Лёгкий танк Pz.Kpfw.II играл достаточно важную роль в структуре немецких танковых войск. Вопреки расхожему мнению, основанному на мемуарах немецких генералов, учебным этот танк не был. Более того, на момент создания Pz.Kpfw.II являлся одним из лучших лёгких танков в мире. Появившийся практически случайно, он вплоть до середины 1942 года занимал видное место в боевых порядках вермахта. Выпускался Pz.Kpfw.II с небольшими перерывами на протяжении пяти лет. Какова же история создания танка Pz.Kpfw.II и что представляли собой его первые серийные версии?
Трактор с автоматической пушкой
В феврале 1930 года в Германии впервые был поднят разговор о трёхтонном танке с 60-сильным двигателем и вооружением, состоящим из 20-мм автоматической пушки. Этот проект получил обозначение Kleintraktor, то есть «малый трактор». Первоначально танк должен был чем-то напоминать Leichttraktor, то есть иметь переднее расположение моторного отделения и кормовое расположение боевого отделения.
После испытаний Leichttraktor Krupp и Leichttraktor Rheinmetall стало понятно, что схема с кормовым расположением трансмиссии неудачна. В 1931 году через подставную фирму немецкие военные закупили три английских тягача Carden-Loyd. Они стали основой для разработки концерном Krupp нового Kleintraktor, с передним расположением трансмиссии и мотором сзади. 1 июля 1933 года за танком закрепилось другое обозначение — La.S. (Landwirtschaftliche Schlepper, то есть «сельскохозяйственный трактор»).
С вооружением для Kleintraktor произошёл конфуз. Дело в том, что танк задумывался трёхместным, а при имевшихся габаритах и лимите по массе единственным способом поставить на него 20-мм автоматическую пушку оказалась её установка в неподвижную рубку. Такую конструкцию инженеры Krupp разработали ещё в 1931 году. В это же время за проектирование установки 20-мм автоматической пушки взялась ещё одна фирма – Rheinmetall. Впрочем, 12 октября 1932 года генерал Освальд Лутц (Oswald Lutz), отвечавший за моторизацию Рейхсвера, отдал предпочтение варианту с башней и двумя пулемётами. От казематной установки для Kleintraktor военные отказались. Но ненадолго.
В январе 1934 года 6-е управление вооружений инициировало начало разработки нового лёгкого танка. Первоначально этот танк обозначался как verstaerkter Kleintraktor 6 to, то есть «усиленный малый трактор 6-тонного класса». Это был уже третий по счёту танк с названием Kleintraktor, причём, как и первый, превратившийся впоследствии в Leitchtraktor, он имел проектную массу в 6 тонн. Впрочем, уже 24 февраля 1934 года проект сменил название на La.S.100 (сельскохозяйственный трактор со 100-сильным двигателем).
На деле работы по La.S.100 начались ещё раньше. В отчете Krupp, датированном 22 декабря 1933 года, уже фигурировал танк большего размера, чем La.S., с вооружением в виде 20-мм автоматической пушки. В отчёте говорилось, что этот танк разрабатывает Daimler-Benz, но это не совсем верно. На деле Daimler-Benz, как и в случае с La.S, работал над башней и подбашенной коробкой. Что же касается шасси, то работы по нему были поручены Krupp. Согласно первоначальному плану, уже к концу 1934 года ожидалась постройка первого опытного образца танка.
Монополия оружейного гиганта из Эссена, впрочем, продолжалась недолго. Концепцию трёхместного танка 6-тонного класса концерн Krupp представил в марте 1934 года. Но похоже, что в 6-м управлении вооружений решили подстраховаться. Дело в том, что La.S., разработка которого шла уже более трёх лет, имел ряд существенных недостатков. Особенно это касалось его силовой установки и некоторых элементов ходовой части. В итоге машину пришлось серьёзно переделывать.
Повторения такой ситуации немецким военным совершенно не хотелось, поэтому в июне 1934 года монопольный проект превратился в конкурсный. В борьбу включилась Maschinenfabrik Augsburg-Nürnberg AG (MAN), работы курировались Фридрихом Рифом (Friedrich Rief), одним из ведущих конструкторов фирмы из Нюрнберга. MAN выглядел вполне серьёзным конкурентом для Krupp: к тому моменту в Нюрнберге уже осваивали выпуск La.S., и это не считая производства тяжёлых грузовых машин и дизельных моторов.
Для ускорения процесса разработки конструкцию ходовой части, с некоторыми изменениями, было решено «позаимствовать» у La.S. В частности, очень похожими оказались траки, схожими были конструкция подвески, опорные катки. И даже общая концепция машины в целом напоминала более лёгкий танк.
В качестве силовой установки предполагалось использовать 120-сильный двигатель Maybach HL 52 объёмом 5,2 литра. Как альтернатива для него предусматривался грузовой 100-сильный мотор MAN. Масса шасси не должна была превышать 6 тонн, ещё 2 тонны резервировались за башней и подбашенной коробкой. Проектная документация от MAN ожидалась к началу июля 1934 года.
В июле к работам присоединилась компания Henschel & Sohn из Касселя, которая также осваивала выпуск La.S. Подобно MAN, Henschel выпускала грузовики. Также здесь строились паровозы. Увы, подробной информации по проекту Henschel не сохранилось, но известно, что машины всех трёх фирм-конкурентов были похожи между собой. На всех стояли двигатель Maybach HL 52, позже заменённый на 130-сильный HL 57, и трансмиссия ZF SSG 45, у всех была почти одинаковая длина корпуса (4600–4700 мм). La.S.100 разработки Krupp также имел 6 опорных катков на борт, схожий по конструкции с La.S. корпус и аналогичную компоновку.
12 июля 1934 года немецкими военными было принято решение о заказе тысячи La.S. Это было напрямую связано с приходом нацистов к власти и переменами во внешней политике. Одновременно сверху поступила команда ускорить работы по La.S.100. Теперь первые опытные машины ожидались уже к январю 1935 года.
Впрочем, одно дело пожелания, а другое – реальность. На деле к началу осени 1934 года фирмы подготовили спецификации и деревянные модели, а вот с выпуском опытных образцов пришлось подождать. Первыми с заданием справились инженеры Krupp, отрапортовавшие, что испытания пройдены успешно и идут дальнейшие работы. Это утверждение вызывает ряд вопросов. На единственной фотографии опытной машины Krupp хорошо видно, что она, по сравнению с исходным вариантом, получила балку-усилитель для ходовой части.
Ближе к лету на испытания вышли по два опытных образца La.S.100 от Henschel и MAN. Каждый из опытных танков довольно серьёзно отличался друг от друга. По итогам испытаний вносились изменения в конструкцию корпуса, ходовой части, внутренних элементов. Победу одержал La.S.100 от MAN, и именно на втором опытном образце этой фирмы испытывалась подбашенная коробка с башней, которые были разработаны конструкторами Daimler-Benz. Поскольку никакой информации по танку от Henschel нет, сравнивать его с машиной MAN сложно. Но своего конкурента, созданного в недрах Krupp, машина из Нюрнберга явно обставляла. Инженерам MAN удалось создать максимально просторное боевое отделение, где нашлось место трём членам экипажа. Да и с точки зрения доступа к агрегатам их танк получился явно удачнее.
Пробными партиями
Согласно первоначальным планам, производство La.S.100 предполагалось начать с зимы-весны 1936 года. В октябре 1935 года был подписан контракт на выпуск первых 75 танков, изначально названных нулевой серией, но быстро переименованных в 1.Serie/La.S.100. Выпуск должен был начаться в апреле 1936 года, а последние машины серии ожидались в сентябре.
Обозначение нового лёгкого танка менялось 3 раза. В конце мая 1935 года он стал называться 2 cm M.G. Panzerwagen (Vs.Kfz.622), то есть «бронированная машина с 20-мм пулемётом (опытная машина 622)». 15 января 1936 года его переименовали в 2 cm M.G. Panzerkampfwagen, а 3 апреля, наконец, были приняты широко известный индекс Panzerkampfwagen II (2 cm) и сквозной индекс Sd.Kfz.121 («спецмашина 121»).
Заказ на Pz.Kpfw.II первой серии было решено разделить на три партии по 25 машин. Первая партия получила обозначение Pz.Kpfw.II Ausf.a/1, вторая Pz.Kpfw.II Ausf.a/2, а третья Pz.Kpfw.II Ausf.a/3. Такая осторожность имела под собой вполне веские основания. Немецкие военные хорошо помнили Pz.Kpfw.I Ausf.A, который, несмотря на вполне удачную конструкцию, имел массу мелких (и не очень мелких) недостатков. Некоторые из них требовали серьёзной переделки танка и привели к появлению модификации Pz.Kpfw.I Ausf.B. Вполне логично было выявить проблемы новых танков на небольших партиях, а не выпускать сразу несколько сотен «сырых» машин и иметь головную боль с ними со всеми.
Несмотря на то что концептуально Pz.Kpfw.II напоминал Pz.Kpfw.I, довольно нетривиальное техническое задание потребовало целого ряда нестандартных решений. В экипаже танка присутствовал радист, которому требовалось выделить отдельное место. Кроме того, требовалось значительное место для установки башни с диаметром погона 1200 мм.
Для решения этих задач двигатель, трансмиссию и вал между ними конструкторы сместили вправо. Туда же отправился и топливный бак. Безусловно, бак в боевом отделении – это не хорошо, но больше девать его было некуда. Заливные горловины бака были выведены вправо, для чего в подбашенной коробке имелись два лючка. Слева от двигателя был размещён радиатор и его воздухозаборник. Вытяжной вентилятор здесь уже не поместился, и для него в кормовом листе пришлось делать отдельную выемку.
Поскольку справа от механика-водителя была трансмиссия, радисту выделили угол сразу перед воздухозаборником радиатора. В случае аварии он мог сложить наклонную стенку воздухозаборника и выбраться через люк на надмоторной плите. Ещё один люк находился в гнутом лобовом листе корпуса перед механиком-водителем. Формально он предназначался для обслуживания элементов трансмиссии, но частенько им пользовались для попадания в танк и выхода из него. Это было не очень удобно, но зато проще и быстрее, чем ждать, пока командир выберется из башни и освободит проход. Поскольку места в танке и так оставалось не слишком много, установить броню танка под рациональными углами наклона конструкторы не смогли.
Башня Pz.Kpfw.II также значительно отличалась от той, что Daimler-Benz спроектировала для Pz.Kpfw.I. На сей раз инженеры обошлись без сложных округлых форм, присущих броне корпуса. Танки первой серии имели корпуса, подбашенные коробки и башни, сваренные из стали с высоким содержанием никеля. Благодаря этому толщина брони не превышала 13 мм, надёжно защищая при этом от пуль винтовочного калибра. Но получалось дороговато.
Довольно похожей на имевшуюся у более лёгкого предшественника выглядела орудийная маска, где были установлены спаренные 20-мм автоматическая пушка KwK 30, созданная на базе зенитного автомата 2 cm Flak 30, и пулемёт MG 34. По сравнению с Flak 30, ствол KwK 30 был укорочен с 65 до 55 калибров, а ёмкость магазинов сокращена с 20 до 10 снарядов. Уменьшение объёма магазина позволило облегчить заряжание в ограниченном объёме боевого отделения и размещение боекомплекта в укладках. С другой стороны, очередь из 10 выстрелов – это нередко маловато.
Несмотря на ряд компромиссов, в целом инженеры MAN совместно с Daimler-Benz создали вполне удачный танк. Впрочем, его всё ещё требовалось доводить до ума.
Планы по выпуску производителю выполнить не удалось. Согласно документам, к 1 октябрю было готово всего 25 Pz.Kpfw.II Ausf.a/1. Эти танки получили серийные номера с 20001 по 20025, причём первые 10 машин имели обрезиненные алюминиевые ленивцы, как и опытные танки. Начиная с танка 20011, ленивец был заменён на цельнометаллический. С этой же машины на танках был изменён доступ к вентилятору системы охлаждения.
Новые изменения появились на танках второй партии Pz.Kpfw.II Ausf.a/2, имевших серийные номера 20026–20050. В днище появились люки доступа к топливным насосам и масляному фильтру. Переделки коснулись и Pz.Kpfw.II Ausf.a/3, получивших серийные номера 20051–20075. На них был увеличен радиатор, а в носовой части корпуса появились крепления для троса. Также путём переделки подвески была немного изменена ходовая часть.
Гораздо более существенные изменения получили танки второй серии. О машинах 2.Serie/La.S.100 речь шла на совещании 17 июня 1936 года. К тому моменту стало ясно, что Pz.Kpfw.II ожидает большой объём выпуска. Первой крупной серией и должен был стать 2.Serie/La.S.100, он же Pz.Kpfw.II Ausf.b. Всего их было заказано 100 штук.
Предполагалось, что вскоре после запуска объём ежемесячного производства удастся нарастить до 25–35 машин, для чего планировалось подключить другие предприятия, включая Henschel. Впрочем, реальность в очередной раз внесла свои коррективы в планы: первые Pz.Kpfw.II Ausf.b (серийные номера 21001–21100) были готовы весной 1937 года, а полностью выполнить заказ удалось к осени.
Танки модификации Pz.Kpfw.II Ausf.b собирались из более простой по составу и менее дорогой стали. Для компенсации потери прочности толщина брони увеличилась с 13 до 14,5 мм. Боевая масса поднялась с 7,6 до 7,9 тонн, но в целом на тактико-технических характеристиках танка это особо не отразилось. Корпус танка удлинился на 35 см, благодаря чему удалось увеличить объём моторного отделения и переделать систему охлаждения, выведя слабо защищённый вентилятор из-под обстрела вражеских пуль.
Танк обзавелся новым глушителем, а его кормовой лист лишился сложной выемки. Серьёзно была переделана и ходовая часть, получившая новые ведущие колёса, опорные и поддерживающие катки. Ширина траков увеличилась с 280 до 300 мм. Именно версия Ausf.b, лишённая ряда серьёзных недостатков предшествующего варианта, стала первой по-настоящему боеготовой модификацией Pz.Kpfw.II. Впрочем, и на этом переделки не закончились.
Танк с ахиллесовой пятой
Несмотря на то что с выпуском первых Pz.Kpfw.II MAN немного затянул, уже к началу 1937 года танки этого типа стали поступать в войска. Ждали их с нетерпением. Хотя было очевидно, что эти танки ещё требуют доработки, тем не менее иных альтернатив у вермахта на тот момент попросту не было. Работы по среднему танку Z.W. (Zugführerwagen), более известному как Pz.Kpfw.III, затягивались, да и первые выпущенные машины имели массу проблем. Ненамного лучше обстояли дела и с танками поддержки B.W. (Begleitwagen), или Pz.Kpfw.IV. Контракт на изготовление 35 танков серии 1.Serie/B.W. был подписан только в декабре 1936 года.
Между тем из Испании, куда немцы отправили Pz.Kpfw.I Ausf.A, шли тревожные новости. Выяснилось, что против советских Т-26 они почти беспомощны, вермахту срочно требовались танки как минимум с автоматическими 20-мм пушками. Таким образом, Pz.Kpfw.II оказался на тот момент единственным более-менее современным немецким танком, находившимся в серийном производстве.
Но и по поводу боевых возможностей Pz.Kpfw.II немецкие военные особых иллюзий не питали. В конце октября 1935 года, то есть ещё до запуска La.S.100 в серию, был подготовлен доклад об эффективности танков. Согласно ему, вооружение La.S.100 позволяло ему бороться с любыми танками, имевшими противопульное бронирование, на дистанциях до 700 метров. Но далеко не все танки к тому моменту имели исключительно противопульную броню.
Книгу «Танки», изданную в Мюнхене в 1935 году как идейное продолжение справочника Хейгля (сам Фриц Хейгль умер в 1930 году), читали не только в Советском Союзе. Немецкие военные вполне серьёзно воспринимали информацию о наличии на вооружении французской армии танков Renault NC-27 и NC-31. О том, что эти танки имели более толстую броню, которую 20-мм автоматическая пушка не пробивала, немцы знали. С такой целью могла справиться только 37-мм пушка.
Несмотря на то что на самом деле ни NC-27, ни NC-31 у французов на вооружении не было, общее понимание сложившейся ситуации у немецких военных было верным, и их озабоченность выглядит вполне оправданной. Как раз к моменту появления доклада у французов на вооружении появились Renault D1, а также запускалось в серию производство Renault R 35 и Renault D2.
Трудности у танков Pz.Kpfw.I, впрочем, имелись не только с вооружением. В ходе эксплуатации выяснилось, что у их ходовой части имелись серьёзные проблемы. Ситуация в случае с Pz.Kpfw.II Ausf.a-b ещё больше усугублялась тем, что их опорные катки были меньшего, чем у Pz.Kpfw.I, диаметра. Ресурс рессор, использовавшихся в качестве упругих элементов, составил немногим более 500 километров. При этом с подвеской Pz.Kpfw.II Ausf.b ситуация обстояла чуть лучше, что стало причиной для переделки танков модификаций Ausf.a/1, a/2 и a/3. На них были установлены улучшенные рессоры, опорные катки и траки. Вместе с тем было вполне понятно, что это полумеры, и с ходовой частью надо что-то делать. Кроме того, с осени 1937 года началась работа по модернизации других элементов Pz.Kpfw.II Ausf.a-b. Корпус у этих танков переделывали минимум дважды.
Ранние Pz.Kpfw.II активно использовались в учебных частях, с некоторых танков при этом снималось вооружение (подобные вещи практиковались и на более поздних модификациях). Несмотря на имевшиеся проблемы, первые Pz.Kpfw.II, в отличие от 1. Serie/La.S., не стали чисто учебными машинами. Безусловно, промашка с конструкцией ходовой части несколько снизила возможности по их модернизации, но это были вполне боеспособные танки, полностью соответствовавшие требованиям немецких военных. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что Pz.Kpfw.II Ausf.a/1 имелись, к примеру, на вооружении 66-го танкового полка 2-й лёгкой дивизии и принимали активное участие в боях в Польше.
Иногда местом боевого дебюта Pz.Kpfw.II называется Испания, но по факту это не соответствует действительности. Никакого документального подтверждения этой информации нет, и скорее всего, речь в таких заявлениях идёт о Pz.Kpfw.I Ausf.A, перевооружённых итальянскими 20-мм автоматическими пушками Breda.
Настоящий дебют немецкого лёгкого танка произошёл в сентябре 1939 года в Польше. Боевая эффективность ранних и более поздних Pz.Kpfw.II оказалась примерно схожей. Результаты боёв с их участием оказались весьма противоречивыми.
С одной стороны, у поляков практически не было танков, которые имели бы защиту от 20-мм автоматических пушек, за исключением небольшого числа Renault R 35, так толком и не повоевавших. С другой стороны, Pz.Kpfw.II зачастую приходилось сражаться совсем не с танками. Борьба с пехотой для Pz.Kpfw.II была одной из типичных боевых задач, а здесь автоматической малокалиберной пушки часто не хватало. Немецкие танкисты требовали танков с более мощным вооружением. Особенно часто в положительном ключе ими упоминались Pz.Kpfw.IV Ausf.A-C, оказавшиеся самыми эффективными немецкими танками польской кампании.
Бои в Польше, впрочем, стали лишь предвестием настоящих неприятностей, которые ожидали Pz.Kpfw.II во Франции. Быстро выяснилось, что здесь лёгкий немецкий танк вовсе является статистом. Уже лёгкие танки Renault R 35, FCM 36 и Hotchkiss H 35/H39 были 20-мм пушке не по зубам. В то же время даже короткоствольные 37-мм пушки французских танков прошивали немецкую машину в любой проекции.
Ответом на такие вызовы стала разработка дополнительного бронирования носовой части корпуса и башни. Разрабатывать его начали ещё осенью 1939 года, но к французской кампании броню получили далеко не все Pz.Kpfw.II. Что же касается непосредственно машин версий Ausf.a-b, то их слишком слабая ходовая часть и вовсе не позволила устанавливать дополнительную броню. Не получили эти танки и командирской башенки. Несмотря на это, отдельные танки первых серий приняли участие в боевых действиях против СССР летом-осенью 1941 года.
Источники и литература:
- BAMA
- Panzer Tracts No.2–1 Panzerkampfwagen II ( Kleintraktor to Ausf.B ), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002, ISBN 0–9708407–6–4
- Panzer Tracts No.1–2 Panzerkampfwagen 1 (Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002, ISBN 0–9708407–8–0
- Panzer Tracts No.7–1 Panzerjaeger (3.7 Tak to Pz.Sfl.Ic), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2004, ISBN 0–9744862–3-X
- Фотоархив автора
Источник – http://warspot.ru/6915-vneplanovyy-tank