4

Пока ещё не закончилась вдруг разразившаяся на сайте «крейсерская осень» (ну, или плавно не перекинулась на «крейсерскую зиму»), мне тоже захотелось «подкинуть в топку» свои «пять копеек».

А поскольку почтенные коллеги буквально соревнуются в оголтелом реализме своих альтернативных крейсеров, пока народ этим продуктом не перекормили, я предлагаю совершенно абсурдный крейсер, строить который никто и никогда не будет, хотя определённая ниша у такого корабля могла бы и быть… Но не в нашей реальности.

Боевой корабль – это машина вполне себе многоцелевая. Но для существенно ограниченного в морских силах довоенного СССР, окружённого в т. ч. и на морских ТВД отнюдь не друзьями, актуальнее было бы строить боевые корабли не столько для морских баталий (тут мы всегда будем проигрывать и по числу вымпелов, и по их качеству наиболее вероятным и наиболее постоянным противникам), сколько для неожиданных и мощных ударов по местам базирования флота противника, по его прибрежной инфраструктуре – портам и терминалам.

Вот для таких целей и предназначен специальный крейсер – «суперразрушитель». От обычного крейсера его отличают:

1. Безусловный приоритет атаки над защитой. «Ударил – убежал» – наше всё.

2. Абсолютный приоритет скоростных данных перед всеми прочими. «Ударил-убежал» – наше всё.

3. Маскировка, усиленная подготовка к выполнению задач в тёмное время суток и оборона только от того, от кого убежать нельзя (прежде всего авиация). «Ударил – убежал» – наше всё.

Исходя из такого ТТЗ, крейсер несёт лишь 25-мм броню, рассчитанную на защиту от стрелкового авиавооружения и осколков. СУ должна обеспечивать скорость как у наиболее быстроходных лидеров – т. е. чем ближе к 40 узлам – тем лучше.

Силуэт и окраска с минимальной заметностью в тёмное время суток.

Вооружение – а вот это самое интересное.

Главное ударное оружие – суперторпеды калибром не менее 750 мм.

Вес торпеды – сколько получится при массе ВВ не менее 2 т. Скорость – не менее 30 узлов при дальности до 20 км. На меньшей дальности торпеда должна развивать скорость значительно выше. Но это уже конструктивные нюансы.

Для запуска этих суперторпед, крейсер оборудуется расположенными побортно двумя носовыми подводными ТА. Причём в каждом ТА торпед две – расположенных одна за другой и разделённых переборкой-мембраной, вышибаемой при выстреле второй торпедой. Особая фишка – включение тех длинных крупнокалиберных ТА в силовой набор корабля (у «Кондотьери-А» он слабоват).

Поскольку боевые «набеговые» операции будут осуществляться сугубо в ночное время, эти торпеды крейсер выстреливает не в какую-то конкретную цель, а запускает с максимальной дистанции в сторону места базирования кораблей противника – в бухту, порт, чисто «на удачу». А поскольку в ночное время нельзя исключать наличия боновых или даже сетевых заграждений входа в бухту, первая торпеда используется прежде всего для разрушения именно таких заграждений. Три следующих запускаются уже в расчёте, что они-то уж точно взорвутся в порту-базе, и, имея минимум по 2 т взрывчатки, охренительный вред портовой инфраструктуре нанесут в любом случае.

Дистанционного управления нет – ночью это бессмысленно. Зато не исключён «пилотируемый» вариант, и отнюдь не самоубийцей. Войдя в бухту и направив торпеду на конкретную, наиболее важную цель, пилот может успеть просто покинуть свой снаряд – как, вопрос уже технический. В ночной темноте и неразберихе после мощнейшего взрыва у него есть шанс унести ноги. А там – как судьба распорядится.

Взрывателей на борту каждой торпеды будет несколько – два основных (главный и дублирующий), срабатывающих на удар, и третий – заточенный на срабатывание через определённое время (на тот случай, если торпеда выскочит на пологий берег без удара, достаточного для сработки штатных взрывателей, если она выработает свой ресурс, а до цели почему-то так и не дойдёт, если торпеда остановилась из-за неисправности или если она просто утонула). Разработчики предлагали установить ещё один взрыватель – на попытку «несанкционированного» вскрытия корпуса, если вдруг на ней отказали все три штатных взрывателя, но флотское командование предпочло просто продублировать таймер.

Вторым типом вооружения, предназначенного для атаки на береговые объекты, являются три двухорудийные палубные 152-мм установки скорострельных патронных пушек Канэ.

(152/45-мм пушки Канэ на крейсере «Аврора»)

Первоначально речь шла о ещё нигде не виданной 203-мм одноорудийной башенной палубной установке с автоматическим заряжанием и огромной скорострельностью. Но с такой вундервафлей случилась вполне ожидаемая заминка, и командование флота решило пока ограничиться относительно лёгкими спаренными палубными установками старых-добрых 152-мм пушек (естественно в «зеркальном» исполнении), которые обеспечивали скорострельность порядка 20 выстрелов в минуту на установку! Т. е. весь БК первой очереди в 100 выстрелов на ствол установка обрушивала на порт противника (стреляя, разумеется, по площадям) за каких-то 10 минут! А учитывая, что таких установок на корабле три, береговой объект «получал» за 10 минут 600 (шестьсот!) шестидюймовых снарядов, что вполне сопоставимо с хорошим авианалётом целой группы бомбардировщиков.

Для повышения дальнобойности до 20 км установки имели высокие тумбы, обеспечивающие угол ВН до +30º (В РИ, ЕМНИП, корабельные установки имели угол ВН до 25º и максимальную дальнобойность чуть более 18 км)

(Вот примерно так оно будет выглядеть, но не в сухопутной, а в корабельной и притом двухорудийной установке. А чтоб линия огня была пониже и заряжать поудобнее, установку вместе со всем "кругом обслуживания" можно "заглубить" чутка под палубу)

Но если вражина «очухается» раньше и крейсеру что-то реально начнёт угрожать (от кораблей до береговых батарей), он, уже находясь к противнику кормой, просто даст «полный ход» и «на всех парах» отправится домой, быстро растворяясь в ночной темноте. И он не просто уйдёт, а, во-первых, продолжая стрелять, пока хватит дальнобойности кормовой установки, и вдобавок ещё и вывалит за борт мины в качестве сюрприза для преследователей.

Оборонительное вооружение. Помимо мин, крейсер несёт ещё три 100-мм универсальные спарки «Минизини» – купить их не проблема (в РИ покупали!). Они вполне годятся и против всяких миноносцев и против авиации. Да и поддержать огнём по площадям шестидюймовые спарки на дистанции менее 15 км вполне подходящи. В общем – настоящие универсалки… лучше которых у нас всё равно ничего нет.

(Спаренная 100-мм универсальная установка конструкции Минизини обр. 1927 г. на палубе крейсера «Красный Кавказ»)

Ну и, памятуя об авиации, как главной опасности, на корабле будет стоять аж 8 37-мм зенитных АП обр. 17/28 г. Понятно что не шибко крутые установки, но, во первых, к сожалению, в то время на сугубо безальтернативной основе, а во вторых – 8 штук – это уже «не хухры-мухры». Крейсера-ровесники того времени даже в «продвинутых» странах обходились меньшим.

(Одноствольный зенитный «пом-пом» на корабле британского флота)

Прикидывая размещение такого набора вооружения, бронезащиту, скорость и тоннаж, я «чисто случайно» осознал, что подходящий крейсер-платформа для реализации этой идеи уже есть! Это очень лёгкие итальянские «Кондотьери» первой серии (или тип «А»). Которые, кстати, СССР пытался купить!

(Крейсера типа «Кондотьери-А» были построены для итальянского флота серией из четырёх единиц и вступили в строй в 1931 году. Будучи по своей конструктивной сути лидерами-переростками, особой славы они не снискали и все погибли в ходе ВМВ)

Так почему бы не рассмотреть вариант, когда СССР заказывает сами корабли в Италии же, но с нашей «спецификой»? Два или даже три с жутко грозными названиями «Марс», «Деймос» и «Фобос». Удачной конструкцию этих крейсеров назвать нельзя, но именно как крейсеров – слишком уж там всё было на пределе, но для АИ-идеи они в качестве платформы вполне подходящи.

При водоизмещении в 5,5 тыс. т это будут не слишком дорогие, но достаточно эффективные кораблики, которые можно использовать и как ночных суперразрушителей портов/баз, и как истребителей торговли, и как лидеров эсминцев, и как канонерки для артподдержки приморских фронтов, и даже как минзаги (если мины размещать не только в перегруз, на палубе, но и в торпедных аппаратах).

Вес крупнокалиберных торпедных аппаратов с их содержимым (и аппараты и сами торпеды лучше всего разработать совместно с очень опытными в этом деле итальянцами), компенсируется заменой четырёх двухорудийных башен «Кондотьери-А» (броня 23 мм) со 152-мм пушками на три спаренные палубные установки пушек того же калибра с 13-мм бронещитами. Отказом от стандартного торпедного вооружения и авиаоснащения (катапульта с двумя гидропланами). А зачем нам бортовые самолёты, если в рейд крейсер отправится, только если он УЖЕ имеет всю необходимую информацию, предоставленную авиаразведкой, сделанной заранее? Днём же поднимать и принимать обратно на борт свои гидропланы долго, в одиночном плавании вблизи базы противника – опасно, и ещё неизвестно, кто кого благодаря им обнаружит!

Так же для уменьшения массы, протяжённый бронепояс «Кондотьери-А» заменим на локальную защиту только жизненно важных участков борта (цитадель, включающая СУ и погреба), уменьшим толщину противоосколочных переборок с 18 до 13 мм (причём эти переборки сохраняются опять-таки только там, где они жизненно необходимы, и только с сопутствующим включением их в силовой набор корпуса). Толщина брони боевой рубки уменьшается с 40 до 30 мм. Также можно отказаться и от одного из двух весьма массивных КДП ГК, что не только снизит верхний вес, но и немного уменьшит силуэт.

Вспомогательной артиллерии в виде 100-мм спарок в установках «Минизини» столько же – три штуки. Но все (как и ГК) стоят в диаметральной плоскости! Т. е. подойдя к цели на дистанцию менее 15 км, крейсер может с одного борта дубасить сразу всей своей артиллерией – шестью 152-мм стволами и шестью же 100-мм!

Вот 37-мм АП 17/28 аж 8 штук! На РИ «Кондотьери А», при их вступлении в строй, стояло всего по две таких же практически АП – 40/39 АП «Виккерс-Терни» – итальянская версия британского «пом-пома». Но зато потом, к концу 30-х, «Кондотьери-А» тоже получили уже по 8 малокалиберных зенитных установок (4 спарки 20-мм АП и 4 спарки ККП).

Для того времени и такого мелкого крейсеришки (да ещё отечественного!), безусловно, 8 АП дохренищща, но это уже «специфика»! При СУ мощности аналогичной тому же «Бартоломео Коллеони» (119 тыс. л.с.) крейсер будет развивать как минимум 36 узлов («Коллеони» на ходовых испытаниях в неполной комплектации развил 39,9 узлов). Но поскольку строить его (их) начнут значительно позже (году этак в 1932-ом), СУ будет хоть и того же типа, но наверняка совершеннее и, главное, надёжнее. Т. е. при той же мощности и очень умеренном водоизмещении практически от всего, что бороздит моря и представляет опасность, наш АИ крейсер уйдёт, и его главным врагом будет именно авиация. И поэтому восемь 37-мм АП обр. 17/28. Да, у них есть определённые недостатки. Тем более, что в строй крейсер (крейсера) данного типа вступать начнут году этак в 35-ом. Но столь любимый многими «Бофорс» в 35-ом – это ещё мало кому интересная местечковая кустарщина с индивидуальной подгонкой напильником деталюшек к каждой конкретной пушке. Так что, пока «уж лучше синица в руках…».

Нет, конечно, мне могут напомнить, что уже есть в мире лидеры, способные развивать скорость и побольше. Но Франция нам не враг. Да и какой из тех лидеров несёт разом 6 152-мм и 6 100-мм пушек? И к тому же имеет пусть и лишь 24 мм, но бронезащиту жизненно важных механизмов и артпогребов, с 13-мм противоосколочными переборками?

Насчёт артиллерии ГК. Других вариантов можно придумать массу. Но будем объективны – современных башен ни с 6-, ни с тем более 8- дюймовыми пушками у нас нет. Те башни со 180-мм пушками (Мк-1-180), что вымучивали для «Красного Кавказа», оказались неудачным экспериментом. А для реализации идеи данной АИ пушки нужны уже имеющиеся, надёжные, простые и скорострельные. И при этом не занимающие много места и при приемлемой суммарной огневой производительности экономящие тоннаж. Я лично лучшим вариантом посчитал оперативное сотворение палубных спаренных тумбовых установок 152-мм патронных пушек Канэ.

Ещё хотелось бы упомянуть обязательное наличие параванов для защиты от мин.

А теперь те, у кого фантазия побогаче, могут представить себе рейд одного-двух таких крейсеров на румынский порт Констанца в июне 1941-го…

Подписаться
Уведомить о
guest

50 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account