Адмирал-провал: выдуманные заслуги Исороку Ямамото
Исороку Ямамото — пожалуй, самый известный японский военный Второй мировой. Гениальный флотоводец, отец палубной авиации Японии и ярый противник войны — таким он остался в массовом сознании. Но так ли оправданы заслуги главнокомандующего Объединённым флотом и стоило ли американцам его ликвидировать?
Содержание:
Последний полёт адмирала
Утром 18 апреля 1943 года 16 американских истребителей P-38 «Лайтнинг» отправились в боевой вылет. Над островом Бугенвиль они перехватили пару японских бомбардировщиков G4M «Бетти» с эскортом из шести «Зеро» и сбили оба бомбардировщика.
Это осталось бы рядовым эпизодом, если б не пассажир, погибший на одном из самолётов, — главнокомандующий Объединённым флотом Японии адмирал Исороку Ямамото.
Истребители оказались там неслучайно: благодаря расшифровке японских радиограмм американцам было известно о времени и маршруте инспекционной поездки адмирала по передовым базам на Соломоновых островах.
Решение «достать Ямамото» было принято на самом верху, и остальное было уже делом техники.
Уже на следующий день тело адмирала нашли на месте крушения самолёта. То, что, получив 12,7-мм пулю в голову и пробив собой остекление фонаря, он, мёртвый, пролетел несколько десятков метров через джунгли и
«продолжал сжимать в руке свой меч»,
оставим на совести японской пропаганды. Его прах был доставлен в Токио, где состоялись государственные похороны по высшему разряду.
Жизнь после смерти
Японские адмиралы Второй мировой погибали по-разному. Тюити Нагумо, обвиняемый в провале при Мидуэе и «нерешительности» в Пёрл-Харборе, покончил с собой в 1944 году при обороне острова Сайпан. Другой подчинённый Ямамото, его начальник штаба Матомэ Угаки, после объявления о капитуляции сел в самолёт камикадзе, которых сам и придумал. А глава генштаба ВМС Осами Нагано умер в тюрьме, не дождавшись приговора Токийского трибунала.
Останься Ямамото в живых, его гарантированно ждал бы приговор того же трибунала. И вряд ли «автор Пёрл-Харбора» отделался бы так же легко, как министр ВМС адмирал Сигэтаро Симада, отсидевший аж десять лет из своего пожизненного срока. Однако Ямамото повезло вовремя погибнуть, и в истории он остался совсем в другом качестве.
Героическая гибель адмирала в японском фильме «Исороку» 2011 года
Не только в большинстве исторических работ, но и в массовой культуре — от книжек и кинофильмов, до комиксов и аниме в жанре «альтернативной истории» — главком Объединённого флота изображается исключительно «весь в белом». И касается это не только Японии, но и, как ни странно, их противников по Второй мировой.
В результате в массовом сознании Исороку Ямамото предстаёт поклонником Америки, противником войны и чуть ли не пацифистом. Создателем японской палубной авиации и великим стратегом-флотоводцем, ведшим Японию от победы к победе. Якобы и остановило его даже не подавляющее превосходство США, а больше досадные случайности, непрерывно косячившие подчинённые и не ценившее его гениальность начальство.
Настоящий Ямамото
В реальности же Исороку Ямамото был карьерным офицером, дослужившимся до высшего звания. Пацифистов среди таких не бывает. Он действительно был противником как союза с Германией и Италией, так и новой экспансии — но исключительно потому, что считал её несвоевременной до тех пор, пока Америка всерьёз не завязла в европейской войне.
Ямамото, конечно, осознавал возможности США. Вот только «любовью» к стране, сдерживавшей его родину в Восточной Азии, он, как и любой нормальный японский националист, никогда не страдал. Так что после принятия политического решения Ямамото стал одним из активнейших проводников идеи превентивной нейтрализации американских сил на Тихом океане в качестве первого и главного условия успешной реализации японских планов.
Адмирал Ямамото был, без сомнения, харизматичным лидером и отличным организатором, но вот приписывать ему исключительную роль в создании «воздушного меча империи» тоже не стоит. Тут достаточно вспомнить, что главное японское ноу-хау в области палубной авиации — её массированное применение, — а также создание первого в мире авианосного объединения, 1-го Воздушного флота, придумали и продавили совсем другие люди.
Военный гений
Стратегических операций за Ямамото числится ровно две: Пёрл-Харбор и Мидуэй. Причём обе были им навязаны любимому начальству путём неприкрытого шантажа отставкой. При том что у этого самого начальства оба раза были гораздо более разумные планы.
Алексей Широ
Хм. Некоторые выводы довольно… странные.
1) Исходные планы японского командования сводились к Kantai Kessen — напасть на Филиппины, затем засесть в оборону и ждать прихода американского флота. Проблема в том, что американский флот еще до войны отказался от идеи спасать Филиппины и вместо этого избрал стратегию «прыжков по островам» для постепенного преодоления японского оборонительного периметра. Т.е. все, чего добились бы этими планами — Япония потеряла бы время и инциативу тупо сидя в обороне.
2) По-факту, следствием убийства Ямамото стало как раз то, что японский флот полностью отказался от любых попыток бороться за инициативу и засел в обороне. Если в 1942 — начале 1943, японские ВМФ довольно активно пытались создавать американцам проблемы, то в конце 1943 и до лета 1944 японский флот вообще ничего не делал.
Пёрл-Харбор, при всём его оперативном успехе, в результате стал стратегическим провалом. Начиная от высокой политики — была сразу похоронена даже минимальная возможность превратить войну в некое подобие русско-японской — и заканчивая отвлечением того самого «меча империи», авианосцев, от района основных операций.
Логическим следствием этой «сокрушительной победы» стала авантюра при Мидуэе, где Ямамото хотел исправить ситуацию, которую сам же и создал своим ударом по Пёрл-Харбору. Чем это всё закончилось — известно.
Было у Ямамото и ещё одно «достижение», которое почему-то никогда не связывают с его именем — Гуадалканал. Принято считать, что японский флот там выступил ого-го, а вот тупые армейские генералы подкачали. Но это именно флот не смог толком обеспечить ни переброску войск на остров, ни их поддержку с моря, ни даже снабжение той малости, что перебросить всё же удалось.
Выводы пусть каждый сделает сам, но американцы, возможно, допустили большую ошибку, ликвидировав Ямамото. Покомандуй он ещё — глядишь и война на Тихом океане закончилась бы значительно раньше.
источник: https://warhead.su/2020/04/20/admiralproval-vydumannye-zaslugi-isoroku-yamamoto
++++++++++
Зачем это здесь? Зачем портить этот сайт таким низкосортным анализом?
Статья для домохозяек читающих жёлтую прессу, а ни как не для сайта любителей истории.
Те же ошибки, что допустил Того при атаке Порт-Артура. Не добил врага в его логове.
А вывод статьи я думаю верен.
На основании этой статьи можно сделать два заключения:
1-е — конспирологическое — слив Японии, данная версия уже рассматривалась, приводились интересные факты…
2-е — Ямамото не гений стратегии….
Приведенная здесь статья была для меня интересной, но не очень убедительной. Здесь подвергается критике стратегия адмирала, но известно, что лучше иметь плохую стратегию, чем не иметь никакой. Здесь же не предлагается никаких других стратегий, в случае войны с Америкой. Ведь стратегия «Занять Филиппины и ждать американцев» заведомо проигрышная, войны обороной не выигрывают. Так в чем же вина адмирала (перед Японией), или же его недальновидность — так может утверждать только тот, кто знает, как тому следовало действовать для достижения победы.
А «угроза отставкой», которую вроде поставили ему в упрек — достойный поступок, потому, что лучше уйти в отставку, чем выполнять план, который ты считаешь неверным или гибельным. Командующий должен иметь самостоятельность при принятии решений, иначе не может отвечать за результаты, и надо освободить место тому, кто больше достоин доверия.