Альтернативные крейсера типа «Йорк» или ранний «Саутгемптон»
Альтернативные крейсера типа «Йорк» или ранний «Саутгемптон».
В посте Андрей Малеев. Рейдеры для Фатерлянда (https://alternathistory.ru/andrej-maleev-rejdery-dlya-faterlyanda/), есть парочка загадочных опечаток / прорывов из альтернативной реальности
Водоизмещение новых кораблей (тип «Дойчланд» — примечание) не должно было превышать 10000 т для броненосцев, 6000 – для крейсеров, 800 – для эсминцев, 200 – для миноносцев. Максимальный калибр артиллерийских орудий не мог превышать 280 мм.
Версия о том, что у немцев по условиям Версальского мира было ограничение не только на водоизмещение, но и на вооружение не нова (сюда же относится то, что немцы вооружали корабли 283-мм орудиями, но называли их 28-см – мол три миллиметра скрыли).
И
Трудно сказать, на что рассчитывал командир группы «G» коммодор Генри Харвуд, вступивший 13 декабря 1939 года в бой с тремя крейсерами, вооруженными двадцатью восемью 152-мм орудиями, против Admiral Graf Spee, вооруженного шестью 280-мм и восемью 150-мм орудиями
И вот эта информация, куда больше альтернативная, ведь в реальной истории английские крейсера («Эксетер», «Аякс» и «Ахиллес» имели 6 203-мм и 16 152-мм орудий, т.е. 22 орудия), а здесь имеем или альтернативные «Линдеры» (в смысле «Аякс» и «Ахиллес с 9-ю орудиями) с альтернативным «Эксетером» (с 12-ю орудиями).
и
Ну или другая альтернатива, связанная с альтернативным «Эксетером».
*****
РИ.
После закладки головного корабля серии (тип «Йорк), которая согласно кораблестроительной программе 1925 года планировалась из семи единиц. Адмиралтейство планировало второй корабль этого типа начать строить 15 марта 1928 года на верфи в Девонпорте, третий и четвёртый заложить в 1929 году, и ещё две единицы были включены в программу 1929—1930 годов. Однако из-за ограниченности морского бюджета и охватившего вскоре страны западной Европы экономического кризиса постройка крейсеров «класса В» из года в год откладывалась. Пока Лондонский морской договор 1930 года, принятый по результатам Лондонской конференции, установивший лимиты общего водоизмещения по классу тяжёлых крейсеров для каждой страны-участницы конференции, положил конец строительству крейсеров с восьмидюймовой артиллерией в британском флоте. Постройкой двух крейсеров типа «Йорк» Великобритания исчерпала установленный для неё предел общего водоизмещения по тяжёлым крейсерам и могла теперь строить только лёгкие крейсера.
Британские крейсера уменьшенного водоизмещения с восьмидюймовой пушками были заказаны из-за поворота в британской кораблестроительной политике, ориентированного на удешевление программ развития флота. Появление малых тяжёлых крейсеров в своих флотах было обусловлено совершенно разными причинами, недостаточность защиты была очевидной (крейсера типа «Йорк» иногда даже назывались «полутяжелые» — англ. Light heavyweight), их бронирование не защищало от прямых попаданий восьмидюймовых снарядов, и все малыши проигрывали в сопоставлении с полноценными «вашингтонскими» крейсерами. «Эксетеру» не повезло и он в бою встретился с «супертяжами» (англ. Super heavyweight) — крейсерами в нарушение договора построенными с превышавшим стандарт водоизмещением, японскими крейсерами типа «Мёко» (в последнем для себя бою в одиночку пришлось драться против четырёх) с предсказуемым результатом
АИ
Великобритания (учитывая слабость крейсеров типа «Норфолк») кардинально пересмотрела проект, и тип «Йорк» представляет не тяжелый (с 203-мм орудиями), а легкий (со 152-мм орудиями) вариант крейсеров типа «Норфолк». Другими словами, Королевский флот получает ранний вариант крейсеров типа «Саутгемптон» с 12 152-мм орудиями. Серии «Аретьюза» нет, ну или она продолжает развитие «Йорка» / «Саутгемптон». При этом, Великобритания еще сохраняет лимит на тяжелые крейсера…
Противники обнаружили друг друга утром 13 декабря 1939 года, почти одновременно (около 5:50 по Гринвичу), однако немцы быстрее поняли, что перед ними – боевые корабли. Правда, лёгкие крейсера они приняли за эсминцы, поэтому рейдер охотно двинулся на сближение. Поскольку немцы обладали преимуществом в дальности стрельбы (так они могли поражать противника с дистанции 27 тыс.метром, в то время как англичане – только с 20 тыс.метров), то самой эффективной тактикой для англичан было быстро сократить дистанцию и приблизиться на такое расстояние, когда 152-мм снаряды смогут пробить борт «Шпее». К тому же, это позволило бы британцам использовать торпедные аппараты – немцы такой возможности побаивались (свидетельством этому является поведение «Лютцова» и «Хиппера» в «Новогоднем бою» 31 декабря 1942 года).
Развив полный ход, четыре крейсера – британские и немецкий, быстро стали сближаться. При этом, «Эксетер» двинулся заходя на него слева, а «Аякс» и «Ахиллес» заходили справа, вынуждая немцев или рассредоточить огонь по двум целям, или выбирать кто опаснее – один большой крейсер или два малых.
Впрочем, даже с чуть другим рисунком боя, исход не изменится — «Шпее» потоплен, Великобритания потерь в кораблях не имеет.
В дальнейшем, крейсера типа «Йорк» ждет судьба как и в РИ: «Йорк» погибает в битве за Крит в 1941 г, «Эксетер» — в Яванском море в 1942 году.