20

Ракетный линкор "Лепанто"

Содержание:

Предупреждение: данный корабль относится к АИ-таймлайну, где Бенито Муссолини в 1943 году оказался оборотистей, и успел первым договориться с Объединенными Нациями. В результате Италия сумела сменить сторону более организованно, и ее флот и авиация приняли участие в боевых действиях на Индийском Океане против японцев в 1944-1945 годах.

…Неожиданно для самой себя оказавшись в стане победителей, Итальянская Республика столь же неожиданно обнаружила себя в тройке сильнейших морских держав. Японский и немецкий флоты были практически уничтожены, французский и советский ослаблены за годы войны, и Reppublicana Marina (ит. Республиканский Флот) де-факто уступала теперь только флотам США и Великобритании.

Первые послевоенные планы итальянских адмиралов вращались вокруг идеи «боевых эскадр» (ит. squadrone da combattimento), каждая из которых состояла из дивизиона тяжелых артиллерийских кораблей, авианосца и двух дивизионов эсминцев. Всего предполагалось сформировать три «боевые эскадры». Первая должна была состоять из новых линейных кораблей «Витторио Венетто», «Литторио» и «Рома», а также авианосца «Аквила». Вторая эскадра включала бы модернизированные линкоры «Андреа Дориа», «Кайо Дуилио» и «Джулио Чезаре», а также тяжелый авианосец «Имперо» (находившийся в достройке). Наконец, третья эскадра была бы сформирована из линкора «Конте ди Кавур» и тяжелых крейсеров «Горица» и «Больцано».

Однако на пути амбиций встала экономическая реальность; Италия была разорена войной, север страны лежал в руинах после ожесточенных боев с немцами. В сложившейся обстановке, капитальные расходы на флот были далеко не в списке приоритетов правительства Грациани. Денег не хватало даже на поддерживающий ремонт ветеранов Малайской Кампании — линкоров «Витторио Венетто» и «Литторио». Поэтому вплоть до конца 1940-ых, единственными полностью укомплектованными линкорами Reppublicana Marina были находившиеся в наилучшем состоянии «Рома» (прошедшая в 1944-1945 капитальный ремонт и модернизацию в США) и «Конте ди Кавур» (восстановленный и модернизированный итальянцами в Таранто).

Ракетный линкор "Лепанто"

Ситуация начала меняться к лучшему только в начале 1950-ых. Американская экономическая помощь по плану Маршалла и улучшение отношений с Советским Союзом способствовали стабилизации внутреннего и внешнего положения Италии. С другой стороны, общее напряжение международной обстановки на фоне Берлинского Кризиса и войны в Корее вынуждало увеличивать оборонные расходы. Исходя из своего военного опыта, итальянские адмиралы по-прежнему считали тяжелые артиллерийские корабли решающей силой в ограниченной акватории Средиземного Моря. А стало быть, поддержание линейного флота, как минимум, равного французскому (имевшему в строю и в резерве линкоры «Ришелье», «Жан Бар», «Страсбург» и «Дюнкерк») представлялось приоритетной задачей.

Утвержденный в 1953 году план «programma navale 1954» предполагал формирование трех дивизий из двух линейных кораблей каждая. Первая дивизия должна была состоять из наиболее современных линкоров «Рома» и «Конте ди Кавур». Вторая — из новых линкоров «Витторио Венетто» и «Литторио». Третья дивизия — состоявшая из старых линейных кораблей «Андреа Дориа» и «Кайо Дуилио» — должна была быть учебной и лишь частично укомплектованной в мирное время.

Ракетный линкор "Лепанто"

Но даже эти, существенно более скромные планы оказались Итальянской Республике не по карману. Принятая в 1955 году «programma navale 1956» оставила итальянскому флоту только две дивизии линейных кораблей, «боевую» и «учебную». Боевая дивизия состояла из двух полностью укомплектованных линкоров «Литторио» и «Витторио Венетто» — только что отремонтированных, и находившихся в наилучшем состоянии. Учебная дивизия состояла из линкоров «Рома» и «Конте ди Кавур», укомплектованных лишь частично и использовавшихся в основном как учебные корабли. Предполагалась постоянная ротация линкоров между дивизиями; «учебный» корабль, пройдя капитальный ремонт и модернизацию, переводился в боевую дивизию, в то время как самый изношенный из «боевых» линкоров заменял его в учебной.

К концу 1950-ых, однако, стало ясно, что одними только организационными мерами невозможно поддерживать боеспособность линейного флота на должном уровне. С одной стороны, все большее значение в войне на море приобретали управляемые ракеты — в которых Reppublicana Marina уже имела неплохой задел. С другой стороны, итальянские адмиралы все еще не были готовы полностью отказаться от тяжелой ствольной артиллерии. Существующие линейные корабли старели, и несмотря на все модернизации, должны были рано или поздно окончательно выработать свой ресурс.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Идея «линкора нового поколения» крутилась среди итальянских проектировщиков практически с самого конца войны. Еще в 1948 году начались теоретические проработки по следующему поколению линкоров, призванному учесть военный опыт. К 1950 году эти усилия оформились в проекте «corazzata 1955», представлявшем собой 45.000-тонный корабль с основным вооружением из 6-9 автозарядных 381-мм орудий и мощной зенитной батареей из 135-мм и 76-мм универсальных пушек. В движение его должны были приводить газовые турбины, обеспечивающие ход до 35 (!) узлов. Броневая защита представляла собой дальнейшее развитие использованной на линкорах типа «Литторио» — с двумя наклонными поясами — и рассчитывалась на выдерживание 406-мм снарядов линкоров типа «Советский Союз» на основных боевых дистанциях.

Проект «corazzata 1955» не был реализован, но обсуждался достаточно серьезно. Из орудийного задела для линкора «Имперо» (перестроенного в тяжелый авианосец) была собрана экспериментальная 381-мм двухорудийная башня с автоматическим заряжанием, продемонстрировавшая на полигоне скорострельность до 4 выстрелов в минуту. Успех этих испытаний вдохновил итальянских адмиралов на дальнейшие эксперименты.

Таблица проектов "наступательного" крейсера 1950-ых

Таблица проектов «наступательного» крейсера 1950-ых

Корабль, ставший в итоге ракетным линкором, изначально разрабатывался в 1956 году как «наступательный ракетный крейсер» (ит. incrociatore missilistico offensivo). Это должен был быть достаточно крупный надводный ракетоносец, вооруженный перспективными сверхзвуковыми крылатыми ракетами большой дальности и ЗРК средней/большой дальности. В качестве последнего рассматривались американский RIM-2 «Терьер» и французская «MASURCA».

Первоначально, итальянские адмиралы не собирались устанавливать на «наступательный крейсер» артиллерию, более крупную чем универсальные 135-мм орудия. Однако, успешные испытания автозарядной 381-мм пушки мотивировали их пересмотреть свое мнение. После нескольких (не слишком удачных) попыток впихнуть 381-мм орудие в исходный проект, адмиралы пересмотрели требования и выдали заказ на проектирование ракетоносного линкора (ит. Corrazone missilistico offensivo) водоизмещением более 20.000 тонн. В работе над проектом принял участие Умберто Пулезье, создатель линкоров типа «Литторио»

Ракетный линкор "Лепанто"

Проект линейного корабля нового поколения был окончательно завершен к 1959 году. К этому моменту, план модернизации имевшихся линкоров типа «Литторио» — оснащения их зенитными ракетами «Терьер» — был уже утвержден республиканским правительством, и на линкоре «Витторио Венетто» уже начались работы. Однако, новый проект ракетного линкора был настолько совершеннее старых кораблей, что планы модернизации были радикально сокращены.

Схематическое изображение модификации линкоров типа "Литторио"

Схематическое изображение модификации линкоров типа «Литторио»

В итоге было решено модернизировать только «Витторио Венетто», «Литторио» перевести в учебные корабли, а «Рому» списать вместе со старым «Конте ди Кавур». Неожиданное обретение флотом дополнительных средств (продажей «Конте ди Кавур» в Южную Америку) позволило, впрочем, вернуть «Литторио» в списки модернизации.

Окончательно строительство ракетного линкора нового поколения было утверждено в сентябре 1960 года. Корабль получил название «Лепанто» — в честь одного из решающих сражений в морской истории Италии.

КОНСТРУКЦИЯ

Линкор типа «Лепанто» был достаточно классическим представителем послевоенной итальянской школы кораблестроения. Корабль имел простой, «гладкий» силуэт с протяженным полубаком и массивными башнеподобными надстройками. В носовой части было сконцентрировано основное наступательное вооружение; противокорабельные ракеты и тяжелые орудия. В кормовой части размещались зенитно-ракетные комплексы и противолодочные системы. Стандартное водоизмещение корабля составляло около 28000 тонн.

Ракетный линкор "Лепанто"

Силовая установка линкоров типа «Лепанто» была комбинированной паро-газотурбинной (англ. COSAG — Combined Steam and Gas). Две паровые турбины «Ансальдо» общей мощностью в 60.000 л.с. получали пар от четырех котлов высокого давления «Фостер Уиллер тип D», и предназначались для экономичного крейсерского хода:

Ракетный линкор "Лепанто"

Для форсажа и для быстрого движения с места (без необходимости прогревать котлы) к валам винтов подключались через специальные муфты четыре газовые турбины общей мощностью в 80.000 л.с. Выхлоп от котлов и газовых турбин отводился в единственную трубу, встроенную в переднюю надстройку.

Комбинированная силовая установка позволяла линкорам развивать максимальный ход до 30 узлов при дальности экономичного 17-узлового хода в 9200 км (5000 морских миль). Этого вполне хватало как для оперирования в акватории Средиземного Моря, так и для океанского развертывания в рамках НАТО.

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетный линкор "Лепанто"

Ударное ракетное вооружение состояло из сверхзвуковых крылатых ракет «Тирус» (ит. Thyrus, речной дракон из итальянского фольклора). Оснащенные прямоточными реактивными двигателями, эти ракеты развивали скорость до 2,5 Маха при дальности полета до 350-375 км на высоте до 25000 метров и оснащались фугасно-кумулятивной боевой частью весом в 750 кг (предусматривалась также возможная установка ядерной боевой части — американской Mk-7 или франко-итальянской AN-22).

Ракетный линкор "Лепанто"

Система наведения ракет «Тирус» была достаточно сложной и совершенной по меркам времени. Запущенные ракеты поддерживали двустороннюю аналоговую связь с кораблем-носителем в пределах радиогоризонта: транслировали данные со своих головок самонаведения на рабочие станции операторов. Используя ГСН ракеты как своего рода «радарный визир», оператор мог идентифицировать наблюдаемые цели, отфильтровать помехи и взять нужную цель на автоматическое сопровождение.

Имелась также возможность установки перед запуском нескольких режимов атаки:

* APV (ит. Attacco in Picchiata Verticale, атака с вертикального пикирования) — в этом режиме, ракета совершала полет на максимальной высоте, перед целью выполняя «подскок» для преодоления ПВО, и вертикально пикировала на цель.

* AIA (ит. Attacco Inclinato dell’Aliante, атака с наклонного снижения) — в этом режиме ракета выполняла пологое снижение под постоянным углом в направлении цели, разгоняясь до максимальной скорости и в конце переходя в почти вертикальное пикирование. Идея была в том, чтобы уменьшить уязвимость ракет для зенитных комплексов неприятеля.

* AFO (ит. Attacco Flanco dell Obliquo, наклонная атака с фланга) — этот режим использовался для организации атаки с нескольких направлений против одного корабля или соединения. В этом случае ракета, захватив цель на сопровождение, выполняла запрограммированный маневр флангового обхода, двигаясь по дуге. Когда угол визирования цели достигал заданного предела, ракета поворачивала и устремлялась прямо на цель. Таким способом можно было задать синхронную атаку цели с нескольких направлений.

Для более эффективного преодоления системы ПВО цели, ракеты «Тирус» были оснащены системой автоматического сброса дипольных отражателей. Установленный на ракете детектор радарного облучения реагировал на основные рабочие диапазоны советских корабельных радаров. Если ракета подвергалась непрерывному облучению таким радаром в течении нескольких секунд, то автомат сбрасывал облако диполей и выполнял маневр уклонения по высоте с последующим возвратом на прежний курс.

Ракетный линкор "Лепанто"

На борту линкоров, ракеты «Тирус» размещались побортно в четырех спаренных пусковых установках «саркофагового» типа. В походном положении пусковые установки были опущены под носовую палубу корабля. Перед запуском, гидравлический механизм открывал крышку пусковой установки и поднимал ее вместе с подвешенной под ней ракетой на угол в 40 градусов. Размещенная в задней части система газоотвода обеспечивала отвод выхлопных газов ускорителя вертикально вверх, без риска повреждения палубы.

Между передними и задними пусковыми установками размещался двухъярусный погреб боезапаса, рассчитанный на четыре запасные ракеты. Ракеты с верхнего яруса погреба подавались на направляющие отстрелявшихся пусковых, после чего на верхний ярус поднимались ракеты с нижнего. Наличие погрузочного люка и грузовой стрелы-крана (складной) позволяло при необходимости перезаряжать погреба боезапаса в море, передавая ракеты с корабля снабжения.

Зенитное ракетное вооружение линкоров было американского происхождения и состояло из двух зенитно-ракетных комплексов RIM-2 «Терьер», расположенных в кормовой части в два яруса. На верхнем ярусе (под кормовой надстройкой) располагался комплекс GMLS Mk-10 Mod.2 с четырьмя зарядными барабанами. На нижнем ярусе размещался комплекс GMLS Mk-10 Mod.5 с двумя зарядными барабанами и подпалубным отсеком подготовки.

Ракетный линкор "Лепанто"

Общая емкость погребов боезапаса составляла 120 ракет, причем использоваться могли как зенитные ракеты RIM-2, так и противолодочные ракеты RUR-5 ASROC. Итальянская версия комплекса отличалась от американской более высокой автоматизацией; в частности, ручная установка рулей на готовящихся к запуску ракетах была заменена механической.

Наведение зенитных ракет осуществлялось с помощью шести (!) корабельных радаров AN/SPG-55, объединенных в три пары. За управление зенитным огнем отвечала информационная система «Ланиста» (ит. Lanistas), основанная на цифровом транзисторном компьютере «Оливетти-Маркони». Специально разработанная для обеспечения противовоздушной обороны итальянского флота, эта система осуществляла автоматическое отслеживание целей, построение треков по выбранным оператором, и распределение радаров управления огнем между ними. Стандартный режим ведения «компьютеризированного» огня осуществлялся по схеме «два радара ведут цели — два ищут следующую пару целей — два наводятся в сторону новых целей».

Тяжелое артиллерийское вооружение состояло из двух автозарядных 381-мм 50-калиберных орудий в одноорудийных башнях. Орудия эти относились к типу 381-mm/50 Model 1958 «Rapido», и представляли собой глубокую переработку 381-мм орудий Model 1939, стоявших на линкорах типа «Литторио».

Ракетный линкор "Лепанто"

Новая система автоматизированного заряжания (разработанная для нереализованного проекта «corazzata 1955») осуществляла заряжание снаряда и заряда одним циклом работы прибойника при любом угле возвышения. Цикл перезарядки орудия составлял 10-12 секунд при использовании готовой боеукладки в башне, и 15-18 секунд при подаче снарядов и зарядов из погребов.

Для повышения живучести стволов, начальная скорость боеприпасов была понижена а внутренняя поверхность стволов покрыта хромом. Эрозионное действие пороховых газов было существенно уменьшено применением т.н. «шведской добавки» (диоксид титана с воском), образующей при выстреле изолирующий слой между пороховыми газами и нарезами ствола.

Несмотря на снижение начальной скорости, увеличенный до +45 градусов угол возвышения ствола обеспечивал 48 км дальности стрельбы стандартным 885-кг снарядом и 65 км дальности облегченным 550-кг фугасным. Боекомплект составлял 220 выстрелов на орудие.

Зенитное артиллерийское вооружение состояло из десяти 76-мм автоматических орудий 76-mm/62 «Allargato», производства «OTO Melara». Два орудия располагались в носовой части корабля перед башнями главного калибра, шесть — побортно по сторонам надстройки, и два на крыше кормовой надстройки.

Ракетный линкор "Лепанто"

Управление огнем зенитных орудий осуществлялось попарно, посредством шести РЛС RM/SPG-70 (одна являлась резервной). Эффективная дальность стрельбы составляла порядка 8000 метров; таким образом, зенитки могли эффективно выполнять «дострел» целей, прошедших зону поражения зенитных ракет. Также задачей зениток было поражение летящих на малой высоте самолетов и крылатых ракет, которые могли бы «проскочить под радаром» зенитного комплекса.

Противолодочное вооружение состояло из трех эшелонов: ближнего, промежуточного и дальнего. Ближний эшелон состоял из двух 305-мм автоматических бомбометов «Menon» модели K113, расположенных побортно в центре корпуса. Эти башенные установки вели огонь 160-кг глубинными зарядами со скорострельностью до 21 выстрела в минуту (три серии по семь зарядов) на дистанцию от 400 до 1200 метров. Ствол был зафиксирован под углом в 45 градусов, наводка по дальности обеспечивалась регулировкой давления газов в трех пороховых каморах.

Ракетный линкор "Лепанто"

Это противолодочное вооружение дополнялось в промежуточном эшелоне двумя 3-трубными торпедными аппаратами для противолодочных торпед G62ef Canguro — представлявших собой «связку» из экс-немецкой электрической торпеды G7e, боевая часть которой была заменена американской акустической противолодочной торпедой Mark-44. Тяжелая торпеда доставляла легкую противолодочную в район цели, и по команде (передаваемой по разматываемому кабелю) выпускала ее для поиска субмарины. Впрочем, еще до завершения испытаний было принято решение заменить эти тяжелые аппараты легкими 324-мм трехтрубными.

Ракетный линкор "Лепанто"

Для поражения подводных лодок на большой дистанции — за пределами досягаемости бомбометов и торпед — имелась также возможность запускать противолодочные ракеты RUR-5 ASROC с пусковых ЗУР «Терьер». Противолодочные ракеты размещались на зарядных барабанах в промежутках между зенитными и запускались со стандартных пусковых при помощи специальных адаптеров.

Радиоэлектронное оснащение линкоров типа «Лепанто» было развитым и комплексным. Для раннего обнаружения воздушных целей использовалась двухкоординатная РЛС большой дальности RM/SPS-768B, способная засекать самолеты (включая тактические одномоторные) и крылатые ракеты на дистанции до 250+ километров.

Ракетный линкор "Лепанто"

Отслеживание и идентификация воздушных целей возлагались на трехкоординатную РЛС AN/SPS-52А, американского производства. Этот радар был главным истлочником данных для системы «Ланиста», выполняя секторное определение положения целей в трехмерном пространстве вокруг корабля. Опираясь на эти данные, СУО линкора ориентировало шесть РЛС управления зенитным огнем AN/SPG-55 таким образом, чтобы минимизировать время поиска и захвата на сопровождение новых целей.

Для управления огнем 76-мм зениток, использовались шесть РЛС MM/SPG-70, расположенные на надстройке линкора. Каждая РЛС управляла огнем двух 76-мм установок (шестая выполняла резервные функции и обеспечивала лучшее перекрытие кормовых секторов).

Ракетный линкор "Лепанто"

Для навигации и обнаружения надводных целей использовался радар RM/SPS-748. Он же использовался для целеуказания 381-мм орудиям при стрельбе по надводным целям. Собственный радар управления огнем имелся также у возвышенной башни главного калибра.

Корабль также имел полный комплект средств радиоэлектронной защиты, включая станции пеленгации радиосигналов — как широкодиапазонные, так и рассчитанные на автоматическое обнаружение сигналов на заданной частоте (соответствующей частотам работы советских РЛС управления огнем), станции постановки шумовых, уводящих и маскирующих помех. Для 76-мм орудий также были предусмотрены дипольные боеприпасы.

ЗАЩИТА

Броневая защита линкоров типа «Лепанто» была «коробчатой», весьма сложной конструкции. «Ящик», окружавший носовой комплекс вооружений имел толщину стенок 25 + 125 миллиметров (два слоя, разделенных промежутком), передний траверз толщиной 152 мм и броневую палубу толщиной 100 мм. Погреба боезапаса 381-мм орудий и противокорабельных ракет были оснащены автоматическими системами пожаротушения и вышибными люками, рассчитанными на минимизацию последствий возможных взрывов.

Ракетный линкор "Лепанто"

В центральной части корабля, коробчатая «цитадель» окружала центральные посты управления, аварийные дизель-генераторы и отсек газовых турбин — с таким расчетом, чтобы хотя бы часть силовой установки была полностью защищена. Аналогично носовой цитадели, центральная имела 25 + 125-мм стенки и 100-мм броневую палубу.

Наконец в кормовой части, более тонкую защиту (100 мм палуба и 55-мм стенки) имели погреба зенитных ракет. Так как ракеты «Терьер» были твердотопливными и имели сравнительно высокую устойчивость к поражению ударной волной и осколками, то их защищенности уделялось меньшее внимание.

Ракетный линкор "Лепанто"

Противоторпедная защита линкоров основывалась на идеях Пулезье, доработанных и адаптированных по опыту войны. Конструкция защиты была упрощена для удобства ремонта, и большее внимание уделено креплению компонентов к силовому набору корабля.

Корабли типа «Лепанто» имели полный комплект защиты от оружия массового поражения, предусматривавший аппаратуру смыва всей поверхности корпуса и надстроек, герметизацию внутренних отсеков и поддержание в них повышенного давления (во избежание затягивания зараженных частиц внутрь корабля) и дополнительную защиту наиболее важных отсеков от проникающей радиации.

ПОСТРОЙКА И ИСПЫТАНИЯ

Ракетный линкор «Лепанто» (номер вымпела 558) был заложен на стапеле C.D.R.A. (ит. Cantieri Riuniti dell’Adriatico — Объединенные Судостроители Адриатики) в Триесте 11 января 1962 года. Стапельный период корабля продолжался до мая 1965 года, когда он был спущен на воду в присутствии множества высокопоставленных чинов (включая экс-дуче Бенито Муссолини). Достройка корабля на плаву и последующие испытания заняли еще три года, и «Лепанто» вступил в строй только в августе 1968. Он заменил в составе линейной дивизии стареющего ветерана Второй Мировой «Витторио Венетто», в 1970 году выведенного в резерв и затем преобразованного в корабль-музей в Таранто.

"Лепанто" на якоре в Таранто, 1972 год

«Лепанто» на якоре в Таранто, 1972 год

Вопрос о строительстве второго линкора типа «Лепанто» обсуждался неоднократно. Первоначально предполагалось построить не менее двух линейных кораблей этой серии. Строительство второго корабля должно было начаться в 1964 году, под номером вымпела 559 и предварительно утвержденным названием «Малакка» (в честь битвы в Малаккском Проливе осенью 1944 года, в которой итальянские линкоры «Литторио» и «Витторио Венетто» вступили в бой с японским линкорам «Нагато» и «Муцу», успешно потопив последний).

Однако к середине 1960-ых все более назревала необходимость замены стареющих итальянских авианосцев. С учетом ограниченности финансовых ресурсов, командование Reppublicana Marina приняло решение отказаться от закладки второго корабля типа «Лепанто», и вместо этого разработать проект нового гибридного корабля: ракетоносного линкора-авианосца, объединяющего мощное ракетное и артиллерийское вооружение с авиагруппой самолетов вертикального взлета и посадки.

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/324653.html

Подписаться
Уведомить о
guest

14 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account