 10 октября 1939 года. Территории, относимые СССР к Западной Украине и Западной Белоруссии, в результате организованного при участии советской стороны «народного волеизъявления» были «воссоединены» с УССР и БССР соответственно в ноябре 1939.

 Перед началом войны между Германией и СССР войска РККА были выдвинуты на позиции, удалённые на 200—300 км от оборудованных для обороны, с низкой пропускной способностью сети транспортных коммуникаций и отсутствием необходимой военной инфраструктуры (аэродромы, топливохранилища, склады), отвечающей условиям современной для того периода войны, и территорией, населённой преимущественно нелояльным к советской власти местным населением.

С 28 сентября по 10 октября 1939 года СССР заключил договоры о взаимопомощи с Эстонией, Латвией и Литвой, согласно которым эти страны предоставили СССР свою территорию для размещения советских военных баз.

15 октября 1939 года нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов утвердил «Базирование кораблей КБФ на порты Эстонии и Латвии на 1939–1940 гг.». Уже 11 октября 1939 г. в Таллин пришли первые советские корабли — лидер «Минск», эсминцы «Гордый» и «Сметливый», а два дня спустя в Палдиски прибыли плавбаза «Кронштадт» и дивизион подводных лодок. 15 октября в Таллин прибыла эскадра КБФ в составе линкора «Октябрьская Революция» (флаг командующего флотом), крейсера «Киров», эсминцев «Гневный», «Грозящий» и «Стремительный», четырех сторожевых кораблей и др., всего 12 вымпелов.

АльтФлотСССР Эпизод 4.1 Полтава

22 октября по приказу наркома ВМФ крейсер «Киров» под флагом командующего эскадрой КБФ флагмана 2 ранга Н.Н. Несвицкого в сопровождении эсминцев «Сметливый» и «Стремительный» перешел в Либаву.

После принятия в июле 1940 г. Эстонской и Латвийской республик в состав Советского Союза,, а также подписания мирного договора с Финляндией КБФ получил ряд портов, выдвинутых к устью Финского залива, и на побережье Балтийского моря — Либава, Виндава, Рига, Ханко, Палдиски, Таллин, Выборг.

Большое увеличение протяженности морской границы требовало развертывания береговой обороны в новых районах базирования флота. Такие пункты, как Либава, Виндава, Ирбенский пролив, острова Моонзундского архипелага, Ханко, Биорке, совершенно не имели обороны с моря.

К началу войны программа строительства береговой обороны не была закончена. Ряд батарей заканчивался строительством в ходе войны. Круговая оборона островов и батарей, которая понадобилась во время войны, не была предусмотрена.

К летней кампании 1941 г. работа в указанных направлениях была в полном разгаре, но для завершения ее требовалось время — около двух лет.

В июне 1940 года в результате подписания Пакта Молотова-Риббентропа Румыния была вынуждена уступить Бессарабию и Северную Буковину СССР. В результате была образована Молдавская ССР.

 

http://rkka.ru/oper/moon/main.htm

 

http://lib.rus.ec/b/253277/read

 

 

Альтернативная история

В сентябре 1939 года СССР воздержалось от перехода советско-польской границы, и повергнутая немцами Польша не увидела ни одного советского солдата на своей территории.

С 28 сентября по 10 октября 1939 года СССР заключил договоры о взаимопомощи с Эстонией, Латвией и Литвой, согласно которым эти страны предоставили СССР свою территорию для размещения советских военных баз. Всего на зарубежной территории было организовано три ВМБ – в Либаве (ныне – Лиепая), Риге и Таллинне. По итогам мирной Балтийской конференции в декабре 1939 года,  к СССР отошли острова Моонзундского архипелага.

Более вплоть до  роковой даты 22 июня 1941 года СССР не вел военных действий и территориальных захватов. Не была образована ни Молдавская ССР, ни Прибалтийские республики.

Вместо строительных и дорожных работ на территории Западной Белоруссии и Западной Украины, а впоследствии в Прибалтийских республиках  СССР  продолжило лихорадочными темпами наращивать темпы приведения в боевую готовность своих «Укрепленных районов» на западной границы, а на Балтике – вместо укрепления новой береговой линии и инфраструктурных проектов сосредоточилось на создании Моозундского укрепленного района, ставшего образцом фортификационного искусства 40х годов 20 века.

 

На море в октябре 1939 года отмеченные в приказе на перебазирование надводные корабли, подводные лодки, тральщики, суда обеспечения заняли предусмотренные военные базы.

Ядро флота осталось в Ленинграде.

В Таллинн и Ригу перешли небольшие отряды, каждый из которых состоял из двух эсминцев типа Портер-Бис, одного шлюпа типа Новик-Бис и двух СКР «Ураган-бис», пяти тральщиков, нескольких танкеров  и судов обеспечения. Подводные лодки и подводные минные заградители, сопровождаемые двумя СКР, шлюпом и плавбазой, заняли Либаву. Для проживания краснофлотцев в каждый из трех портов были поставлены по два пассажирских лайнера для проживания. Члены семей моряков остались в СССР. Быт на заграничных военных базах был организован так, чтобы в срок 4 часа все были готовы сняться с якоря и выступить по указанному маршруту.

 

 

Ленинград

Таллинн

Рига

Моозунд

Либава

Итого КБФ

Всего РККФ

доля КБФ в РККФ

Линкоры типа Севастополь

2

 

 

 

 

2

3

67%

Крейсера типа Светлана

1

 

 

 

 

1

3

33%

Эсминцы типа Портер-бис

4

2

2

 

 

8

32

25%

Шлюпы типа Новик

1

1

1

1

1

5

17

29%

СКР типа Ураган-бис

4

2

2

2

2

12

48

25%

Охотники за подводными лодками

9

4

4

4

4

25

100

25%

Тральщики

30

5

5

5

5

50

200

25%

Подводные лодки

30

 

 

10

10

50

200

25%

Подводные минные заградители типа «Калев»

 

 

 

 

20

20

40

50%

Торпедные катера

30

 

 

20

 

50

200

25%

Пехотно-десантные корабли

15

 

 

10

 

25

100

25%

 

 

 

На островах Моозундского архипелага соорудили  хорошо замаскированную базу торпедных катеров и подводных лодок, которую прикрывал шлюп и два сторожевых корабля типа Ураган-Бис. Была предусмотрена возможность маневра наличными силами и средствами с использованием пехотно-десантных кораблей. На острове был оборудован современный аэродром. Оборону архипелага взяла на себя стрелковый корпус РККА в составе трех стрелковых дивизий, усиленный артиллерией и, на крупных островах, танками. К маю 1941 года строительство долговременных защитных сооружений Моозундского укрепленного района было в основном завершено.

 

К южному побережью архипелага на понтонах привели корпус сгоревшего в 1919 году линкора Полтава, на который в Ленинграде предварительно вернули две орудийные башни (две другие к тому моменту украшали собой Ворошиловскую батарею на дальнем востоке). Корпус затопили у берега, а палубу и погреба боеприпасов 305 мм башен и барбеты укрепили бетонном. У корпуса намыли земснарядом стену из грунта, для предохранения от торпед противника.

Командно — дальномерные посты для двух башен главного калибра, а также приборы управления зенитным огнем расположили отдельно от батареи, на возвышенностях островов

Как и холодная вода для бытовых нужд, так и перегретая вода для отопления в зимнее время подавалась по трубам с берега. Горячей воды для душа и кондиционирования предусмотрено не было. Сброс фекальной канализации проводился прямо в море. Электроэнергия вырабатывалась в нескольких котельных на берегу, и передавалась на батарею в бронированном кабеле в земле на глубине 2,5 метра

Несамоходная неплавучая плавбатарея была оснащена 20 спаренными 40мм Бофорсами и 5 спаренными 127*38мм американками. Впоследствии немцы назвали батарею «Кузница вдов» по эффекту, который батарея оказала на пилотов Люфтваффе, безуспешно атаковавших острова в 1941 году.

 АльтФлотСССР Эпизод 4.1 Полтава

 

Реальная история

14 апреля 1938 года в Хельсинки, в посольство СССР в Финляндии, прибыл второй секретарь Борис Ярцев. Он встретился сразу с министром иностранных дел Рудольфом Холсти и изложил позицию СССР: правительство СССР уверено, что Германия планирует нападение на СССР и в эти планы входит боковой удар через Финляндию. Поэтому отношение Финляндии к высадке немецких войск так важно для СССР. Красная армия не будет ждать на границе, если Финляндия позволит высадку. С другой стороны, если Финляндия окажет немцам сопротивление, СССР окажет ей военную и хозяйственную помощь, поскольку Финляндия не способна сама отразить немецкую высадку. В течение пяти последующих месяцев он проводил многочисленные беседы, в том числе с премьер-министром Каяндером и министром финансов Вяйнё Таннером. Гарантий финской стороны в том, что Финляндия не позволит нарушить свою территориальную неприкосновенность и вторгнуться в Советскую Россию через её территорию, было недостаточно для СССР. СССР требовал секретного соглашения, обязательного при нападении Германии своего участия в обороне финского побережья, строительства укреплений на Аландских островах и размещения советских военных баз для флота и авиации на острове Гогланд (фин. Suursaari). Территориальных требований не выдвигалось. Финляндия отвергла предложения Ярцева в конце августа 1938.

В марте 1939 года СССР официально заявил, что желает арендовать на 30 лет острова Гогланд, Лаавансаари (ныне Мощный), Тютярсаари и Сескар. Уже позже, в качестве компенсации, предложили Финляндии территории в Восточной Карелии. Маннергейм был готов отдать острова, поскольку их всё равно практически невозможно было ни оборонять, ни использовать для охраны Карельского перешейка. Переговоры безрезультатно прекратились 6 апреля 1939.

5 октября 1939 СССР предложил Финляндии рассмотреть возможность заключения с СССР аналогичного пакта о взаимопомощи. Правительство Финляндии заявило, что заключение такого пакта противоречило бы занятой им позиции абсолютного нейтралитета.

 

Альтернативная история

 

Тем временем, на море подошли к концу осенние советско-американские маневры 1939 года. Советская сторона была представлена легкими крейсерами «Киев» и «Минск» проекта Бруклин-бис, и двумя эсминцами типа Портер-бис. Все эти 4 современных кораблей были построены на американских вервях и вступили в строй в 1938 году. В ходе учений были отработаны вопросы несения конвойной службы, нарушения коммуникаций и спасения на море. Крейсера готовились к  трансконтинентальному переходу – поскольку в зимний период обучения ледовая обстановка и на Балтике, и на Северном море не благоприятствует боевой учебе, на зиму 1939 года  планировался переход к атлантическому побережью США. К тому же, машинам не мешала переборка силами американских инженеров в условиях завода – изготовителя. Американцев, да и советское командование,  интересован вопрос состояния машин после двухлетний эксплуатации в СССР

10 октября 1939 года порт Турку с дружественным визитом посетила эскадра советских крейсеров «Киев» и «Минск» проекта Бруклин-бис, в сопровождении двух лидеров типа Портер-бис и двух хорошо знакомых бывшему русскому офицеру Маннергейму Новиков-бис, ставших из эсминцев  — конвойными шлюпами

 

11 октября на соседних причалах ошвартовались американцы – 4 тяжелых крейсера.

Прошедшие при посредничестве американцев переговоры на этот раз увенчались успехом: СССР и Финляндия подписали договор о ненападении. Финляндия объявила демилитаризованную зону шириной 200 км, и согласилась на американских наблюдателей в ней. Необходимость в уже назревавших военных действиях СССР и Финляндии, к счастью, отпала.

Подписаться
Уведомить о
guest

25 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account