1

Данный текст является исправленной версией предыдущего поста.

https://alternathistory.ru/altflot-sssr-1941-god-nachalo

заметно переработана воздушная часть операции и несколько изменен наряд средств в морской части

В данной АИ ВВС РККА представлена теми же самолетами по типам и количеству, что и в РИ (кроме следующих изменений — добавился один авиаполк ВВС ЧФ на B-25, а  имевшиеся ТБ-3  вместо дневной бомбежке переправ сведены в воздушные армии прямого подчинения Ставке Верховного Главнокомандования)

АльтФлот СССР. 1941 год. Начало. Версия 2.

Реальная история

К июню 1941 года государственную границу СССР с Румынией прикрывали соединения Одесского военного округа (командующий генерал-полковник Я.Т. Черевиченко) и пограничные войска Молдавского пограничного округа (начальник генерал-майор Н.Н.Никольский). С ними взаимодействовала Дунайская военная флотилия под командованием контр-адмирала Н.О. Абрамова. В состав округа входили 9-й особый, 35, 14, 48 и 7-й стрелковые, 2-й кавалерийский, 2-й и 18-й механизированные корпуса, 150-я и 116-я стрелковые дивизии, два укрепленных района (80-й и 82-й), а также три авиационные дивизии. Согласно мобилизационному плану округ с началом войны часть сил должен был выделить для формирования полевого управления 9-й армии, в которую входили все соединения, за исключением 9-го особого корпуса, дислоцировавшегося в Крыму, и 7-го корпуса, находящегося в резерве Главного Командования.

 

Вдоль Днестра на … государственной границе находились 80-й и 82-й укрепленные районы (УР). Они имели оборонительные сооружения почти по всей полосе округа на глубину 4—6 км. Так, 82 УР, обороняя фронт 150км, имел 262 пулеметных и 22 артиллерийских долговременных сооружения, насчитывал более 10 тыс. человек личного состава, около 100 орудий, 632 станковых и 285 ручных пулеметов, а также другое вооружение.  [5]

 

80-й УР (Рыбницкий укрепрайон) правым флангом начинался у села Грушка на берегу реки Днестр и практически смыкался правым флангом с Могилёв-Подольским УРом. Далее он располагался по берегу реки через населённые пункты Кузьмин, Каменка, Подойма, Рашково, Белочи, Рыбница, Попенки, Бугучаны, Цыбулевка, Гоян и заканчивался у места впадения реки Ягорлык в Днестр, почти смыкаясь в Тираспольским укрепрайоном.(4)

82-й (Тираспольский УР) имел главнейшими направлениями дубоссарское и григориопольское, где его глубина достигала 5-8 км. Правый фланг ТиУР представлял отсечную позицию проходившую по речке Ягорлык, одновременно являясь стыком с Рыбницким укрепленным районом, от села Гояны укрепрайон шел вниз по течению Днестра по его восточному берегу через Дубосары — Григориополь — Тирасполь -Троицкое — Маяки. То есть левый фланг опирается на берег Днестровского лимана.

 

 

Механизированные  корпуса были в различной степени укомплектованы личным составом: 2мк —  32396 чел (90%) ,   18мк  — 26879чел (75%) и танками: 2мк  — 527 танков  и 18мк  — 282танка. [6]

 

 Альтернативная история

К 15 июня УРы были усилены стрелковыми корпусами РККА (35 ск занял 80й УР, а 14ск — 82 УР). Два ск прикрыли Одессу. Два механизированных и один кавалерийский корпуса были оттянуты от границы на 100 километров, в готовности парировать наступление врага.

 

Реальная история

 

Ближе к середине дня 22 июня Народный комиссар ВМФ приказал Военному совету ЧФ нанести бомбовые удары по Констанце и Сулине с задачей уничтожения баз: нефтебаков, складов, мастерских, кораблей и железнодорожных депо. [1]

 

23 июня 1941 года

 

23 июня 1941 г. ВВС Черноморского флота произвели три налета на Констанцу. В них принимали участие 2 полка ВВС Черноморского флота: 2-й минно-торпедный авиаполк, вооруженный ДБ-ЗФ, и 40-й авиаполк, вооруженный бомбардировщиками СБ. Организационно оба полка входили в состав 63-й авиабригады.

АльтФлот СССР. 1941 год. Начало. Версия 2.

 

АльтФлот СССР. 1941 год. Начало. Версия 2.

 

Первый налет был произведен с 6 ч. 35 мин. до 7 ч. 42 мин. 63-й авиабригадой в составе 33 самолетов ДБ-3 и 27 самолетов СБ, которые бомбардировали зернохранилище, элеватор, нефтегавань и нефтегородок в Констанце, аэродром Мамая и батарею в Тапая. В ходе налета был потерян один СБ. [2]

 

Первый удар по румынской военно-морской базе Констанца был хорошо продуман, организован и оказался внезапным для неприятеля. Самолеты выходили к базе на высоте 5000–7000 м, после чего приглушали моторы, переходили в планирование и с высот 3500–5000 м из-за облаков сбрасывали смертоносный груз.

 

..Противовоздушная оборона Констанцы включала 18–20 батарей зенитной артиллерии, 12–15 прожекторов, а также примерно 30 истребителей. … Прожектористы смогли создавать световые поля лишь до высот 2000–2500 м; здесь же патрулировали румынские истребители. Советские самолеты относительно легко склонялись от перехватов, скрываясь в облаках или темных частях неба.

 

Им противостояли части «Авиационного командования Добруджа», куда входили 101-й и 102-й морские отряды (имели на вооружении преимущественно итальянские летающие лодки S.55, S.62bis и Cant Z.501), 53-я истребительная эскадрилья на британских истребителях «Харрикейн-I», в помощь которым в первые дни войны привлекли 43-ю истребительную эскадрилью на PZL P-11f (построенных в Румынии по польской лицензии). Кроме того, этому командованию придали немецкий 8-й отряд спасения на море (был оснащен поплавковыми самолетами Не59).

 

Следовательно, значительных сил истребительной авиации для прикрытия Констанцы румыны не выделили. Основными типами истребителей, которые вылетали ночью, были устаревшие монопланы-парасоли PZL P-11 f, близкие по летно-тактическим данным к советским бипланам И-15.

АльтФлот СССР. 1941 год. Начало. Версия 2.

 

Хорошо освоенные личным составом, эти машины, однако, не имели какого-либо дополнительного оснащения для выполнения ночных полетов (например, навигационных приборов), вооружались всего двумя пулеметами нормального калибра и уступали в скорости советским бомбардировщикам СБ и ДБ-3. [1]

 

Второй налет силами семи ДБ-3 был произведен с 13 ч. 50 мин. до 14 ч. 04 мин. Наши самолеты бомбили военный мол, район железнодорожных мастерских и нефтегородок.

 

Третий налет девять ДБ-3 произвели в 17 ч. 35 мин., сбросив бомбы на нефтегородок, железнодорожные мастерские и элеватор.

 

В тот же день, в 13 ч. 04 мин. шесть СБ бомбили склады и транспорты в Сулине. А всего за сутки на Констанцу и Сулину было сброшено 54 бомбы ФАБ-500, 22 бомбы ФАБ-250, 90 бомб ФАБ-100 и 336 бомб ЗАБ-2,5. [2]

 

Как отмечали румыны, в городе и крепости действительно в результате налета возникли серьезные разрушения, а вот близлежащие аэродромы не пострадали. Во всяком случае, с Мамайи и Сюит-Геола беспрепятственно действовали румынские истребители. Вылетевшие на перехват истребители ПВО Констанцы каких-либо успехов в тот день не добились. А вот лейтенант X. Агаричи (Н. Agarici) из 53-й эскадрильи, которому командир эскадрильи капитан Э. Георгеску (Е. Georgescu) приказал перегнать «Харрикейн» для ремонта в Бухарест, по иронии судьбы, неожиданно наткнулся на возвращавшуюся группу СБ. Румынский летчик воспользовался предоставленным шансом и заявил о трех победах, из которых две ему зачли наземные службы. В действительности был сбит бомбардировщик 1-й эскадрильи 40-го бап, который пилотировал лейтенант Я. Никонов.

 АльтФлот СССР. 1941 год. Начало. Версия 2.

В целом 23 июня принес заметный успех ВВС ЧФ при незначительных потерях. Правда, 11 самолетов вернулись с серьезными повреждениями от зенитного огня и обстрела истребителей, они нуждались в ремонте. [1]

 

24 июня 1941 года

Тот факт, что многим экипажам 2-го и 40-го полков накануне удалось с честью выйти из сложных ситуаций, укрепил уверенность летного состава в своих силах. Фотоснимки подтвердили высокие результаты первых налетов. Поэтому понятно решение командования продолжить налеты на объекты противника. Однако противодействие неприятеля заметно возросло, что оказалось неожиданным неприятным сюрпризом. [1]

Утром 24 июня с 6 ч. до 6 ч. 35 мин. четырнадцать бомбардировщиков ДБ-ЗФ и восемнадцать СБ вновь бомбили порт в Констанце и близлежащий аэродром Мамая. На подходе к Констанце наши самолеты встретили шестнадцать румынских истребителей Хе-113. Советские самолеты сумели отбомбиться, но потеряли три ДБ-ЗФ и семь СБ. По сообщениям наших летчиков, было сбито одиннадцать румынских истребителей, но это, видимо, преувеличение. На аэродроме Мамая, по германским данным, было уничтожено три истребителя Ме-109Ф.

 

Вечером Констанцу бомбили два ДБ-ЗФ. Их перехватили германские истребители. Наш бомбардировщик ДБ-ЗФ сбил один Ме-109Ф, но пилот оберфельдфебель Вальтер спрыгнул с парашютом и был спасен румынским гидросамолетом SM-62.

 

Всего за день авиация Черноморского флота произвела на Констанцу 40 самолетовылетов, сбросив 2 бомбы ФАБ-100, 21 бомбу ФАБ-500, 30 бомб ФАБ-250, 18 бомб ФАБ-100 и 6 бомб РРАБ-3. [2]

Фактически был повторен ночной удар (имеется в виду вылет в ночь на 23 июня, да и в ходе дневных рейдов наши бомбардировщики пользовались уже отработанными маршрутами), а это привело к потере такого важного фактора, как внезапность. На подходе к цели ударную группу встретили вражеские истребители. Налет оказался неудачным, бомбардировщики понесли большие потери.

К сказанному можно добавить, что советские бомбардировщики продолжали действовать на высотах 1800–4000 м эскадрильями и даже отдельными звеньями. Хотя уже по опыту советско-финской войны был сделан вполне обоснованный вывод о том, что на самолетах ДБ-3 и ДБ-3ф необходим при дневных вылетах четвертый член экипажа — воздушный стрелок, однако 23 и 24 июня подразделения 2-го мтап вылетали на задания без него.

Еще одна причина высоких советских потерь — и весьма важная — состояла в том, что немцы оперативно перебросили в окрестности Констанцы полностью укомплектованную авиагруппу III/JG52, которую накануне первой в люфтваффе вооружили 47 новейшими машинами Bf109F-4. Эта часть, подчинявшаяся непосредственно командующему авиацией немецкой военной миссии в Румынии генералу В. Шпайделю, получила приказ перебазироваться с аэродромов Бухарест-Пипера и Мизил (в 100 км северо-восточнее столицы Румынии) в Мамайю (в 50 км севернее Констанцы).

АльтФлот СССР. 1941 год. Начало. Версия 2.

 

По данным противника, утром 24 июня они перехватили группу, по крайней мере, из 20 бомбардировщиков с красными звездами на подходе к Констанце и Мамайе, добились многочисленных побед. Их счет открыл обер-ефрейтор Ф. Ваховяк (F. Wachowiak) — сбитый им в 7 ч 15 мин по среднеевропейскому времени бомбардировщик упал на окраине Констанцы. Немцы утверждают: истребители III/JG52 сбили в ходе вылета 12 ДБ-3, еще 4 победы одержали румынские истребители, а дивизионы из 254-го и 905-го зенитных полков добились прямых попаданий в СБ и ДБ-3 над Констанцей.

Реальность была не столь однозначной. Советская сторона задействовала 18 СБ и 16 ДБ-3, сбросивших 32,5 т фугасных бомб, включая 12 тяжелых ФАБ-500, и признала потерю 7 и 3 машин соответственно. Несмотря на еще более усилившееся противодействие, большинство экипажей летчиков-черноморцев прорвались к целям, сохранив плотный строй. Отмечались прямые попадания в ангары и портовые сооружения, а несколько бомб вновь взорвались на территории нефтегородка. Одно из подразделений ДБ-3 метко сбросило смертоносный груз на летное поле Мамайи — три новейших «мессершмитта» сгорели. … Наши экипажи доложили об уничтожении в воздушных боях 11 (!) «мессершмиттов», которые «с дымом уходили в сторону моря». А по немецким данным, в воздушном бою сосредоточенным огнем стрелков 2-го мтап ст. сержантом И. П. Кузнецовым, сержантами И. Д. Мельниковым и Н. П. Смирновым был сбит лишь один Bf109F. [1]

Таким образом, в действительности воздушным атакам  против Констанцы противостояло около 40 современных немецких истребителей Bf109F и около 60 румынских истребителей (около 30 PZL P-11 f и около 30 Харикейнов). Все «мессершмитты» базировались на один аэродром в Мамайи.

 

Реальная история

АльтФлот СССР. 1941 год. Начало. Версия 2.

 

Альтернативная история

В 12-00 24.06.1941 года командующий Черноморским Флотом Иван Кузьмич Кожанов приехал в Винницу к командующему Южным Фронтом Генерал-полковнику Иван Владимировичу Тюленеву, который к вечеру предыдущего дня как раз закончил принимать дела по Южному фронту. Еще 18 июня Иван Владимирович командовал войсками Московского военного округа, а 19 июня уже вылетел в Одессу.

У меня проблемы с Констанцей – признался Кожанов.  — Немцы перебросили туда три эскадрильи «мессеров», и они очень эффективно действуют против бомбардировщиков ВВС Черноморского Флота. Мои истребители И-16 и И-153, сам понимаешь, прикрыть их не могут – не хватает дальности. Кроме того, мы никак не можем задавить аэродром в Мамайе – пикировщиков у меня нет, а с горизонтального полета точно отбомбиться не удается.

Тюленев задумался – штурмовать УРы румыны пока не торопились, в воздухе в основном патрулировали «ишаки» и разведчики, и его бомбардировочные полки (как пикировщики Ар-2 и Пе-2, так и бомбардировщики СБ) простаивали без дела. Команды бомбить Румынию пока не поступало.

«Ладно, давай послушаем ВВС фронта» В кабинет пригласили москвичей — командующего ВВС Южного фронта генерал-майора авиации П.С.Шелухина,  начальника оперативного отдела майора К.Н.Одинцова, начальника разведывательного отдела подполковника Г.А.Дроздова, начальника связи военного инженера 1 ранга К.А.Коробкова, флагманского штурмана подполковника В.И.Суворова.

Флагманский штурман доложил, что с точки зрения дальности из числа имеющихся на вооружении истребителей действовать против Констанцы (до которой от Одессы около 300 километров) может только МиГ-3,

АльтФлот СССР. 1941 год. Начало. Версия 2.

Начальник оперативного отдела возразил, что это высотный истребитель, и на средних и малых высотах он будет слабее «Мессершмитта»

— А Вы не фигуряйте – неожиданно прервал подчиненного командующий ВВС Южного фронта. —  Набрали 8000, и с первого захода, массировано, сзади – и всё нормалёк будет.

— Ну а сколько их у тебя, этих МиГ-3? – спросил Кожанов

— Всего 181 – ответил Одинцов

— Мне-то надо всего около 40 «мессеров» завалить, неужто гуртом не справятся? – удивился КомФлотом

— Ну если 40, то вопросов нет, шапками закидаем! – рассмеялся командующего ВВС Южного фронта

 — А пикировщики есть? – не отставал Кожанов

— около 60 имеется,.. а какая цель?

— один аэродром, в Мамайе

Ладно, — подвел итоги совещаний Тюленев —  командование воздушной частью будет за ВВС Южного фронта, в том числе и твоей бригадой – пусть не отлынивают. В этом случае и истребители дам, и пикировщики, и СБ получишь. Но о результатах в Москву докладывать буду я.

По рукам – согласился Кожанов. Воздушная часть операции вырисовывалась. — Правда, надо будет еще увязать это дело с командующим ВВС РККА.

 

 

Черное море, 25 июня 1941 года

 

 

В 19-00 25 июня 1941 года в небо над крымским полуостровом поднялось два истребительных авиаполка, укомплектованных наиболее распространенными  самолетами Одесского военного округа И-16.

Заняв эшелон 6000 метров, самолеты разделились на звенья и приступили к патрулированию, обеспечив отсутствие в радиусе 50 километров над Севастополем воздушной разведки противника. Возможно, для уверенного противоборства с «Мессершмиттами» их скорости и не хватало, но самолет-разведчик Fw 189A-2, прозванный красноармейцами за свой характерный корпус «Рама», был им вполне по зубам, особенно одиночный – против звена из трех машин.

С самого утра 25 июня командиры РККФ получили команду уладить свои личные дела в связи с перебазированием флота на восточное побережье Черного Моря, подальше от немецких бомбардировщиков. Лихорадочная суета в порту как будто подтверждала скорый уход кораблей.

АльтФлот СССР. 1941 год. Начало. Версия 2.

 

Базовые тральщики типа Фугас, в сопровождении сторожевых кораблей и двух шлюпов, выполнявших функции ПВО, тщательно протралили рейд.

Наконец, в 19-00 25 июня 1941 года, ядро Черноморского флота, в составе линкора «Парижская коммуна», Крейсеров «Червона Украина» и «Красный Кавказ», всех 8 эсминцев типа «Портер-бис», и всех 5 шлюпов типа «Новик-Бис», а также 12 тральщиков типа «Владимир Полухин-Бис» со скоростью 20 узлов вышла из Севастополя и направилось на юг, в открытое море.

На базах остались сторожевые корабли, подводные лодки и десантные корабли.

 

Воздушный зонтик, в составе которого к тому моменту уже произошла смена авиаполков на новые, с полными баками, следовал над эскадрой.

 

Через полтора часа, на расстоянии около 30 миль от берега, на кораблях сыграли сбор. Командиры зачитали боевой приказ о начале набеговой операции против важного порта противника «Констанца», и корабли взяли курс на запад. Ни немецкие шпионы на территории Севастополя, ни воздушная разведка своевременно узнать об этом не смогли. Эскадра прибавила ход до 23 узлов — для преодоления дистанции в 230 миль ей требовалось 10 часов, что приводило ее к цели в 5 часа утра.

 

 Корабли шли тремя кильватерными колоннами. Каждая колонна возглавлялась четырьмя тральщиками, шедшими строем фронта, за ними шел шлюп, затем эсминец, затем корабль 1 ранга, и снова два эсминеца или шлюп и эсминец  в качестве арьергарда.

По плану, ударная группа кораблей на максимальной дистанции должна была открыть артогонь по берегу и идти в сторону Констанцы для вскрытия системы артиллерийской обороны вражеской базы, возможного разрушения портовых объектов, железнодорожного узла и нефтяных терминалов. Одновременно по аэродромам и нефтехранилищам должен был наноситься удар авиагруппой Южного фронта. Внезапность нанесения удара планировалось достичь быстротой развертывания сил.

Реальная история, июнь 1941 года

  До весны 1940 г. позиция командования ВВС относительно ТБ-3 являлась однозначной: самолет полностью устарел, ни на роль бомбардировщика, ни десантно-высадочного самолета он уже не годен. Предполагалось отобрать машины поисправнее для военно-транспортной авиации и ГВФ, а остальные — списать. За год из ВВС хотели изъять в общей сложности 330 ТБ-3. Это при том, что на 1 февраля 1940 г. их общий парк в ВВС составлял 509 самолетов, из них 100 неисправных. На втором месте по численности стояли ТБ-ЗР; их имелось больше сотни, причем до 90% могли подняться в воздух. Чуть поменьше имелось самолетов с М—34 и М-34РН; из них тоже 75-80% числились боеготовыми. Средний ресурс планеров составлял около 30%. Из всего этого количества непосредственно в строевых частях находилось 459 ТБ-3 (из них 92 неисправных). Уже готовилось решение о полном снятии этого типа с вооружения.
   Но уже летом 1940 г. курс начал резко меняться. Уже становилось ясно, что вступления в большую войну не избежать. И при этом планы бурного расширения ВВС срывались, промышленность не успевала насытить их современной техникой. Многие дальнебомбардировочные полки, формируемые в 1940 г. и по плану вооружаемые ДБ-ЗФ и ДБ-240, не получили вообще ни одного самолета.
   В этих условиях нельзя было пренебречь большим флотом еще более или менее годных ТБ-3.

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации ТБ-3 (1933 года):

Лётные характеристики

    Максимальная скорость: 

        на высоте: 177 км/ч на 3000 м

        у земли: 197 км/ч

    Практическая дальность: 1350 км

    Техническая дальность: 3120 км (при максимальной взлётной массе)

    Практический потолок: 3800 м

Вооружение

    Стрелково-пушечное: 4-8 × 7,62 мм пулемёта ДА

    Боевая нагрузка: 

        нормальная: 2000 кг

        максимальная: 5000 кг

    Бомбы: 

        в бомбоотсеке: 28 × 50 кг или 82 кг или 100 кг бомб

        под крылом: 4 × 250 кг или 500 кг или 1000 кг бомбы

 АльтФлот СССР. 1941 год. Начало. Версия 2.

Альтернативная история, 1941 год

К маю 1941 года советскому командованию было ясно, что около 300 устаревших бомбардировщиков ТБ-3 могут быть  достаточно эффективны в ночных бомбометаниях по площадным целям, но практически не пригодны к работе днем, особенно непосредственно в боевых порядках, где они легко становились бы беззащитными мишенями для авиации и средств ПВО противника.

 

100 ТБ-3 (5 авиаполков по 20 машин в каждом) были дислоцированы на расстоянии около 500 километров от западной границы. С началом войны авиаполки ТБ-3 работали исключительно по крупным железнодорожным узлам, ночью, всегда массово: на боевой задание, как правило, вылетали все исправные машины полка, в сопровождении истребительного авиаполка на И-16.

 

200 ТБ-3 (10 авиаполков) отвели от границы на 1000 км, сформировав из них Первую и Вторую стратегические воздушные армии резерва верховного главнокомандования, подчинив непосредственно Москве.

 

Днем 24 июня 1941 года все 10 авиаполков с полными бомбоотсеками поднялись по тревоге, и, почти вытеснив воздух из неба, направились к украинским полевым аэродромам. В полночь с 24 на 25 июня временное электроосвещение выделило из темноты грунтовые аэродромы, на которые неторопливо принялись опускаться ТБ-3. По завершении утомительного перелета экипажи, выстраиваясь в колонны по одному, раздевались до гола и проходили под организованными у аэродромов уличными душами. На расставленных после душа столах было разложено чистое обмундирование. Экипировавшись, экипажи бегом направлялись в столовые, где под открытым небом накачивались крепчайшим кофе и шоколадом.

К этому времени механики завершили осмотр самолетов, и из 200 ТБ-3 для боевого задания были допущены 180 самолетов.

В 0:00, 25 июня 1941 года,  8 полков взяли курс на Констанцу, а еще 2 авиаполка – на аэродром Мамайя, где диверсионная группа Осназа РККА, предварительно разведав положение аэродрома Мамайи, нацелила на летное поле 120мм минометы с осветительными минами.

Навигация была облегчена еще одним успехом осназовцев – им удалось угнать два грузовика с зенитными прожекторами, и в условленных точках и в согласованное по радио время они дали в зенит прожектоные лучи, сыгравшие роль своеобразных маяков, необходимых для уверенной навигации в ночном румынском небе.

В два часа утра на взлетном поле аэродрома Мамайя начали рваться осветительные мины, эффект от которых был совершенно ничтожен, пока с ночного неба по подсвеченным целям не  прилетели гостинцы поувесистее. Одновременно началась бомбардировка Констанцы — штурманы авиаполков сбрасывали в основном осветительные бомбы, а остальные бомбардировщики — стандартный комплект.

 

К сожалению, ночная бомбардировка лишь  в незначительной степени уменьшила число боеготовых «мессершмиттов» аэродрома Мамайи (самолеты были рассредоточены и укрыты маскировочными сетями, стоянки окружали полукапониры), и совсем не затронула  другие румынские аэродромы. К шести часам утра взлетно-посадочная полоса была  восстановлена, и к этому времени столь досадивший 23 июня советским летчикам аэродром накрыла первая, затем  вторая, и затем третья  волны ВВС Южного Фронта. Суммарно, в трех последовательных налетах, 23 пикировщика Ар-2 и 40 Пе-2, сопровождаемые примерно 60 истребителями МиГ-3 обрушились на аэродром, который только приходил в себя после ночных ужасов.

Под непрерывной штурмовкой и бомбежкой немцам удалось поднять почти две эскадрилии "мессершмиттов" (24 машины), которые были сбиты истебителями и пулеметами бомбардировщиков. На земле в ходе ночной и дневной бомбадировок немцами было потеряно 12 самолетов. часть из которых на следующий день удалось восстановить.

ВВС РККА потеряло примено 20 МиГов, и 10 пикировщиков, но эти потери не были напрасны — ПВО Констанцы на 23.06.1941 было существенно ослаблено

К семи часам утра ни на земле, ни в воздухе не осталось ни одного исправного немецкого самолета, а большинство аэродромных строений,  исключая подземные, превратились в дымящиеся развалины.

 АльтФлот СССР. 1941 год. Начало. Версия 2.

Тем временем, на смену 140 ночным бомбардировщикам ТБ-3 в небе над Констанцей вышли около 200 СБ, сопровождаемые почти 100 МиГ-3. ПВО города и порта лопнуло, как гнилая тряпка. И зенитные батареи, и немногочисленные тихоходные румынские истребители пали под ударами сталинских соколов.

АльтФлот СССР. 1941 год. Начало. Версия 2.

К 8 часам утра были превращены в руины все объекты, относящиеся к нефтепереработке и хранению, а также  железнодорожный узел.  Некоторые повреждения получил и порт.

 

 
 

Морская часть операции

 

Реальная история

Румыния даже не собирались противодействовать Черноморскому флоту своей опереточной флотилией, а надеялись лишь на береговые батареи. В этом плане румынам хорошо помогли немцы. В 1940 г. южнее Констанцы немцы начали строительство береговой батареи «Тирпиц», вооруженной тремя корабельными пушками 28-см SKL/45. Точнее, немцы в 1940 г. перевезли все, что можно было перевезти, с одноименной береговой батареи, дислоцированной в Киле.

28-см пушки SKL/45 в годы Первой мировой войны устанавливались на линкорах типа «Нассау» и линейном крейсере «Фон дер Танн». Калибр орудий 283 мм. Длина ствола 45 калибров. Затвор орудий горизонтальный клиновой с ручными приводами. Орудия размещались в бетонированных колодцах. Управление стрельбой производилось с помощью 14-метрового дальномера и радиолокационной станции. Стреляло орудие снарядами весом 284 кг и 302 кг с начальными скоростями 885 м/с и 870 м/с, соответственно. Максимальный угол возвышения составлял 37°, что позволяло достигать дальности 36,1 км.

Батарея располагалась на возвышенности в 600 м от уреза воды. Расстояние между установками составляло 250—300 м.

К 22 июня 1941 г. батарея «Тирпиц» была введена в строй. Обслуживалась она немецкими расчетами.

Кроме «Тирпица» в Констанцскую дивизию береговой обороны входили батареи «Мирча», «Тудор», «Михай», «Елизабета» и «Аурора». Все они обслуживались румынскими расчетами.

Батарея «Мирча» построена в 1941 г. Вооружена она была четырьмя 152/45-мм пушками Кане, захваченными в России в 1918 г. Пушки стреляли русскими снарядами обр. 1907 г. весом 49,5 кг с начальной скоростью 750 м/с. Станок орудия модернизировали, и угол возвышения был доведен до 41,5°, благодаря чему дальность стрельбы составляла 18,5 км.

Батарея «Тудор» построена в 1928 г. и вооружена тремя 152/40-мм орудиями. Угол возвышения установок 25°. Вес снаряда 46,4 кг, начальная скорость 695 м/с. Максимальная дальность стрельбы 11,4 км.

Батарея «Михай» построена в 1940 г. и вооружена тремя старыми германскими корабельными пушками 17-см SKL/40. Угол возвышения установок 23°. Вес снаряда 64 кг, начальная скорость 860 м/с. Дальность стрельбы 18 км.

Таким образом, за исключением германской батареи «Тирпиц», румынские береговые батареи были вооружены устаревшей материальной частью и на июнь 1941 г. не имели хороших дальномеров.» [2]

Альтернативная история

В 50 милях от Констанцы Ударная эскадра Черноморского Флота снизила скорость до 15 узлов, и все ее боевые корабли, за исключением тральщиков, поставили параваны.

В 25 милях от Констанцы (по счислению, на самом деле в 2 — 3 милях ближе, то есть находясь на румынском минном заграждении S-9) скорость колонн Черноморского флота упала до 10 узлов. В небо взметнулся столб воды – трал зацепил мину. Корабли повернули на курс 221° и увеличили ход до 16 узлов. Через десять минут корабли вышли в точку поворота на боевой курс. Линкор  «Парижская коммуна», открыл огонь главным калибром. Огонь велся без корректировки, но после первых же залпов на берегу взметнулось пламя большого пожара в районе нефтяных баков.

В 5.04 ответный огонь по лидерам открыли плохо различимые в утренней дымке на фоне берега румынские эсминцы "Реджина Мария" и "Мэрэшти", несшие дозорную службу. Румынские эсминцы медленно двигались на север, а их залпы, принятые за огонь береговых батарей, ложились с недолетом.

На пресечку их курса, форсировав ход до  36 узлов, ринулись три эсминца типа Портер-Бис. Румынские эсминцы, за явным неравенством сил, отвернули  и скрылись полным ходом.

В 5.06 на линкоре заметили две орудийные вспышки 280-мм батареи "Тирпиц". Первый залп лег с перелетом в 10 кбт , второй двухорудийный — уже с перелетом в 5 кбт, а третий залп накрыл «Парижскую комунну» с недолетом 1 — 1,5 кбт.

Координаты батареи ушли патрулировавшему в 8000 метрах над Констанцей звену ТБ-7 Черноморского Флота. Линкор поставил дымовую завесу и, начал контрбатарейную борьбу, двигаясь противоартиллерийским зигзагом.

В этот момент звено из трех ТБ-7 вышло на боевой курс.

АльтФлот СССР. 1941 год. Начало. Версия 2.

Первая и вторая управляемые двухтонные бомбы оператор положил мимо цели, вторая пара бомб почти накрыла батарею, но обе бомбы не взорвались. Наконец, в третьей паре одна из бомб перестала слушаться радиоуправления и, отклонившись от курса, взорвалась на территории порта. Шестая бомбы выполнила свое предназначение, и поразила одно из 280мм орудий.

ТБ-7 были не единственным методом контрбатарейной борьбы. В этот момент над советской эскадрой пронеслись самолеты отдельного авиаполка, укомплектованного B-25. Летчика как раз в начале июня завершили перегон самолетов из США, где в течение нескольких месяцев советские экипажи осваивали новые машины.

 

 АльтФлот СССР. 1941 год. Начало. Версия 2.

Почти одновременно второе орудий было накрыто четвертым трехорудийным залпом ГК линкора, а третье – скрылось под градом бомб беспрепятственно отбомбившихся с малой высоты B-25

 

Линкор и крейсера, находясь за пределами действия береговых батарей «Мирча», «Тудор», «Михай», «Елизабета» и «Аурора» и пользуясь превосходством в дальности, открыли огонь на их подавление. Авиация ВВС ЧФ на СБ и ДБ-3Ф и корректировала огонь, и добавляла сверху от себя.

Тем временем тральщики эскадры принялись прогрызать проходы в минной банке, достаточные прохода в порт.

  

Зенитчики с побелевшими костяшками рук всматривались во вражеское небо, но самолеты противника пока на расправу с советскими моряками не спешили. К 8:00 фарватер порта был расчищен, и по нему рванулись шесть эсминцев. За ними в акваторию неспешно втянулись линкор и крейсера. Ринувшиеся им наперерез торпедные катера были потоплены ураганным огнем эсминцев охранения, которые затем перешли к работе по специальности – торпедным атакам. К 10-00 все военные и гражданские суда в акватории порта были потоплены торпедами и артиллерийским огнем. Портовым сооружениям был причинен существенный ущерб.

 

 

Выпустив боекомплект, корабли взяли обратный курс. Нефтеперерабатывающей промышленности Румынии был нанесен удар, от которого она оправилась только через месяц.

 

Ни одного самолета над эскадрой так и не появилось. Румынские бомбардировщики в условиях господства краснозвездной авиации в небо не поднялись. Рейд был завершен без потерь.

 

Приложения:

Линейный корабль "Парижская комунна":

 АльтФлот СССР. 1941 год. Начало. Версия 2.

Легкий крейсер типа Светлана-Бис

 

АльтФлот СССР. 1941 год. Начало. Версия 2.

Эсминец типа Портер-Бис:

АльтФлот СССР. 1941 год. Начало. Версия 2.

 

Шлюп типа Новик-Бис:

АльтФлот СССР. 1941 год. Начало. Версия 2.

 

Эскадренный тральщик типа Владимир Полухин:

АльтФлот СССР. 1941 год. Начало. Версия 2.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1 http://militera.lib.ru/h/hazanov_db2/16.html

 

2 http://www.krimoved-library.ru/books/chetyre-tragedii-kryma15.html

 

3  http://ravael.livejournal.com/29322.html?thread=23434

 

4  http://www.hrono.info/biograf/bio_k/kozhanov_ik.php

 

5 http://rkka.ru/oper/yuzhfr/main.htm

 

6 http://mechcorps.rkka.ru/

 

7 http://allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/h/fjug.dat

 

Теги:

Подписаться
Уведомить о
guest

90 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account