Альтфлот: Наследники «Светлан» — «Родители» и потомки (часть I).

25

В свое время я уже выкладывал эту статью, но по ряду причин решил увеличить материал, добавить иллюстраций. В итоге это выросло в сразу две части, правда первая будет во многом повторение уже опубликованного, но добавил про русский флот на Средиземном море.

К середине 20-х годов крейсерские силы Российского флота представляли собой крайне плачевное зрелище. Флот, который оперировал на 4 морских театрах, имел в своем составе только 7 турбинных крейсеров. Сами старыми из них были потомками проекта крейсеров типа «Жемчуг» — «Топаз» и «Сапфир», оба служили в составе Сил флота на Дальнем Востоке и были построены немецкой верфью «Вулкан» еще в 1908 и 1909 годах соответственно. Вместе с ними служил и еще один «немец» который так же не мудурствуя лукаво так же назвали в честь камня – «Малахитом». Данный крейсер который в составе германского флота «Kolberg», в 1920 году был передан Франции, а двумя годами позже он был «безвозмездно» отдан России, правда эта «безвозмездность» была скреплена передачей Франции кораблей «не примеримых» (это некий эквивалент «русской эскадры» в Бизерте), соглашением о пролонгации союзного договора с новым российским государством, а так же частичным признанием долгов царского правительства.

Самыми новыми отечественными были балтийские «Светлана» и «Адмирал Бутаков», а так же столько же их черноморских «родственников» «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев». За исключением головной «Светланы», которая успела поучаствовать в первой мировой, остальные были достроены в 1922–25 гг. Если «Нахимов» был достроен по первоначальному проекту, то на двух последних установили дальномер на фок-мачте, которую усилили дополнительными распорками, так же была укорочена грот-мачта, такие же мачты «Светлана» и «Адмирал Нахимов» получили в 1927 г.

Для прошлой войны они были более чем современными, но было ясно, что за десятилетие они начали устаревать – главным образом из-за устаревшего расположения части артиллерии в казематах. Поэтому два крейсера «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Грейг» которые были спущены на воду еще во время войны и болтались у достроечной стенки Путиловского завода решили строить по измененному проекту. На них установили  две двух орудийные башни, но без орудийных казематов в носовой части, это позволило спрямить борта и улучшить мореходность. Орудий ГК стало 12 вместо 15, но бортовой залп не изменился. Все крейсера и «обычные» в процессе модернизации и построенные по улучшенному проекту получили корабельные самолеты КР-2, но без катапульт. Крейсера которые в документах получили обозначение «типа «Улучшенная Светлана» вступили в строй в 1927 г. С «Адмиралом Истоминым» и «Адмиралом Корниловым» которые находились на   стапелях Руссуда решили не возиться и разобрали.

Альтфлот: Наследники «Светлан» - «Родители» и потомки (часть I).

Легкие крейсера типа «Светлана», «Адмирал Нахимов» и типа «улучшенная Светлана» на 1928 г.

Впрочем, балтийские и николаевские кораблестроители и не строили иллюзий насчет высокой боевой эффективности крейсеров этого типа, даже в модернизированном варианте. Поэтому решили строить новые крейсера, главным образом для усиления сил на Тихом океане. Корабли получили номер проекта 4 и обозначение по первому кораблю серии – легкие крейсера типа «Адмирал Завойко».

Для ускорения проектирования и просто снижения стоимости (стране нужен был флот, но экономика еще не восстановилась) использовали многие конструктивные решения опробованных на старых Светланах, но корпус новых крейсеров отличал гладкий надводный борт. У носовой оконечности высота корпуса была сохранена прежней, так что там образовался полубак. Бортам полубака придали развал в верхней части, а форштевень приобрёл «клиперский» изгиб – для улучшения мореходности. Кроме того, увеличили ширину до 15,8 м, корпус разделили на отсеки с помощью водо- и нефтенепроницаемых продольных и поперечных переборок. Также, для обеспечения непотопляемости корабля, было предусмотрено устройство второго дна на протяжении всего корпуса и третьего дна на отдельных его участках (в основном в районе котельных и машинных отделений), а также размещение энергетической установки в шести котельных и четырёх турбинных водонепроницаемых отсеках. Система управления огнём на массивных мачтах осталась та же. Крейсер оснастили 10 котлами Ярроу нефтяного отопления и 4 турбинами Парсонса,  крейсера могли пройти 3700 миль на 18 уз. Запас топлива — 1000 тонн, полный — 1400 тонн, наибольший возможный — 1800 тонн.

Отдельным вопросом стояла артиллерия главного калибра: при проектировании решили вернуться к 6-дюймовкам, но последним орудием этого типа была 152/50-мм пушка, которую спроектировали для амурских мониторов, которая для начала 30-х годов она уже устарела. Тогда Обуховский завод предложил свой вариант орудия на базе 152/50-мм пушки, длину ствола которой увеличили до 60 калибров, для увеличенного заряда усилили внутреннюю трубу орудия. Орудие оснастили горизонтально-клиновым затвором (его спроектировали с участием французских инженеров) и досылателем, приводимым в действие энергией выстрела, но последний оказался ненадежным (особенно при стрельбе обычным зарядом) и его заменили пружинным досылателем французского типа. Для увеличения скорострельности применили поворотный механизм заряжания, заряжание было раздельно-гильзовым и теоретически рассчитывали добиться 9 выстрелов в минуту (реально в боевых условиях скорострельность не превышала 6 выстрелов на ствол). Дальность стрельбы усиленным боевым зарядом составляла 30 км.

Орудия разместили в трехорудийной башне, которую разрабатывали совместно с теми же французами. В целом башни русских крейсеров соответствовали башням типа «Марин-Омкур» образца 1930 года, каждое орудие устанавливалось в индивидуальной люльке, но отказались от дистанционного наведения с помощью электрических приводов, а угол вертикального наведения довели до 52°. Толщина брони башен составила 70 мм, диаметр барбета 5000 мм, масса вращающейся части 195 т.

В качестве зенитной артиллерии установили 4 двуствольных 100-мм универсальных установки «Минизини» итальянского производства, а на «Эссене» лицензионную копию. Малокалиберной артиллерии первый год на кораблях не было, 37-мм автоматы образца 1928 г. оказались крайне ненадежными, поэтому ограничились обычными «Максимами», но в 1934 г. добавили шесть 45/46-мм полуавтоматов.

Торпедное вооружение составляли 2 трехтрубных аппарата кал. 450 мм в вырезах по бортам. Рассчитывали, что при первом же плановом ремонте их заменят на более мощные 533-мм торпеды которые к тому времени доведут до ума, но до этого так и не дошло. Сначала новые торпедные аппараты  шли на эсминцы (новых проектов и для бывших лидеров типа «Кульм»), потом на крейсера новой постройки, а по опыту войны, за счет усиления зенитной артиллерии, для них вообще не осталось места. Кроме того предусматривался прием 100 мин заграждения. Особенностью корабля было то, что на нем изначально предусматривалась установка пневматической катапульты (проекта немецкой фирмы Хейнкель) и гидросамолета КОР-3.

Изначально планировали построить сразу 7 кораблей этого типа, но к началу 30-х они уже не соответствовали требованиям времени, к тому же в стране наконец-то началась программа постройки тяжелых крейсеров; потянуть обе наша судостроительная промышленность пока не могла, поэтому ограничились 5 кораблями. Заложенные в 1928-1930 г.г крейсера по очереди вошли в строй в период 1932-1933 г.г. Головные «Адмирал Завойко» и «Адмирал Невельской» уже в 1933 убыли на Тихий океан, «Адмирал Войнович» и «Адмирал Мордвинов» служили на Черном море иногда входя в состав соединений в Средиземном, «Адмирал Эссен» изначально планировали оставить на Балтике, но начиная с 1935 он стал флагманом Северного флота.

Альтфлот: Наследники «Светлан» - «Родители» и потомки (часть I).

Легкие крейсера типа «Адмирал Завойко» по состоянию на 1935 г. с установленной малокалиберной артиллерией.

В период с 1937 по 1939 гг. все крейсера прошли плановый ремонт, а заодно небольшое перевооружение между первой и второй дымовой трубами установили площадки с еще двумя «сорокопятками», а старые максимы заменили на 12,7-мм пулеметы ДШК (не вижу смысла менять обозначения), при том еще пару установили на площадке на средней трубе. Кроме того немецкие катапульты К-3, заменили на отечественные 24-метровые К-12, а КОР-2 на модернизированные КОР-2бис. Радиолокационное оборудование установить не успели, поскольку все комплексы шли на более новые корабли, поставили только радиопеленгаторы на грот-мачте, при том даже на старых «Новиках» их установили еще в начале 30-х.  Именно в таком виде крейсера и встретили войну, единственное отличие в серии было то, что черноморские «Адмирал Войнович» и «Адмирал Мордвинов» успели получить новейшие на тот момент гидросамолеты Бе-4.

Альтфлот: Наследники «Светлан» - «Родители» и потомки (часть I).

Легкие крейсера типа «Адмирал Завойко» по состоянию на середину 1941 г.

«Адмирал Войнович» и «Адмирал Мордвинов» на начало войны входили в состав оперативной Средиземноморской эскадры с базированием на ВМБ «Росе» в Которском заливе. Против базы начиная с 23 июня активно действовал итальянский флот и авиация, а вскоре к ним присоединились немецкие самолеты из состава 4-го воздушного флота. Какое то время корабли оставались в заливе осуществляя ПВО, но 29 июня «Мордвинов» получил повреждения от близкого разрыва бомбы (она попала в пирс, к которому он был пришвартован и взрывной волной разбило шлюпку и изрешетила осколками переднюю дымовую трубу), в итоге было решение уходить на соединение с Британским Средиземноморским флотом, что и было сделано вечером 1 июля. Поврежденный «Мордвинов» возглавлял отряд, который состоял из кораблей охранения (югославские эсминец «Белград» и миноносцы Т-1 и Т-3, российские БТЩ Т-401 «Трал», 2 охотника за ПЛ) и двух быстроходных госпитальных судов/транспортов который должны были эвакуировать гражданский персонал базы и часть югославских беженцев. Рассчитывали что вышедшие ранее линкор «Севастополь», крейсер «Адмирал Войнович» и эсминцы включая югославский «Дубрновник» и отвлекут противника и корабли смогут выйти на соединение с британцами. Это почти удалось, но ранним утром 2.07.1941 в результате подрыва на мине в проливе Отранто , крейсер потерял ход и был добит итальянской лодкой «Zoea». Надо отдать должное, что транспорты итальянцы не атаковали, тем более они не несли даже зенитного вооружения, а из кораблей охранения был легко поврежден только югославский эсминец. К концу дня поредевший отряд оказался под прикрытием союзного флота и благополучно достиг побережья Египта.

«Адмиралу Войнович» повезло больше. В бою утром, того же 2 июля с 5-й линейно и 8-й крейсерской дивизиями итальянского флота крейсер не получил серьезных повреждений, но к 12 дня получил две бомбы с немецких пикировщиков, только прикрытие истребителей с «Ark Royal» и подход британского флота спасли корабль от гибели.

По приходу в Александрию на корабле исправили основные повреждения и снова ввели в строй, с сентября 1941 по апрель 1942 он активно использовался в составе эскадры «Византе» британского Средиземноморского флота, которая состояла  из русских, югославских и греческих кораблей. При том до выхода с ремонта линкора «Севастополь» исполнял обязанности флагман эскадры. Во время операции против итальянского флота в Специи, крейсер получил попадание торпеды с катера и был отбуксирован в Гибралтар для ремонта, который продолжался до весны 1943 года. В ходе ремонта расстрелянные спаренные «Минизини» заменили на британские Mk.XVI, а «сорокопятки» и пулеметы ДШК на счетверенные 40-мм «пом-пом» и крупнокаллиберные счетверенные «Виккерсы», во многом это связано с тем, что существовали проблемы с боеприпасами, при этом сняли катапульту. Наконец-то установили британские РЛС типа 282 и 284.

Альтфлот: Наследники «Светлан» - «Родители» и потомки (часть I).

Легкий крейсер «Адмирал Войнович» эскадры «Византи» после перевооружения. 1943 г.

В январе 1944 он снова получил повреждения от мины и практически до конца года простоял в Александрии в ремонте. Уже 26 февраля 1945, через три дня как Турция объявила войну Германии, крейсер ушел через проливы в Севастополь. С 1947 г. корабль находился в резерве первой очереди, планировали, что крейсер пройдет модернизацию, но множество повреждений полученных во время войны заставили от этой идеи отказаться и уже в 1949 году корабль вывели из состава флота.

С «североморским» «Эссеном» было по-другому. Вместе с АвКр «Профессор Жуковский» он оставался единственным крупным кораблем на севере и с началом  конвоев нагрузка на корабль и экипаж многократно увеличивалась. Основными противниками стали не надводные корабли, а авиация и подводные лодки, для  противодействия им «сорокопятки» постепенно заменяли на 37-мм автоматы, доведя к 1943 их число до 12, а на корме установили бомбосбрасыватели.

«Адмирал Эссен» стал единственным из крейсеров русского флота, который вступил в артиллерийский бой с крупным кораблем ВМС Германии во время отхода тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» в операции «Вундерланд». В результате боя «Адмирал Эссен» совместно с дивизионом ЭМ типа «Гневный» настиг немецкий крейсер на траверсе острова Земля Франца-Иосифа 29 августа 1942. В ходе боя он получил попадания 2 283-мм снарядов, но и сам добился 9 попаданий, которые вызвали пожар, в результате ухудшившейся погоды ЭМ не смогли выйти в торпедную атаку. Тем не менее, больше крупные немецкие корабли не появлялись в зоне действия Северного флота.

Повреждения были сравнительно небольшие, но все равно корабль отправили в ремонт, который проходил в Ливерпуле до мая 1943.  В ходе него установили британские РЛС управления зенитным огнем типа 282 и добавили 2 счетверенных пулемета «Виккерса». Если на «Войновиче» катапульту сняли примерно в тоже время, на «Эссене» количество самолетов довели до 3, еще два установили на месте катеров по бортам, а сами катера на месте снятых торпедных аппаратов, правда, дополнительно пришлось установить два крана для работы с ними. Дополнительные Бе-4 были нужны для поиска подводных лодок, отбившихся от конвоя судов, поиска сбитых летчиков и так далее. В таком виде крейсер прослужил до конца войны.

Альтфлот: Наследники «Светлан» - «Родители» и потомки (часть I).

Легкий крейсер «Адмирал Эссен» СФ после перевооружения. 1943 г.

Тихоокеанские «Адмирал Завойко» и «Адмирал Невельской» до 1945 года участия в боевых действиях не принимали, в море выходили редко. Единственное значимое событие в службе до начала войны был выход «Адмирала Завойко», во время боев при Халхин-Голе, для сопровождения линейного крейсера «Наварин» через пролив Лаперуза, для создания видимости перехода военных действий на море. И хотя это имело больше психологическое воздействие поскольку японский флот имел многократное преимущество и соединение скорее всего было разгромлено, в какой то мере это повлияло на исход боев. Тем не менее, каких то серьезных модернизаций на крейсерах не было, начиная с 1943 г. частично заменяли «сорокопятки» на 37-мм автоматы и уже традиционные «Виккерсы», а зимой 1944 поставили британские 282-ые РЛС, такие же, как на других кораблях типа. В 1942 их планировали перевести на Северный флот, но в итоге от идеи отказались, вместо них ушел крейсер проекта 47 «Жемчуг» совместно с авианосцем «контр-адмирал Можайский» и двумя ЭМ 7 проекта. После объявления войны Японии участвовали в Курильской десантной операции, обстреливая береговые укрепления, сами не получили повреждений.

Альтфлот: Наследники «Светлан» - «Родители» и потомки (часть I).

Легкие крейсера «Адмирал Завойко» и «Адмирал Невельской», ТОФ, по состоянию на 1944 г.

После войны, три оставшихся  крейсера после долгих раздумий все-таки решили подвергнуть ограниченной модернизации, в первую очередь это касалось зенитного вооружения. Из вооружения оставили только орудия главного калибра, сняли катапульты с гидросамолетами и торпедные аппараты. Вместо «Минизини» и на месте торпедных аппаратов установили 100/56-мм универсальные установки с ПУС «Зенит-42» и новой системой синхронной силовой передачи МИСС-42. Все пулеметы и автоматы заменили на спаренные 37-мм автоматы В-11. Серьезно изменился состав радиолокационного оборудования. На корабли установили  навигационную РЛС «Рым», РЛС обнаружения надводных и воздушных целей «Риф-1» и «Гюйс-1» соответственно и РЛС управления огнём артиллерийских комплексов «Редан». Уменьшили и усилили фок и грот мачты которые были подвержены вибрациям, кроме того на грот-мачте по той же причине заменили массивный кран на более легкий который использовали для подъема катеров. Работы закончились в 1950 г.

Альтфлот: Наследники «Светлан» - «Родители» и потомки (часть I).

Легкие крейсера «Адмирал Завойко», «Адмирал Невельской», «Адмирал Эссен» по состоянию на 1950 г.

Правда на фоне крейсеров 68 проекта, «Завойко» выглядели уже блекло и, начиняя с середины 50-х использовались только как учебные. Однако судьба «Адмирала Невельского» сложилась несколько иначе, ему  пришлось прослужить на много дольше под флагом другой страны.

Представители проекта

«Адмирал Завойко» (ТОФ-1933): РБЗ 04.1928/01.04.1930/25.07.1932– С 1955 г. учебный крейсер. Исключен 1960.

«Адмирал Невельской» (ТОФ-1933): Пут 06.1928/12.1930/08.1932 – в 1955 г. продан КНР, где получил название «Бэйцзин».

«Адмирал Эссен» (БФ-1933, СФ-1935): РБЗ 02.1930/04.1932/07.1933. ‑ С 1957 г. учебный крейсер. Исключен 1963.

«Адмирал Войнович» (ЧФ-1933, СМЭ – 1941, ЧФ-1945): Руссуд 01.1929/10.1930/04.1933. – В 1947 г. выведен в резерв. Исключен 1949 г.

«Адмирал Мордвинов» (ЧФ-1933, СМЭ – 1941): Руссуд 03.1929/03.1931/05.1933. – Погиб при прорыве из Которского залива 2.07.1941 в результате подрыва на мине и дальнейшей атаки итальянской ПЛ.

 

Тактико-технические характеристики

Водоизмещение, стандартное/полное, т: 7440/8888 т, к концу службы выросло до 7639 и 9149 соответственно;

Длина, ВЛ/полная. м: 165,4 /170,8.

Ширина, ВЛ/полная. м: 15,8/18,4.

Осадка, стандартная/полная м: 6,1/6,5.

Силовая установка: 4 ТЗА, 10 ПК, 70 000 л.с;

Скорость хода, полная/экономичная, уз: 30/18.

Дальность хода, экономичным ходом, миль 3700 (18) миль.

Броня: пояс, траверсы, башни, палуба – 50 мм, боевая рубка – 125 мм.

Эк. 878 чел.

Вооружение:

На 1935 г. все корабли проекта: 3х3 152/60-мм, 4х2 100/47-мм «Минизини» (на «Адмирале Эссен» лицензионные установки Б-24), с 1934 дополнительно установлено 6 45/46-мм универсальных орудий, 4 7,62-мм пулемета «Максим». 2х3 450-мм ТА. До 100 мин заграждения. Катапульта К-3 и гидросамолет КОР-2

На 1941 все корабли проекта: 3х3 152/60-мм, 4х2 100/47-мм «Минизини»  (на «Адмирале Эссен» лицензионные установки Б-24), 8 45/46-мм универсальных орудий, 6 12,7-мм пулеметов. 2х3 450-мм ТА. До 100 мин заграждения. Катапульта К-12 и гидросамолет КОР-2бис, на крейсерах входящих в составе ЧФ Бе-4.

«Адмирал Войнович» на 1943 г.: 3х3 152/60-мм, 4×2 — 102-мм/45,  3×4 — 40-мм/40, 5х4 — 12,7-мм пулемета Виккерса, 2 12,7-мм пулемета. 2х3 450-мм ТА. До 100 мин заграждения. 2 бомбосбрасывателя.

«Адмирал Эссен» на 1943 г.: 3х3 152/60-мм, 4х2 100/47-мм Б-24, 12 37/67,5 автоматов, 2х4 — 12,7-мм пулемета Виккерса. До 100 мин заграждения. 2 бомбосбрасывателя. Катапульта К-12, 3 гидросамолета Бе-4.

«Адмирал Завойко», «Адмирал Невельской» на 1944 г.: 3х3 152/60-мм, 4х2 100/47-мм «Минизини», 2 45/46-мм универсальных орудий, 4 37/67,5 автоматов, 6 12,7-мм пулемета.  2х3 450-мм ТА. До 100 мин заграждения. 2 бомбосбрасывателя. Катапульта К-12 и гидросамолет Бе-4.

«Адмирал Завойко», «Адмирал Невельской», «Адмирал Эссен» на 1951 г.: 3х3 152/60-мм, 6 100/56-мм, 9х2 37/67,5 автоматов. До 100 мин заграждения.

Альтфлот: Наследники «Светлан» - «Родители» и потомки (часть I).

Изменение состава зенитного вооружения в различные годы службы

Подписаться
Уведомить о
guest

28 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account