Альтернативный 41-й. Часть 7.3. ВВС Западного фронта в АИ

3

Разгром советских ВВС в полосе Западного фронта в первые дни войны имел самый большой масштаб на всех ТВД, и не в последнюю очередь из-за него катастрофа войск в Белоруссии имела столь стремительный и столь страшный характер. Это обстоятельство вынуждает автора АИ рассмотреть «воздушную составляющую» предлагаемого цикла АИ именно применительно к Западному Особому военному округу/фронту, одновременно не касаясь этой темы на других ТВД. Итак, что можно предложить авиации в рамках «беспопаданческой» АИ?

Прежде всего, это, конечно, рассредоточение авиации на запасные аэродромы. В рамках данной АИ аналог «Директивы №1» выходит вечером 18 июня после получения в Кремле информации от НКГБ о массовом отъезде из СССР сотрудников германского посольства и членов их семей и об уничтожении архивов посольства. Соответственно, с рассветом 19 июня в приграничных военных округах начинается перебазирование авиации на запасные площадки. Дополнительным бонусом для советской стороны является то, что по германским планам фотографирование советских аэродромов высотными разведчиками Ровеля должно было завершиться к 15 июня. То есть вскрыть массовое перебазирование 19 июня немцы в АИ могли и не успеть.

При этом, надо понимать, что рассредоточение авиации на запасные площадки накануне немецкого удара приносило лишь временную пользу. Во-первых, потому, что при той интенсивности полётов, которую продемонстрировали Люфтваффе в первые дни войны, новая система базирования советской авиации была бы вскрыта достаточно быстро, и самолёты на запасных площадках в АИ также были бы атакованы противником, пусть и с некоторым опозданием. Во-вторых, следует помнить о неотмобилизованности авиационного тыла, о нехватке личного состава и техники для обслуживания самолетов перед и после полётов. Рассредоточение каждого авиационного полка по двум – трём площадкам приводило бы к распылению и без того скудных ресурсов аэродромного обслуживания. Подобное распыление средств одного аэродрома по нескольким запасным площадкам приводило бы не только к увеличению длительности подготовки отдельного самолёта к вылету, но и увеличивало сроки ремонта, а в отдельных сроках и вообще исключало проведение ремонта неисправных или повреждённых самолётов.

В-третьих, следует иметь в виду, что немалая доля потерь советской авиации в начальный период войны – это неисправные или повреждённые самолёты, которые можно было бы ввести в строй при условии стабильности линии фронта, но которые были вынужденно отставлены при отступлении войск Красной Армии. Поскольку в данной АИ войска Западного фронта также как и в РИ окружаются охватом сразу двух танковых групп противника, то потери в виде потенциально восстановимых, но вынужденно оставленных на покидаемых территориях самолётов, всё равно сохраняются. И ситуация с более слабым техническим обслуживанием на запасных площадках только усугубит эту составляющую потерь.

Вместе с тем, можно ожидать, что рассредоточение авиации по запасным аэродромам (где они были) позволит снизить одномоментные потери ВВС Западного фронта в первый день войны. Вероятно, что в конечном итоге суммарные потери ВВС ЗФ за первую неделю – две боёв так или иначе приблизятся к РИ-показателям. Но в АИ общее количество потерь будет сильнее «размазано» по времени, а не сосредоточено в первые дни. Меньшие потери советских ВВС в первые неизбежно приведут к тому, что за это время они нанесут больший урон противнику, а, следовательно, снизят и собственные потери в последующий период за счёт более значительного ослабления Люфтваффе в начальный период по сравнению с РИ.

Кроме того, следует иметь в виду и такой эффект от перебазирования советских самолётов на запасные аэродромы. В РИ немцы примерно первые три дня войны сосредотачивали усилия своих Люфтваффе на уничтожении советской авиации, минимизируя действия своей авиации на поддержке сухопутных войск. Нет сомнения в том, что и в АИ противник будет работать по советским аэродромам до тех пор, пока не снизит потенциал наших ВВС до уровня условно 25 июня в РИ. Однако более высокая выживаемость советской авиации в АИ приведет к тому, что достижение поставленной цели у противника займёт больше времени. А это значит, что в АИ советские сухопутные войска несколько дольше будут «дышать свободно» относительно РИ. То есть тот же 6-й мехкорпус при переброске его по дорогам Белостокского выступа будет слабее «опекаться» авиацией противника в сравнении с аналогичной датой в РИ.

Следующий пункт авиационной тематики, который может быть изменён в рамках предлагаемой АИ, это строительство бетонных полос на аэродромах приграничных военных округов. К сожалению, автор АИ не располагает точными данным о том, что именно и в каких объемах происходило в мае – июне 1941 года на аэродромах на территории Белорусской ССР, чтобы предложить конкретный план действий (точно известно, например, то, что строительство Бецкого аэродрома под Полоцком было завершено в середине мая). Можно привести лишь общие соображения о том, что в иных условиях оценки сроков приближения войны, будет принято решение в приграничных округах, во-первых, сосредоточить максимум усилий на тех аэродромах, где степень готовности высока, и, наоборот, отказаться от проведения работ там, где строительство находится в начальной стадии. Во-вторых, будет принято решение об отказе или жёсткой минимизации строительства бетонных полос на аэродромах в приграничной полосе и переброске усилий на бетонирование полос в глубине округов. Такие решения в АИ могут состояться в первой декаде – середине мая 1941 года, но каков будет их результат к 22 июня, автор сказать затрудняется.

Далее можно перейти к рассмотрению ситуации непосредственно в авиационных полках ВВС Западного Особого военного округа во второй половине мая – первой половине июня 1941 года. Ситуация в целом неплохо описана в соответствующем разделе Плана прикрытия госграницы:

«Общая укомплектованность частей ВВС на 1 июня сего года выражается следующими цифрами.

По истребительной авиации:

а) полностью укомплектованы новой матчастью 4 авиаполка (41, 124, 126 и 129-й);

б) полностью укомплектованы старой матчастью 7 авиаполков (123, 122, 127, 160, 161, 162 и 163-й);

в) имеет только 44 самолета один полк – 33-й 10 сад 4А;

г) совершенно не имеют матчасти и технического летного состава 8 авиаполков (182, 183, 184, 185, 186, 187, 188 и 189-й).

По бомбардировочной авиации:

а) полностью укомплектованных новой матчастью нет ни одного авиаполка;

б) укомплектовано до штата старой матчастью 2 авиаполка (13-й и 121-й);

в) имеют от 40 до 50 самолетов 5 авиаполков (39, 16, 128, 24 и 25-й);

г) имеет от 30 до 40 самолетов 1 полк (130-й);

д) имеют меньше 30 самолетов 4 полка (6-й 11 сад 3 А, 43, 203 и 97-й).

По штурмовой авиации:

из имеющихся двух авиаполков полностью укомплектован старой матчастью 74-й авиаполк и имеет только 15 самолетов 215-й авиаполк».

Данные непосредственно по наличию в каждом полку самолётов (с указанием типа, общего числа и количества неисправных) и лётчиков (с указанием готовности к полётам в тех или иных метеоусловиях) по состоянию на 1 июня 1941 года приведены на сайте www.rkka.ru, повторять которые автор не видит необходимости.

Разумеется, первое, что приходит в голову при принятой в рамках данной АИ другой оценке советского руководства сроков приближения войны – это передислокация в глубину страны 59-й (управление – Мачулищи, 182-й ИАП – нет данных, 183-й ИАП – Вилейка, 184-й ИАП – Мачулищи) и 60-й (управление – Барановичи, 186-й ИАП – Орша, 187-й ИАП – Барановичи, 188-й ИАП – Орша) истребительных авиадивизий, начатых формированием непосредственно перед началом войны. В РИ полки 59-й авиадивизии перебазировали на аэродром Дягилево под Рязанью сразу после начала войны, где они проходили доукомплектование и обучение на МиГ-3. Управление 60-й авиадивизии в РИ с началом войны осталось в Барановичах, куда был перебазирован 162-й истребительный авиаполк 43-й ИАД. В АИ можно будет уже в мае 1941 года одну авиадивизию передислоцировать для дальнейшего формирования также на территорию Московского военного округа, в район Рязани для получения истребителей МиГ-3 с завода № 1 в Москве. Вторую авиадивизию можно будет перебазировать в район Саратова или Сталинграда для получения истребителей Як-1 с завода № 292 в Саратове. Дело в том, что в РИ по состоянию на 23 июня 1941 года остаток принятых военпредами, но не переданных в войска истребителей составлял 155 МиГ-3 на заводе № 1 и 74 Як-1 на заводе № 292. При этом чуть ли не в первый день войны в РИ с завода № 1 в Оршу, для пополнения частей ВВС Западного фронта, с завода № 1 было передано 99 истребителей МиГ-3 (не ясно, входили ли они в указанное число 155-ти машин, или были переданы ещё 22 числа и, соответственно, их следует учитывать сверх тех 155-ти машин, что имелись на 23 число). Таким образом, в АИ лётный и технический персонал шести «сто-восьмидесятых» авиаполков сможет на месяц раньше, чем в РИ, приступить к освоению новых истребителей непосредственно на заводах-изготовителях, а не тратить время впустую, не имея материальной части в приграничных округах.

Следующее решение в АИ основывается на имевшем место в РИ решении командующего ВВС Западного фронта в первый же день войны усилить ПВО Минска за счёт перебазирования авиаполков 43-й ИАД, изначально сосредоточенных в районе Орша, Могилев. В АИ с изменившимися у командования взглядами на угрозу войны такой шаг вполне может быть осуществлён уже в середине мая. Основания для более раннего (в АИ) решения Копца из реальности вполне отражены в том же плане прикрытия ЗапОВО: «д) истребительная авиация в тесном взаимодействии с ПВО прикрывает сосредоточение войск и объекты государственной важности до рубежа Друскеники, Щучин, Слоним, Береза-Картуска, ст. Дрогичин. Восточнее этого рубежа истребительной авиации нет.

  1. Территория округа восточнее рубежа Слоним совершенно не прикрыта истребительной авиацией. Совершенно необходимо в срочном порядке укомплектовать матчастью, техническим и летным составом 59-ю и 60-ю истребительные авиадивизии».

Конечно, можно было бы передислоцировать все четыре авиаполка 43-й дивизии, разместив их на аэродромах Лошица, Слепнянка, Мачулищи, Пуховичи и Барановичи. Но автор АИ, предлагает несколько иное решение. Учитывая слабую готовность относительно недавно сформированных «сто-шестидесятых» авиаполков, передислоцировать в район Минска и Барановичей только два авиаполка на И-16, доукомплектовав их по возможности, наиболее подготовленным личным составом. А в районе Орши и Могилёва оставить два полка с менее подготовленным личным составом, учитывая, с одной стороны, необходимость доучивания, а с другой стороны, необходимость обеспечения ПВО важных транспортных узлов. Управление 43-й авиадивизии можно будет передислоцировать в Минск, а в Орше создать сводное управление дивизии из командного состава 59-й и 60-й авиадивизий, авиационные полки которых, как было сказано выше, в АИ передислоцируются в глубину страны для получения и освоения новых истребителей.

Однако на этом реорганизацию 43-й авиадивизии в АИ предлагается не ограничивать. Учитывая, с одной стороны, угрозу упреждения немцами нас в развертывании сухопутных войск, а с другой стороны, осознавая слабость ПВО Минска, предлагается перебазировать «самый приграничный» истребительный авиаполк округа – 129-й ИАП с аэродрома Тарново на один из аэродромов под Минском (Слепнянка, Лошица или Мачулищи). Таким образом, в системе ПВО Минска появится полк с опытным личным составом и современными, скоростными, высотными истребителями, который заодно будет выведен из-под разгрома в первый день прямо у границы.

В принципе, руководствуясь той же логикой о высокой опасности держать авиацию непосредственно у самой границы, в АИ можно будет перебазировать ещё один истребительный авиаполк 9-й авиадивизии подальше от границы, например, в район Россь, Волковыск (что, кстати, будет не лишним с точки зрения обеспечения ПВО шоссе Барановичи – Белосток).

Тут, конечно, надо признать, что подобные меры не спасут полностью нашу авиацию от ударов противника в первые дни войны. Известно, что все перечисленные аэродромы так или иначе подверглись бомбардировкам уже 22 июня (см. карту). Однако очевидно и то, что интенсивность ударов по приграничным и глубинным аэродромам была разной, что у авиации на глубинных аэродромах было дополнительный запас времени для реагирования на сигналы от расположенных впереди постов ВНОС, что истребительное сопровождение немецких бомбардировщиков при ударах по глубинных аэродромам было слабее или отсутствовало вовсе, а время нахождения над целью для совершения повторных атак – значительно меньше. Всё это в совокупности должно было приводить к описанному выше эффекту: потери советских ВВС в АИ «переносились» с первых дней войны на последующие, а за выигранное таким образом время наносились дополнительные потери Люфтваффе, что, в свою очередь, снижало советские потери на следующих этапах борьбы.

Карта немецких авианалетов на аэродромы ЗапОВО 22 июня 1941 г.

Последний момент, которому хотелось бы уделить внимание в «авиационной» части – это «уникальное» планирование действий ВВС Западного Особого военного округа накануне войны. Методично рассчитав потребный наряд сил для уничтожения выявленных в своей полосе ответственности целей, командование ВВС ЗапОВО флегматично констатировало вышестоящему руководству о том, что понятия не имеет что ему делать в первую очередь, ежели вдруг случится такая оказия как война.

На самом деле, конечно, ничего смешного нет в том, что в реальности командование ВВС ЗапОВО встретило войну, не имея чёткого представления, какую задачу требуется решать в первую очередь: бороться за господство в воздухе или же пытаться сорвать сосредоточение сухопутных войск противника?

В плане прикрытия ЗапОВО  возможные варианты действий авиации описаны так: «Исходя из поставленных задач и наличия бомбардировочной авиации, части ВВС округа могут решать следующие задачи:

а) нанести одновременный удар по установленным аэродромам и базам противника, расположенным в первой зоне, до рубежа Инстербург, Алленштайн, Млава, Варшава, Демблин, прикрыв действия бомбардировочной авиации истребительной авиацией.

Для выполнения этой задачи потребуется 138 звеньев, мы имеем 142 звена, т. е. используя всю наличную бомбардировочную авиацию, можем решить эту задачу одновременно;

б) вторым вылетом бомбардировочной авиации нанести удар по аэродромам и базам противника, расположенным во второй зоне до рубежа Кенигсберг, Мариенбург, Торн, Лодзь. Для этой цели могут быть использованы самолеты типа СБ, ПЕ-2, АР-2, которых мы имеем 122 звена, для решения этой задачи требуется 132 звена, не достает 10 звеньев.

Истребительная авиация сопровождать бомбардировщиков при выполнении этой задачи не может, не позволяет радиус их действия;

в) для одновременного удара по жел. дорожным узлам с целью задержать перевозки и сосредоточение войск противника требуется 320 авиазвеньев, у нас имеется только 122 звена, следовательно, задача может выполняться только последовательными ударами после решения первой задачи — разгрома авиации противника и завоевания господства в воздухе.

Для удара по жел. дорожным мостам могут быть использованы только самолеты типа ПЕ-2 и АР-2, которые могут производить бомбометание с пикирования. Бомбометание по мостам с горизонтального полета малоэффективно и требует большого расхода самолетов.

Ввиду того, что у нас мало пикирующих бомбардировщиков, необходимо взять для разрушения только главнейшие мосты, как то: в Мариенбурге, Торне, Варшаве и Демблине;

г) для совместного действия с наземными войсками по наступающим войскам противника, в первую очередь, используются смешанные авиадивизии, приданные армиям. При обнаружении наступления на одном из армейских направлений крупных мотомехчастей противника усилить последнее за счет 12 и 13 бад;

д) истребительная авиация в тесном взаимодействии с ПВО прикрывает сосредоточение войск и объекты государственной важности до рубежа Друскеники, Щучин, Слоним, Береза-Картуска, ст. Дрогичин. Восточнее этого рубежа истребительной авиации нет.

Выводы

  1. Одновременно обе задачи по борьбе за господство в воздухе и по срыву перевозок, сосредоточения и мобилизации противника выполнять нельзя. Борьба за господство в воздухе полностью может решаться лишь при отсутствии наземных целей и то только в первой полосе. Для борьбы во второй полосе средств нет. Выбор целей по выполнению каждой из этих двух задач будет решаться в каждом отдельном случае в зависимости от обстановки».

В АИ есть понимание, что немцы, упреждая нас в мобилизации и развёртывании, начнут войну первыми в удобный для них момент времени. Соответственно, уже поздно пытаться срывать их перевозки. Тем более, что для этого, как следует из представленного документа, и сил-то особо нет. Разве что с целью нарушения снабжения уже развёрнутых войск имеет смысл оказать воздействие на ключевые объекты инфраструктуры: «взять для разрушения только главнейшие мосты, как то: в Мариенбурге, Торне, Варшаве и Демблине». Однако, главной задачей ВВС приграничных округов Москва в АИ определяет борьбу за превосходство в воздухе, о чём и информирует командующих ВВС западных округов.

Однако, планы ВВС ЗапОВО в РИ были «уникальны» не только отсутствием ясного целеполагания. Скажем прямо, командование ВВС ЗапОВО придумало весьма «мутную» схему распределения бомбардировочных полков. И весьма опрометчиво отложило решение проблемы несовершенства базирования авиаполков мирного времени «на чёрный день».

Читаем в том же плане прикрытия: «Изменение в составе авиадивизий по военному времени сравнительно с мирным временем вызывается тем, что 12 бад и один полк 13 бад имеют на вооружении матчасть с малым радиусом действий — самолеты СУ-2. Эти полки из указанных авиадивизий передаются в состав смешанных авиадивизий, подчиненных армиям, с перебазированием их на аэродромы в непосредственной близости от госграницы, а бомбардировочные полки сад состава сегодняшнего дня передаются в состав 12 и 13 бад. По мирному времени остается прежняя дислокация частей ВВС, перемещение авиаполков по новому составу дивизий производится с началом боевой тревоги».

В АИ появляется возможность исправить этот «гениальный» план. В результате сдвига в АИ даты выхода «Директивы № 1» у ВВС ЗапОВО появится возможность изменить состав авиадивизий и передислоцировать ряд бомбардировочных авиаполков до начала боевых действий.

Так, на южном фланге ЗапОВО напрашивается передача 97-го бомбардировочного авиаполка на Су-2 в Бобруйске из состава 13-й бомбардировочной авиадивизии в состав 10-й смешанной авиадивизии, подчинённой 4-й «сухопутной» Армии (с перебазированием полка в Пинск). Взамен в состав 13-й бомбардировочной авиадивизии, подчинённой непосредственно командованию ВВС ЗапОВО, передаётся 39-й бомбардировочный авиаполк на СБ и Пе-2 с перебазированием полка либо на освобождённый 97-м БАП аэродром Бобруйска, либо на аэродром, расположенный между Барановичами и Бобруйском и обозначенный на карте ЗапОВО как «Жабчицы» (на современной карте Белоруссии Жабчицы – это пригород Пинска, т.е. место первоначального базирования 39-го БАП в составе ВВС 4-й Армии; а районе, обозначенном на карте ЗапОВО как «Жабчицы» в настоящее время расположено село Жабчево).

На северном фланге ЗапОВО в состав 12-й бомбардировочной авиадивизии, подчинённой командованию округа, из приграничных 9-й и 11-й авиадивизий передаются 13-й и 16-й бомбардировочные авиаполки на СБ, Ар-2 и Пе-2. Взамен на аэродромы в районе Россь, Желудок, Волковыск перебазируются из Витебска 43-й бомбардировочный полк на Су-2 из Витебска и 209-й бомбардировочный полк также на Су-2 из Орши. Учитывая слабую укомплектованность личным составом 209-го ББАП (на 1 июня 1941 года на 25 самолётов Су-2 в полку было всего 3 экипажа, готовых к полётам на Су-2 днём в простых метеоусловиях), предлагается в АИ в мае 1941 года перебазировать их вместе с 43-м ББАП на один аэродром (например, Россь), где в случае необходимости доукомплектовать 209-й ББАП лётным составом, проходящим обучение на Су-2 в 43-м ББАП (по состоянию на 1 июня полк имел на 46 самолётов Су-2 71 экипаж, в том числе 33 полностью освоивших полёты на Су-2 и ещё 38 находящихся в процессе переучивания; о степени высокой подготовки уже прошедших обучение экипажей говорит тот факт, что из 33 экипажей 26 были готовы летать в НПМУ и ДСМУ). Таким образом, к началу войны на правом фланге ЗапОВО в двух ближне-бомбардировочных полках суммарно будет 51 самолёт Су-2 и 74 экипажа. Доукомплектование мат.частью возможно в АИ за счёт передачи в полки самолётов, принятых в РИ военной приёмкой, но не переданных в войска до начала войны (на 1 июля 1941 г. на авиазаводе № 135 в Харькове имелось 90 таких машин, принятых военпредами, при этом за июнь было собрано только 62, т.е. имелись все возможности еще до войны перебросить в ЗапОВО пару десятков Су-2 майской сборки).

13-й и 16-й бомбардировочные авиаполки, летающие на СБ и осваивающие Пе-2, при этом предлагается перебазировать на аэродромы 12-й авиадивизии для того, чтобы избежать скученного размещения самолётов на приграничных аэродромах. В частности, для 16-го БАП, являющегося лидером по освоению новых Пе-2, предлагается выделить тот самый аэродром Бецкое под Полоцком, на котором в середине мая завершили строительство бетонной полосы. Для компенсации возросшей дальности до цели с перебазированием на аэродромы в глубине округа в АИ предлагается рассматривать прежние площадки в качестве аэродромов подскока.

Судя по всему нечто подобное планировалось и в РИ. По крайней мере, в Плане прикрытия ЗапОВО, составленном в декабре 1940 года, в разделе, описывающем обеспеченность ВВС округа авиабомбами, в явном виде показано, что на ряде приграничных аэродромов хранился так называемый «особый запас округа» (ОЗО).

Трудно сказать, насколько сильно изменились эти запасы с середины декабря 1940 года по середину мая 1941 года в РИ, но отталкиваясь от представленных данных в АИ хотелось бы предложить следующее. Во-первых, прекратить рассматривать Пинск как аэродром подскока для дальне-бомбардировочной авиации, в связи с чем вывезти оттуда (например, используя речной транспорт) в район Бобруйска и Витебска 72 бомбы ФАБ-500 и 310 бомб ФАБ-250. Во-вторых, учитывая осознание в АИ угрозы внезапного нападения Германии, сократить на аэродромах, расположенных до линии Лида, Волковыск, Слуцк, Пинск включительно, размер ОЗО авиабомб. Например, со 162 ФАБ-250, 880 ФАБ-100, 1540 ФАБ-50, 250 ЗАБ-50 и 1500 – 1800 АО-15, до размера 120 ФАБ-250, 660 ФАБ-100, 1200 ФАБ-50, 200 ЗАБ-50 и 1200 АО-15. Это позволит вывезти на тыловые авиабазы ещё 240 авиабомб ФАБ-250, 1100 бомб ФАБ-100, 2045 ФАБ-50, 200 ЗАБ-50 и 1700 АО-15.

В конечном итоге, в АИ ВВС ЗапОВО к началу войны будут иметь следующий вид. Кроме перечисленных, в АИ сохранятся 313-й и 314-й отдельные разведывательные авиаполки в Минске и Барановичах соответственно.

Таким образом, в АИ изменения в части ВВС Западного Особого военного округа планируются следующие:

— с середины мая 1941 года будут перераспределены силы по строительству бетонных ВПП на аэродромах;

— во второй половине мая шесть только начатых формированием «сто-восьмидесятых» истребительных авиаполков будут передислоцированы вглубь страны для получения и обучения истребителей новых типов;

— в начале июня будет осуществлена перегруппировка бомбардировочных авиаполков округа, одновременно вглубь округа перевозится часть запасов авиабомб с приграничных аэродромов;

— также в конце мая – начале июня будет осуществлено перебазирование части истребительных авиаполков с цель усиления ПВО района Минск, Барановичи;

— с рассветом 19 июня осуществляется перебазирование авиации округа на полевые аэродромы.

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account