Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.
На пятый день Тихоокеанской войны, после короткой череды триумфов удача впервые изменила японцам. Намеченная на тот день – 11 декабря 1941 года – десантная операция на атолле Уэйк закончилась полным провалом. Это была первая в истории японского флота попытка высадки десанта на хорошо укрепленное побережье. Не знаю, есть ли у японцев аналог русской поговорки про первый блин, но операция прошла в точном соответствии с этой мудрой сентенцией.
При планировании захвата Уэйка командование имперского ВМФ явно недооценило противника, выделив довольно скромные силы: шесть эсминцев, два из которых использовались в качестве десантных транспортов, два сторожевика, два безоружных грузовых парохода и три старых легких крейсера для огневой поддержки. "Транспортные эсминцы" и пароходы перевозили две тысячи десантников. Воздушным прикрытием японское командование решило пренебречь.
Американцы начали укреплять Уэйк еще в январе 1941 года. На этот ранее необитаемый подковообразный атолл, состоящий из трех разделенных протоками небольших островков общей площадью 6,5 квадратных километров, был переброшен батальон морской пехоты численностью 450 человек под командованием майора Джеймса Деверо и 68 военных моряков с весьма солидными для такого числа людей огневыми средствами. По периметру атолла успели установить шесть 130-миллиметровых корабельных орудий, 12 76-миллиметровых пушек и 18 тяжелых крупнокалиберных пулеметов. Кроме того, у морпехов помимо винтовок было 30 станковых пулеметов "Браунинг" М1917.
Также на острове имелся аэродром, на котором базировалась эскадрилья морской пехоты WMF-211 в составе 12 истребителей "Уайлдкэт". Их обслуживали 70 авиационных специалистов и аэродромных рабочих. К началу войны сооружение военной базы еще не закончилось, поэтому на атолле, кроме военных моряков, авиаторов и морпехов, оставалось 1140 (по другим данным – 1220) гражданских строителей.
8 декабря японские бомбардировщики совершили налет на Уэйк, выведя из строя все стоявшие на аэродроме "Уайлдкэты". Летчики доложили, что вражеской авиации на атолле больше нет, однако они не знали, что в момент налета четыре истребителя находились в воздухе, а потому – не пострадали. При высадке этот прокол дорого обошелся японцам.
На рассвете 11 декабря японская десантная флотилия под командованием контр-адмирала Садамити Кадзиоки подошла к Уэйку. Крейсера и эсминцы начали обстрел, с берега им ответили 130-миллиметровые пушки, к которым вскоре присоединились трехдюймовки. Американцы стреляли довольно метко. Им удалось всадить 11 снарядов во флагманский крейсер "Юбари", превратив его надстройки в горящие развалины. Поставив дымовую завесу, крейсер вышел из боя.
Эсминцу "Хаяте" хватило всего двух попаданий. Одно из них пришлось в крюйт-камеру и корабль разорвало пополам взрывом собственных боеприпасов. Из его команды почти никто не выжил. "Хаяте" стал первым из многих сотен японских военных кораблей, погибших во Второй мировой войне. Кроме того, получили повреждения крейсера "Тенрю" и "Тацута", эсминцы "Оите", "Яиои" и один из грузовых пароходов. Японцы явно не ожидали такого сюрприза. Поняв, что уэйкский орех ему не по зубам, Кадзиоки скомандовал отход.
Но это был еще не конец, а фортуна в тот день явно подыгрывала гайдзинам. В воздух поднялись четыре уцелевших "Уайлдкэта" с 45-килограммовыми бомбами и полетели вдогонку уходящей флотилии. Летчики отбомбились по кораблям и одному из них повезло попасть в корму эсминца "Кисараги", где были складированы глубинные бомбы. Мощный взрыв разнес вдребезги заднюю часть корабля, а передняя затонула буквально за несколько минут. Большинство офицеров и матросов "Кисараги" отправилось в храм Ясукуни вслед за экипажем "Хаяте". Зенитчикам удалось подбить один истребитель, но его пилот дотянул до берега и, не выпуская шасси, посадил машину на песчаный пляж.
Таким образом, попытка захвата Уэйка обошлась японцем в два потопленных и пять поврежденных кораблей, на которых, согласно японским данным, погибло 469 моряков. Американцы потеряли один самолет и несколько десятков человек убитыми и ранеными. Вторично японцы подошли к Уэйку 22 декабря, подготовившись гораздо основательнее и задействовав намного более крупные силы. Но это уже другая история.
Рисунок современного американского художника, изображающий подготовку к вылету "Уайлдкэта" с Уэйка для бомбардировки японской эскадры
"Уайлдкэты", уничтоженные при японской бомбардировке атолла Уэйк
Флагман контр-адмирала Кадзиоки – крейсер "Юбари"
Легкий крейсер "Тенрю"
Эсминец "Хаяте" – первая жертва Тихоокеанской войны в японском флоте
Схема японской атаки на Уэйк 11 декабря 1941 года
Истребитель "Уайлдкэт" в окраске Корпуса морской пехоты США образца 1941 года
Потопленный "Уайлдкэтом" эсминец "Кисараги"