Альтернативные средние танки PzKpfw IV Ausf. K (Karl). Германия

15

Данный материал из серии моделей, найденных уважаемым коллегой p_d_m, был мной переведен и серьезно переработан. Хочу выразить большую благодарность уважаемому коллеге redstar72 за помощь в редак­ти­ро­вании данной статьи.

Версальский договор запрещал Германии иметь боевые гусеничные машины, но, естественно, не мог воспрепятствовать германским офицерам работать над изучением различных теорий использования бронетехники, а создание танков велось немцами в обстановке секретности. Уже в начале 1930-х годов в Германии была выработана доктрина строительства танковых войск, сложились взгляды и на тактическое использование различных типов танков. И если легкие машины (Pz.I и Pz.II) рассматривались преимущественно как учебно-боевые, то их более тяжелые «собратья» – Pz.III и Pz.IV – как полноценные боевые танки. При этом Pz.III должен был выполнять функции среднего танка, а Pz.IV – танка поддержки.

Проект последнего разрабатывался в рамках требований к машине 18-тонного класса, предназначенной для командиров танковых батальонов. Отсюда и его первоначальное название Bataillonsfuhrerwagen – BW. По своей конструкции он был очень близок к танку ZW – будущему Pz.III, но, имея почти одинаковые с ним габаритные размеры, BW отличался более широким корпусом и большим диаметром башенного погона, что изначально заложило определенный резерв для его модернизации. Новый танк предполагалось вооружить крупнокалиберным орудием и двумя пулеметами. Компоновка закладывалась классическая – однобашенная, с традиционным для немецкого танкостроения передним расположением трансмиссии. Забронированный объем обеспечивал нормальную работу экипажа из 5 человек и размещение снаряжения.

Проектированием BW занимались фирмы Rheinmetall-Borsig AG (Rheinmetall) в Дюссельдорфе и Friedrich Krupp AG (Krupp) в Эссене. Свои проекты, впрочем, представили и фирмы Daimler-Benz и MAN. Интересно отметить, что все варианты, за исключением рейнметалловского, имели ходовую часть с шахматным расположением опорных катков большого диаметра, разработанную инженером Е. Книпкампом. Единственный же построенный в металле прототип – VK 2001(Rh) – был оснащен ходовой частью, почти полностью заимствованной у тяжелого многобашенного танка Nb.Fz., несколько образцов которого изготовили в 1934-1935 годах. Этой конструкции ходовой части и отдали предпочтение. Заказ на производство танка 7,5-cm GeschutzPanzerwagen (Vs.Kfz. 618) – «бронированная машина с 75-мм пушкой (экспериментальный образец 618)» – в 1935 году получила фирма Krupp. В апреле 1936 года название было изменено на Panzerkampfwagen IV (сокращенно Pz.Kpfw IV, часто встречается Panzer IV, и совсем краткое – Pz.IV). По сквозной системе обозначений подвижных средств вермахта танк имел индекс Sd.Kfz.161.

Хотя основным назначением 75-мм пушки Pz.Kpfw IV являлось уничтожение небронированных целей, наличие в её боекомплекте бронебойного снаряда позволяло танку успешно бороться и с бронетехникой, защищённой противопульным или лёгким противоснарядным бронированием. Однако против танков с мощным противоснарядным бронированием, таких как британская «Матильда» она оказалась совершенно неэффективной, и Управление вооружений (Heereswaffenamt) активизировало работы по перевооружению Pz.Kpfw IV орудием с лучшими противотанковыми возможностями. С 19 февраля 1941 года по личному приказу Адольфа Гитлера были начаты работы по вооружению танка 50-мм пушкой KwK 38 L/42, устанавливавшейся также на Pz.Kpfw III, но к апрелю 1941 года интерес сместился к 75-мм длинноствольному орудию.

Хотя в ходе войны Pz.Kpfw IV был частично сменен более современным и мощным средним танком Pz.Kpfw V Panther, вплоть до конца боевых действий в Европе «четвёрка» продолжала оставаться важным компонентом немецких бронетанковых войск. В начале 1944 года компания Rheinmetall представила Управлению вооружений проект увеличения огневой мощи и бронирования среднего танка Pz.Kpfw IV. Компания Rheinmetall предложила установку в «тесной башне» (Schmalturm) длинной 75-мм пушки KwK 44/1 L/71 (общая длина ствола 71 калибр), являвшейся вариантом пушки, устанавливавшейся на танки Pz.Kpfw V Ausf. F.

«Тесная башня» Schmalturm имела увеличенную толщину лобовой брони (100 мм вместо 80 мм у Panzer IV), обеспечивавшую улучшенную снарядостойкость; немного более толстым был спрямленный верхний лобовой лист корпуса. Для лучшей поворотливости башня оснащалась гидроприводом. Танк также имел встроенный стереоскопический дальномер, который был оснащен бронированными блистерами (по одному на каждой стороне башни). Подобную конструкцию после войны американцы применили на своих средних танках M47 Patton, но меньшего веса, чем на немецком танке.

Еще одним преимуществом являлись большие размеры новой башни. Она не только обеспечивала достаточное место для трех членов экипажа, новой пушки и ниши для боекомплекта. Теоретически в башне можно было установить более крупную 88-мм пушку KwK 43 тяжелого танка Tiger I, однако это было за пределами возможностей подвески танка Pz.Kpfw IV.

Усовершенствования не ограничивались только башней и спрямленным верхним лобовым листом корпуса. Танк должен был получить немного более мощный двигатель и гидравлическую трансмиссию, которая должна была лучше справляться с возросшим весом танка, получившего помимо новой башни еще и увеличивавшее снарядостойкость дополнительное наклонное бронирование бортов корпуса.

Подвеска и размещение двигателя остались неизменными, хотя вес танка уже вплотную приблизился к пределу их возможностей, влияющему на оперативную подвижность и его техническую надежность.

Управление вооружений одобрило проект компании Rheinmetall, и в марте 1944 года на свет официально появилась модификация Pz.Kpfw IV Ausf. K (Karl).

Однако следует сказать, что фактически новая версия не стала вариантом для серийного производства. В условиях тотальной войны и больших потерь на фронте от нового двигателя и гидравлической трансмиссии пришлось отказаться. В результате вариант Pz.Kpfw IV Ausf. K стал представлять собой комплект модернизации, который должен был устанавливаться на получившие повреждения и затем восстанавливавшиеся на ремонтных базах танки Pz.Kpfw IV. Данное решение должно было позволить не прерывать работу конвейеров заводов, загруженных производством модификаций Pz.Kpfw IV Ausf. H и Ausf. J. Производство комплектов (по первоначальным планам и самих танков) было поручено расположенной в Загане (Sagan) [1], Силезия, компании Ostbau Werke, основной продукцией которой были зенитные танки Flakpanzer IV Wirbelwind.

Боевое крещение средние танки Pz.Kpfw IV Ausf. K (40 единиц) приняли во Франции в составе 2-й танковой дивизии. Июльские бои с 50-й пехотной и 7-й бронетанковой дивизиями британцев подтвердили высокую эффективность новой пушки и улучшенной бронезащиты новой версии танка. Благодаря своим более компактным размерам танки «Карл» оказались лучше подходящими для боев в городе, чем более крупные, мощные и скоростные Pz.Kpfw V Panther. Однако недостатком Pz.Kpfw IV Ausf. K была их меньшая техническая надежность по сравнению с более легкими модификациями Ausf. H и Ausf. J.

После боев у Кана 2-я танковая дивизия сходу приняла участие в неудачной для немцев операции «Люттих». 7 августа она своими последними силами (25 танков, из них 11 танков Pz.Kpfw IV Ausf. K) атаковала части 1-й армии американцев у Мортена. Позднее дивизия была окружена в фалезском мешке, но ей удалось вырваться с большими потерями в личном составе и технике (все танки, в том числе и «карлы», были брошены).

Лебединой песней средних танков Pz.Kpfw IV Ausf. K стало последнее немецкое наступление на Восточном фронте в районе озера Балатон. В январе 1945 года несколько «карлов» из состава 5-й дивизии СС были подбиты и оставлены у позиций 18-го танкового корпуса. Советские танкисты смогли перетащить на свою сторону несколько поврежденных немецких машин и использовать трофейные «пантеры тип 4» [2] в боях против их прежних хозяев.

Однако, несмотря на проявленное упорство и ряд небольших тактических успехов, вермахт и РККА образца начала 1945 года сильно отличались от вермахта и РККА образца лета 1941 года, и Балатонская оборонительная операция стала концом как бронетанковых сил нацистской Германии, так и самих Pz.Kpfw IV Ausf. K: в боях и по техническим причинам (в т.ч. из-за поломок и отсутствия горючего) немцами были потеряны последние «карлы».

В заключение следует сказать, что компанией Ostbau Werke в общей сложности было выпущено 10 танков Pz.Kpfw IV Ausf. K и примерно 160 комплектов модернизации танков модификаций Ausf. H и Ausf. J.

средний танк Pz.Kpfw IV Ausf. K (Karl); Франция, лето 1944 года

средний танк Pz.Kpfw IV Ausf. K (Karl); Франция, лето 1944 года

средний танк Pz.Kpfw IV Ausf. K (Karl); Франция, лето 1944 года

средний танк Pz.Kpfw IV Ausf. K (Karl); Франция, лето 1944 года
средний танк Pz.Kpfw IV Ausf. K (Karl); Франция, лето 1944 года
средний танк Pz.Kpfw IV Ausf. K (Karl); Франция, лето 1944 года
средний танк Pz.Kpfw IV Ausf. K (Karl); Франция, лето 1944 года
средний танк Pz.Kpfw IV Ausf. K (Karl); Франция, лето 1944 года
средний танк Pz.Kpfw IV Ausf. K (Karl); Франция, лето 1944 года
usf. K (Karl); Франция, лето 1944 года
usf. K (Karl); Франция, лето 1944 года

средний танк Pz.Kpfw IV Ausf. K (Karl); Франция, лето 1944 года

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Pz.Kpfw IV Ausf. K (Karl)

Назначение: средний танк

Экипаж: 5 чел.

Силовая установка: один 12-цилиндровый V-образный двигатель Maybach HL 120 TRM V12, развивавший при 3000 об/мин мощность 300 л.с.

Трансмиссия: карданная передача, трехдисковый главный фрикцион сухого трения, шестискоростная коробка передач SSG77 (трехвальная, с соосным расположением ведущего и ведомого валов, с пружинными дисковыми синхронизаторами), планетарный механизм поворота, бортовые передачи и тормоза

Ходовая часть:

подвеска (применительно к одному борту) – восемь сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 470 мм, сблокированных попарно в четыре балансирные тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах; четыре (три [3]) сдвоенных поддерживающих катка
ведущие колеса – переднего расположения с двумя съемными зубчатыми венцами по 20 зубьев каждый; зацепление цевочное
гусеницы – стальные, мелкозвенчатые, из 99 одногребневого трака каждая; ширина гусеницы 400 мм

Вес: 28 т

Размеры:

длина
по корпусу 5,92 м
с пушкой вперед 7,74 м
ширина 2,88 м
высота 2,66 м
клиренс 500 мм

Вооружение: одна 75-мм пушка 7,5-m KwK 44/1 L/71 с боезапасом 85 снарядов и два 7,92-мм пулемета MG-34 с боезапасом 3150 патронов

Бронирование: 

лоб корпуса 100 мм
борт корпуса 50 мм
корма корпуса 20 мм
крыша корпуса 10 мм
днище 16 мм
лоб башни 100 мм
борт башни 50 мм
корма башни 50 мм
крыша башни 15 мм
маска пушки 50 мм
командирская башенка 50-95 мм

Скорость: 

максимальная по шоссе 35 км/ч
продолжительная по шоссе 23 км/ч
максимальная по пересеченной местности 13 км/ч

Запас хода:

по шоссе 320 км
по пересеченной местности 210 км


  1. ныне Жагань (Żagań), Польша
  2. такое обозначение средние танки Pz.Kpfw IV Ausf. K получили в журнале боевых действий 18-го танкового корпуса за схожесть с танками Pz.Kpfw V Panther. Следует сказать, что в данном случае хорошо прослеживается аналогия с первым названием, полученным «четверками» модификации Ausf. H от советских солдат во время боев на Курской дуге. За свой угловатый внешний вид средние танки Pz.Kpfw IV Ausf. H были прозваны «тигр тип 4»
  3. в случае переделки из Pz.Kpfw IV Ausf. J

источники:

  • https://www.flickr.com/photos/dizzyfugu/24829808376/
  • http://hisofweapons.ucoz.ru/publ/germanija/bronetekhnika_vtoroj_mirovoj_vojny/srednij_tank_pz_kpfw_iv/29-1-0-123
  • http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/pz4.htm
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/PzKpfw_IV
  • http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/PzIV/PzIV_1.php
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/2-я_танковая_дивизия_(Третий_рейх)
Подписаться
Уведомить о
guest

14 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account