Т-34, как известно, разработкой замены для танка БТ-7 вплотную занялись в 1939 году, результатом чего стал опытный колесно-гусеничный танк А-20 с противопульной броней. Параллельно проработали и более тяжелый чисто гусеничный вариант с противоснарядным бронированием А-32, который после замены 45-мм пушки на 76-миллиметровую и некоторых других доработок стал знаменитым Т-34. Параллельно шла работа и над заменой Т-26 — сначала просто хотели поменять мотор на более мощный, но в конечном итоге все вылилось в легкий танк Т-50, который не имел с Т-26 вообще ничего общего. Теперь допустим, что в чью-то светлую голову еще в 39 году пришла мысль — а зачем нам два практически одинаковых легких танка? Т-26 уже безнадежен, из него ничего путного не вырастет. Есть БТ-7 и его по сути модификация А-20. Да, она получилась дорогая из-за сложной системы привода на колеса и достаточно прожорливая из-за 500-сильного двигателя, мощность которого для легкого танка была явно избыточна. Вот и давайте сделаем замену Т-26 из А-20. Колесный ход выкидываем вместе со сложной и тяжелой трансмиссией, попутно получаем запас веса на усиление брони и вооружения. Мотор ставим более слабый В-3 (а потом и В-4). Попутно получаем бонус в виде дополнительного места по бокам узкого мотора, которого хватит не только на радиаторы (кстати, один радиатор тоже можно смело выкинуть, либо вообще вынести радиатор в трансмиссионное отделение, как на Т-44, ИС/ИСУ и некоторых вариантах Т-50). Плюс сама трансмиссия с этим мотором более компактна, что позволяет сдвинуть мотор назад где-то на 30 см, увеличив тем самым БО.
Как мы знаем, в реальной жизни в серию пошел именно Т-34. Поэтому логично наш легкий танк унифицировать именно с ним (что заодно упрощает его освоение и облегчает корректировку выпуска в ту или другую сторону в зависимости от наличия комплектующих и опыта боевого использования). Разумеется, такая унификация имеет и недостатки, в первую очередь это увеличение веса из-за большего размера корпуса по сравнению с реальным Т-50. При сохранении бронирования Т-50 (37 мм по кругу) это приводит к увеличению массы примерно на 1,5 тонны. Это не так критично, тем более есть запас и по мощности мотора, и по ходовой части. Скажем, при весе 17 тонн и моторе В-3 (250 л.с.) удельная мощность будет примерно на уровне Т-34-85. Следующий логичный шаг — а почему бы не поставить 76-мм пушку, коли 45-й калибр официально признан малоэффективным, тем более уже есть готовая башня хоть от БТ-7А, хоть от Т-34? Да, это прибавит еще тонну-другую (в зависимости от толщины брони), но зато мы получим по сути средний танк, который может выполнять роль Т-34 что против танков, что против ПТО и пехоты. А установка 300-сильного мотора В-4 позволит и в динамике не проиграть.
Но и это еще не все. Ведь пространство по бокам от мотора (по 60 см с каждой стороны в ширину и 1,5 м в длину) можно использовать для размещения десанта, превратив машину в танк-БМП с вместимостью как минимум 6 человек. Принципиально важно, что эта опция по сути бесплатна, все функции танка будут выполняться по-прежнему! Сама по себе необходимость в БТР уже тогда военными явно осознавалось, и главным препятствием было то, что было жалко тратить на это танковое шасси. А тут «два в одном»!
Итак, в итоге это выливается в следующую конструкцию. Делаем три унифицированных варианта:
- «тяжелый» с 76-мм пушкой и мотором В-4,
- «средний» с 45-мм пушкой в двухместной башне и мотором В-3,
- «БМП» с пулеметной башней от Т-30/Т-60 с ДШК/ТНШ и увеличенной вместимостью (14 десантников, то есть пол-взвода).
Формально основным считается «средний» вариант (не забываем, что изначально все это предназначалось для замены Т-26), хотя по факту, скорее всего, больше всего будут выпускаться как раз два других. Кстати, попутно можно рассмотреть вариант с «зенитным БМП», где башня спроектирована с возможностью зенитной стрельбы при открытом люке.
Башня по сравнению с Т-34 сдвинута вправо и назад, чтобы освободить место у левого борта для люков десанта и командирской башенки. Двигатель расположен вдоль корпуса со сдвигом на 10 см вправо. Справа от него места для двух десантников, который сидят лицом вперед. За ними топливный бак на 400 литров и над ним воздухозаборник системы охлаждения. Подковообразный радиатор расположен вокруг вентилятора (как у одного из вариантов Т-50), горячий воздух выводится вниз через надгусеничные ниши. Слева от мотора 4 десантника сидят спиной к мотору или борту (передний из них сидит уже в углу БО), при этом последний десантник через перископ постоянно наблюдает за задней полусферой, передавая экипажу сигналы командирского танка и сообщая о попытках вражеской пехоты запрыгнуть на крышу МТО (и может сам, открыв люк, огнем из автомата ее уничтожать). Еще два места есть по бокам от водителя: справа — стрелок/стрелок-радист, слева — командир машины или командир отделения (у него своя командирская башенка для лучшего обзора). При необходимости можно добавить еще двух десантников (перед моторной перегородкой и у левого борта), но это затруднит работу экипажа при больших углах поворота башни и снизит возимый БК. Итак, вместимость этого варианта (и аналогичного «среднего») составляет:
- Минимальная — 6 десантников (при экипаже 5 чел.)
- Стандартная — 8 десантников (при экипаже 3 чел.)
- Походная — 10 десантников (при экипаже 3 чел.)
Таким образом, даже пушечная машина может принять на борт целое мотострелковое отделение, а пулеметная — полтора-два таких отделения. При этом использование пушечных машин возможно и в качестве «чистых танков», в этом случае экипаж 5 человек (водитель, наводчик, заряжающий, стрелок-радист и командир машины), а пустое место по бокам мотора можно использовать для размещения дополнительного БК, топлива в бачках/канистрах, отдыха экипажа и т.п. Кстати, можно и командирский танк сделать, слева от мотора вполне просторный «кабинет» получается, и не нужно пушку снимать. Кроме того, подобные «танки-БМП» можно использовать и для подвозки саперов в случае преодоления минных полей (что гораздо безопаснее, чем на броне).
Бронирование возможно по разным схемам. Базовое — 37 мм по кругу, как у Т-50. У варианта «БМП» возможен дополнительный противоосколочный экран в 3-5 мм с внутренней стороны кожухов пружин (как у БТ — правда, там сталь была неброневая). У «тяжелого» варианта для снижения веса возможно противоосколочное бронирование бортов (15 мм +5 мм внутренний экран), в этом случае они используются во второй линии как «арттанки», не подставляя борта под огонь.