Аэростаты в строю

20

Аэростаты в строю

Сегодняшний день можно считать юбилеем военно-воздушных сил. Ровно 230 лет назад, 2 апреля 1794 года в революционной Франции была сформирована так называемая аэростатная рота — первая в мире военная авиачасть. Таким образом, ВВС — едва ли не первый род войск, чье появление на авансцене истории можно четко датировать. Ведь рождение пехоты, кавалерии, военно-морского флота, саперных войск и артиллерии теряется во мгле веков, а дату их возникноения невозможно отследить со сколь-нибудь приемлемой точностью.

А менее чем через три месяца, 26 июня 1794 года, армейские воздухоплаватели, которых во Франции называли аэростьерами, приняли участие в знаменитой битве с австрийцами при Флерюсе. В этом сражении французы впервые в истории использовали воздушный шар для наблюдения за противником.

Командир первой аэростатной роты капитан Жан-Мари-Жозеф Кутель и бригадный генерал Антонин Морло в течение пяти часов находились на высоте 200 метров в гондоле водородного аэростата-шарльера, следя за расположением и перемещениями вражеских войск. Полученные сведения аэрнавты передавали, бросая на землю записки с грузами. Их немедленно доставляли командующему французской армией генералу Журдану, благодаря чему он имел оперативную и подробную информацию о противнике. Это в значительной мере способствовало победе французской армии.

На  картине Жана Батиста Маузе изображен генерал Журдан в сражении при Флерюсе. Вдали виден парящий в небе воздушный шар, являющийся непременным атрибутом всех гравюр и живописных полотен, посвященных этому событию. Далее - еще два рисунка XIX века на ту же тему.

На  картине Жана Батиста Маузе изображен генерал Журдан в сражении при Флерюсе. Вдали виден парящий в небе воздушный шар, являющийся непременным атрибутом всех гравюр и живописных полотен, посвященных этому событию. Далее — еще два рисунка XIX века на ту же тему.

Аэростаты в строю Аэростаты в строю

После успеха при Флерюсе во Франции сформировали вторую воздухоплавательную роту и прикомандировали ее к Рейнской армии генерала Пишегрю. Подразделения воздушной разведки принимали участие в осадах городов Шарлеруа, Вюрцбург, Майнц, Рейхштадт, Штутгарт и Аугсбург, а также — в Египетской экспедиции Бонапарта. Правда, над пирамидами воздушный шар так и не поднялся, поскольку он был уничтожен англичанами в Абукирском морском сражении вместе с перевозившим его кораблем.

Французские раскрашенные гравюры, посвященные капитану Кутелю и применению аэростата при осаде Майнца. Для обмена короткими и заранее согласованными сообщениями между аэронавтами и наземными службами использовалась флажковая сигнализация.

Французские раскрашенные гравюры, посвященные капитану Кутелю и применению аэростата при осаде Майнца. Для обмена короткими и заранее согласованными сообщениями между аэронавтами и наземными службами использовалась флажковая сигнализация.

В общем, польза от аэростатов была несомненной, однако, 28 января 1799 года первая авиарота по непонятной причине была расформирована. А 17 ноября 1801 года указом военного министра Бертье, явно согласованным с Бонапартом, ликвидировали и вторую воздухоплавательную роту, а ее персонал перевели в артиллерию. И в дальнейшем, вплоть до завершения наполеоновской эпохи, во Франции не предпринималось попыток возродить военное воздухоплавание.

Я пытался выяснить у своих знакомых, интересующихся наполеоникой, чем было вызвано такое пренебрежение, но никто из них не смог дать вразумительного ответа. Похоже, что Бонапарт был попросту равнодушен к воздухоплаванию и не осознавал его значения, несмотря на анекдоты о том, что он якобы намеревался использовать армию воздушных шаров для форсирования Ла-Манша и высадки на Британских островах.

А если взглянуть на тему шире, то создается впечатление, что великий полководец был человеком довольно косным, недалеким и консервативным во всем, что касалось технических инноваций. Известна история о том, как он обозвал шарлатаном и выгнал Роберта Фултона, предложившего ему проект подводной лодки. Успешно испытанный Фултоном в 1803 году пароход, который мог двигаться против течения, тоже не вызвал у будущего императора никакого интереса.

Да и вообще, за почти полтора десятилетия единоличного правления Наполеона сложно вспомнить хотя бы одно серьезное техническое нововведение, внедренное во Франции, за исключением жаккардовского ткацкого станка для производства узорчатых тканей.

А военное воздухоплавание возродилось только в 1849 году в виде беспилотных боевых дронов, которыми австрийцы бомбили Венецию. Но это уже совсем другая история.

Слева - аэростьеры в форме 1794 года удерживают баллон, справа — солдаты и офицеры воздухоплавательных рот в обмундировании образца 1798 года.

Слева — аэростьеры в форме 1794 года удерживают баллон, справа — солдаты и офицеры воздухоплавательных рот в обмундировании образца 1798 года.

По итогам прочитанного даже интересно, как бы пошла Отечественная война, ведь Бородино тоже было неоднозначно, а с аэростатами туман войны был бы сильно прозрачней…

 

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account