И поныне корабли редко заходят в Моонзунд; ищущим простора и глубины, им нечего делать на этих сумрачных плесах, которые сжаты дюнами осыпающихся в море призрачных островов.
В 1914 году пристань Куйваст (Куйвасту) на острове Моон (Муху) стала маневренным пунктом базирования русских Морских сил Рижского залива. Здесь находились броненосцы береговой обороны «Император Павел I» и «Андрей Первозванный». Эсминцы и миноносцы, а также множество других судов стояло на этом рейде. Моонзунд — пролив мелководный, глубина отдельных участков доходит до 2-3 метров. Чтобы обеспечить проводку крупных кораблей, в 1916 году русские провели дноуглубительные работы и построили Моондзундский канал глубиной около 9,5 метров. Иногда этот канал называют Кумарским, по названию острова и рифа, вблизи которых он проходит. Командующий Морскими силами Рижского залива адмирал Бахирев в своих записках пишет: «Работы по строительству канала велись практически всю войну. Планировалось довести глубину фарватера до 15 метров, чтобы обеспечить проход в Рижский залив новейших линейных кораблей».
Основные сражения развернулись в Моондзундском проливе осенью 1917 года.
17 октября германская эскадра двумя колоннами подошла в южному входу в Моонзунд. От дежурной канонерской лодки «Бобр» была получена радиограмма: «Вижу 28 дымов на SW. Неприятельские силы идут на Куйваст». Броненосцы и крейсер «Баян», подняв стеньговые флаги, вышли навстречу противнику. Адмирал Бахирев держал свой флаг на крейсере «Баян». Несмотря на подавляющее неравенство сил, адмирал Бахирев решил принять бой. Расчет строился на использовании минного заграждения, расположенного к югу от рейда Куйваст и огня береговых батарей острова Моон и порта Вердер — классический бой на минно-артиллерийской позиции, что-то вроде сражения 300 спартанцев у Фермопил. Удерживая Моонзунд, можно было еще обеспечить переправу на остров Моон и далее, на остров Эзель, артиллерийских и кавалерийских частей, чтобы сдержать наступающий немецкий десант и спасти положение.
(Башню №3 я конечно сместил. Но это не переделка готового корабля, а достройка с 1906 года по новому проекту. Поэтому будем считать что машину еще не установили и её фундамент перенесли вперед.)
Противник выслал вперед миноносцы и тральщики, надеясь «продавить» минное заграждение. При появлении тральщиков первой открыла огонь Моонская батарея. Затем, с дистанции 125 кб три залпа дал «Андрей Первозванный» добившись накрытия. Тральщики, прикрывшись дымовой завесой, большим ходом отошли к югу. Одновременно два немецких линейных корабля открыли огонь по трем русским кораблям. Дистанция боя была выше предельной для немецких орудий, и снаряды ложились с недолетом. С юга была замечена группа больших германских миноносцев, шедших на норд строем фронта. С «Императора» по ним был сделан один выстрел из носовой башни, давший, по-видимому, попадание. На одном из миноносцев был виден взрыв и пожар. Миноносцы бросились отходить, за ними последовали и германские линкоры, напоследок дав несколько залпов по Моонским батареям.
После обеда немцы решили не бросать тральщики на убой, а стали искать способ обойти минное заграждение с востока. Два немецких линкора большим ходом пошли к русским минным полям. «Император Павел I» с дистанции 130 кб произвел двухорудийный залп башней № 2 и вставшие по курсу германских кораблей два высоких всплеска четко обозначили границу, переходить которую не рекомендуется. Не сбавляя хода, линкоры противника сделали поворот через бейдевинд и начали отход. За ними потянулись и тральщики под прикрытием миноносцев.
В 15 часов 20 минут на «Баяне» был поднят сигнал: «Полубригаде броненосных кораблей адмирал изъявляет свое удовольствие за отличную стрельбу». Бахирев разрешил кораблям стать на якорь и объявил, что команда имеет время обедать.
Броненосец береговой обороны типа «Андрей Перврзванный».
Строительство начато 28 апреля 1905 года. Спущен на воду 7 октября 1907 года. Введен в эксплуатацию 30 апреля 1911 года.
Водоизмещение — 16 590 тонн. Длина — 145,2 м, ширина — 24,4 м, осадка — 7,7 м.
Бронирование: пояс крупповской брони — 79…216 мм, казематы — 127 мм («Андрей»), башни главного калибра — 63,5…254 мм, башни среднего калибра — 50,8…177,8 мм («Андрей»), щиты орудий — 50,8мм («Император»), боевая рубка — 102…203 мм, нижняя броневая палуба — 39,6 мм, скосы — 38,1 мм, верхняя палуба — 31,7 мм
Двигатели: 2 вертикальных машины тройного расширения, 25 котлов системы Бельвиля мощностью 17 635 л. с. (13 МВт). Скорость хода — 18,5 узла (34,3 км/ч). Дальность плавания 2100 морских миль. Экипаж — 750 офицеров и матросов.
Вооружение.
ГК — 3х2 — 305/55-мм ОСЗ обр. 1907 года. Угол ВН составлял -5°…+30°, скорость ВН 3 град/с, скорость ГН 3 град/с. Максимальная дальность стрельбы при угле ВН +30° — 26715м.
СК. «Андрей Первозванный» — четыре двухорудийные башни 152/50-мм ОСЗ и четыре казематные 120/50-мм Виккерса. + (2 × 63-мм, 4 × 37-мм).
«Император Павел I» — восемь 130/55-мм орудий ОСЗ в щитовых одноорудийных установках. + (2 × 63-мм, 4 × 37-мм).