Альтернативная история ОСА-76 и боевые машин на ее базе.
1943г. СССР.
Советская армия к концу Великой войны, стала самой моторизированной в мире.
Общий выпуск ОСА и всех ее модификаций за всю историю, составил около 120 000 единиц. Сделав ОСА-самой массовой и популярной бронемашиной в мире.
Со временем, стала основным легким БТР в СА. Прошла несколько модернизаций.
На универсальной базе ОСА-БТР-44, было создано много специальных боевых машин и носителей вооружения. Находилась на вооружении армии и флота СССР до 1960 г. В ВДВ до 1965г. В армиях союзников до сих пор.
Выпускалась и конверсионная, гражданская небронированная версия многофункционального вездехода “ПЧЕЛКА”. Которая, за свою надежность и не прихотливость, сыскала, себе славу во всех труднодоступных уголках мира, от полюса до полюса.
ОСА-БТР-44 с установленной 100 мм противотанковой пушкой БС-3. Самое мощное противотанковое орудие сухопутных войск РККА (Бронепробиваемость снаряда на дальности в 900 м – 160 мм). На фронте с конца 1944г. Поставлено 585 единиц. В составе отдельных полков истребительно-противотнковых артиллерийских бригад РГК.
Не смотря на то, что шасси было несколько перегружено, ОСА-100, обладала, приемлемой проходимостью и маневренностью. Прекрасно зарекомендовала себя как эффективное средство борьбы с тяжелыми танками и САУ, многократно усилив ПТО войск.
На фронте получила прозвища “слонострел”, “мини Элефант” и “ОСА с царь-пушкой”.
В некоторых странах пройдя модернизацию, до сих пор стоит на вооружении.
Моторный агрегат ГАЗ порой свободно "нарабатывал" 400 моточасов и более и при этом часто не требовал ремонта.
В эксплуатации они были очень неприхотливы, просты в освоении личным составом, подвижны и маневренны во время маршей. Несмотря на то, что максимальная скорость ОСА была ниже, чем у Т-34, благодаря более удачному распределению передач подвижность ОСА была выше, чем большинства иных танков и САУ.
Но главное преимущество ОСА было в том, что она позволяла решать практически все задачи, которые только можно было придумать для дивизионной и противотанковой пушки, обладая при этом более устойчивой базой и высочайшей маневренностью. В умелых руках ОСА на Днепре, под Кенигсбергом, в Берлине и на Карельском перешейке двумя-тремя выстрелами прямой наводкой попадали снарядом в амбразуру ДОТ и ДЗОТ.
На "линии Кароля" в Румынии ОСА-76 проявили себя как прекрасные "кочующие батареи" для проведения артналетов и контрбатарейной борьбы, так как ОСА-76 могла вести огонь даже с закрытых позиций по установкам полевой артиллерии, причем командиры легких ОСАУ имели в среднем лучшую артиллерийскую подготовку, чем командиры СУ-85, которых учили "по-танковому".
В Венгрии, за Тиссой ОСА-76 прикрывали плацдарм от яростных атак мадьярской пехоты и конницы, ведя губительный огонь шрапнелями, поставленными "на картечь". А уж в навыке сбивать немецкие пулеметы, обстреле живой силы и т.д. равных ей не было.
Количество уничтоженных вражеских танков и САУ, расчетами ОСА-57- доподлинно не известно. Но оно очень велико. Расчеты ОСА-57 смело вступали в схватки с тяжелыми Пантерами, Тиграми и Королевскими тиграми, успешно уничтожая более сильного и бронированного противника.
Конструкторы КБ завода №38 инженеры Чирков и Мизонов, за разработку ОСА, были отмечены орденами и премиями. Главный инженер Щукин получил Сталинскую премию и Звезду Героя Советского Союза.
С уважением,
Сергей Сыч
Рисунки: Сергей Сыч