Альтернатива флота 1906-1954: Часть III. Отдельная бригада крейсеров на Средиземном море
Продолжаю полуальтернативу русский флот в первой мировой войне.
Первая мировая война породила новую тактическую единицу в нашем флоте — отдельную бригаду крейсеров на Средиземном море.
История ее появления достаточно интересна.
По окончании русско-японской войны крейсерские силы на Балтике оказались в достаточно плачевном состонии. Если считать два бронепалубных крейсеров которые остались во Владивостоке, то из 22 боеспособых крейсеров в 1904 к 1906 остались 10. Из них можно было вычеркнуть устаревший «Память Азова» и откровенно слабый «Алмаз», таким образом на Балтийском флоте остались броненосные «Громобой», «Россия» и бронепалубные «Богатырь», Олег», «Диана» и «Аврора», но и эти корабли назвать полностью боеспособными не поворачивался язык.
Хотя работы по постройке новых кораблей были развернуты еще до окончания военных действий было понятно что ближайшие 3-4 года придется довольствоваться тем что есть, а то что есть было мягко говоря не в самом лучшем состоянии.
Первоначально планировали сохранить в составе эскадры Балтийского флота бригаду крейсеров куда вошли бы самые современные и мощные корабли к ним «богини» в Адмиралтействе уже не относили, но в до 1908 года они регулярно входили в состав бригады подменяя крейсера которые выходили в ремонт, но позднее и «Аврору» и «Диану» вывели в резерв в котором они мирно находились до 1910 года когда одной светлой голове не пришла мысль – в чем смысл гонять в походы с гардемаринами и молодыми матросами основные боевые корабли (а каждый год флот пополнялся новыми кораблями для которых требовался подготовленный экипаж) тратя их ресурс если можно модернизировать для этих целей две бронепалубные «богини» и схожий во многом с ними пришедший с Дальнего Востока «Аскольд». Так в мае 1911 года в море вышло новое соединение русского флота 3-я бригада крейсеров, которая впрочем во многих официальных бумагах называлась учебной бригадой.
Кроме бронепалубных крейсеров в состав бригады в компанию 1911 года ввели учебный крейсер «Двина» (бывший броненосный крейсер «Память Азова»), но если в плаваньях по Балтике (в сентябре бригада посетила Данию) старый корабль еще не сдавал позиций, то в компанию следующего года которая подразумевала дальнее плаванье в Северное море «Двина» уже не годилась и ее окончательно перевели в разряд просто учебных кораблей и передали в состав учебно-минного отряда Балтийского моря. А в состав бригады вошло учебное судно «Океан», таким составом соединение проходило компанию 1912 года, на Северном море и компании 1913 и 1914 годов когда они несли службу на Средиземном, при том «Океан» так же выполнял обязанности транспорта при бригаде.
Рассчитывали что в сентябре 1914 года после 4 месячного похода по восточному средиземноморью бригада вернётся в Кронштадт, после чего «Океан» уйдет на капитальный ремонт, но война серьезно скорректировала планы.
После объявления войны стало понятно что прорваться в условиях превосходства немцев на море в Финский залив крейсера не смогут, уходить на Север так же не имело смысла поскольку в строящемся Романове на Мурмане не было подходящей ремонтной базы, а корабли нуждались в ремонте для длительного действия от более обустроенных баз флота. Тогда было принято решение провести плановый ремонт во Франции, а в начале 1915 года перевести корабли в состав флотилии СЛО, но после вступления в войну Турции крейсера по просьбе союзного командования оставили на Средиземном море как отдельную бригаду крейсеров.
Сентябрь-ноябрь на кораблях перебирали силовую установку, чистили корпус и перекрашивали корабли из белого (такой цвет корабли получили еще в 1912) в серый. «Океану» требовался больший ремонт и его провели в Марселе дополнительно установив 4х120 мм орудия превратив во вспомогательный крейсер.
С января 1915 года корабли действовали у берегов Сирии и Палестины с целью уничтожения судов противника и обстрела прибрежных пунктов, имевших военное значение.
Совместно с кораблями союзников «Аскольд», «Аврора» и «Диана» вели разведку, несли дозорную службу у турецкого побережья, высаживали диверсионные группы, вступая в поединки с береговыми батареями, боролись с военной контрабандой, досматривая торговые суда у берегов Болгарии (в то время эта страна имела выход к Эгейскому морю), Греции.
Но самым примечательным событием в карьере крейсеров стало участие в Дарданелльской операции крейсера вошли в 6-ю эскадру союзного флота под командованием французского контр-адмирала Гепратта, представляя среди 200 кораблей и судов стран Антанты вооруженные силы России.
Крейсера "Аскольд" (на переднем плане) и "Диана" на Средиземном море, начало 1916 г.
До конца апреля бригада продолжала действовать у Дарданелл. Несколько раз входили в пролив и вели огонь по батареям турок на азиатском берегу, прикрывая союзные войска на Галлиполийском полуострове. В конце весны бригада крейсировала в восточную часть Средиземного моря, выполняя многочисленные поручения союзного командования.
Крейсера даже подверглась атаке U-21 под командованием знаменитого подводника Херзинга но торпеды прошли мимо.
20 июля в Порт-Саиде с пришедшего с Дальнего Востока минного заградителя «Уссури» приняли боезапас.
В начале октября крейсера приняли участие в операции союзного флота у побережья Болгарии, вступившей в войну на стороне блока центральноевропейских держав.
15 января 1916 года сводная рота с русских крейсеров участвовала в союзном десанте, занявшем греческие форты на мысах Кара-Бурну и Тузла,
В марте-июле 1916 года бронепалубные крейсера прошли еще один ремонт в Тулоне на этот раз для того что бы перейти все таки в состав флотилии СЛО (правда "Аскольду" требовалось зайти в Глазго для дополнительного ремонта), осталось дождаться прибывавший с Дальнего Востока «Варяг».
Отряд для переходы был сформирован и в октябре четыре крейсера — «Аврора», «Диана», «Аскольд», «Варяг», 6 ЭМ и МЗ «Могутай» отбыли на Север. «Аскольд» в середине ноября вошел в док Гринока, а остальные корабли 23 ноября бросили якорь на рейде Романова на Мурмане.
Чт же касается больших крейсеров то их присутствие на Средиземном море с военной точки зрения не имело большого смысла, впрочем и на Белом море броненосные крейсера были особо не нужны, что не скажешь о политической. Наличие военной силы на море пусть и небольших масштабов заставляло считаться с российскими интересами в регионе.
Крейсер "Витязь" у побережья Греции, 1917 г.
В новый состав бригады вошли броненосные крейсера «адмирал Макаров» и «Витязь», вспомогательный крейсер «Океан» и плавмастерская «Ксения».
Революционные события в России мало повлияли на деятельность бригады, корабли продолжали совершать огневые налеты на турецкое побережье (особенно отличился «адмирал Макаров») несколько раз входя в пролив, а в мае 1917 поддерживали действия отдельных частей 2-й дивизии Русского экспедиционного корпуса в Салониках.
В июне 1917 «Витязь» отправился в Тулон для ремонта и перевооружения, а остальные корабли по соглашению с греческими властями стали на отдых на о. Корфу, это так же было связано с начавшимися все таки брожениями в экипаже.
Таким образом деятельность бригады до марта 1918 года прекратилась.