Альтернатива Char B1 ter. Проект тяжелого танка AMX Tracteur B. Франция
Еще одна интересная статья из жж Юрия Пашолока.
Одним из символов безнадежности французской танкостроительной программы межвоенного периода с стал тяжелый (боевой) танк Char B1 ter. Первый опытный образец машины с усиленной броневой защитой и курсовой орудийной установкой, имевшей наведение и по горизонтали, был готов еще в декабре 1937 года. Между тем, машина получилась не совсем такой, как планировалось, а что еще хуже, ее испытания затянулись. Осенью 1939 года было принято решение, что, начиная с танка с серийным номером 715, Char B1 bis будет заменён на B1 ter. Позже концепцию изменили: внедрение B1 ter в серию отодвинули на март 1941 года, начиная с танка с порядковым номером 1333. Учитывая реальные темпы выпуска B1 bis, над этими планами можно только грустно посмеяться. При этом машина за 1939-40 год успела измениться, причем часть переделок воплотили в металле. По крайней мере, запустили выпуск трех опытных образцов, которые не успели достроить.
Еще более интересным моментом стало то, что одними только работами по Char B1 ter дело не ограничилось. Параллельно конструкторским бюро AMX (Ateliers de construction d’Issy-les-Moulineaux, бывшее танкостроительное подразделение Renault, национализированное в 1936 году), началась разработка принципиально нового танка, который, в перспективе, мог стать конкурентом Char B1 ter. По крайней мере, выглядел он более разумно, чем машина, которая базировалась на концепции еще начала 20-х годов. Впрочем, и у AMX Tracteur B, так назывался этот проект, принципиальных проблем хватало с головой. Самая главная из них заключалась в том, что концептуально это был всё тот же Char B, только на новом техническом уровне. Это означало, что машина всё равно имела немало «костылей», хотя и выглядела более разумно, чем всё то, что предлагалось другими компаниями.
О том, когда именно началась разработка AMX Tracteur B, история умалчивает. Что можно говорить точно, что это ответ AMX на программу Char B 40, по крайней мере, на это намекает масса машины (40 тонн). Вместе с тем, данный проект очень сильно отличался от того, что AMX разрабатывала в 1936-37 годах. Вероятнее всего, эта машина являлась частью своеобразного «триплекса» (средний, «боевой» и сверхтяжелый) танков, которые создавались AMX в 1939 году. Все они появились осенью 1939 года, все имели похожую конструкцию ходовой части, да и корпуса тоже имели характерные особенности.
Машина получалась такой же высокой (высота шасси 1950 мм), как и более ранние разработки AMX. Вместе с тем, можно заметить, что взгляд конструкторов Ateliers de construction d’Issy-les-Moulineaux несколько изменился. По сравнению с предшественниками корпус стал менее вытянутым, да и конструктивно он был сильно другим. В конструкции AMX Tracteur B предполагалось массово использовать литьё, при этом конфигурация корпуса постепенно менялась. В финальном варианте массивные лобовые и кормовые детали корпуса крепились на болтах к катаным бортами и листам крыши/днища, причем так, что болтовые соединения не торчали наружу. Литыми были и ниши под ходовую часть, причем элементы подвески находились внутри них, это позволяло их обслуживать изнутри танка, а заодно они защищались от огня вражеской артиллерии. Изначально лоб корпуса должен был иметь толщину 80 мм, но к февралю 1940 года толщина снизилась до 70 мм. Толщина бортов составляла 60 мм, кормы 55 мм, а башни — 80 мм. В принципе, для защиты от 5 cm Pak 38 на средних дистанциях вполне достаточно.
Ходовая часть машины также была унифицирована для танков AMX, причем базой стала подвеска AMX 38. Но так было изначально — на проектных чертежах ноября 1939 года, а также в январе-феврале 1940 года. Уже в марте на AMX подвеску переработали: теперь одна свеча была на 2 опорных катка. Судя по всему, идея с двумя «свечами», соединённых между собой сверху «коромыслом», показала себя не очень хорошо. Поэтому сделали чего попроще. Вместе с тем, сама по себе ходовая часть изменилась не сильно. Количество опорных катков осталось то же (16 на борт, из них 2 спереди и сзади стояли независимо, ими танк опирался при преодолении препятствий), да и диаметр остался тем же — 290 мм. Такая ходовая часть была вполне приемлемой для танка, который планировался неспешным. В качестве силовой установки предполагался дизельный мотор Aster мощностью 370 лошадиных сил с возможностью форсирования до 400. То есть машина была бы плюс-минус подвижной (35-40 км/ч вполне были реальными).
Есть в у некоторых граждан, включая и историков, всякие влажные мысли о том, как бы развивалась концепция Char B 40 дальше. Обычно они думают о том, что французы бы поставили двухместную башню с 75-мм пушкой. Вот только про эти фантазии можно забыть. Бредовый концепт генерала Эстьена продолжал оставаться на месте. Ни о каких 75-мм пушках в башне для «боевого» танка не шло и речи, в лучшем случае небольшое расширение погона. Вот и AMX Tracteur B был по тому же концепту.
В башне предполагалось поставить 47-мм казематную пушку APX Mle.1934 RF, аналогичную по баллистике противотанковой пушке CA Mle.1937. А вот с орудием во лбу корпуса были варианты. Помимо «штатной» 75-мм SA 35, предлагалась 75-мм казематная пушка APX с длиной ствола 30 калибров либо 105-мм горная гаубица Mle.1928. Причем на схемах обычно фигурировала именно горная гаубица.
Самое печальное, что башня так и осталась одноместной. Диаметр погона был примерно те же 1100 мм, что и ранее, так что командиру/наводчику/заряжающему было бы всё так же весело. И никаких намеков на двухместность. Пор большому счету, французские конструкторы расписались, что бредовую концепцию могут и немного улучшить, но прорыва можно было не ожидать. Да и в металле AMX Tracteur B не появился бы раньше 1941 года. А то и позже. А то и вовсе бы не появился, французских военных мотало из стороны в сторону, что в итоге и привело к краху мая-июня 1940 года.
источник: https://yuripasholok.livejournal.com/12849237.html