АльтФлот СССР. Эпизод 5,5. как потопить Тирпиц
новая попытка потопить линкор Тирпиц — первая попытка была тут:
Реальная история.
Идея о радиоуправляемых торпедных катерах (их тогда называли катерами волнового управления) как методе борьбы с британскими линкорами витала в советских руководящих кругах с 20х годов.
К маю 1930 г. создатель советского звукового кино талантливый изобретатель А. Ф. Шорин представил на испытания первый образец радиоаппаратуры для установки на серийном катере Ш-4 и самолете ЮГ-1. Катера были приняты на вооружение, и в октябре 1937 г. на зачетном флотском учении отрабатывался бой с эскадрой противника: более полусотни радиоуправляемых катеров устремились с трех сторон на корабли противника и атаковали их торпедами. Однако, несмотря на все усилия, систему волнового управления довести до ума к 22 июня 1941 г. так и не удалось — аппаратура давала много отказов. С началом Великой Отечественной войны аппаратура ВУ была снята со всех катеров Ш-4 и Г-5, и они стали использоваться как обычные торпедные катера.
Куда более успешно в ходе Второй мировой войны радиоуправляемые катера применяли немцы. Они разработали взрывающиеся катера «Линзе», управление которыми осуществлялось оператором с катера управления. Только в ходе двух атак кораблей союзников в ночь на 3 августа и в ночь на 8 августа 1944 г., проведенных близ устья Сены, 30 катеров (из них 10 — управления) потопили 12 кораблей и судов союзников общим водоизмещением 43 тыс. т, в том числе эсминец «Куорн», траулер «Герсей», одно судно типа «Либерти» и один крупный танкер. 211-я флотилия катеров при этом потеряла одного офицера и 7 старшин и рядовых.
Альтернативная история — ретроспектива
Летом 1936 года изобретатель советского секретного оружия – торпедного катера с волновым управлением – Александр Федорович Шорин гулял на свадьбе своей горячо любимой дочери. Бывший жених, а ныне молодожен, служил на Балтфлоте в почетной должности командира эсминца «Яков Свердлов» (в девичестве – знаменитый «Новик»). Уже второй год в стране шла программа перевооружения эсминцев в конвойные шлюпы. Умом почти все понимали необходимость демонтажа царских торпедных аппаратов и дореволюционных пушек, но сердце каждого моряка чуяло ту огромную разницу, которую отделяло гордое словосочетание «эскадренный миноносец» от мерзкого словечка «шлюп» — слишком многому количеству острословов слышалась то ли шлюха, то ли шлюпка.
На второй день свадьба продолжалась уже в узком кругу, и Спиридонов задал тестю вопрос, который мучил его весь год ухажерства:
– Александр Федорович, Маша говорила: Вы что-то для флота изобретаете. Что же это, расскажите.
— Тут, Сеня, вопрос секретный.
— Не сомневайтесь: как-никак я капитан 2 ранга, все подписки имеются. Кому попало у нас боевые корабли не доверяют.
Конечно, вопрос секретности Александр Федорович понимал хорошо, и никакому шпиону тайну бы нипочем не выдал. Но отказать мужу дочери, кадровому моряку в достойном чине? Это как-то не по-русски бы было.
Шорин, лучась от удовольствия, поведал пораженному Спиридонову о том, как управляемые оператором с самолета, торпедные катера по радиокомандам отходят от причала, выходят в море, маневрируют, устремляются в атаку и производят пуск торпед.
— Вы уж простите за прямоту, Александр Федорович, но супротив эскадры ничего у Ваших катеров не получится
— Как это – оторопел Шорин
— Да так. В хорошую команду катера расстреляют эсминцы, да и минный калибр у линкоров имеется, а в темноте оператор ни черта не разглядит – мне брательник рассказывал, он у меня летчик на ТБ-3
В первую минуту желание у Шорина было одно – как следует отчитать молодого, да раннего. Но острый ум изобретателя уже обсасывал проблему, и признавал за нелицеприятной точкой зрения зятя право на жизнь.
Давай-ка вот что – сказал Шорин – зови брата в мой кабинет.
На организованном тут же совещании трех не очень трезвых людей – изобретателя катеров волнового управления, моряка и летчика – родилась Идея. Годы, потраченные на шлифовку идеи о радиоуправлении, потеряны не зря. Но применять его надо не к торпедным катерам. Самое опасное для корабля, несомненно, крупная бомба, если она попадет точно в цель. Чтобы сберечь жизни летчиков – бросать нужно с большой высоты. Как минимум – с 5000 метров, а лучше – с 6000 метров. Но попасть даже по крупному кораблю с такой высоты никак не возможно. А вот если оснастить бомбу управляемым по радио оперением – то очень даже запросто.
Закипела работа, и к весне 1939 года был готов первый образец управляемой бомбы. Бомба весила 2000кг и помещалась в бомболюк ТБ-3 Масса взрывчатого вещества составляла 300 килограмм, а прочный корпус бомбы позволял проломить палубу большинства современных линкоров. Вполне можно было ожидать, что попадания 2-4 бомб будет достаточно для гибели любого, самого защищенного, корабля.
После сброса у бомбы раскрывалось 4 небольших поворотных крыла, и выпускалась 100-метровая желтая шелковая лента, позволяющая оператору не терять бомбу из виду при падении. Испытания провели подальше от вражеских глаз, на северном море, и испытания эти увенчались успехом – оператору удалось попасть учебной бомбой в баржу-мишень.
Квесне 1941 года были закончены постройкой 12 более совершенных самолетов-носителей управляемых противокорабельных двухтонных бомб ТБ-7Ф, которые в 1942 году сыграли свою роль, значение которой трудно переоценить. Но это уже другая история.