1

И вот свершилось! Пройдя долгий и непростой путь от чертежной доски и до стапеля, сквозь финансовые кризисы, пересмотры проекта и неоднократные задержки, 7 декабря 2017 года (в годовщину атаки на Пирл-Харбор, хотя британцы клянутся, что это не было намеренно) первый британский суперавианосец, R08 "Куин Элизабет" вступил в состав Королевского Флота.

Оригинал статьи: https://fonzeppelin.livejournal.com/27242.html

R08 "Куин Элизабет" в строю

Для британского кораблестроения, постройка этого корабля стала предметом особой гордости. "Куин Элизабет" является крупнейшим британским военным кораблем, когда-либо построенным, переняв этот титул от знаменитого линейного крейсера HMS "Худ". При водоизмещении в 70600 тонн, "Куин Элизабет" на второе место в мире — после США — по размерам авианосцев. Хотя "Куин Элизабет" и меньше, чем атомные суперавианосцы США, она, тем не менее, превосходит все остальные авианосцы в мире. И, вероятно, будет занимать этот "серебряный пьедестал" по крайней мере до вступления в строй первых китайских атомных суперавианосцев.

Для британского флота, вступление в строй "Куин Элизабет" тоже означает важный доктринальный сдвиг. С появлением в строю суперавианосца, британский флот полностью отошел от доминировавшей в конце XX века концепции "эскортного и противолодочного флота" — основной целью существования которого была защита американских трансатлантических конвоев в случае конфликта с СССР — и вновь вернулся к традиционной роли "проекции силы" и борьбы за господство на море. Вместе с эсминцами типа "Дэринг" (отличными кораблями, но склонными к поломкам) и многоцелевыми атомными субмаринами типа "Эстьют" (возможности которых впечатлили даже американцев), британский флот теперь в состоянии формировать полноценные (почти) авианосные ударные группы, способные оперировать против любых целей.

R08 "Куин Элизабет" в строю

Интересно отметить, что первой британской эскадрильей, которая завершит перевооружение на новые истребители-бомбардировщики укороченного взлета/вертикальной посадки F-35B, станет 618-я эскадрилья RAF. Помимо того, что это прямые наследники знаменитых "Дамбастеров" Второй Мировой, это еще и одна из двух эскадрилий, которые (по соглашению между флотом и ВВС) будут базироваться на "Куин Элизабет". Кроме того — как временная мера — в декабре 2017 года, США и Великобритания подписали соглашение, по которому британский авианосец будет базировать американскую эскадрилью морской пехоты, также оснащенную F-35B.

В перспективе, с 2023 года к "Куин Элизабет" будут приписаны две эскадрильи — 618-я RAF и 809-я FAA (Fleet Air Arm, воздушные части флота). В мирное время, эскадрильи будут ротироваться между авианосцем и берегом; при необходимости, обе могут быть развернуты на борту авианосца. Исходные планы предполагали, что авиакрыло "Куин Элизабет" будет состоять из 36 самолетов F-35B и четырех вертолетов, но современные планы развертывания (озвученные в 2010 году) определяют состав авиакрыла в 12-24 самолета F-35B и 14 вертолетов разных моделей.

R08 "Куин Элизабет" в строю

И тут мы подходим к главному недостатку "Куин Элизабет"; авианосец не имеет катапульт и аэрофинишеров, и использует трамплин для взлета самолетов. Это серьезно ограничивает его возможности, вынуждая использовать только самолеты укороченного взлета/вертикальной посадки (вроде F-35B), снижая темы взлетно-посадочных операций и не давая использовать самолеты ДРЛО. Британское правительство рассматривало возможность перепроектирования второго корабля серии — R09 "Принс оф Уэллс" — с установкой на него электромагнитных катапульт и аэрофинишеров американской постройки. Технически, такое решение представлялось несложным; авианосцы типа "Куин Элизабет" имеют полностью электрическую силовую установку (то есть их газовые турбины и дизели работают на динамо-машины, которые вырабатывают ток для маршевых электромоторов) и имеют избыток электрической мощности. Однако, перепроектирование на катапульты потребовало бы закупки палубных истребителей-бомбардировщиков F-35C, что сделало бы невозможной унификацию по используемым машинам с RAF и потребовало бы значительного дополнительного финансирования. Это также создало бы проблемы с эксплуатацией "Куин Элизабет", перестройка которой под катапульты была уже затруднительна. В конечном итоге, в 2012 году правительство Британии решило, что лучше иметь в строю два авианосца, пускай и с несколько ограниченными возможностями, чем один оптимальный.

R08 "Куин Элизабет" в строю

Частично решить проблему ДРЛО британцам удалось, спроектировав подвесной модуль ДРЛО "Воронье гнездо" (англ. Crowsnest). Этот модуль должен подвешиваться с минимальными переделками на любой вертолет Merlin HM2; иные типы летательных аппаратов — включая конвертопланы V-22 и AW609 — также могут быть адаптированы как потенциальные носители. В настоящее время, проходят испытания два варианта модулей — от британской фирмы Thales и американской Lockheed. Принятие на вооружение ожидается в 2019 году, а до тех пор "Куин Элизабет" будет оснащена старыми вертолетами ДРЛО Sea King ASaC.7

В целом, вступление "Куин Элизабет" в строй стало важным достижением британского флота — первым полноценным кораблем основного класса, построенным для Великобритании за последние шестьдесят лет (с того момента, как в 1955-ом вступил в строй тяжелый авианосец R09 "Арк Ройал", заложенный еще во время войны). С новым суперавианосцем, британский флот вышел на первое место по возможностям в Западной Европе, и вновь обрел способность проецировать силу глобально, в любой точке земного шара.

P.S. Ну, и аргентинские военные "ястребы" вновь вынуждены положить зубы на полку — "окно возможностей" для Фолклендского реванша, наступившее со списанием в 2011-ом последних британских "Харриеров", официально и необратимо закрылось. 🙂

Подписаться
Уведомить о
guest

13 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account