Альтернативные легкие истребители Republic F-109 Thunderdart. США

1

 

Данный материал из серии моделей нашего немецкого коллеги dizzyfugu был мной переведен и немного переработан.

Толчком к появлению F-109 для компании Republic стала запущенная в середине пятидесятых годов программа создания легкого истребителя, предназначенного для экспортных рынков. Созданные в соответствии с требованиями программы самолеты должны были заменить реактивные истребители первого поколения, такие как F-86 и F-84, в военно-воздушных силах тех стран, у которых не было средств для покупки американских тяжелых сверхзвуковых истребителей, которые в тот момент находились в процессе создания. Дополнительной задачей должна была стать замена в Военно-воздушных силах Национальной гвардии США (Air National Guards) самолетов, принимавших участие в корейской войне.

Помимо компании Republic, проект которой получил обозначение AP-95, к работам в рамках программы приступили компании Lockheed, создавшая проект CL-246 (позднее он стал истребителем F-104 Starfighter), и Northrop, результатом работ которой стал концепт N-156 Light Fighter, из которого впоследствии выросло успешное семейство истребителей-бомбардировщиков F-5. По своим размерам и летным характеристикам Republic AP-95 находился между двумя этими проектами: он был более крупным и тяжелым, чем N-156, и представлял собой менее радикальную альтернативу проекту CL-246.

Проектная группа компании Republic приступила к работам в 1955 году и в качестве основы для создававшегося легкого чистого перехватчика AP-95 взяла огромный истребитель-бомбардировщик F-105. Основной идеей инженеров компании была

«постройка относительно небольшого и аэродинамически чистого истребителя с тем же двигателем, что и у F-100, но с акцентом на высокие ЛТХ, низкую стоимость обслуживания и хорошие эксплуатационные характеристики».

Согласно воспоминаниям конструкторов свое, наименование AP-95 получил в начале 1957 года во время осмотра его полноразмерного макета офицерами ВВС США. Один из офицеров, увидев перед собой макет, сказал:

«да это же Thunderdart – миниатюрный Thunderchief».

Так же, как и его «большой брат», Thunderdart объединил в себе тонкий, выполненный по правилу площадей фюзеляж, крыло со значительным углом стреловидности и однокилевое хвостовое оперение с низкорасположенными цельноповоротными стабилизаторами.

В носовой части фюзеляжа находилось пространство для радара с относительно большим зеркалом антенны. Воздухозаборники были размещены в корневых частях консолей крыла и, как и на истребителе-бомбардировщике F-105 и на другом проекте компании Republic – тяжелом дальнем перехватчике AP-75 Thunderbird, обладали обратной стреловидностью передних кромок (Ferri-style).

Альтернативные легкие истребители Republic F-109 Thunderdart. США


схемы проекта тяжелого истребителя-перехватчика Republic AP-75 Thunderbird

От F-105 также было позаимствовано размещение стоек шасси. Длинные основные стойки шасси убирались внутрь консолей крыла, оставляя близкие к законцовкам части крыла для подвески боевой нагрузки, в то время как фюзеляж освобождался под размещение топлива и авионики. Силовая установка должна была состоять из одного турбореактивного двигателя Pratt & Whitney J57-P-21, развивавший на максимальном режиме тягу 10200 фунтов (45 кН) и на форсаже 16000 фунтов (71 кН).

Основным вооружением AP-95 была установленная внутри передней части фюзеляжа 20-мм шестиствольная пушка M61 Vulcan, обладавшая скорострельностью 6000 выстрелов в минуту. Пушка устанавливалась в нижней части фюзеляжа с левой стороны; ее боезапас, составлявший 725 снарядов, размещался за сиденьем пилота. Помимо пушки вооружение AP-95 состояло из четырех ракет «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder, размещавшихся под консолями крыла. Общий вес полезной нагрузки, подвешиваемой на пяти узлах внешней подвески, составлял 6000 фунтов (2727 кг). Центральный подфюзеляжный пилон был «мокрым» и предназначался для подвески топливного бака. Дополнительной задачей для AP-95 должна была стать поддержка наземных сил, для чего на пилоны могли подвешиваться свободнопадающие бомбы и баки с напалмом.

AP-95 имел привлекательный дизайн, но столкнулся с сильной конкуренцией, если не оппозицией. Среди увлеченного скоростью командования ВВС США он не был особо популярным и, несмотря на в основном хорошие характеристики и низкие риски разработки, рассматривался ими в качестве «низкосортного». AP-95 не развивал скорости M=2,0 (что, несмотря на все свои недостатки, мог сделать F-104), а установка сложной радиолокационной системы (для применения ракет средней дальности AIM-7 Sparrow) и размещение дополнительного члена экипажа приводили бы к дальнейшему снижению его летных характеристик.

Следует сказать, что помимо AP-95 плохой имидж в глазах командования ВВС США имел и F-5, который, тем не менее, позднее стал популярным на зарубежных рынках благодаря простоте, универсальности и эффективности. С другой стороны, в Японии и среди стран Европы, представителям военно-воздушных сил которых прототип AP-95 был продемонстрирован и получил их одобрение, велико было влияние компании Lockheed, которая благодаря коррупционным сделкам смогла добиться того, что другой конкурент машины компании Republic – F-104 был выбран в качестве стандартного истребителя-бомбардировщика японских сил самообороны и ВВС ряда стран НАТО.

Несмотря на провал в Европе и Японии, AP-95 превосходил по критерию «стоимость-эффективность» как «летающий гроб» Келли Джонсона, так и более крупные F-102 и F-106, составлявшие в те годы основу сил противовоздушной обороны США. В то время как ВВС США не желали получить в свой арсенал еще один типа самолета, было принято решение закупить AP-95 для переоснащения подразделений ВВС Национальной гвардии США с перспективой поставки дружественным режимам по всему миру и, возможно, партнерам по НАТО.

Первоначальный проект был быстро одобрен и 10 октября 1960 года прототип YF-109 (такое официальное обозначение получил AP-95) совершил свой первый полет. Спустя месяц к нему присоединился второй прототип. В ходе начальных испытаний машины были оснащены лишь радиолокационными дальномерами AN/ASG-14T.

В марте 1962 года – после завершения испытаний и проводившихся в ходе них доработок – Thunderdart был официально принят на вооружение под обозначением F-109A. К этому времени в состав БРЭО самолета входила радиолокационная станция AN/APQ-83, позволявшая выполнять перехват ночью и в любых погодных условиях. Один из прототипов YF-109 был переделан в двухместный вариант с оснащением кабины вторым комплектом органов управления и сокращением запаса топлива. В 1963 году этот вариант под обозначением F-109B был принят на вооружение в качестве учебно-боевого.

К 1964 году истребителями F-109A были переоснащены подразделения ВВС Национальной гвардии США, и машина была предложена дружественным режимам. Здесь, к сожалению, компанию Republic постигла большая неудача. К этому времени военно-воздушные большинства союзников и стран-клиентов США были оснащены закупленными F-104 или поставлявшимися в рамках военной помощи F-5A/B Freedom Fighter.

Компании Republic удалось заинтересовать своими истребителями Аргентину, Бразилию и Израиль, но латиноамериканские страны предпочли более дешевые французские истребители Mirage III. В свою очередь Израиль высказал заинтересованность в получении Thunderdart-ов в рамках военной помощи, однако в администрации США указали, что в наличии имеется самолет-аналог Dassault Super Mystère, и под этим предлогом отказали в поставке [1].

Несмотря на постоянные неудачи, компания Republic не сдавалась и в 1970 году выставила свой модернизированный истребитель F-109C на международный конкурс самолетов-истребителей (International Fighter Aircraft) для ВВС стран-союзников США. К сожалению для руководства компании, несмотря на превосходство F-109C Thunderdart в летных характеристиках и оснащение машины усовершенствованным бортовым оборудованием, в 1972 году было объявлено, что победу в конкурсе на дешевый и эффективный экспортный истребитель одержала компания Northrop, представившая значительно усовершенствованный истребитель-бомбардировщик F-5E Tiger II.

Новый самолет компании Northrop включал в себя более мощные двигатели, бóльшую емкость топливных баков, увеличенную площадь крыла, предназначенные для повышения маневренности развитые наплывы в корневой части крыла, систему дозаправки в воздухе (опционально) и усовершенствованную авионику, включавшую в себя новые радар и ракеты класса «воздух-воздух». Дополнительным преимуществом для компании Northrop было знакомство ВВС многих стран с хорошо себя зарекомендовавшими истребителями-бомбардировщиками F-5A/B Freedom Fighter.

После окончания конкурса 1970 года в качестве «утешительного приза» компания Republic получила контракт на модернизацию истребителей F-109A, находившихся на вооружении ВВС Национальной гвардии США, в вариант F-109C. Самолеты были оснащены более мощными ТРД J57-P-420, развивавшими на полном форсаже тягу 18040 фунтов (8200 кН), что позволило набрать скорость свыше M=2,0.

Также значительно была обновлена авионика истребителя. На самолеты были установлены новые радары AN/APQ-124, допускавшие применение ракет средней дальности AIM-7 (хотя ракеты малой дальности AIM-9 по-прежнему оставались основным оружием Thunderdart-ов), усовершенствованные системы управления огнем и устройства обнаружения ИК излучения AN/AAS-15. Среднесрочная программа модернизации истребителей F-109 до варианта «C» продолжалась до 1972 года. Внешне модернизированный самолет можно было отличить от более раннего варианта F-109A по бóльшему обтекателю РЛС и дополнительному инфракрасному приемнику под обтекателем.

Несмотря на бушевавшую за океаном вьетнамскую войну, истребители F-109 так и не приняли в ней участия. Это решение было странным, потому что, по рассказам летавших на нем пилотов разных стран, это была очень маневренная и верткая машина. На вооружении ВВС Национальной гвардии США истребители Thunderdart оставались до 1985 года, после чего им на смену пришли F-4 и F-16, выполнявшие задачи перехватчиков и многоцелевых боевых машин. 

В заключение следует сказать, что с 1962 по 1968 год компанией Republic в общей сложности были изготовлены 145 истребителей F-109A. Для сравнения: компанией Northrop до 1987 года было выпущено более 1400 истребителей-бомбардировщиков Tiger II.

Альтернативные легкие истребители Republic F-109 Thunderdart. США
Альтернативные легкие истребители Republic F-109 Thunderdart. США
Альтернативные легкие истребители Republic F-109 Thunderdart. США
Альтернативные легкие истребители Republic F-109 Thunderdart. США
Альтернативные легкие истребители Republic F-109 Thunderdart. США
Альтернативные легкие истребители Republic F-109 Thunderdart. США
Альтернативные легкие истребители Republic F-109 Thunderdart. США
Альтернативные легкие истребители Republic F-109 Thunderdart. США
Альтернативные легкие истребители Republic F-109 Thunderdart. США
Альтернативные легкие истребители Republic F-109 Thunderdart. США
Альтернативные легкие истребители Republic F-109 Thunderdart. США
Альтернативные легкие истребители Republic F-109 Thunderdart. США
Альтернативные легкие истребители Republic F-109 Thunderdart. США
Альтернативные легкие истребители Republic F-109 Thunderdart. США
Альтернативные легкие истребители Republic F-109 Thunderdart. США
истребитель Republic F-109C Thunderdart (BuNo 67-28502) из состава 121-ой истребительной эскадрильи 113-й истребительной авиагруппы ВВС Национальной гвардии округа Колумбия ([District of] Columbia Air National Guard); аэродром Эндрюс, лето 1972 года

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Republic F-109A Thunderdart

Назначение: истребитель

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один турбореактивный двигатель Pratt & Whitney J57-P-21, развивавший на максимальном режиме тягу 10200 фунтов (45 кН) и на форсаже 16000 фунтов (71 кН)

Размеры:

размах крыла 25 фт 7 дйм (7,81 м)
длина 56 фт 9 ¼ дйм (17,02 м)
высота 15 фт 9 ¼ дйм (4,82 м)
площадь крыла 277 фт² (25,75 м²)

Вес:

пустого 14 000 фнт (6350 кг)
с полезной нагрузкой 20 640 фнт (9365 кг)
максимальный взлетный 29 027 фнт (13 170 кг)

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 36 000 футов (11 000 м) M=1,86 (1225 миль/ч, 1975 км/ч) 
скороподъемность 31950 фт/мин (162,3 м/с)
боевой радиус 450 миль (730 км)
перегоночная дальность с подвесным топливным баком 1735 миль (2795 км)
практический потолок 58 000 фт (17 700 м)

Вооружение:

стрелковое – одна 20-мм шестиствольная пушка M61 Vulcan с боезапасом 725 снарядов
подвесное – 6000 фунтов (2727 кг) на пяти пилонах; типичная боевая нагрузка – две или четыре ракеты AIM-9 Sidewinder и ПТБ


Примечание: в реальности существовал проект истребителя с ВВП Bell XF-109, который не пошел дальше стадии макета. Более подробно о XF-109 можно прочитать тут https://alternathistory.ru/proekt-istrebitelya-bombardirovshchikaperekhvatchika-pvo-s-vvp-bell-d-188a-ssha

  1. как сообщает израильский историк авиации Шломо Алони (Shlomo Aloni), в середине 1960-х годов США начали заменять Францию в качестве поставщика вооружений государству Израиль, но делалось это с некоторыми оговорками. Американцы соглашались поставлять самолеты в случае, если израильтяне не могли найти их эквиваленты в другом месте. Так, например, израильский запрос на поставку F-4 Phantom II был отклонен, поскольку американцы указали на Dassault Mirage 5 в качестве его полноценной замены

источник: https://www.flickr.com/photos/dizzyfugu/9150436119/in/photostream/

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account