2

Из Ст. 15 Лондонского трактата по морским вооружениям (Лондонский морской договор) от 1930 г.

«…под понятием «крейсер» понимается надводный боевой корабль, не подпадающий под понятие капитального корабля или авианосца, со стандартным водоизмещением, превышающим 1 850 длинных тонн (1 880 метрических тонн), и вооружённый артиллерией калибра более 5,1 дюйма (130 мм). Крейсера, делятся на 2 категории: вооружённые артиллерией калибра менее 6,1 дюйма (155 мм), и вооружённые артиллерией калибра более 6,1 дюйма (155 мм»).

Вот хоть убейте, не могу себе представить крейсер водоизмещением в 1900 тонн со 131 мм пушками. Эсминцы Германии, САСШ и Японии по тоннажу стандартного водоизмещения этот «крейсерский» рубеж перешагнут в 35-ом, а французы, отказавшиеся подписать и Вашингтонский договор от 1928 г. и Лондонский от 30-го, свои более крупные и мощнее вооружённые лидеры  строили ещё с 1927 года! Итальянцы так же не подписали эти договора, а их лидеры («эксплораторе»), со стандартным тоннажем превышающим «крейсерскую» норму строились аж с 1921-го года!

Но, поскольку чтоб быть крейсером надо иметь соответствующие и тоннаж и вооружение, в 1930-м, под определение крейсера по всем статьям подпадали только четыре корабля (ещё два вступят в строй в 31-ом), формально считавшихся эсминцами  — это французские лидеры типа «Гепард» (ст. водоизмещение 2436 т. ГК 5х138 мм орудий).

Чтобы не писалось в договорах, Первая мировая война наглядно показала, что век малотоннажных крейсеров прошёл и для того чтоб в приемлемых пропорциях сочетать вооружение, манёвренность, автономность, скорость и обязательно бронезащиту, нужен тоннаж! Точнее все эти совершенно необходимые вещи выливаются в хороший такой тоннаж…

Вот и в СССР, закончив издеваться над последней «Светланой» («Адмиралом Лазаревым») в попытке сделать из него хоть относительно современный боевой корабль (да ещё и с суперкрутой артиллерией ГК), получили ни то ни сё, с водоизмещением, увеличившимся в процессе модернизации почти на добрую тыщу тонн.

Альтернативный, ну очень лёгкий крейсер РККФ

(Крейсер «Красный Кавказ»)

Главным итогом этой сизифовой работы, в 1931-ом году, стало понимание, что надо строить новые крейсера. В РИ, прикинув свои скромные тогда ещё возможности, почли за лучшее обратиться в конце 32-го года к Италии за техническим содействием. Если быть точнее, у Италии пытались купить готовый лёгкий крейсер типа «Кондотьери» в качестве образчика, чтоб тиражировать его впоследствии у себя. Но, итальянцы продавать готовый крейсер отказались, предложив взамен разработать проект крейсера по советским ТТТ и даже построить его к общему удовольствию. Но, это было и дороже и дольше. Поэтому сошлись на покупке самой новой СУ итальянского крейсера, массы вспомогательных механизмов и теоретического чертежа корпуса. Причём корпуса крейсера не существующего, а перспективного – самого большого.

Скорее всего, причину такого решения надо искать в том, что появилось на свет в результате этой сделки – крейсер пр. 26 и его развитие 26 бис. по международной классификации оказались уже вовсе не лёгкими, а самыми что ни есть тяжёлыми крейсерами и по водоизмещению (англичане на всех конференциях предлагали деление крейсеров на два класса не только по вооружению, но и по водоизмещению: лёгкие до 7500 т., тяжёлые от 7500 до 10 тыс. т. но американцы эти предложения всякий раз блокировали) и по вооружению 180 мм пушками.

Желание иметь на вооружении не лёгкие, а именно тяжёлые крейсера вполне понятно – ТКР мог помимо более успешного выполнения всех функций лёгкого крейсера, выполнять и ещё одну не менее важную – топить те самые лёгкие крейсера.

Вот только стоимость ТКРы имели довольно приличную и по части водоизмещения, из желаемых изначально 6 500 тонн, вылезли во вполне солидные 7700 тонн (пр. 26 бис и вовсе 8177 т.).

Альтернативный, ну очень лёгкий крейсер РККФ

(Крейсер «Максим Горький»)

Построить много таких крейсерюг (это для проклятых буржуинов тоннаж в 7700-8177 тонн довольно скромный, а для нас, как оказалось, едва подъёмный) наша промышленность физически была тогда не в состоянии. Вот и успели построить до войны всего два 26-х (один с итальянской помощью) и два 26-бис (ещё один ввели в строй уже во время ВОВ и один после).

А что, если бы, иметь замечательные универсальные ТКРы, учитывая их стоимость, хотелось бы поменьше, а вот достаточно лёгких крейсеров-рейдеров напротив побольше (и в смысле хотелки и в смысле количества)? И концепция крейсера была бы такой: нам нужен крейсер, прежде всего быстроходный – способный уйти от любого опасного для его драгоценного здоровья противника, и в тоже время достаточно сильный, чтоб уничтожить любой корабль меньшего класса. Большой лидер нас не устроит, поскольку моря нас окружают в основном не слишком ласковые к кораблям средних классов, а дальность и обитаемость надо иметь (чтоб угрожать наиболее вероятным противникам) отнюдь не уровня эсминцев – даже самых больших, а сугубо крейсерские.

Вот в поисках чего подходящего у потенциальных продавцов, и начали в том же 1931-ом году крутить головами наши ответственный товарищи-военморы. В Британии тогда и смотреть-то было нечего – кое как вооружённое тихоходное старьё – продукты массовой штамповки военного времени (первый новенький «Лендер» был заложен только в октябре 30-го).  В САСШ лучшими на тот момент КРЛ были страшненькие и недостаточно быстроходные «Омахи» с водоизмещением более 7 тыс. т. С французами тогда договариваться о чём-то было совершенно невозможно – царские долги и риск ареста любых связанных с Советской Россией активов, либо напроч отбивали желание сотрудничать, либо, «за риск», взвинчивали цену до неприличных высот. Да и не было у них достойного копирования образца. Германия хотя и располагала троицей новеньких «К» но служить эталонами для советских, они в принципе не могли – слишком слабые корпуса, не мореходные обводы, дурацкая СУ и неприемлемо низкая скорость.

Зато в Италии наши ответственные товарищи нашли то, что им было нужно! К 1931-му году, итальянцы, уже наученные отрицательным опытом эксплуатации своих первых «кондотьер» («Кондотьери-А»), достраивали два корабля по улучшенному проекту («Кондотьери-В»).

Альтернативный, ну очень лёгкий крейсер РККФ

(Красавчик крейсер «Армандо Диаз» (типа «Кондотьери-В») во время визита в Австралию и Новую Зеландию).

Как радушные хозяева, они даже показали проект ещё более совершенного «Кондотьери-С», но он не заинтересовал красных моряков по причине значительно выросшего водоизмещения. Если таковое у второй серии не превышало миленькие 5 400 т. то корабль «третьей серии» имел уже солидные (и соответственно дорогие) 7 400 т. При том же вооружении, надо заметить!

Ещё одной замечательной фишкой итальянских «кондотьер» была сумасшедшая скорость – на испытаниях крейсера разгонялись почти до 40 узлов, что делало их недосягаемыми не то что для крейсеров других стран – даже для подавляющего большинства лидеров и эсминцев.

Конечно, все тогда знали, что испытания итальянцы проводят на кораблях при водоизмещении гораздо ближе к стандартному, чем к нормальному (не говоря уже про полное), но на сей счёт, у советских товарищей имелись свои придумки.

В общем, «по рукам ударили» в виде контракта с фирмой «Ансальдо» на поставку двух полных комплектов СУ, механизмов, приборов и даже металлоконструкций, производство которых было Советскому Союзу тогда ещё не по зубам, с обязательной передачей технологий и поставкой необходимого оборудования с тем, чтоб в СССР в срок с 1932 по 1935-й были построены два эталонных корабля по переработанному в соответствии с нашими ТТТ проекту «Кондотьери-В», а в дальнейшем, СССР мог строить подобные корабли уже самостоятельно с полной локализацией производства всех комплектующих от киля до систем управления огнём. Это стоило конечно дорого, но оно того стоило!

СССР получал самые современные технологии, благодаря которым РККФ, из величины близкой к нулю, мог в течение нескольких лет вырасти до критической массы, способной вызвать беспокойство у потенциальных противников, благополучие которых зависело от свободы океанского судоходства (эк загнул о почтенных англичанах… сразу на ум пришёл старый фильм «Тимур и его команда», где банда хулигана Мишки Квакина читает ультиматум тимуровцев. Прочитав такое мудрёное определение своего подручного как «гнуснопрославленный Фигура», Мишка хмыкнул: «могли-б дурака и попроще назвать…»).

В общем, поскольку итальянцы не скрывали недостатков своих «Кондотьер», эти самые недостатки, в СССР, решили исправить, не прибегая как итальянцы, к существенному увеличению водоизмещения.

А к недостаткам относились:

1. Посредственная мореходность, обусловленная большим удлинением корпусов,  их относительной узостью, слабостью их миноносной конструкции (первые «кондотьеры» по сути представляли собой сильно увеличенные корпуса больших эсминцев-скаутов «Навигаторе»), а так же очень плотной компоновкой, оставлявшей мало места для топлива и комфортного размещения экипажа.

2. Слабое бронирование. 24 мм борт, 18 мм противоосколочная переборка, 20 мм бронепалуба и траверсы, 40 мм башни ГК и 70 мм рубка. С такой бронезащитой нежелательно было оказаться даже под огнём старых эсминцев с их 102 мм пушками.

3. Хотя эти «кондотьеры» и развивали на испытаниях скорость в районе 39 узлов, в повседневной практике их максимальная эксплуатационная скорость не превышала 36,5 узлов, а к началу войны, по износу машин и догрузке кораблей по штатам и комплектности военного времени вообще снизилась до обыденных 32 узлов.

Альтернативный, ну очень лёгкий крейсер РККФ(Лёгкий крейсер «Луиджи Кардона» (тип. «Кондотьери-В») изображение с сайта Шипбакет)

Решить эти проблемы без прироста водоизмещения было сложно, но, как-то можно.

Проблему надёжности машин итальянцы уже решили – корабли третьей серии (СУ которых фигурировала в советском заказе) уже не имели таких проблем с надёжностью, как две первые. Для усиления конструкции корпуса решили чуток сократить его длину и включить бронезащиту и надстройки в силовой набор – как это делали немцы. Проблема тесноты и недостатка пространства для топлива и экипажа была решена за счёт вооружения ГК. Вместо четырёх двухорудийных башен со 152 мм итальянскими пушками, крейсера решили вооружать лишь двумя, но трёхорудийными немецкими башнями с немецкими же 150 мм пушками. Для боя с крейсерами нашему тонкокожему малышу и 8 итальянских пушек не помощники, а для налётов на вражьи конвои, охраняемые в лучшем случае эсминцами и шести стволов достаточно (учитывая, что имея высокую скорость, дистанцию боя диктуем мы, а более устойчивая платформа позволяет комфортно расстреливать эти самые эсминцы). На этой замене решалась не только проблема нехватки внутреннего объёма (в т. ч. и расположения СУ для её более удобного обслуживания), но так же экономии веса для усиления бронезащиты.

Схему бронезащиты изменили кардинально. Прежде, практически весь борт корабля защищался 24 мм броней, за которой находилась ещё и 18 мм противоосколочная переборка. И этот пояс был длинным, поскольку длинной была и СУ корабля – из-за узкости корпуса, шесть котлов его СУ располагались по два в одном КО в диаметральной плоскости (от носа: 1- 2 КО — 1 МО — 3 КО – 2 МО).

На советском крейсере, конструктора решили развернуть эшелоны навстречу друг другу (1-2 КО — 1МО — 2МО – 3 КО) и оба МО защитить 50 мм бронёй (на 20 мм стальной подложке) в общем каземате (разделённом 15 мм противоосколочной переборкой на два отсека). Из-за этого, вторую трубу пришлось несколько сместить в сторону кормы, а площадку для хранения гидросамолёта разместить перед ней. Румпельное отделение и погреба ГК укрыли в аналогичных казематах. Котлы же, решено было просто изолировать друг от друга и от внешних угроз 15 мм противоосколочными переборками и гасящими взрывную волну тамбурами. Точно так же защитили носовую часть до уровня ватерлинии. В тамбурах (и наружных и межкотельных) установили дополнительные топливные танки первой очереди расхода, выбрав таким образом все дополнительные объёмы пространства, полученные при отказе от двух башен ГК (условия обитания моряков улучшились опять-таки благодаря уменьшению численности экипажа).

Цельной внутренней противоосколочной переборки не было. Её заменяло частое деление корпуса на изолированные отсеки.

Благодаря таким ухищрениям, броню главной палубы над МО, румпельным отделением и погребами ГК удалось довести до 35 мм. В остальном палубная броня осталась в те же 20 мм. Бронезащиту башен ГК тоже изменили. Лобовая плита теперь имела толщину в 75 мм, крыша 35 мм, а борта и задняя стенка 20 мм. Пушки в башне для упрощения схемы и снижения веса располагались в одной люльке (конечно не так близко друг к другу как у итальянцев).

Рубка получила 75 мм бронезащиту вкруговую с 35 мм крышей.

С такой защитой и ГК, наши крейсера теоретически вполне могли вступать в бой с наиболее многочисленными английскими лёгкими крейсерами серий «С» и «Д», хотя предполагалось, что они будут всячески избегать подобных столкновений, поскольку храбрые англичане по одиночке не ходют.

Вспомогательное вооружение.

В качестве универсального калибра приняли спаренные 100 мм установки Минизини с электроприводами, связанные в единую СУО. Причём в отличие от прототипа («Кондотьери-В») их было не три, а четыре. Расположенные ромбом, одни обеспечивали огонь как минимум шести стволов в любом секторе.

Ближняя ПВО первоначально была представлена четырьмя отечественными 37 мм «пом-помами» обр. 28 г. установленными попарно на площадках фок и грот мачт. Несколько позже, эти, уже явно устаревшие артсистемы были дополнены четырьмя лицензионными итальянскими сдвоенными 37 мм автоматами Бреда обр. 32 г. Пом-помы сперва хотели просто демонтировать, но решили оставить до их естественного износа и заменить впоследствии на лицензионные 20 мм Эрликоны.

Из вспомогательного вооружения, крейсер имел два двухтрубных 450 мм ТА, один поплавковый гидросамолёт без катапульты (на ней тоже сэкономили не малый вес). Также, крейсер мог принимать на борт 100 мин или 50 больших глубинных бомб (корабль сразу оборудовался гидрофонами для ПЛО).

Первоначально, крейсер оснащался одним КДП главного калибра и одним аналогичным по конструкции и приборному составу КДП вспомогательной артиллерии (он же отвечал за торпедную стрельбу). Но, после установки 37 мм спарок «Бреда», для управления их огнём дополнительно установили два малых директора ПВО.

Всё это вооружение подчинялось системе централизованного управления огнём «Галилео».

Альтернативный, ну очень лёгкий крейсер РККФПервые два крейсера («Гарибальдиец» и «Карбонарий» — чтоб чувствовалось итальянское происхождение), как эталонные были заложены соответственно в Ленинграде и Николаеве в 1932-ом году. Постройка со значительным использованием итальянских комплектующих и помощью итальянских специалистов шла споро и уже в начале 1935-го года оба корабля вступили в строй.

А сразу после спуска эталонов на воду (в конце 33-го), на стапелях были заложены ещё 6 почти однотипных крейсеров, но уже с упором на отечественные комплектующие и существенно повышенной дальностью хода (чему способствовали более ёмкие бортовые топливные цистерны в корпусах увеличенной ширины и длины). На этих крейсерах появились и самолётная катапульта и изначально 20 мм Эрликоны вместо 37 мм «пом-помов». Поскольку освоение выпуска некоторых из этих самых комплектующих затягивалось, часть из них опять пришлось закупать за границей. 4 крейсера, строящиеся в Европейской части страны ввели в строй в начале 37-го, а два корабля, строящихся на дальневосточных верфях только к концу 38-го. Таким образом, вся «кондотьерско-гарибальдийская» серия состояла из восьми лёгких крейсеров.

К началу войны крейсера распределялись так: на ЧМ базировалась полубригада из двух первых «эталонных» кораблей (как имеющих наименьшую дальность хода), на ТОФе так же имелась полубригада их двух крейсеров. А вот на Балтике постоянно базировалась полная бригада из четырёх крейсеров, которая обязана была действовать не только на собственно Балтийском море, но и на севере – специально для прохода крейсеров водоизмещением до 6500 тонн углублялся и расширялся Беломорско-Балтийский канал.

Это были последние лёгкие крейсера, построенные в довоенном СССР. С 1935-го в Советском Союзе началась постройка первой серии «убийц вашингтонцев» — тоже таких ма-а-леньких… но о них в следующий разJ

 

«Кондотьери-В»

1936 г.

«Гарибальдиец» 1935 г./

«Спартаковец» 1938 г.

Водоизм. Станд (т)

5 323

5 300/ 5850

Дл/ш/угл (м)

169,3/15.5/5.5

165/15,5/5,5

170/17/5,5

Мощность СУ (л.с.)

95 000

106 000/110 000

Скорость хода полного

36,5

38/37

Дальность хода (миль)

3 тыс. (16 уз.)

3,5 тыс. (16 уз.) / 6 тыс. (16 уз.)

Броня макс.(мм)

Пояс –

Палуба –

Башни ГК –

Рубка –

 

24+18

20

40

70

 

50 -15

35-20

75-20

75

Вооружение

ГК –

УК –

Ближн. ПВО –

 

ТА –

 

8 (4х2) 152/53

6 (4х2) 100/47

2 (2х1) 40/39

8 (4х2) 13,2

4 (2х2) 533

 

6 (2х3) 150/60

8 (4х2) 100/47

8 (4х2) 37/54

4 (4х1) 37/45 / 20/67

4 (2х2) 450

Самолёты/катапульты

2/1

1/- / 1/1

 

Подписаться
Уведомить о
guest

57 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account